Африка — континент конфликтов*
В.П. МАКСАКОВСКИЙ
академик Российской академии образования
|
Канадский миротворец позирует
на фоне дорожного указателя
в Руанде
|
В последние десятилетия за Африкой прочно
утвердилась репутация самого конфликтоопасного
региона нашей планеты. Поэтому ее все чаще стали
именовать континентом конфликтов, или, более
образно, кипящим континентом. Действительно, уже
в постколониальный период здесь было
зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе
которых погибло около 10 млн человек, причем
более 90% из них составляли мирные жители. Только в
70—90-х годах в Африке произошло 78 государственных
переворотов, которые стоили жизни 25 президентам.
На протяжении многих лет и даже десятилетий
болевыми точками на континенте оставались
Ангола, Сомали, Судан, Заир (ныне Демократическая
Республика Конго), Руанда, Бурунди, Либерия,
Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара,
Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны.
Африка представляет собой единственный регион
мира, где число конфликтов год от года не только
не уменьшается, но даже возрастает.
Возникновение такой конфликтоопасной ситуации в
Африке объясняют целым комплексом причин
этнического, конфессионального, политического и
геополитического, социально-экономического
характера. При этом иногда эти причины
подразделяют на внешние и внутренние
(межгосударственные и внутригосударственные),
хотя четкую грань между ними провести, наверное,
не так просто.
Все же представляется, что в основе большинства
конфликтов лежат причины этнического характера.
Это объясняется тем, что этнический состав
населения Африки отличается большой сложностью.
Этнографы выделяют на этом континенте 300—500
народов (этносов). По состоянию на вторую
половину 80-х годов численность 11 из них превышает
10 млн человек, а 111 — 1 млн человек (более 4/5
всего населения), остальная часть представлена
преимущественно мелкими этническими
образованиями. Как правило, крупные
многомиллионные народы уже сложились в нации, а
некоторые малочисленные еще сохраняют архаичные
формы социальных отношений.
Большое влияние на историю формирования
этнического состава населения Африки оказали
массовые миграционные движения (в первую
очередь, переселение арабов в Северную Африку в
VII—XI вв.). То же можно сказать о древних и
средневековых государствах Африки — таких как
Гана, Мали, Бенин, Сонгай, Конго, Мономотапа,
Имерина и другие, в которых происходила уже
консолидация родственных племен в народности.
Однако этот естественный процесс был нарушен
сначала работорговлей, которая привела к
обезлюдению огромных территорий, а затем
колониальным разделом Африки, приведшим к тому,
что несовпадение политических и этнических
границ стало скорее правилом, чем исключением.
При этом племенная раздробленность, этнические и
религиозные противоречия нередко искусственно
разжигались и поддерживались.
После завоевания африканскими странами
политической независимости в их этнокультурном
развитии наступил новый этап. Заметно
активизировались процессы этнического
объединения — ассимиляция, консолидация,
межэтническая интеграция, происходит сближение
не только родственных народов, но и народов,
разных по языку, культуре и уровню
социально-экономического развития. Несмотря на
сохраняющуюся во многих странах крайнюю
этническую пестроту, африканцы все чаще называют
себя не по той или иной этнической общности, а по
названию своего государства — нигерийцами,
конголезцами, гвинейцами, ганцами, малийцами и т.
п. Сильное воздействие на процессы этнического
объединения оказывает урбанизация, поскольку
именно городская среда открывает наибольший
простор для межэтнических связей.
Наряду с этим продолжаются и процессы
этнического разделения, проявления племенного
сепаратизма. Особенно осложняет межэтнические
отношения в Африке доставшееся ей в наследство
от прошлого несоответствие политических и
этнических границ, в результате которого многие
крупные этносы оказались раздробленными на
мелкие части. В.А. Колосов в книге о
политической географии приводит данные о том,
что ныне разного рода территориальные споры в
Африке касаются примерно 20% всей территории
континента. К тому же 40% всей протяженности
государственных границ здесь вообще не
демаркированы, 44% их проведены по параллелям и
меридианам, 30% — по дугообразным и кривым линиям
и только 26% — по естественным рубежам, отчасти
совпадающим с этническими. В какой-то мере к
наследию колониализма можно отнести и то, что до
сих пор в 17 странах Африки официальным языком
считается французский, в 11 — английский, а во
многих странах они еще сочетаются с местными
языками.
