Южные Курилы —
геополитическое пространство
России
Т.А. АДАШОВА
канд. геогр. наук, доцент Комсомольского-на-Амуре
государственного педагогического университета
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Государственные границы современной России
были определены в начале 90-х годов, когда бывшие
союзные республики, обретя политическую
независимость, вышли из состава СССР. Это событие
сильно изменило рубежи нашей страны на западе и
юге. Восток России, в частности огромный по
территории Дальневосточный регион, не
подвергался каким-либо территориальным
изменениям со времени окончания Второй мировой
войны. Это единственный регион РФ,
непосредственно граничащий с крупнейшими
мировыми державами, членами «большой семерки», —
США и Японией. После «дипломатического прорыва»
президента РФ В.В. Путина в Китае в октябре
2004 г.1 только эти
государства Азиатско-Тихоокеанского региона
имеют территориальные претензии к России.
Безусловно, наличие каких-либо проблем, в том
числе и территориальных, не может не сказываться
на отношениях между странами. Тем не менее
возникающие разногласия не мешают им
поддерживать дружеские отношения. К примеру,
договор о разделе акватории в районе Арктики и
Берингова моря, не ратифицированный Россией (с
1990 г.), не воспринимается США как причина,
сдерживающая российско-американские отношения.
Япония же является ревностной сторонницей
восстановления «исторической справедливости»
только на российском направлении, тогда как, имея
похожий спор с Китаем по поводу островов Сенкаку
(Дяоюй), довольно легко согласилась отложить
решение вопроса до отдаленного будущего,
заключив-таки в 1978 г. договор о мире и дружбе с
КНР. Спорные острова Такэсима не мешают Японии
сотрудничать с Южной Кореей.
Развитие российско-японских, а прежде —
советско-японских отношений, сдерживает, как
принято считать, отсутствие мирного договора.
Возникшее препятствие — принципиально разные
взгляды РФ и Японии на принадлежность южных
островов Курильской гряды. Вместе с тем факты
свидетельствуют о том, что на пути расширения
сотрудничества главной помехой служит не
проблема территорий, а проводимая Россией
экономическая политика.
К примеру, в середине 90-х годов объем
двусторонней торговли достиг максимального
уровня за последнее десятилетие. Тем не менее
именно тогда наблюдалось снижение активности
дипломатических контактов в отношении
заключения мирного договора. В то же время резкое
снижение объемов торговли пришлось на
1997—1998 гг., когда после встреч на высшем уровне
в российском Красноярске и японском Канава
позиции сторон в отношении территориального
спора максимально сблизились. По прошествии
многих десятилетий со дня предъявления Японией
территориальных претензий к СССР (позднее к РФ)
проблема территориального урегулирования во
многом носит психологический характер. Надежда
на возвращение островов для большинства японцев
символизирует крупную политическую победу и
преодоление комплекса поражения во Второй
мировой войне. Новое поколение японцев иначе, чем
предыдущее, воспринимает вопрос принадлежности
Южных Курильских островов. Однако правительство
Японии не может отказаться от выдвинутых
претензий. Эти претензии — неизменный
предвыборный лозунг любой японской политической
партии.
Проблема территориальных разногласий РФ и
Японии, безусловно, очень деликатная. Над ее
решением трудилось не одно поколение дипломатов,
ученых и политиков. Вследствие допущенных ранее
дипломатических просчетов у обеих сторон есть
свои аргументы, оправдывающие желание владеть
южными островами Курильской гряды. Это дает
возможность сторонникам позиции России или
Японии интерпретировать в свою пользу
фактически любой исторический факт. Проводимые в
нашей стране социологические исследования, к
сожалению, показывают, что у многих российских
граждан существует очень размытое представление
о территориальном споре с Японией. Надо признать,
что с каждым годом растет число россиян,
склоняющихся к мысли отдать требуемые Японией
острова. С одной стороны, сказывается обилие
противоречивой информации, при которой
малоискушенному в проблеме гражданину
затруднительно отделить «зерна от плевел», с
другой — на подобные размышления наводят
безапелляционные действия российских
официальных лиц, не затрудняющих себя
проведением референдумов для прояснения позиции
населения по вопросам территориальной
целостности страны (как, например, произошло с
передачей Китаю островов на Амуре). СМИ, призывая
обдуманно отнестись к решению судьбы Южных
Курил, зачастую ограничиваются выражением
крайних точек зрения: сохранение за Курилами
российского суверенитета или безусловную
передачу их Японии.
