Тутаев1Два берега и ни одного мостаК.А. ПАВЛОВ
|
Тутаев.
|
Тутаев — один из районных центров
Ярославской области, единственный на Волге
город, расположенный на обоих берегах реки, не
связанных мостом; связь между берегами
осуществляется паромной переправой в период
навигации и по льду в зимнее время, а в межсезонье
приходится ездить через Ярославль.
До 1921 г. Тутаев носил название
Романов-Борисоглебск. Долгое время он
представлял собой два самостоятельных города —
Романов на левом берегу и Борисоглебск на правом.
Романов был основан в XIII в. угличским князем
Романом Владимировичем в связи с необходимостью
закрепления северных территорий, налаживания
торговых связей в Заволжье. Позже на
противоположном берегу, где в Волгу впадает
небольшая речка Рыкуша, появилась
Борисоглебская слобода, ставшая поставщиком
свежей рыбы для царского стола. В 1777 г. она
получила статус города. Вплоть до XX в.
Борисоглебск служил периферией Романова. В
начале XIX в. города были объединены в
Романов-Борисоглебск, позднее переименованный в
Тутаев. Выбор нового названия определился
случайным стечением обстоятельств: почти
одновременно с решением о необходимости
переименования вблизи Ярославля произошел
белогвардейский мятеж, в ходе которого погиб
красноармеец Иван Тутаев, никогда, впрочем, в
Романове-Борисоглебске не бывавший.
Важнейший элемент природного ландшафта Тутаева
— река Волга с притоком Рыкушей. Волга не только
определяет планировку и микрогеографию города,
лежащего на разных берегах реки, но служит
фактором культуры, в известной мере формирует
ментальность населения.
Планировка Тутаева опирается на Волгу как на
главную ось, основную транспортную магистраль,
на которую нанизаны улицы города. Левый
(северный) берег получил аграрное развитие, а
правый — промышленное. На этом участке Волги
правый берег относительно пологий и удобен для
размещения промплощадок.
Несмотря на формальное объединение бывших
Романова и Борисоглебска в единый город, Тутаев
— из-за отсутствия моста через Волгу —
развивается как два разных центра, каждый из
которых стремится обеспечить себя особой
инфраструктурой. Город лежит на пути
Рыбинск—Ярославль, и, казалось бы, достаточно
одной дороги Рыбинск—Тутаев—Ярославль. Но
дороги, дублируя друг друга, проходят по обоим
берегам, что позволяет Романовской и
Борисоглебской сторонам чувствовать себя вполне
независимо друг от друга (путь по левому берегу,
правда, несколько дольше: дорога там хуже по
качеству и проходит большее число населенных
пунктов).
Б.М. Кустодиев. Гуляние на Волге.1909
|
Во второй половине XIX в. в
Романове-Борисоглебске началось промышленное
развитие. Из ремесленного в промышленное стало
превращаться шубное производство (полушубки из
овец знаменитой местной, романовской породы). В
80-х годах XIX в. в поселке Песочное, близ города,
начала работу фабрика, выпускавшая знаменитый
кузнецовской фарфор (ныне Первомайский
фарфоровый завод, или ЗАО «Первомайский фарфор»).
В 1864 г. купец Классен основал льняную
мануфактуру для выработки пряжи и тканей. Это
предприятие (ныне — льнокомбинат «Тульма», то
есть Тутаевская льняная мануфактура) долгое
время служило градообразующим для всей
Борисоглебской стороны.
В настоящее время «Тульма» переживает не лучшие
времена, однако производство не прекращается.
Главная продукция — брезентовая водоупорная
парусина.
В 1879 г. в 7 км от города на правом берегу
Волги предприниматель Рогозин запустил
основанный им Константиновский завод русских
минеральных масел. Это предприятие в истории
русской науки известно тем, что на нем некоторое
время работал Д.И. Менделеев. Ныне это
Ярославский нефтеперерабатывающий завод им.
Менделеева2. В наибольшей
степени промышленный облик приобрела
правобережная часть Тутаевского района.
Левобережье осталось преимущественно аграрным.
И сам город Романов-Борисоглебск не превратился
в промышленный центр, поскольку все крупные
предприятия, за исключением льнокомбината, были
созданы за его чертой.