В результате фактор этничности в Африке сильно
влияет на всю политическую и общественную жизнь,
находит широкое отражение в клановой системе и в
столь характерном для Черной Африки явлении, как
трайбализм (от англ. tribe — «племя»). Так называют
межплеменные противоречия и вражду, истоки
которых восходят к эпохе родоплеменных
отношений. Затем трайбализм получил развитие в
эпоху превращения Африки в колониальный материк.
И ныне в условиях этнического калейдоскопа и
постоянной межэтнической борьбы за власть он
сохраняет свое отрицательное воздействие на
общественные процессы, способствуя консервации
национально-племенной обособленности.
Немалое значение имеют и причины религиозного
характера. Ведь в Африке две мировые религии —
ислам (2/5 всех верующих) и христианство (1/5) — во
многих районах причудливо переплетаются с
разнообразными местными религиями. Все это, в
особенности с учетом усилившегося в последнее
время исламского фундаментализма и экстремизма,
еще обостряет возникающие конфликты, превращая
некоторые из них в этноконфессиональные.
Наконец, нельзя не учитывать и того, что эти
конфликты происходят на фоне крайней
социально-экономической отсталости большинства
стран Тропической Африки, преобладания в них
бедного и беднейшего населения, дефицита
финансовых и материальных ресурсов, огромного
внешнего долга. Все это обостряет межэтнические
конфликты и борьбу за власть. Хотя ныне в основе
большинства конфликтов лежат внутренние
факторы, нужно помнить и о том, что еще
сравнительно недавно с ними сочетался фактор
противоборства двух мировых систем.
Отрицательные последствия такой взрывоопасной
конфликтной ситуации тоже довольно
многообразны. Она увеличивает политическую
нестабильность во многих африканских странах,
провоцирует частые военные мятежи и
государственные перевороты, усиливает
сепаратистские настроения. Одним из совершенно
конкретных проявлений такой повышенной
конфликтности можно считать возрастание
численности беженцев и перемещенных лиц. В
середине 90-х годов в Африке насчитывалось 7
млн беженцев и 20 млн перемещенных лиц, или
более половины их общего количества в мире.
Перейдем теперь непосредственно к географии
конфликтов в Африке.
В Северной Африке в целом их значительно меньше,
поскольку она отличается гораздо большим
этническим единством. Народы этой части
континента говорят на арабском языке, который
уже послужил основой для консолидации таких
крупных наций, как египтяне, тунисцы, алжирцы,
марокканцы, ливийцы. То же относится и к
религиозному составу населения Северной Африки,
где фактически единственной религией был и
остается ислам. Но, несмотря на это, конфликтные
ситуации имеют место и здесь.
Во-первых, это Западная Сахара, которая до 1975 г.
была испанской колонией Рио-де-Оро. В 1976 г., когда
Испания вывела из бывшей колонии свои войска,
Народный фронт (ПОЛИСАРИО) провозгласил создание
нового государства — Сахарской Арабской
Демократической Республики (САДР). Однако тогда
же эту территорию оккупировали две претендующие
на нее соседние страны: на севере — Марокко, a на
юге — Мавритания. Позднее Мавритания отказалась
от своих претензий, и Марокко распространило
свою власть фактически на всю страну.
Намечавшийся еще в начале 90-х годов референдум до
сих пор не проведен, а усилия ООН не дали
положительных результатов, прежде всего из-за
непримиримой позиции Марокко. Поэтому
политический статус Западной Сахары остается,
можно сказать, двусмысленным: с одной стороны,
новое государство признано уже десятками стран
мира, а с другой — в число 54 независимых
государств Африки его пока не включают,
обозначая на картах не как САДР, а как Западную
Сахару. Интересно, что в этом конфликте Франция
приняла сторону Марокко, Алжир поддерживает
ПОЛИСАРИО, а Испания продолжает настаивать на
референдуме.
Во-вторых, это Судан, где основу конфликта
составляют противоречия между нилотскими
народами югa этой страны, исповедующими
христианство и местные религии, и народами
северной части страны, которые приняли ислам. Эти
противоречия привели к возникновению на юге
сильного сепаратистского движения. Здешнее
население выражает свой протест против действий
правительства в Хартуме, проводящего
насильственную исламизацию в южных районах
страны, и требует независимости. После
официального введения в 1983 г. шариата
повстанческая деятельность на юге Судана
переросла в форму военно-политического
противостояния режиму центральной власти.
Поиски компромиссного решения пока не привели к
положительным результатам.
