Сказы БажоваПалехская шкатулка работы А.В.
Борунова. 1974 Экологические находки
|
Памятная серебряная монета,
|
Кроме группы фабрик, расположенных по речке Сысерти, в состав округа входили Полевской медеплавильный и железоделательный завод — в сорока пяти верстах от Сысерти, и Северский2 чугуноплавильный и железоделательный — в сорока верстах» (Уральские были).
Это поистине сказочные места Среднего Урала. Тут и овеянная легендами Азов-гора, и Марков камень, и Думная гора, где, по преданию, думал думу сам Пугачев. Неподалеку одно из богатейших в прошлом месторождений медного колчедана и малахита — Гумешевский рудник. На Думной горе маленький Павел Бажов слушал поэтические сказы дедушки Слышко — караульщика В.А. Хмелинина. Старик рассказывал о Хозяйке Медной горы, о девке Азовке, о волшебном змее Полозе. Эти образы стали основой сказов «Малахитовой шкатулки».
В своих сказах писатель не употребляет слова «экология», но отдельные экологические проблемы и проблемы взаимодействия человека и природы являются фоном, на котором разворачиваются события сказов и очерков. Павел Петрович воспевает творческий труд и человека труда, а в процессе труда — особенно в таких его отраслях, как горнодобывающее, металлургическое производство и камнерезное искусство — человек вступает в непосредственный контакт с природой. Этот контакт может носить разные формы: покорение природы, подчинение природе, содружество с ней. Именно форма содружества с природой наиболее целесообразна с экологической точки зрения, и это проходит красной нитью по всем сказам «Малахитовой шкатулки». Мастер находит себя, чувствует удовлетворение от своего труда именно в тех случаях, когда он действует в согласии с окружающей природой.
Данило-мастер в «Каменном цветке», задумавший воплотить в камне красоту простого лесного цветка, печалится о том, что нет жизни в изготовленной им малахитовой чаше, а следовательно, красоты. «То и горе, — жалуется мастер, — что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый... а красота где? Вон цветок, самый что ни есть плохонький, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует?»
Для того чтобы «понять полную силу камня самому, поглядеть и показать ее людям», молодой мастер учится у природы. «С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Данилушко остановится где на покосе, либо на полянке в лесу и стоит, смотрит. А то опять ходит по покосам да разглядывает траву-то, как ищет что. <...> Придет домой и сразу к станку да до утра и сидит, а с солнышком опять в лес да на покосы. Листки да цветки всякие домой притаскивать стал...» Но этого оказалось мало.
С помощью Хозяйки Медной горы, показавшей Даниле «живую» красоту камня, он проник в тайную красоту природы (природную красоту камня). Но материал не может показать всего того, что должен найти сам мастер, опираясь не только на свои наблюдения над природой, но и обязательно на способность к образному обобщению, возникающему в результате сотрудничества с природой. Это сотрудничество и есть та живительная сила, которая оживляет результаты труда мастера.
«— Ну, Данило-мастер, поглядел? — спрашивает Хозяйка.
— Не найдешь, — отвечает Данилушко, — камня, чтобы так-то сделать.
— Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу, — сказала и рукой махнула».
Эта же мысль является центральной в сказе «Малахитовая шкатулка». Медной горы Хозяйка дарит Танюшке волшебную пуговку: «Прими-ко, доченька, от меня памятку, — говорит она, — как забудешь по работе, либо трудный случай подойдет, погляди на пуговку. Тут тебе и ответ будет».
И пуговка помогает девушке: она показывает ей новый диковинный узор, яркие краски, но вышивать должна сама Танюшка.
В тесном сотрудничестве с природой работает и герой сказа «Железковы покрышки» — Евлаха. На вопрос французского мастера, как ему удается изготавливать столь различные по узору и цвету малахитовые «досочки», Евлаха отвечает: «Я из окошечка на ту вон полянку гляжу. Она мне цвет и узор кажет. Под солнышком одно видишь, под дождиком другое. Весной так, летом иначе, осенью по-своему, а всё красота. И конца-краю той красоте не видится».
Читателя поражает цветовое богатство сказов П.П. Бажова. В них дается богатое переплетение цветов: вохряные3 блики и пламенеющая киноварь, певучий синий цвет рядом с мерцающим золотом, многообразные оттенки и переливы зеленого и, наконец, контрастные сочетания черного и белого — такова гамма красок в сказах «Малахитовой шкатулки». Все это открывает глаза внимательного читателя на красоту русской природы, красоту Урала и заставляет по-новому взглянуть на привычное природное окружение, понять его ценность.