Россия (прежде СССР) и Япония неоднократно и
безрезультатно обращались к положениям статьи 31
Венской конвенции 1969 г. о праве международных
договоров, обязывающем толковать термины
международных соглашений добросовестно и в
соответствии с их обычным значением. Но «обычное
значение» Курильских островов размыто, каждая
сторона трактует его по-своему. Курильские
острова (по-японски — Тисима-ретто) — это
де-факто территория России, линейно вытянутый
архипелаг в составе Сахалинской области общей
площадью 15 600 км2, протянувшийся на
1200 км от южной оконечности полуострова
Камчатка до Хоккайдо. Его принадлежность
определена рядом международных документов,
принятых по итогам Второй мировой войны. Это
международно признанное положение на протяжении
последних десятилетий оспаривает Япония. Она
настойчиво добивается передачи ей Южных
Курильских островов, именуемых в Японии
«северными территориями». При этом следует иметь
в виду, что понятие «северные территории Японии»
весьма расплывчато. Для крайних реваншистов —
это как минимум Сахалин и все Курильские острова,
для умеренных — Южный Сахалин и Курилы.
Территория, на которую официально претендует
Япония, это, можно сказать, минимальные
требования. В это пространство входят не четыре
острова, как часто звучит в СМИ, а 12, общей
площадью 8 549 км2. Это два острова Большой
Курильской гряды — Итуруп (6 720 км2) и
Кунашир (1 550 км2), а также острова Малой
Курильской гряды: Шикотан (182 км2) и острова
Плоские, имеющие в Японии название Хабомаи (97 км2):
остров Полонского (Тараку), Зеленый (Сибоцу), Юрий
(Юри), Танфильева (Суйсе), Анучина (Акиюри),
Сторожевой (Моисе), Сигнальный (Кайгара), Рифовый
(Одоке), острова Дёмина (Харукаримосери).
В СССР территориальной проблемы с Японией как
таковой не было. На этот счет мнение политических
лидеров было однозначным и категоричным. Впервые
за всю послевоенную (с 1945 г.) историю
советско-японских отношений ее наличие было
официально признано М.С.Горбачевым при
подписании «Совместного советско-японского
заявления». Последующие многочисленные
переговоры привели к тому, что Россия, идя на
компромисс, соглашается обсуждать вопрос о Южных
Курильских островах, с тем чтобы решить его при
заключении мирного договора. Мирный договор
между РФ и Японией безусловно необходим. Но
юридически состояние войны между странами
прекращено со дня подписания советско-японской
декларации 1956 г., согласно которой между
странами восстанавливается мир и добрососедские
дружеские отношения.
Добиваясь передачи Южных Курильских островов,
Япония приводит свои доводы, в частности,
ссылается на их исконно японскую историческую
принадлежность, что (по заявлению Токио) прежде
признавала и Россия. Тем не менее надо признать,
что японский приоритет открытия островов
небесспорен. В силу географической близости
Японии к Курильским островам разумно
предположить, что японцы значительно раньше
других народов узнали об их существовании.
Первую схематичную карту Южных Курил,
составленную японским самураем Сиронори в
1635 г., многие ученые считают очень
приблизительной и даже неверной. Однако в
официальных документах, опубликованных
совместно МИД РФ и МИД Японии, ссылку на нее как
на первую японскую карту считают необходимой.
Есть сведения, что японцы из княжества Мацумаэ
(Хоккайдо) в то время уже имели представление о
Кунашире, однако до конца XVIII в. не делали
попыток ступить на его землю, так как феодальная
Япония строго соблюдала принцип самоизоляции. С
1639 по 1868 г. действовал жесткий императорский
закон, запрещавший каждому под угрозой смертной
казни выезжать за пределы страны и строить
корабли для дальнего плавания. Возникла
ситуация, при которой, по мнению японских ученых
и государственных деятелей того времени, даже
остров Эдзо (Хоккайдо) не считался владением
Японии. Его активная колонизация началась в
1869 г., осваивалась в основном южная часть —
полуостров Осима.
На период японской самоизоляции приходится
начало изучения и освоения Курильских островов
Россией. Первыми русскими, увидевшими в 1697 г.
курильский остров Атласова с вулканом Алаид,
были казаки небольшого отряда Владимира
Атласова, «камчатского Ермака», как называл его
А.С. Пушкин. О разведанных островах, через которые
лежит путь в «зело чудное Нифонское царство»
(Японию), докладывали Петру I, заинтересованному в
расширении российских владений. Для приведения
«самовластного», то есть никому не подчиненного,
коренного населения островов — айнов или курил2 — в российское подданство и
сбора ясака отправлялись отряды казаков и
промышленных людей. Походы под руководством Д.Я.
Анциферова и И.П. Козыревского положили начало
систематическому изучению и освоению Курильских
островов русскими людьми. Впервые были собраны
наиболее полные и точные сведения об этих землях.