В качестве примера внутриполитических
конфликтов можно привести террористическую
деятельность исламских экстремистов в Алжире и
Египте против светских форм государственности.
Но все же центр конфликтных ситуаций находится в
Черной Африке, или Африке, расположенной к югу от
Сахары.
Начнем с Западной Африки — субрегиона, который
не только включает в себя наибольшее число
независимых государств, но и отличается самой
большой этнической пестротой. Здесь живут
преимущественно народы нигеро-кордофанской
семьи, в том числе такие крупные, как йоруба,
фульбе, моси, ашанти, волоф, бамбара, малинке. Но
при разделе Западной Африки европейскими
колонизаторами фактически все они оказались
разделенными между владениями Франции и
Великобритании. После крушения колониальной
системы эти границы были унаследованы
освободившимися странами.
В годы независимого развития вооруженные
конфликты происходили и происходят во многих
странах Западной Африки — в Нигерии, Чаде,
Сенегале, Либерии, Сьерра-Леоне и др.
Так, в Нигерии в конце 60-х годов происходила
междоусобная война, которая велась федеральными
войсками против сепаратистов, провозгласивших в
восточной части страны свое «государство
Биафра»; война унесла более миллиона
человеческих жизней. А в наши дни страну
буквально раздирают этнорелигиозные
противоречия и конфликты (например, между
мусульманским народом хауса и христианским
народом йоруба). Эти конфликты усилились после
того, как недавно в стране было введено исламское
законодательство (шариат). Газеты всего мира
обошла информация о женщине, имевшей внебрачного
ребенка и осужденной за это шариатским судом на
смерть (с большим трудом удалось добиться отмены
приговора). Разразившийся на этой почве
международный скандал привел также к тому, что
всемирный конкурс красоты в 2002 г. был перенесен
из Нигерии в Лондон.
В Сьерра-Леоне в 1992 г. произошел военный
переворот и началась гражданская война, которая
продолжалась десять лет. В Либерии после
военного переворота в 1989 г. вспыхнула
гражданская война, и правительственные войска
продолжают воевать с мятежниками до сих пор. В
результате в обеих этих странах наступил полный
упадок хозяйства, сотни тысяч людей стали
беженцами. Около двух десятилетий длилась
гражданская война в Чаде.
Ареной многих конфликтов в последние
десятилетия была и остается Восточная Африка,
где проживают народы афразийской,
нигеро-кордофанской и нило-сахарской языковых
семей, исповедующие ислам, христианство и
местные религии.
Здесь главными очагами продолжительных военных
конфликтов давно уже стали страны Африканского
Рога — Эфиопия, Эритрея и Сомали.
Противоречия между Эфиопией и Эритреей уходят
своими корнями в далекое прошлое, когда первая из
этих стран формально считалась независимым
государством, а вторая стала итальянской
колонией. В начале 50-x годов по рекомендации
Генеральной Ассамблеи ООН Эритрея была
присоединена к Эфиопии на федеративных началах.
Но Народный фронт освобождения Эритреи тогда же
начал длительную вооруженную борьбу с
центральным правительством в Аддис-Абебе,
которая закончилась в 1993 г. провозглашением
независимости Эритреи. Вдоль границы между
Эфиопией и Эритреей была создана 25-километровая
демилитаризованная буферная зона. Несмотря на
заключение мирного договора между двумя
странами, враждебные отношения между ними — как
следствие более чем 30-летней войны — еще
сохраняются. Они уже приводили к новым
вооруженным столкновениям.
До крушения колониальной системы в Африке
северная часть нынешней Сомалийской
Демократической Республики была владением
Великобритании, а восточная и южная — Италии.
После провозглашения независимости в 1960 г. эта
страна уже не раз — под лозунгами создания
Великого Сомали — начинала вооруженную борьбу с
соседними государствами, в первую очередь с
Эфиопией, но также с Кенией, предъявляя к ним
территориальные претензии. Однако в 90-х годах
внутриполитическое положение в Сомали
чрезвычайно осложнилось из-за голода, постоянных
племенных междоусобиц и других причин. Более
того, в 90-x годах произошел фактический распад
единого сомалийского государства со столицей в
Могадишо, поскольку появились два
самопровозглашенных государства —
Сомалиленд и Пунтленд со своими столицами и
своими президентами. Хотя в 2000 г. был официально
провозглашен курс на объединение страны,
фактически она продолжает оставаться
расколотой.
