Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №35/2004

XIII Всероссийская олимпиада школьников по географии


XIII Всероссийская олимпиада школьников по географии

Калуга, апрель 2004
II тур (практический). Задания*

Авторы заданий А.И. ДАНЬШИН и П.Л. КИРИЛЛОВ

Практический тур проходил на правобережье Оки в нескольких километрах выше Калуги, на лесной территории пансионата «Звездный» и прилегающей местности: поросшие лесом и распаханные надпойменные террасы, луговая пойма. Большое разнообразие ландшафтов и хорошая весенняя погода благоприятствовали работе. Каждый участник олимпиады прошел маршрут протяженностью более 12 км, останавливаясь на 10 точках и выполняя задания и отвечая на вопросы. Решения и ответы на каждой точке школьник заносил в специальный, выдаваемый ему на точке лист и, отправляясь к следующей точке, сдавал лист дежурному члену жюри.
Старт по времени был дифференцированным, участники прибывали на точки с некоторым временным интервалом, так что жюри (на каждой точке дежурило по 5—6 человек: члены методической комиссии, калужские /принимающая сторона/ педагоги и учителя — руководители региональных команд) имело возможность проверять листы ответов непосредственно на точках.
Зачет по второму туру в этом году был индивидуальным. Командный зачет, практиковавшийся на полевых турах в предыдущие годы, себя не оправдал.
Ясно, что интеллектуальный накал II тура не был таким, как за два дня до этого — на теоретической работе. Но само общение с природой (а многие школьники приехали из регионов, где весна еще и не думала наступать), работа на местности, самостоятельное ориентирование в лесу и на склонах величественной Окской долины дали детям мощный эмоционально-географический заряд.

ТОЧКА 1

Задание 1. По гербам** определите города и поселения Калужской области.

Задание 2. Назовите известных людей, родившихся или живших в Калужском крае, используя приведенные ниже сведения о них.

Русский князь, выдающийся географ и путешественник провел детские годы в родовом имении Никольское Мещовского уезда. Был секретарем физического отделения Русского географического общества. Исследовал глетчеры Финляндии и Швеции, принимал участие в Олекминско-Витимской экспедиции. Особой известностью пользуются его «Записки революционера». Его именем названы город в Краснодарском крае и поселок в Иркутской области

 

Приехав в Калужскую область на постоянное жительство в 63 года, этот человек очень много сделал для Тарусы — города, где он поселился. Он прославился как писатель и краевед, посвятивший много статей и очерков Тарусе и окрестностям

 

Выдающийся русский флотоводец, адмирал родился в селе Комлево Боровского уезда. Участвовал в Средиземноморском походе Ф.Ф. Ушакова, возглавлял Адриатическую экспедицию русского флота в 1806—1807 гг. Под его руководством был разгромлен флот в Дарданелльском и Афонском сражениях. Многое сделал для теории и тактики морского боя

 

Известнейший ученый-космист жил в Калуге в начале ХХ в. Является основоположником ряда направлений в науке — аэроионификации, гелиобиологии, электрогематологии. Летом 1926 г. совместно с К.Э. Циолковским впервые в мире провел экспериментальные исследования в области космической биологии. Многим известны электробытовые приборы его конструкции

 
Талантливый полководец, долгие годы возглавлявший на своей родине противостояние Российской империи, прожил в Калуге с 1859 по 1868 г. В 1866 г. этот высокообразованный человек, знавший арабский язык, труды мусульманских философов, в здании Калужского дворянского собрания принес присягу на подданство и верность российскому императору. В Калуге сохранился дом, известный и сейчас по имени этого человека  

П.А. Кропоткин, К.Г. Паустовский, Д.Н. Сенявин, А.Л. Чижевский, Шамиль.

ТОЧКА 2

Практическое задание. С помощью прибора, лежащего на столе жюри, определите географические координаты точки, где вы находитесь. Запишите координаты в маршрутный лист. Как называется прибор?

