ГОРЖУСЬ СВОИМИ УЧЕНИКАМИ
Не так давно купила две книжки: «География.
Занимательные материалы к урокам и внеклассным
занятиям в 6—8 классах» (составитель
Н.А. Касаткина. — Волгоград: Учитель, 2004) и
«Современный урок географии» (часть 6.
Методические разработки уроков для 7 класса.
Материки и океаны. Под ред. И.И. Бариновой. — М.:
Школьная Пресса, 2003). С любопытством прочитала и
много интересного нашла.
В книжке «География. Занимательные материалы...»
есть «Методическая страничка», этакие добрые
«Советы учителям географии» (см. с. 31—36).
Только и сами советы, и иллюстрирующие их
примеры оказались на удивление знакомыми:
«Памятка отправляющемуся в Австралию», вопросы к
рассказу о путешествии Магеллана, как, впрочем, и
сам рассказ, когда-то составленный мною по роману
С. Цвейга, задания по карте о материках и океанах.
А в приведенном на с. 36—37 списке литературы
источник советов — «Интересный урок
географии. Книга для учителя. Из опыта работы» (М.:
Просвещение, 1989) — почему-то не указан. Видимо
составитель просто забыла — с кем не бывает.
Чем дальше читала, тем становилось интереснее.
«География. Занимательные материалы...»
заканчивается подборкой стихов о природе. В
оглавлении так и указано: «Стихи о природе». В
начале подборки Расул Гамзатов, потом Л. Яшин*, потом чьи-то стихи без авторства, а
потом «Ода Гренландии» с подписью
«Ю. Пономарева», потом вновь про Гренландию, а
потом указатель: «Литература. Крылова О.В.
“Интересный урок географии. Книга для учителя”.
М.: Просвещение, 1989».
Вы спросите, что же тут интересного? А это как
посмотреть! В начале восьмидесятых годов мои
шестиклассники (учителя еще помнят, что когда-то
география материков, еще без океанов,
проводилась 3 урока в неделю в 6-м классе) с
восторгом изучали Гренландию. Покрытый ледяным
щитом остров так захватил воображение, что
шестиклассники написали о нем целый сборник
стихов. Несколько лет спустя, я включила два
ребячьих стихотворения в свою первую книгу
«Интересный урок географии». Стоит ли радоваться
тому, что стихотворение шестиклассницы Юли
Пономаревой спустя пятнадцать с лишним лет
опубликовано в одной подборке с великим
дагестанским поэтом? Или честнее грустить об
уровне отдельных методических подборок?
А восторженное Юлино стихотворение
замечательное!
Еще одной работой своего ученика, Стаса
Абросимова из того са'мого, любознательного и
удивительно творческого 6-го «А», я горжусь
всерьез! Это он, Стас, и есть автор той
замечательной «Памятки отправляющемуся в
Австралию», которую так любят цитировать в
разных методических пособиях: «Австралия (Урок
изучения нового материала)... 8. Демонстрация в/ф
[видеофильма] об Австралии. Выступление ученика.
“Памятка отправляющемуся в Австралию”: Дорогой
турист! Ты отправляешься в Австралию, позволь
тебя осведомить и проинструктировать...» (см.
«Современный урок географии», с. 65—66, автор
разработки Пантелеева Н.К., где все слово в
слово по книжке «Интересный урок географии»,
хоть и без положенной в таких случаях на нее
ссылки.)
Вот уж поистине, достоинство работы, проверенное
временем! Неужели за столько лет никто так и не
смог написать Памятку интереснее и точнее, чем
Стас?! И еще одна существенная деталь. В той
ученической работе было написано: «Примечание
для коммерсантов: алмазных приисков нет». И хоть
алмазы в Западной Австралии уже много лет как
открыты, Памятка перепечатывается полностью и с
завидной точностью, и уже нынешним
шестиклассникам предлагают повторять, будто
алмазных приисков по-прежнему нет (см.
«Занимательные материалы...», с. 32).