После революции расширялись мощности
промышленных предприятий района, была создана
новая швейная фабрика, однако значительного
импульса развития город так и не получил.
Развитие сдерживалось положением города между
двумя сильными в экономическом отношении
городами — Рыбинском и Ярославлем. И без того
очевидные преимущества Ярославля и Рыбинска над
затертым между ними городком еще более усилились
в конце XIX в., когда два больших города стали
железнодорожными станциями на магистральных
линиях, а к Романову-Борисоглебску была отведена
лишь тупиковая железнодорожная ветка.
Кардинальные изменения в производственном
профиле города произошли лишь в 60—70-е годы
ХХ в. в период реализации стратегии развития
малых городов Центральной России как базисного
звена системы расселения. Программа «500 малых
городов СССР» предполагала усиление
промышленной диффузии из крупных центров в малые
города. Близость к крупному промышленному центру
Ярославлю определила включение Тутаева в эту
программу. Промышленное развитие страны
потребовало увеличения мощностей производства
Ярославского моторного завода (дизельных
двигателей). Завод не обладал достаточными
производственными площадями; их расширение в
пределах самого Ярославля ограничивалось
экологическими факторами и планировочными
соображениями. Тогда и было принято решение о
создании вблизи Ярославля филиала ЯМЗ. Совет
министров СССР постановил начать строительство
нового завода в Тутаеве, расположенном в 38 км
от областного центра. В то время он был тихим
провинциальным городком с населением в
16 тысяч человек и единственным крупным
промышленным предприятием — льнокомбинатом
«Тульма» в центре Борисоглебска на берегу Волги.
Размещение завода было четко спланировано
проектировщиками института «Гипродвигатель»:
созданная на южной окраине правобережной части
города в удалении от планировавшихся жилых
микрорайонов промплощадка была расположена на
автомобильной трассе, идущей от Ярославля на
Рыбинск, вблизи железнодорожной ветки,
соединяющей город со станцией Чебаково. Площадка
создавала условия для подведения инженерных
коммуникаций и для территориального роста в
случае увеличения мощностей производства.
Первоначально в состав завода входили цеха,
работающие для ЯМЗ: литейный и механический, цех
по производству автозапчастей. В 80-х годах
Тутаевский моторный завод (ТМЗ) получил новый
импульс развития: специалистами ЯМЗ были созданы
новые модификации двигателей. Специализацией
ТМЗ стало производство V-образных 8-цилиндровых
дизельных двигателей и силовых агрегатов
мощностью от 270 до 480 л.с., предназначенных для
магистральных автопоездов, большегрузных
автомобилей-самосвалов, городских автобусов
большой вместительности, сельскохозяйственных и
промышленных тракторов, внедорожной и
специализированной дорожно-строительной
техники, дизельгенераторных установок. Кроме
того, в ассортименте выпускаемой заводом
продукции была значительна доля запасных частей
к двигателям семейства ЯМЗ и коробок передач. В
результате ТМЗ превратился в одно из крупнейших
машиностроительных предприятий Ярославской
области.
С начала 70-х годов параллельно с ТМЗ рос и
развивался город: одновременно с цехами в
эксплуатацию вводились новые жилые дома,
коммуникации, социальная инфраструктура. Тутаев
из тихого уездного городка стал превращаться в
современный промышленный центр, сохраняя при
этом свой неповторимый провинциальный облик в
исторической части. Со всей страны в город по
приглашениям съезжались люди, которых, как
правило, привлекала возможность быстрого
получения квартиры. Уже к 1991 г. в Тутаеве
проживало более 46 тыс. чел., из них на
моторном заводе работало около четверти. В
результате Тутаев стал городом-заводом, городом
приезжих, привнесших сюда свою культуру, порой
диссонирующую с местными традициями. В середине
90-х годов приток рабочих на завод практически
прекратился, но продолжался прирост населения
города за счет мигрантов из Средней Азии, в
основном из Казахстана и Узбекистана. Начиная с
1995 г. население города стало уменьшаться
примерно на 100 чел. в год. Ныне в Тутаеве живет
примерно 45 тыс. чел.
Строительство Тутаевского моторного завода
усилило различия между двумя берегами Волги.