Все эти события на Африканском Роге, а также в
соседнем Судане привели к возникновению
массовых потоков беженцев.
А в середине 90-х годов весь мир был потрясен самым
кровопролитным столкновением на этнической
почве, которое произошло в небольшом, но
густонаселенном (более 8 млн жителей)
государстве Руанда в районе Великих озер. Бывшая
бельгийская колония Руанда в 1962 г. получила
независимость. Однако это не привело к
примирению двух населявших ее и постоянно
враждовавших этнических групп — земледельцев
хуту и скотоводов тутси, в разное время
расселившихся в здешней саванне. Тутси пришли
сюда позднее хуту, но именно они заняли
господствующее положение в феодальном
руандийском государстве XVI— XIX вв. Это положение
им удалось сохранить и в колониальный период.
Первые кровавые столкновения между тутси и хуту
в независимой Руанде произошли еще в 1963—1965 гг. Но
особенно трагические события на межэтнической
почве имели место в 1994 г. То, что произошло в этой
стране, нередко сравнивают с геноцидом армян в
Турции в 1915 г., с действиями фашистской
Германии во многих оккупированных ею странах или
«красных кхмеров» Пол Пота в Камбодже. Этот
геноцид начался на фоне продолжавшейся уже
четвертый год гражданской войны между народами
тутси и хуту, когда тутси, которые составляют
только 15% населения страны, устроили кровавую
«этническую чистку», истребив за два месяца
полмиллиона хуту. Общие же людские потери за
время межэтнического конфликта превысили
1 млн человек. Кроме того, из Руанды бежало
более 2 млн человек, а в результате едва ли
не крупнейшие в мире лагеря беженцев возникли на
северо-западе Танзании. Теперь под эгидой ООН
учрежден специальный суд, который должен выявить
виновных и наказать их.
К этому перечню можно добавить конфликтные
ситуации, которые время от времени возникают в
Кении, на Коморских Островах, в других странах.
Некоторые из них вызвали массовый исход
беженцев. Примерно 400 тыс. человек покинули
Бурунди, раньше свыше 1,5 млн мигрировали из
охваченного гражданской войной Мозамбика.
Центральная Африка в этническом отношении
относительно однородна. Это область
распространения народов банту, относящихся к
нигеро-кордофанской семье и говорящих на
родственных языках. Однородна она и в
конфессиональном отношении: здесь обычно
местные религии сочетаются с исламом и гораздо
реже (Габон) — с христианством. Тем не менее и в
этом субрегионе на протяжении последних
десятилетий неоднократно вспыхивали
вооруженные конфликты, которые в первую очередь
отражали борьбу за власть между партиями,
группировками или кланами, однако большей частью
имели и определенную этноконфессиональную
основу. Наиболее яркие примеры такого рода —
Ангола и ДР Конго.
В Анголе вооруженная борьба ведется с начала 60-х
годов. Сначала она была направлена против
португальских колониальных властей. После
достижения независимости в 1975 г. страна стала
ареной длительного соперничества между двумя
местными военно-политическими группировками —
правительственным Народным движением за
освобождение Анголы (МПЛА) и оппозиционным
Национальным союзом за полное освобождение
Анголы (УНИТА). Каждая из этих группировок не
только опиралась на определенные племенные
образования, но и пользовалась постоянной
поддержкой извне: МПЛА — со стороны СССР и Кубы
(кубинские войска помогли Анголе отразить
агрессию ЮАР в 1975—1976 гг.), а УНИТА — со стороны
США. Соглашения между враждующими сторонами
заключались неоднократно. Против УНИТА были
предприняты санкции Совета безопасности ООН.
Разрядка напряженности в Анголе произошла
только в 2002 г., после того как в начале этого года
лидер УНИТА Савимби был убит. Правительство
Анголы объявило об одностороннем прекращении
огня и об амнистии партизанам УНИТА. В августе
2002 г. УНИТА была официально распущена. Но страна
вышла из этой долгосрочной конфронтации
совершенно опустошенной. Только вынужденных
переселенцев здесь насчитывается до 4,5 млн.