Портативный приемник глобальной системы местоопределения

Портативный приемник
глобальной системы
местоопределения

Приемник GPS, или просто джи-пи-эс — прибор моментального местоопределения. См.: В.С. Кусов. Система молниеносного местоопределения//География, № 1/96; А.А. Никонов. Что такое джи-пи-эс//География, № 38/99.

Теоретический вопрос. Перечислите как можно больше способов ориентирования (определения сторон света) в лесу без специальных приборов, инструментов и карт. Какими из этих способов вы можете воспользоваться прямо сейчас? Какие признаки позволяют вам это сделать? Ответ занесите в таблицу.

Помимо общих способов ориентирования без карты и компаса (по солнцу, по звездам) школьники назвали много специфически лесных ориентирующих признаков. Мох нарастает на кору деревьев преимущественно с северной стороны. Натеки смолы на коре — обычно с южной стороны. Муравейники чаще располагаются с южной стороны деревьев. Но следует помнить: чем гуще лес, чем меньше освещается солнечными лучами поверхность земли, тем эти признаки выражены слабее. Иногда участок более редкого леса, где солнечные лучи легче пробиваются сквозь кроны деревьев, создает ложный эффект южной стороны. Если лес разбит узкими просеками на лесоустроительные кварталы (их размеры обычно 2 x 4 км), на перекрестках просек стоят столбы с номерами кварталов; просека в направлении между кварталами с наименьшими номерами идет на север — это признак надежный.

Это не эпизод полевого тура. Это работа жюри по проверке тура первого, теоретического. Видно, однако, что в Калужских школах (а первый тур проходил в 36-м лицее Калуги) даже в теоретических, классных, условиях учат практическому ориентированию

Это не эпизод полевого тура.
Это работа жюри по проверке тура первого, теоретического.
Видно, однако, что в Калужских школах (а первый тур проходил в
36-м лицее Калуги) даже в теоретических, классных, условиях
учат практическому ориентированию

За столом (слева направо): А.М. Филимонова (Калужский областной институт повышения
квалификации работников образования), А.И. Даньшин (Географический факультет МГУ),
Н.Ф. Винокурова (Нижегородский госпедуниверситет)

ТОЧКА 3

Практическое задание. Подготовьте для анализа образец почвы, который был отобран с глубины 10 см на точке, где вы сейчас находитесь.

Инструкция
Положите в стаканчик примерно 20 граммов почвы (около 1/5 объема стаканчика).
Наполните стаканчик дистиллированной водой.
Размешайте содержимое стаканчика пластмассовой палочкой.
При помощи члена жюри произведите измерения. Считайте показания прибора, который член жюри опустит в стаканчик, и запишите их в маршрутный лист.
ВНИМАНИЕ! ДОЖДИТЕСЬ, ПОКА ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРА УСТАНОВЯТСЯ!

Теоретический вопрос.
Что вы измерили?
О каких свойствах почвы свидетельствуют результаты измерений?
Перечислите известные вам факторы почвообразования и подчеркните те из них, действие которых могло бы существенно изменить значение измеренной характеристики.

pH почвы — показатель ее кислотности.
При pH = 7 реакция почвы нейтральная, выше 7 — щелочная, ниже 7 — кислая. Повышенная кислотность почвы отрицательно влияет на развитие большинства растений.
Для снижения кислотности почвы применяют ее известкование, так как известняк (CaCO3) обладает щелочной реакцией. Естественные почвы лесной зоны (подзолистые, дерново-подзолистые), сформировавшиеся на известняках или мергелях, — более плодородны, чем образовавшиеся на других породах.
Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, климат местности, организмы (отмершие и живые), хозяйственная деятельность человека. На pH почвы особо сильно влияют материнские породы, характер растительности (кислый, например, хвойный опад, понижает pH), а также целенаправленная деятельность людей по изменению кислотности почв.