Правый берег резко нарастил свои, уже и без того
значительные по районным масштабам промышленные
функции. Правобережье (Борисоглебская сторона)
стало инновационным и миграционным центром. А
левый, романовский берег замер.
Город разбился не только на разные
планировочно-функциональные части, но и на
районы разной ментальности, разных моделей
поведения и восприятия окружающей
действительности. В настоящее время
выделяются три основные
социально-географические группы населения.
Тутаев. Романовская сторона.
|
Коренные жители романовской стороны
(около 14% тутаевцев) сильно отличаются от своих
земляков на противоположном берегу. На вопрос:
«Что вы считаете своей малой родиной?» — 26%
респондентов ответили: «Левый берег». Романовцы
мало мобильны: они редко выезжают за пределы
города (не выезжают никуда 11% опрошенных), а если и
выезжают, то преимущественно в Ярославль (72% —
раз в год и чаще). 80% романовцев проводят отпуск
дома либо у родственников. Мир романовцев
ограничивается зачастую собственным домом (38%
всех проживающих на левом берегу живут в частных
домах), небольшой территорией левобережного
Тутаева и Волгой. Многие из них (особенно пожилые)
почти не знают, что происходит на правом берегу,
который представляется им воплощением всех
недостатков современного мира. О дискутируемом
ныне в Тутаеве вопросе возвращения городу
исторического названия романовцы задумываются
редко (51% романовцев не имеют собственного мнения
по этому поводу). Но они склонны к различного рода
рассуждениям. Романовцы много рассказывают
легенд, среди которых самая распространенная —
про подземный ход под Волгой и три святых
источника. Чудотворность икон как существующий
феномен отметили 15% опрошенных. Люди говорили,
что чудотворное влияние икон многие испытали на
себе. Справедливости ради нужно отметить, что
чудотворная икона «Прибавление ума» в
Покровской церкви известна далеко за пределами
города.
Романовцы — люди патриархального уклада жизни,
они несут в себе элементы старины, свойственные
русской глубинке. В возрастной структуре
преобладают люди старших возрастов, и для них в
целом характерны оседлость, сельский образ
жизни, тесный контакт и взаимопомощь, негативное
отношение к приезжим и к противоположному
берегу, любовь к своему месту жительства. Они,
обладая значительной инерционностью, являются
своего рода традиционным элементом культурного
ландшафта Тутаева. 97% романовцев нравится жить в
Тутаеве, и они никуда не собираются переезжать.
Самые распространенные ответы на вопрос: «Почему
вам нравится здесь жить?» — это «здесь спокойно»
и «здесь красиво» (на обоих берегах). Романовцы
действительно любят левый берег. Несмотря на то,
что прожили здесь с рождения, они замечают
красоту и спокойствие окружающих мест,
противопоставляя их «суете» противоположного
берега.
Различия в ментальности населения, отношение к
новациям нашли свое отражение и в местной
топонимике, которая существует неофициально и
используется только здешними жителями. На левом
берегу преобладают микротопонимы природного и
культурного характера:
Валы — территория у насыпных валов у левого
берега Волги;
Красный бор — красивый, преимущественно
хвойный лес на левом берегу чуть выше по течению
от Тутаева;
Кошкина гора — местность вверх по Волге в
сторону Рыбинска по левой стороне, на этой горе
расположен Обрыв любви;
Дедовские горы — возвышенности на левом
берегу Волги;
Итальянский мостик — мост через один из
оврагов на Романовской стороне.
Романовская сторона.
|
Коренные жители борисоглебской стороны (23% современного населения города) сосредоточены в пределах прибрежной части Борисоглебска, его старой промышленной зоны. В отличие от романовцев они менее патриархальны и проявляют боґльшую благосклонность к нововведениям; их можно считать переходным (от традиционного к современному) элементом культурного ландшафта города. Приход инновации в форме моторного завода на бывшую периферию Романова, каковым долго оставался Борисоглебск, символизировал для его жителей улучшение качества жизни. Возможно, поэтому 95% из них считают своей малой родиной именно Тутаев — город советской эпохи, и почти половина против переименования города, а 40% относятся к этому с безразличием. Борисоглебцы отличаются от романовцев еще и тем, что среди них гораздо больше потомков «заводских мигрантов», людей, приехавших в 60—70-е годы на строительство ТМЗ. Здесь более городской образ жизни: 89% населения правого берега проживает в квартирах с удобствами и им не надо заботиться о том, где взять воду, как обогреть жилье, они закупают большинство продуктов питания, а не производят их сами. Правда, образ жизни не может быть полностью городским в территориальной общности, в которой многие люди в детстве и юности жили в деревне; их образ мысли, стереотипы поведения всегда хотя бы отчасти останутся сельскими. Заволжский Романов для борисоглебцев — это территория, несущая в основном рекреакционную функцию. У них нет негативного отношения к романовцам.