Тяжелые испытания выпали и на долю соседней
Демократической Республики Конго. В бывшем
Бельгийском Конго, которое после достижения
независимости в «год Африки» стало независимым
государством, вскоре же началось сепаратистское
движение в самой богатой полезными ископаемыми
провинции Катанга, и это привело к гражданской
войне и вводу в страну войск ООН. С середины 60-х
годов в стране установился авторитарный,
диктаторский режим президента Мобуту. Но во
второй половине 90-х годов его политика
разжигания этнических конфликтов у границ своей
страны привела к вооруженному восстанию племен
тутси, населяющих восточную часть этой страны,
носившей в то время название Заир. Это восстание,
переросшее в гражданскую войну, во время которой
погибли 2,5 млн человек, а численность беженцев
стала измеряться сотнями тысяч, в конечном счете
привело к свержению режима Мобуту в 1997 г. и
образованию Демократической Республики Конго
(ДРК). Ныне перед страной стоят сложные задачи
преодоления последствий длительного
авторитарного правления, достижения
национального согласия и установления
нормальных отношений с соседними странами, в
особенности с Руандой. В декабре 1999 г. в ДРК был
введен 3,5-тысячный контингент «голубых касок»
ООН.
А в Южной Африке на протяжении многих
десятилетий главным очагом постоянных
кровопролитных расово-этнических конфликтов
была ЮАР, где белым меньшинством (18% всего
населения) осуществлялась государственная
политика апартеида, что на языке африкаанс
означает «обособление», «раздельное
проживание». Парламент ЮАР принял законы «О
властях банту» (1951), «О развитии самоуправления
банту» (1959), «О хоумлендах» (1971) и др., в
соответствии с которыми в стране были созданы
бантустаны, или хоумленды («национальные
отечества»). Некоторые из них были объявлены
полностью независимыми, другие находятся на
разных стадиях самоуправления. Но фактически это
были псевдогосударственные образования, хотя и
имевшие каждое свой гимн и флаг, но лишенные
возможности решать внешнеполитические,
финансовые и другие вопросы.
Всего к началу 90-х годов бантустанов в ЮАР было
десять. Они занимали 14% территории страны, причем,
как правило, самые засушливые и неплодородные
земли, к тому же расчлененные на отдельные более
мелкие участки; раньше здесь находились
негритянские резервации. Население бантустанов
юридически составляло 15 млн человек, но
фактически в них жили только 7—8 млн, а
остальные работали в «белой» части страны,
обитая там в специальных гетто. Тем не менее все
африканцы ЮАР, независимо от реального места
жительства, были приписаны к одному из
бантустанов, каждый из которых был объявлен
«национальным отечеством» той или иной
народности.
Но в конце 80-х — начале 90-х годов режим апартеида
в ЮАР был сначала смягчен, а затем фактически
ликвидирован. После 342 лет монополии белого
населения в мае 1994 г. состоялись первые в истории
страны свободные выборы с участием черных
жителей. Победу на них одержало черное
большинство, а новым президентом ЮАР стал лидер
старейшей освободительной организации
Африканский национальный конгресс (АНК) Нельсон
Мандела. Одновременно произошла полная смена и
других государственных структур — парламента,
правительства. Временная конституция страны,
принятая в июле 1994 г., ликвидировала бантустаны.
Однако межэтнические отношения в ЮАР продолжают
оставаться сложными. Тем более что к
противоречиям между белым и «цветным»
населением добавились острые противоречия между
различными националистическими группировками
самих африканцев. Например, полной автономии
требует провинция Квазулу-Наталь, где
по-прежнему периодически происходят
столкновения между народами зулу и коса.
|
Вооруженные формирования
Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР).
Кавалерия на верблюдах — участники парада,
посвященного 25-летию фронта ПОЛИСАРИО
Февраль 2001 г. Город Тиндуф (Алжир) |
В Африке есть молодые независимые
государства, которым удалось избежать острых
межэтнических конфликтов. В качестве примеров
такого рода обычно приводят Гвинею, Нигер. Что же
касается наиболее радикального пути решения
этой сложной проблемы, то не раз уже выдвигалось
предложение перекроить доставшуюся в наследство
от колониальной эпохи политическую карту Африки,
создав на континенте по возможности
моноэтнические (однонациональные) государства.
Но практически это совершенно невозможно.
Этнографы подсчитали, что в таком случае общее
число государств на континенте должно было бы
возрасти до 200—300! Поэтому еще в 1964 г. на I сессии
глав государств и правительств Организации
африканского единства было заявлено, что все
государства — члены ОАЕ обязуются уважать
границы, существовавшие при достижении ими
национальной независимости, поскольку
соблюдение этого принципа является непреложным
условием мира на континенте.
* Очерк из готовящегося нового издания
книги «Географическая картина мира». |