Работой с pH-метром на точке руководили Санал Церенович Очиров из Элисты (Калмыкия), Умардибир Шайихбегович Магомедов из села Сивук (Дагестан) и Светлана Дмитриевна Аленина из Тамбова

Работой с pH-метром на точке руководили
Санал Церенович Очиров из Элисты  (Калмыкия),
Умардибир Шайихбегович Магомедов из села Сивук (Дагестан)
и Светлана Дмитриевна Аленина из Тамбова

ТОЧКА 4

Практическое задание. Снимите показания прибора, находящегося на столе жюри. Как называется прибор, которым вы пользовались? Что вы измерили?
Барометр-анероид. Атмосферное давление.

Теоретические вопросы.
1. Приход весны связывают с разными датами и природными явлениями. Назовите все известные вам дни, которые могут рассматриваться как «знаковые» даты начала весны.

1 марта — начало первого календарного весеннего месяца, обычно психологически воспринимается как начало весны. Близок к этой дате день 8 марта — первый весенний праздник.
Весеннее равноденствие (21 марта ± 1 день; близок к нему праздник Новруз /Навруз/, отмечаемый в мусульманских регионах, но не являющийся собственно мусульманским праздником) считается астрономическим началом весны: день становится длиннее ночи, продолжительность дня увеличивается быстрее всего в году.
Масленица — это по русскому обычаю прощание с зимой; но считать ее начало или конец датой начала весны мешает то обстоятельство, что этот праздник вместе с Пасхой смещается по календарю в пределах с середины февраля до середины марта (Пасха может смещаться в пределах с 5 апреля до 6 мая).
14 марта — начало календарной весны (1 марта) по старому стилю, день св. Евдокии: если курица из лужицы напьется (то есть если в этот день оттепель), то весна будет теплой.

Что же этот прибор измеряет?
Что же этот прибор измеряет?

2. Фенологи делят год на сезоны и подсезоны. Весна в Европейской части России делится на четыре подсезона: снеготаяние, оживление весны, разгар весны и предлетье. Назовите для каждого из этих периодов как можно больше фенологических признаков.

ТОЧКА 5

Практическое задание. Осмотревшись, определите, как на местности отмечается проложенный под землей газопровод? Используя компас, определите азимут (с точностью до градуса) вашего дальнейшего движения вдоль трассы газопровода. Запишите в таблицу азимут и румб, по которому вы пойдете (например, азимут 60°, румб — востоко-северо-восток).

Теоретический вопрос. Газопровод относится к хозяйственным объектам, обозначаемым на картах линейными знаками. Вспомните как можно больше линейных объектов, включая и физико-географические. Составьте таблицу условных обозначений линейных объектов на географических картах.

Как не знать линейные объекты, если по ним участникам олимпиады пришлось пройти более десяти километров?

Как не знать линейные объекты, если по ним участникам олимпиады пришлось пройти более десяти километров?

Как не знать линейные объекты, если по ним участникам олимпиады
пришлось пройти более десяти километров?

ТОЧКА 6

Практическое задание. Вновь, как и на точке 3, проделайте анализ образца почвы, который на этот раз был взят из приповерхностного слоя на этой точке.

Аналитический вопрос. Объясните различия в показаниях, полученных при анализе образцов почвы на точках 3 и 6.

Один из образцов был взят в хвойном лесу (кислый хвойный опад), другой — на краю старопахотного поля (возможно, искусственно известкованного). Ясно, что во втором случае кислотность почвы много ниже (значение рН, соответственно, выше).

Найдите соответствие между типами почв и значениями показателя, который вы только что измерили. Проставьте крестик в соответствующем поле таблицы. В крайнем правом столбце таблицы проставьте цифру, соответствующую порядковому номеру данного типа почвы при движении в России с севера на юг.

Тип почвы 3,9 5,1 6,7 6,9 7,5
Серые лесные     +     3
Дерново-подзолистые   +       2
Подзолистые +         1
Черноземы       +   4
Kаштановые         + 5

ТОЧКА 7

Практическое задание. Возьмите прибор на столе жюри. Вспомните, что это за прибор и что он измеряет. повторите измерения, которые вы проводили на точке 2.