Почему я решила об этом написать? В последнее
время издается все больше разных сборников,
которые можно разделить на две группы. К первой
можно отнести новые сборники из опыта работы
учителей. Среди них бывают очень интересные
издания — при соблюдении нескольких, но крайне
существенных условий. Было бы предпочтительнее,
если бы подобные сборники состояли из новых
авторских разработок. В приведенных книжках
слишком много уже известного. Кроме того, если уж
используют в публикациях ранее описанный опыт,
то приличествует ссылаться на его авторов.
Учительская публикация от этого не проиграет.
(Кстати, как учитель реагирует на списывание
учащихся? Советует ребятам поработать
самостоятельно? Делает вид, что ничего не
заметил?)
Другая группа сборников собирается «с миру по
нитке», путем надергивания из других изданий.
Такие книжки нередко представляют собой
конгломерат мало соотносимых между собой
материалов: «советы», вырванные из авторского
контекста; отдельные диктанты, например,
выхваченные из хорошей книги П.М. Юркова, в
которой описана система работы; и т.д.
Пропагандируется та самая ложная
занимательность в «три притопа, два прихлопа»:
тут кроссвордик, там диктантик, потом еще стихи
почитаем, дадим ученику озвучить готовый текст
(это я опять про Памятку, которая была предложена
автором как форма самостоятельной творческой
деятельности ученика! А ее вместо этого
другим семиклассникам декламировать
предлагают!).
Составители подобных сборников утверждают,
будто бы познавательный интерес формируется
исключительно КВНами, многочисленными кальками
не самых интеллектуальных телевизионных передач
и прочими подобными действами. Но речь не о форме,
речь о содержании! На географическом КВНе для 8-го
класса (подчеркиваю, географическом)
учащимся предлагаются вопросы: «Какая река носит
название предмета домашнего обихода?» (Река Таз
— 1 балл), «Какая сибирская река носит название,
обозначающее упаковку?» (Река Тара — 1 балл) (см. с.
19—20 все той же «Географии. Занимательные
материалы...»), и еще раз, но уже на с. 29, вопрос «В
какую реку можно упаковать товар?» (Тара — приток
Иртыша). Это не игра по изучению омонимов или
топонимов, это урок географического
бескультурья! Беда в том, что его провести проще,
чем придумать грамотные вопросы о смысле
географических названий (например, Таз от
ненецкого Тасу-Ям, где тасу — нижний, ям
— большая река). Есть и другие вопросы: «Назовите
пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в
названии которых есть нота “ре”». Ответ: Че — ре
— паха, тете — ре — в, г — ре — чиха. (см.
с. 28. Я точно цитирую: не слог, не сочетание букв, а нота
«ре».) И таких вопросов про половину октавы! А еще
есть: «Исполнитель песни “Айсберг”?» (А.
Пугачева), «Друг Винни-Пуха?» (Пятачок) и
«Когда человек может быть деревом?» (Со сна)
(см. там же, с. 30.) Это вам не про Россию и ее природу
с населением и хозяйством или про что-то там еще
скучное и заумное из школьной географии, это
«Блиц-вопросы для внеклассных мероприятий».
А еще есть заготовки для учащихся, ведущих эти
самые КВНы, например, про «Уральские самоцветы»
для 8-го класса:
Начинаем наш вечер чудесный
О камнях волшебных, земных.
Команды готовы к сраженьям, —
Скрестить свои знания и всех удивить!**
(Там же, с. 23.)
С каких пор стали «скрещивать знания»? Да еще чудесный
вечер не слишком рифмуется с готовностью к
сражениям. Впрочем, до таких ли мелочей, если,
как сказано во введении, собранный в пособии
занимательный материал позволит «увлечь
школьников разных возрастов, снять напряжение и
скованность, негатив ожидания невысокой оценки»
(там же, с. 3). Наверное, это по-своему интересно,
обрамлять откровенную методическую халтуру
такими красивыми и значительными утверждениями.
* Есть известный поэт Александр
Яшин, но в цитируемой книге именно так. — Прим.
ред.
** Для обозначения литературных
достоинств подобных произведений
Н.А. Некрасов употребил выражение «дубовые
стишищи». — Прим. ред.
О.В. КРЫЛОВА,
автор книг «Интересный урок географии»
(М., 1989, 2002, 2003)
и «Уроки географии в 7 классе» (М., 1990),
учитель географии
Москва
|