В 1726 г. И.П.Козыревский составил не только
первое в мире описание Курильских островов, но и
«Чертеж морским островам», включавший
информацию о большинстве Курильских островов и
Хоккайдо. Он первым попытался ввести их
нумерацию: 1-й — Шумшу, 2-й — Парамушир, 3-й — Мушю
или Аникутан (Онекотан), 4-й — Арамакутан
(Харимкотан), 5-й — Сияскотан (Шиашкотан), 6-й —
Шококи (Райкоке), 7-й — Матою (Матуа), 8-й — Шашово
(Расшуа), 9-й — Ушишир,10-й — Китой (Кетой), 11-й —
Шимусир (Симушир), 12-й — Уруп, 13-й — Итуруп,
14-й — Кунашир, 15-й — Матмай (Хоккайдо). Обследуя южные
острова Курильской гряды, Козыревский выяснил,
что «итурупинцы и уропцы самовластно живут и не в
подданстве, и торгуют повольно», а жители
Кунашира — одного из наиболее крупных островов
— говорят на том же языке и исповедуют ту же веру,
что и остальные курильцы, тоже самостоятельны и
независимы.
Русские геодезисты первой морской Курильской
экспедиции (1719—1722 гг.) И.М.Евреинов и Ф.Ф.Лужин,
выполняя секретное задание царя идти «до
Камчатки и далее, куды вам указано, и описать
тамошние места... и все на карту исправно
поставить», провели первую картографическую
съемку северных Курильских островов.
Проведенные исследования имели большую научную
ценность.
В России впервые при составлении карты была
использована градусная сетка и определены
широты с помощью астрономического квадранта.
Результатом работы второй Камчатской экспедиции
(1738—1739 гг.) стало точное определение
географического положения всей Курильской
гряды. Картографический материал стал основой
для показа Курильских островов на «Генеральной
карте Российской империи» в первом «Атласе
Российском», изданном Академией наук в
Санкт-Петербурге в 1745 г. Это — первое в истории
картографическое изображение архипелага,
близкое к его очертаниям на современных картах.
Закрепляя права России на Сахалин и Курильские
острова, русские землепроходцы устанавливали
кресты и столбы с надписями о принадлежности
этого края Российской державе, брали курильских
айнов под свою защиту. Во время экспедиции
известного русского мореплавателя М.П. Шпанберга
(1739—1740 гг.) многие жители были обращены в
христианство и приняли русские имена. К
четвертой ревизии (переписи), проведенной по
указанию правительства в 1781—1787 гг., все жители
Курильских островов считались православными.
С 1779 г., разрушая представления о традиционной
колонизации, был отменен сбор ясака. Екатерина II
писала: «...приведенных в подданство мохнатых
курильцев оставить свободными и никакого сбору с
них не требовать, да и впредь обитающих тамо
народов к тому не принуждать...». В 50—70-е г.
XVIII в. влияние России на Южных Курилах было
преобладающим. Однако в силу большой удаленности
и занятости решением европейских проблем Россия
в то время не смогла установить полноценный
контроль над всеми Курилами. Сохраняя
суверенитет над северными Курилами, Россия
допустила, что южные острова фактически с 1800 г.
оказались под юрисдикцией Японии. Это
подтверждал изданный в 1804 г. Московским
императорским университетом «Географический
словарь Российского государства»: «Севернейшие
острова повинуются российской, Южнейшие —
японской власти».
К середине XIX в. определилась первая
российско-японская граница. Юридически она была
зафиксирована первым территориальным договором
— трактатом о торговле и границах между Россией
и Японией (так называемый Симодский трактат),
заключенным адмиралом Путятиным 26 января 1855 г.3. Острова к северу от Урупа были
объявлены российскими, а Итуруп, Кунашир, Шикотан
и Плоские (Хабомаи) официально отошли японской
стороне. Сахалин по взаимному согласию стали
считать территорией совместного проживания
японцев и русских, что не предотвратило в
дальнейшем стычки и недоразумения между ними.
Петербургский договор 1875 г., подписанный
князем Горчаковым, предусматривал переход
Сахалина России, а всех Курильских островов
Японии.
После поражения в русско-японской войне
(1904—1905 гг.), согласно Портсмутскому договору
1905 г., Россия уступила Японии Южный Сахалин —
территорию южнее 50° с. ш. (подписавший договор
граф Витте получил впоследствии прозвище
Витте-Полусахалинский). Примечательно, что,
добиваясь от российского правительства
территориальных уступок, японские представители
на мирной конференции в Портсмуте прямо заявили,
что война упраздняет все договоры и соглашения,
заключенные раннее. Ныне, обосновывая свои
территориальные претензии, японская сторона
находит возможным ссылаться на договор 1875 г.,
который был ею же разорван в одностороннем
порядке после нападения на Россию в 1904 г.