Расчетное задание. Воспользовавшись результатами измерений, рассчитайте расстояние между точками. Зная масштаб карты (1 : 10 000), определите расстояние между точками 2 и 7 по карте. Сравните два результата и определите погрешность прибора при определении расстояний.
Рассчитайте погрешность прибора d = (L1 — L2)/L2, где

L1 — расстояние, рассчитанное по показаниям прибора,
L2 — расстояние, измеренное по карте.

Те из участников олимпиады, кто правильно позиционировал себя с помощью системы глобального местоопределения на поверхности Земли, вскоре получили на память об этом маленькие Земли: среди многочисленных призов, вручавшихся победителям, были глобусы Если же и после работы с GPS, и после получения глобуса у кого-то все-таки остались сомнения в том, что Земля круглая, их был призван рассеять журнал ВОКРУГ СВЕТА, принявший активное участие в организации олимпиады. На снимке: Дмитрий Абрикосов, главный художник журнала, проводит традиционный конкурс знатоков
Те из участников олимпиады,
кто правильно позиционировал себя
с помощью системы глобального
местоопределения на поверхности Земли,
вскоре получили на память об этом
маленькие Земли: среди многочисленных призов, вручавшихся победителям,
были глобусы
Если же и после работы с GPS,
и после получения глобуса у кого-то
все-таки остались сомнения в том,
что Земля круглая, их был призван
рассеять журнал ВОКРУГ СВЕТА,
принявший активное участие
в организации олимпиады.

На снимке: Дмитрий Абрикосов,
главный художник журнала, проводит
традиционный конкурс знатоков

ТОЧКА 8

Практическое задание. Измерьте длину шага на эталонном отрезке длиной 20 м. Определите ширину реки в заданном створе, используя способ построения равных треугольников с общей вершиной. Для определения азимутов примените компас.

Вопрос на знание карты. Из городов, перечисленных вами на точке 1, выберите те, которые располагаются на берегах Оки. Вспомните также названия других городов, которые стоят на Оке, и запишите их ниже. Руководствуйтесь принципом «от верховьев к устью».

Орел, Белев, Чекалин, Калуга, Алексин, Таруса, Серпухов, Пущино, Кашира, Озеры, Коломна, Рязань, Спасск-Рязанский, Касимов, Муром, Павлово, Горбатов, Дзержинск, Нижний Новгород.

ТОЧКА 9

Практическое задание. Возьмите прибор на столе жюри. Повторите измерения, которые вы проводили на точке 4. Сравните измерения на двух точках.

Расчетное задание. Воспользовавшись результатами измерений на двух точках и опираясь на свои знания из физической географии, рассчитайте относительную высоту одной точки над другой.

Из начальных курсов физической географии школьники должны знать, что в условиях спокойной атмосферы в средних широтах в пределах небольшой местности разница в атмосферном давлении в 1 мм рт. ст. примерно соответствует превышению в 11 м (в учебнике Н.Н. Петровой написано:
10 м). Исходя из этого и делается расчет.

ТОЧКА 10

Практическое задание. Используя маршрутные наблюдения и сведения, полученные на точке 9, а также знания об особенностях рельефа речной долины, соедините на незаполненном участке фрагмента карты все разорванные горизонтали и подпишите их высотные отметки.

Теоретический вопрос. Перечислите как можно больше форм рельефа, встречающихся в речных долинах, расположив их по вертикали (от уреза воды до бровки речной долины). Подчеркните те из них, которые вы могли наблюдать в ходе маршрута.

Песчаная коса, пойма, прирусловой вал, впадина старичного озера, надпойменные террасы (у каждой — уступ с бровкой и тыловым швом), склон коренного берега. На склонах террас и коренного берега возможны оползни, овраги с конусами выноса, балки.

Победители олимпиады с руководителями Оргкомитета и Жюри
Победители олимпиады с руководителями
Оргкомитета и Жюри

* Задания I тура см.: «География», № 33/2004.
** Первая, стартовая, точка находилась в зале библиотеки комплекса «Звездный». Стену зала украшает резное деревянное панно с изображением гербов исторических городов области. В этом номере гербы не воспроизводим. Со временем читатели будут иметь возможность познакомиться с ними в одном из выпусков «Образной карты России».