Тутаев. Борисоглебская сторона.
|
Борисоглебцы более мобильны, чем
романовцы, которые часто выезжают в соседние
сельские населенные пункты района, но реже — в
другие места. Борисоглебцы чаще посещают столицу
и Ярославль. Отпуск борисоглебцы проводят
разнообразнее романовцев. Например, ни один из
опрошенных жителей левого берега не отдыхает в
санаториях, домах отдыха России или стран
ближнего зарубежья, в то время как среди
борисоглебцев таких 9% (но ни один из опрошенных
не отдыхал в дальнем зарубежье).
Борисоглебцы несколько иначе проводят досуг по
сравнению с романовцами. Вдвое больше людей в
свободное время смотрят телевизор и читают
книги; несколько меньше — занимаются домашним
хозяйством (живут в отапливаемых домах) и
воспитанием детей; чаще ездят на дачу, намного
чаще занимаются спортом. В гости к друзьям и
родственникам борисоглебцы ходят очень редко.
Торговля, общепит и т.д. — самая распространенная
сфера деятельности среди борисоглебцев. На
втором месте идет тяжелая промышленность (16%).
Фреска «Строительство Вавилонской
башни»
|
Борисоглебцы сильнее романовцев
ощущают влияние приезжих на жизнь в городе, но
при этом они отмечают и положительные моменты
миграции. Каждый десятый ответил, что в связи с
прибытием мигрантов наблюдалось заметное
улучшение в сферах здравоохранения, образования
и т.п., а жизнь в городе стала интереснее и
насыщеннее. Еще 5% отметили как положительное, так
и отрицательное влияние приезжих; среди
отрицательных черт миграции наиболее
распространен ответ «обостряется преступность»
(27% борисоглебцев).
Около 10% борисоглебцев считают, что «истинный
тутаевец» в худшую сторону отличается от
приезжих. Основной недостаток, по их мнению, —
это обособленность и озлобленность коренного
населения. Для борисоглебцев характерны
преимущественно городской образ жизни, сильное
чувство привязанности к Тутаеву как к «малой
родине», но боґльшая экстравертность по
сравнению с романовцами, хотя и среди них 80% не
желали бы жить в другом городе. Менталитет,
сознание этих людей изменяются быстрее, чем у
романовцев. Эта общность находится на контакте
коренных жителей с приезжими и испытывает на
себе их влияние.
Охранная доска на Воскресенском собореФото Александра. sobory.narod.ru |
Неоднородная группа приезжих разных
миграционных волн, локализованных прежде
всего в многоэтажной части правого берега,
принесла на территорию собственные культурные
традиции. Больше половины населения Тутаева (63%)
родились в других местах, причем две трети
приезжих живут здесь уже более 15 лет.
В группе приезжих можно выделить следующие
социально-географические подгруппы:
— самые ранние мигранты — небольшое
количество людей, переехавших в город вследствие
затопления их сел при создании Рыбинского
водохранилища;
— жители, приезд которых в Тутаев был связан с
моторным заводом, — назовем их заводскими
мигрантами;
— люди, переехавшие в Тутаев в 90-е годы, – их
можно обозначить как кризисных мигрантов.
Это самая разнородная группа тутаевцев. Среди
них выделяется особенно интересная с культурной
точки зрения группа йезидов — потомков
курдов, солнцепоклонников, которые компактно
проживают в Тутаеве группой примерно в 300
человек. Несмотря на свою малочисленность, эта
группа населения уже сейчас имеет собственное
кладбище, планирует построить свою школу; в
настоящее время их можно считать одним из
сильных факторов, влияющих на культурную среду
города.
