Центры глобализацииЕще в советское время общим местом стал тезис о трех сформировавшихся мировых центрах капиталистической экономики: США, Западная Европа, Япония. Ныне, когда в результате «реформ» четвертый глобальный, московский, центр позорно стушевался на мировой карте, четкая трехполюсная территориальная структура мировой экономики вырисовалась еще четче. Это очевидно для экономистов и политологов, но этого «в упор не видят» географы. Скажете нет? Утверждение о «незрячести»* наших учебников и учебных пособий легко доказать. Возьмите школьные атласы для 10-го класса и попробуйте найти в них хоть одну карту, на которой четко проступали бы три центра, узурпировавшие ключевые мирохозяйственные позиции. Таких выразительных карт нет: всё более или менее равномерно покрашено, везде (ну разве кроме совсем уж Сахары или Тропической Африки) всё размещено, всё благолепно размазано по миру. Возьмите базовый учебник для 10-го класса, внимательно пересмотрите все карты. Есть ли хоть одна, высвечивающая монопольную роль трех полюсов? Нет, в разных местах мира добывают руду, копают уголь, выращивают рис и сахарную свёклу... Как акцентировать особую роль трех центров мировой капиталистической экономики, чтобы в сознании школьников создался выразительный зрительный образ? Для этого нужно отобрать такие отрасли или такие экономические объекты, в которых отражались бы наиболее существенные признаки глобальных центров: а) высокий уровень доходов (богатство); В качестве таких показательных для центров глобализации объектов могут выступать, например, крупнейшие банки или интернет-узлы мирового класса. Но наиболее географичными объектами, маркирующими на карте сложившуюся трехглавую структуру, выступают крупнейшие аэропорты (летают богатые, авиация — сложнейшая и наукоемкая техническая система, аэропорты, что называется, по определению призваны обеспечить механизм функционирования «глобализации»). На карту на следующем развороте нанесены 25 крупнейших по пассажирообороту аэропортов мира**. Четко (четче уж некуда) вырисовываются США и Западная Европа. Причем последняя — в составе компактного интеграционного ромба Лондон—Париж—Франкфурт—Амстердам. Картину лишь немного «портит» Мадрид, который в качестве центра испаноязычного мира выступает «аэропортом подскока» для связей с Латинской Америкой. Третий, восточно-азиатский центр более размыт. Это, разумеется, Япония (два токийских аэропорта) и давно идущий в том же экономическом фарватере Сянган (Гонконг). Присоединившийся к ним и почти догоняющий Токио Бангкок красноречиво отражает тенденцию расширения японского глобального экономического полюса на Юго-Восточную Азию, пробуждение зависимых периферийных «драконов». Пекин присоединяется к этому сгустку аэропортов не столько потому, что Китай интегрируется в азиатский глобальный полюс, сколько просто в силу огромного населения: странно было бы, если из столицы едва ли полуторамиллиардной страны в год вылетало менее 15 млн пассажиров (1%). Следует обратить внимание, что само размещение аэропортов подчеркивает их глобальную роль: все они тяготеют к побережьям и явно ориентированы на обслуживание трансокеанских линий: через Атлантику и через Тихий океан. Пример с Пекином показывает, что пассажирооборот аэропорта соответствует не только роли страны в процессе глобализации, но и просто — людности страны. Карта на с. 26 (аэропорты — лидеры по грузообороту) позволяет в значительной мере снизить значение фактора людности, а высветить именно