Медной горы ХозяйкаИллюстрация Н.А. Сажина |
В сказах поэтически выражено отношение человека к природе через дружбу горщиков с «тайной силой» — Хозяйкой Медной горы, которая обучала горных мастеров; с ящерками, с Великим Полозом — огромным змеем, во власти которого находится всё золото, с его дочками Змеевками, с бабкой Синюшкой, которая охраняет колодец, а в нем камни-самоцветы, Голубой змейкой, Огневушкой-Поскакушкой, козликом Серебряное Копытце. Эти образы рисуются пером писателя как проявления природы, одушевленные человеческой фантазией. Герои сказов не преклоняются перед тайнами природы, не объявляют их непознаваемыми. Они не противостоят силам природы, а работают с ними в тесном содружестве, используют их, чтобы показать, насколько богата и разнообразна природа, сколько благ она может подарить человеку при правильном, бережном отношении к ней. Интересно, что взгляды писателя на взаимоотношения человека и природы находятся в русле концепции поссибилизма, выдвинутой на рубеже ХIХ и ХХ вв. известным французским географом Видалем де ла Блашем. «Природа, — утверждал Видаль, — и ставит пределы, и предоставляет возможности для своего освоения, но способы человеческого воздействия и приспособления к этим данным условиям зависят от его собственных традиций и образа жизни»4. Именно эту мысль, выраженную в художественной форме (и это особенно ценно для целей образования), мы повсеместно находим в сказах П.П. Бажова.
Лейтмотив сказа «Про Великого Полоза» — бери от природы столько, сколько она может дать без ущерба для себя. Великий Полоз выступает в данном случае как «тайная сила» природы, познать которую и пользоваться которой во благо себе может только тот, кто бережно относится к ее богатствам. Семеныч, доверенное лицо Великого Полоза, наставляя малолетних старателей, и говорит: «И о том старайтесь, чтобы золото не рвать. Не на то он [Великий Полоз] вам его указал, чтобы жадничали. <...> Это не забывайте первым делом».
Великий ПолозИллюстрация Н.А. Сажина |
И Семеныч, и Кокованя из сказа «Серебряное Копытце», и дед Ефим из сказа «Огневушка-Поскакушка», и бабка Лукерья из «Синюшкина колодца» связаны с «тайной силой» природы. Они выступают как бы посредниками между «тайной силой» и людьми. Они хранят и передают молодым жизненный опыт, накопленный поколениями уральцев, в том числе и экологический. Их рассказы раскрывают красоту природы, радость труда, зовут узнавать новое, неизвестное — этим они и приносят огромную пользу молодым и взрослым слушателям.
Дед Ефим учит старателей, где искать золото: «Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото — вроде маленькой девочки, которая пляшет. Где такая поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а далее все меньше и меньше и на нет сойдет. Выроешь эту редьку золотого песку — и больше на том месте делать нечего. Только вот забыл, в котором месте ту редьку искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет».
Говорит писатель и о ценности природного богатства, связывая его с потребностями человека: «Земельное богатство по-разному считается: что человеку больше надобно, то и дороже. <...> Если дедовские отвалы перебрать, так много полезного найдем, а внуки станут наши перебирать и подивятся, что мы самое дорогое в отброс пустили. Вот и выходит, что земельное богатство не от горы, а от человека считать надо».
Период творчества писателя совпал с тем временем, когда в сознание советских людей внедрялась мысль о необходимости покорения природы и борьбы с ней. Несмотря на это, сказы показывают пример экологического сознания писателя. В этом и состоит их воспитательная и образовательная ценность.
Традиционное российское образование, однобоко ориентированное преимущественно на умственное развитие учащихся через усвоение знаний, умений и навыков, в последние годы уступает место личностно ориентированному обучению, которое предполагает развитие у детей эмоционально-образного мышления через осуществление культурологического подхода. Этот подход в качестве одной из важнейших задач педагогического процесса определяет интеграцию личности в культуру, в частности и на уроках экологического содержания.
Сообщение школьникам экологической информации традиционно является основным методом экологического образования. Однако эти сведения оказываются значимыми для личности, только если они эмоционально окрашены. Отображение природного объекта или явления в художественном образе — это опыт непрагматического взаимодействия с природой.
Таким образом, сказы П.П. Бажова позволяют на уроках географии, литературы успешно решать задачу развития творческого и художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к окружающему миру как основы формирования экологического сознания у учащихся.
1 В настоящее время это территория двух муниципальных образований на юге Свердловской области — Сысертского района и г. Полевского. Здесь проживает 155 тыс. человек, в том числе в г. Полевском 68,5 тыс. и в г. Сысерти — 21,5 тыс.
2 Сейчас поселок Северский входит в состав г. Полевского. Этот топоним закрепился в названиях города и района Северского трубного завода.
3 Просторечное от «охра» — желтая земляная краска. — Прим. ред.
4 Цит. по: П. Джеймс, Дж. Мартин. Все возможные миры: Пер. с англ./Под ред. и с послесл. А.Г. Исаченко — М.: Прогресс, 1988, с. 282.