Заводские мигранты составляют 38% всего
населения города. Люди приезжали в Тутаев из
самых различных регионов СССР, почти половину из
них составляют выходцы из Ярославской области.
Инженерный состав практически полностью был
подготовлен в городах-миллионерах Урала. Этих
людей привлекали здесь в первую очередь
стабильная работа и новое жилье. Для них
строились целые кварталы жилых домов,
предприятия сферы услуг с перспективой на
дальнейший бурный рост города, население
которого должно было, по плану, достичь 100 тыс.
чел. Количество приехавших в эту волну миграции
было настолько велико, что они вполне могли
создать и собственную, практически
изолированную от коренного населения общность.
Такая общность фактически и существует, причем
три четверти этих людей уже считают себя
местными жителями и не хотели бы жить в другом
городе.
Ф.В. Новотельнов. Романов-Борисоглебск.1997
|
С коренными жителями отношения у
заводских мигрантов складываются лучше, чем с
прибывшими позже кризисными мигрантами. С
последними у некоторых возникают конфликты,
треть «заводских» с ними просто не общается. С
коренными жителями конфликтов почти не
возникает.
Заводские мигранты — не самая подвижная, хотя и
относительно молодая группа населения.
Доля пенсионеров в ней выросла с 0 до 24%. За
последние 10 лет почти в 1,5 раза сократилась
численность занятых на ТМЗ, равно как и на
стройках, транспорте, связи.
Территория города хорошо обжита заводскими
мигрантами, но они не интересуются прошлым
Тутаева, его легендами. К вопросу о
переименовании города заводские мигранты
относятся так же, как и романовцы. Появившись в
городе, эта категория населения начала
непроизвольно трансформировать существовавший
ранее культурный ландшафт города. Сейчас это
самая многочисленная группа населения, которая
считает город Тутаев своим домом и является
неотъемлемой частью этого города.
Ф.В. Новотельнов.
|
Кризисные мигранты — люди,
приехавшие в Тутаев в 90-е годы. Это, пожалуй, самая
разнородная группа тутаевцев. Среди них есть
такие, кто приехал 10—15 лет назад, когда людей
приезжало мало, поскольку моторный завод
перестал нуждаться в кадрах. Приезжали «к
родственникам» или «по семейным
обстоятельствам», убегали от каких-то неурядиц
на старом месте жительства, уезжали из регионов,
по которым сильнее ударили реформы.
В последующие годы наблюдалось некоторое
увеличение числа приезжих, причем половина из
них — вынужденные мигранты из стран ближнего
зарубежья. Большинство этих мигрантов сейчас
считают себя местными жителями. Эти люди
прижились в городе, трем четвертям из них
нравится жить здесь. Половина из приехавших от 2
до 10 лет назад считают своей малой родиной
Тутаев.
Л. Грушко, 18 лет, г. Тутаев.
|
Все же кризисные мигранты не успели еще
как следует освоить территорию города, они
гораздо меньше называли микротопонимов, чем
романовцы и борисоглебцы. Но по количеству
рассказанных легенд эти люди опередили
заводских мигрантов и борисоглебцев.
Происхождение микротопонимов здесь имеет
новационный характер, они преимущественно
связаны с названиями магазинов:
Санта-Барбара — район коттеджной
застройки в центральной части города, получивший
название от магазина одежды, расположенного в
этом районе;
Столбы — район современной застройки вокруг
универмага «Столбы» и магазина «Академия»;
Простоквашино — окрестности магазина
«Детский мир», где раньше располагался
единственный в городе пункт продажи
кисломолочных продуктов.
Чем меньше лет кризисные мигранты пока прожили в
Тутаеве, тем больше им нравится здесь жить. Это
типичная ситуация: мигрант обычно проходит
несколько стадий адаптации. Сначала, как правило
до года проживания на новом месте, человек
пребывает в состоянии эйфории от того, что ему
удалось-таки переехать и устроиться. Затем еще
некоторое время ему продолжает нравиться новое
место, жить здесь лучше, чем на старом. Постепенно
появляются проблемы, возникают конфликты с
местным населением, человек осознает, что не все
надежды, которые он возлагал на город, могут
реализоваться. 80% ранних мигрантов уже хотели бы
жить в другом городе, в то время как среди более
поздних — лишь 50—60%. Более поздние мигранты
гораздо благосклоннее относятся к коренному
населению.