богатство, экономическую активность. Доставлять самолетами грузы может позволить себе лишь очень богатая страна, очень заботящаяся о скорости оборота своей высокоценной продукции. С «грузовой» карты, как видно, смывается прежде «несправедливо» появившийся Пекин. Растворяется и Мадрид с его «латинскими» культурными и гуманитарными связями. Зато резко усиливается Япония (+ Осака) и ее периферия: Юго-Восточная Азия (Сеул, тайваньский Тайбэй, Сингапур) и страстно «глобализирующийся» Шанхай. Любопытно, как на «грузовой» карте меняется картина размещения лидирующих аэропортов США по сравнению с «пассажирской». Если «пассажиры» — все по периферии штатов, словно бы так и летят за океаны, то «грузовики» — распределительные центры для всей территории США — кучкуются внутри страны, вдоль старого доброго стержня Миссисипи. И еще одна новая черточка, которую дает «грузовая» карта, — Дубай. Старый купеческий центр Персидского залива, подпитанный региональными нефтедолларами, может позволить своему золоту, дорогой электронике, предметам роскоши летать самолетами. Персидский залив — нелюбимая, но нужная пока пристяжная «глобализации». * В переводе на методический язык это называется «недостаточной наглядностью». ** В транспортной статистике пассажирооборотом, вообще говоря, принято называть комплексный показатель, определяемый как произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки. Однако в применении к статичным транспортным объектам (вокзал, станция, аэропорт) пассажирооборот означает просто сумму прибывших и убывших пассажиров за год (то же и в отношении грузооборота). Крупнейшие аэропорты мира
|
Аэропорт | Страна | Пассажирооборот, тыс. чел. |
|
---|---|---|---|
1 | Атланта (Хартсфилд) | США | 79 087 |
2 | Чикаго (О’Хэйр) | США | 69 509 |
3 | Лондон (Хитроу) | Великобритания | 63 487 |
4 | Токио (Ханеда) | Япония | 62 876 |
5 | Лос-Анджелес | США | 54 983 |
6 | Даллас—Форт-Уэрт | США | 53 254 |
7 | Франкфурт-на-Майне | Германия | 48 352 |
8 | Париж (Шарль де Голль) | Франция | 48 220 |
9 | Амстердам (Шипхол) | Нидерланды | 39 960 |
10 | Денвер | США | 37 505 |
11 | Финикс | США | 37 412 |
12 | Лас-Вегас | США | 36 286 |
13 | Мадрид | Испания | 35 854 |
14 | Пекин | Kитай | 34 883 |
15 | Хьюстон | США | 34 155 |
16 | Миннеаполис—Сент-Пол | США | 33 202 |
17 | Детройт | США | 32 665 |
18 | Нью-Йорк (Дж. Ф. Kеннеди) | США | 31 732 |
19 | Бангкок | Таиланд | 30 175 |
20 | Лондон (Гатвик) | Великобритания | 30 007 |
21 | Ньюарк | США | 29 431 |
22 | Сан-Франциско | США | 29 313 |
23 | Орландо | США | 27 319 |
24 | Сянган | Kитай | 27 092 |
25 | Токио (Нарита) | Япония | 26 537 |
... | Москва (Шереметьево) | Россия | 12 865 |
Источник: Airports Council International
Крупнейшие аэропорты мира
по грузообороту, 2003 г.
Аэропорт | Страна | Грузооборот, тыс. т |
|
---|---|---|---|
1 | Мемфис | США | 3 391 |
2 | Сянган | Kитай | 2 669 |
3 | Токио (Нарита) | Япония | 2 147 |
4 | Анкоридж | США | 2 097 |
5 | Сеул | Южная Kорея | 1 843 |
6 | Лос-Анджелес | США | 1 806 |
7 | Франкфурт-на-Майне | Германия | 1 651 |
8 | Майами | США | 1 637 |
9 | Нью-Йорк (Дж. Ф. Kеннеди) | США | 1 633 |
10 | Сингапур | Сингапур | 1 632 |
11 | Луисвилл | США | 1 618 |
12 | Чикаго (О’Хэйр) | США | 1 605 |
13 | Тайбэй | о. Тайвань | 1 500 |
14 | Париж (Шарль де Голль) | Франция | 1 481 |
15 | Амстердам (Шипхол) | Нидерланды | 1 354 |
16 | Лондон (Хитроу) | Великобритания | 1 300 |
17 | Шанхай | Kитай | 1 189 |
... | Москва (Шереметьево) | Россия | около 70 |