Особняк XIX в. и арочный мостик
|
Кризисные мигранты — это самая
подвижная категория населения Тутаева. Очень
многие посещают Ярославль каждый день. Эти люди
чаще других ездят в Москву, другие города
области, главным образом в Рыбинск (3-й по
посещаемости тутаевцами после Ярославля и
Москвы). Зато в соседних сельских населенных
пунктах кризисные мигранты бывают редко.
Процесс культурной ассимиляции приезжих с
местным населением на правом и левом берегах
носил разный характер, что было связано с
неоднородной миграционной структурой.
Миграционный поток на левый берег формировался
приезжими из сельской местности Тутаевского
района, и их культурные новации имели более
слабый характер, чем элементы культуры,
появлявшиеся на правом берегу вместе с
мигрантами с более высоким образовательным
уровнем (более половины современного населения
Тутаева с высшим образованием — приезжие).
Соответственно у населения сформировалось и
специфическое отношение к разным частям города.
Например, Романов для жителей правого берега
представляется неким историческим центром,
городским спутником, не входящим в целостное
ядро Тутаева. Сами романовцы это также ясно
осознают, для них историко-культурные ценности
имеют более важное значение, чем для
борисоглебцев.
Главная проблема культурной среды Тутаева
заключается в тенденции к исчезновению пластов
традиционной культуры вследствие технического
переустройства территории, уменьшения коренного
населения, утраты самобытности под воздействием
инновационных процессов и приезжего населения.
Романовская сторона.
|
В результате строительства
Тутаевского моторного завода выросла и
обострилась контрастность двух берегов Волги, а
отсутствие связывающего их моста еще более
усилило различия. Правый берег, на котором
расположен завод и проживает большинство
приезжих, представляет собой своеобразный
инновационный центр. Левый берег, напротив,
ассоциируется с коренными жителями и сохраняет
значение традиционных ценностей. Постепенно,
наряду с Романовом и Борисоглебском
возникла третья, ставшая новационным ядром,
часть города, которую можно назвать собственно Тутаевом.
Романов — старый полуразрушенный город на
левом берегу Волги. Это даже не город, а деревня,
где большинство современных жителей родилось и
выросло. Здесь течет тихая размеренная жизнь, все
друг друга знают, люди привязаны к земле и к Волге
как к родине, как к кормилице. Попадая в Романов,
оказываешься в городе XIX века. Подобное ощущение
создают сохранившиеся и разрушенные купеческие
дома, маленькие магазинчики, напоминающие
старинные лавки, пожарная каланча, возвышающаяся
над всем городом, люди, неадекватно относящиеся к
современности. Главная прелесть Романова,
гордость местных жителей — уникальный соборный
комплекс. Сохранившиеся церкви представляют
единое целое, олицетворяя чистоту и святость
Романова.
Дом с бельведером |
Второй город — это Борисоглебск,
расположенный на правом берегу Волги. Он чуть
моложе Романова, его история тесно связана с
созданием и развитием льнокомбината «Тульма»,
здесь меньше старожилов. Сейчас Борисоглебск,
как и Романов, представляет собой
полуразрушенный город с частными деревянными
домами и разваливающимися казармами,
построенными для проживания первых работников
«Тульмы». Жизнь здесь не такая спокойная, как на
левом берегу. Люди не так сильно привязаны к
земле, они работают на промышленных
предприятиях, больше общаются с жителями
современной части города Тутаева. Здесь как
некое продолжение соборного комплекса Романова
расположен величественный Воскресенский Собор.
В целом Борисоглебск представляет собой
переходную между Романовом и современным
Тутаевом территорию.
Третий город — собственно Тутаев. Это
современная часть города, возникшая со
строительством моторного завода. Город
практически не контактирует с Волгой, имеет
четкую, типичную для молодых городов планировку
и в некоторой степени представляет собой
спальный район Ярославля и Рыбинска, потому что
многие тутаевцы ныне ездят на работу в эти
большие города. Здесь уже практически нет
коренных жителей — большинство приехало сюда из
разных уголков страны во время комсомольских
строек, они очень разные, более амбициозные и
требовательные. Но, несмотря на это, люди любят
свой город. Они не смиряются в проблемами, а ищут
новые пути, новые источники существования.
В 90-х годах предприятия профилирующих отраслей
промышленности Тутаевского района (ТМЗ,
«Тульма») оказались в упадке. В сложившейся
ситуации возникла необходимость поиска новых
путей социально-экономического развития города.
В Тутаеве, обладающем богатым
историко-культурным наследием, есть хорошие
возможности для развития
рекреационно-туристской деятельности. И здесь
внутренняя дифференциация города может служить
дополнительным ресурсом.
Борисоглебский магистрат. 1631 г. |
Тутаев расположен на территории, по
которой проходит маршрут знаменитого «Золотого
кольца», охватывающего несколько
историко-культурных центров Центральной России,
в совокупности представляющих выдающийся район
познавательного туризма мирового класса. Но
рекреационно-туристская деятельность никогда не
была отраслью специализации Тутаева, до сих пор
практически не включенного в туристские
маршруты. В маршрутах «Золотого кольца» туристы,
как правило, знакомятся лишь с великолепной
тутаевской панорамой, живописно открывающейся с
Волги3, что никак не отражается
на экономике города. Город, обладая типичным для
многих городов Центральной России рекреационным
потенциалом, всегда оставался не затронутым
туристскими маршрутами, а его рекреационные
особенности — недооцененными. В настоящее время,
когда людей привлекает что-то новое,
малоизвестность Тутаева можно считать одним из
факторов развития рекреационного комплекса.
Главный ресурс развития познавательного туризма
в Тутаеве — сочетание богатого
историко-культурного наследия с рекой Волгой.
Планировочный «каркас» города — соборы и церкви,
гармонично вписанные в волжский ландшафт.
Многочисленные храмы, являющиеся шедеврами
Ярославской архитектурной школы,
преимущественно были созданы в XVIII веке.
Большинство храмов — Крестовоздвиженский собор
(1865), Казанская церковь (1758), Покровская церковь
(1654), Михайловско-Архангельская церковь (1746—1751),
Церковь Троицы на Погосте (1783) и др. расположены в
наиболее старой, левобережной части города, что в
некоторой степени способствует сохранению
патриархальности романовского населения. Из
левобережных храмов выделяется Покровская
церковь, в которой находится необычная икона
«Прибавление ума», постоянно привлекающая как
местное население, так и туристов, а своей
внешней красотой притягивает Казанская церковь,
гармонично вписавшаяся в ландшафт как
своеобразный центр городской панорамы левого
берега.
В Борисоглебской части города расположен самый
грандиозный храм Тутаева — Воскресенский собор
(вторая половина XVII в.). Своими огромными
размерами, изысканностью и богатством убранства
он может соперничать с крупнейшими храмовыми
сооружениями «Золотого кольца». Особенно
привлекательны его достаточно хорошо
сохранившиеся фрески на сюжеты Нового и Ветхого
завета («Сотворение мира», «Вавилонское
столпотворение», «Песнь песней Соломона»),
резной иконостас XVIII в., обилие деревянной резной
скульптуры, образ Спасителя (XV в.), по преданию
обладающий чудесными исцеляющими свойствами.
К историко-культурным памятникам относятся и
дома XVIII—XIX вв. Это историческая среда,
позволяющая судить о стиле и качестве застройки
Тутаева, имеющего свое неповторимое,
запоминающееся лицо в созвездии красивейших
волжских городов. Наиболее распространен тип
двухэтажного кирпичного дома середины XIX в. с
традиционной композицией для особняков периода
классицизма: фасад украшен овальным, чаще
двускатным фронтоном с ампирным проемом.
Центральные окна находятся в полуциркулярных
нишах; фасад часто бывает отделан небольшими
нишами различной формы. Встречаются фасады,
украшенные лепниной. Многие двухэтажные
особняки имеют портики, иногда с пилястрами, а в
большинстве случаев со сдвоенными колоннами.
Большой интерес представляют интерьеры этих
зданий, в некоторых сохранились изразцы, резные
элементы дверей, окон, лепнина на потолке.
На левом берегу среди сохранившихся деревянных и
каменных купеческих домов XVIII—XIX вв. особенно
выделяется здание бывшего банка, где сейчас
расположен музей, знакомящий с атмосферой
провинциального быта. Следует также отметить
возвышающуюся над Романовом пожарную каланчу
того же периода, кустодиевскую набережную.
На правом берегу практически не сохранилось
исторических объектов, но здесь к компонентам
культурного ландшафта, имеющим рекреационную
значимость для создания культурно-ландшафтного
«турпродукта», относятся промышленные
предприятия. Это льнокомбинат «Тульма» (который
может стать интереснейшим объектом
туристического показа) и Тутаевский моторный
завод 1970-х годов.
Из историко-культурных особенностей,
представляющих интерес для создания турпродукта
на территории Тутаева, также выделяются
вещественные символы города:
— романовский лук, помогающий «от семи недуг»;
— романовская овца и теплые полушубки;
— лодки особой конструкции, получившие название
«романовки»;
— сыр марки «Романов»;
— кузнецовский фарфор (Песочное).
Кроме того, в рекреационном потенциале города
важное место занимают объекты, связанные с
именами знаменитых людей, так или иначе имевших
отношение к городу и близлежащей территории. Это
родившиеся здесь адмирал Ф.Ф. Ушаков, маршал
Ф.И. Толбухин, поэт Ф.Н. Слепушкин,
естествоиспытатель Л.П. Сабанеев, автор
первого в России букваря Н. Головин, первая в
мире женщина-космонавт В.В. Терешкова,
Д.И. Менделеев, работавший на константиновском
заводе минеральных и осветительных масел,
Б.М. Кустодиев, которым здесь написаны такие
известные картины, как «Гуляние на Волге»,
«Провинция» и другие.
Рекреационная инфраструктура в Тутаеве
находится в зачаточном состоянии. Только в
начале лета 2003 г. в городе была установлена
пристань для туристических теплоходов.
Недостаточно развит комплекс средств
размещения, туристским обслуживанием занимается
единственная гостиница «Ярославия». Отсутствует
система общественного питания туристов и
отдыхающих.
Развитию рекреационной деятельности также
препятствует географическое положение Тутаева
вблизи таких крупных центров познавательного
туризма, как Ярославль, Рыбинск и Углич,
обладающих значительными историко-культурными
объектами.
Отношение большинства местного населения к
рекреационно-туристской деятельности
положительно, но психологически жители не готовы
к этому. Сдерживает развитие
рекреационно-туристской деятельности и
отсутствие комплексной информационной базы как
основы рекламы — информационного обеспечения
турбизнеса.
В ближайшее время среда Тутаева будет изменяться
под воздействием сооруженного причала. В силу
того что в город планируются заходы теплоходов
череповецкой турфирмы «Русские путешествия»,
туристы станут новым существенным фактором
трансформации культурного ландшафта города и
его важнейшей составляющей — ментальности
местного населения.
Культурная среда Тутаева менее устойчива к
воздействиям, чем среда крупных городов.
В Ярославле или тем более в Москве строительство
моторного завода практически не отразилось бы на
социальной сфере, на архитектурно-планировочной
структуре, на ментальности жителей этих городов.
В Тутаеве даже появление 300 человек йезидов
изменяет культурный климат. Поэтому при принятии
каких-либо решений, касающихся малых городов,
необходимо тщательным образом продумывать, как
отреагирует на это социальная, культурная,
историческая среда, чтобы не нарушить
равновесия.
1 Статья написана по материалам
зимней экспедиции научного студенческого
общества кафедры экономической и социальной
географии России географического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова. Использованы материалы,
предоставленные Администрацией Тутаевского
муниципального образования, а также результаты
социологического опроса более 260 жителей города
в разных районах методом случайной выборки в
соответствии с половозрастной структурой
города. Старейший тутаевец, опрошенный нами, —
1922 г. рождения, самый молодой — 1986-го.
2 См.: Нефтеперерабатывающие
заводы России//География, № 13/2004, с. 14, 16.
3 И то, круизные теплоходы, как
правило, проходят Тутаев ночью, чтобы рано утром
прибыть в ждущий туристов и прикармливающийся от
них Ярославль. — Прим. ред.