Жестко настаивая на соблюдении договоров, Япония
не принимает во внимание неоднократные
нарушения их со своей стороны, в том числе и
условий конвенции от 20 января 1925 г. об основных
принципах взаимоотношений. В соответствии с ней
обе стороны обязывались «воздерживаться от
всякой открытой или скрытой враждебной
деятельности друг против друга». Тем не менее
японские воинские подразделения систематически
совершали провокации на границе с СССР. В 1938 г.
они крупными силами вторглись на советскую
территорию в районе озера Хасан.
До 1945 г. все Курильские острова и Южный
Сахалин находились под юрисдикцией Японии.
Деловитые японцы основательно осваивали новую
территорию: строили лесопильные предприятия,
дороги, мосты, линии электропередачи. Основанные
на Южных Курилах рыбокомбинаты снабжали
консервами и рыбой бо'льшую часть Японии. На
Шикотане Дальневосточным японским китобойным
обществом контролировалось почти 20% мирового
промысла китов.
После поражения во Второй мировой войне и
подписания 2 сентября 1945 г. Акта о
безоговорочной капитуляции к Японии, как к
государству-агрессору, был применен ряд мер, — в
частности, отторжение части территории как одна
из форм ответственности государства за
совершенную агрессию, наказание военных
преступников и др. Это обычная международная
практика, признанная международным правом. Она
закреплена в уставе ООН, который признал
правомерность действий, предпринятых против
бывших «вражеских государств (Япония входит в их
число) во время или в результате Второй мировой
войны». Япония, вступая в ООН, согласилась с ее
уставом. В Потсдамской декларации союзников
1945 г., принятой и Японией, говорится, что
«японский суверенитет будет ограничен островами
Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее
крупными островами, которые мы укажем». В
результате у Японии в числе других территорий
были отторгнуты Южные Курильские острова:
Итуруп, Кунашир, Шикотан и Плоские (Хабомаи). В
соответствии с этим положением, в директиве
штаба американских оккупационных войск
японскому правительству за № 667 от 29 января
1946 г. четко указывалось, что из-под юрисдикции
японского правительства исключаются
«Курильские острова, группа островов Хабомаи,
включая острова Суйсе, Юри, Акиюри, Сибоцу и
Тараку, а также остров Сикотан».
Обосновывая свои территориальные претензии,
японская дипломатия считает вступление СССР в
войну против Японии незаконным, так как был
нарушен пакт о нейтралитете, заключенный между
СССР и Японией 13 апреля 1941 г. Однако факты
свидетельствуют о том, что Япония,
систематически нарушая границу с СССР, не
придерживалась этого пакта и дала достаточно
оснований для его денонсации. Другая версия
Токио: война СССР с Японией — результат
«имперской политики» И. Сталина. Следует иметь в
виду, что вступление СССР в войну не было
спонтанным, сиюминутным решением. Оно явилось
следствием коалиционного характера войны и
союзнических отношений, охватывающих не только
проблему войны с Японией, но также ход и исход
всей Второй мировой войны. Инициатива участия
СССР в войне, как известно, принадлежала лидерам
союзных держав: СССР, Великобритании и США.
Принятое ими соглашение было достигнуто только
на Ялтинской конференции (февраль 1945 г.), когда
разгром фашистской Германии был очевиден. В
качестве одного из условий вступления СССР в
войну против Японии предусматривалась передача
Советскому Союзу Курильских островов4. Фактически было получено
юридическое подтверждение передачи СССР
Курильских островов, включая Итуруп, Кунашир,
Шикотан и Плоские острова (Хабомаи). Значительно
позже, в 50-х годах, Япония стала настаивать на том,
что Ялтинское соглашение не является
окончательным решением территориального
урегулирования. Поскольку оно было секретным и
Япония не была его участником, то, по мнению
японской стороны, идущему вразрез с мнением
других стран, Япония ни юридически, ни
политически не связана с его положениями.
Претензии на часть дальневосточной островной
территории России японские политические круги
основывают на некоторых пробелах в
международных решениях. В частности,
Сан-Францисский мирный договор 1951 г.,
подписанный 49 странами, в том числе и Японией,
проводил границы государств по итогам Второй
мировой войны, но не определил государственной
принадлежности Курильских островов. Был
зафиксирован лишь общий отказ Японии от прав и
претензий на территорию без указания того, под
чью юрисдикцию эта территория попадает в
дальнейшем5. Другими словами, в
этом договоре не были определены географические
пределы тех островов, от которых отказалась
Япония. Этот факт до сих пор дает японским
дипломатам повод утверждать, что российские
Курилы начинаются севернее Урупа.
На двусмысленность такой трактовки статьи
договора об отказе Японии от советских островов
обратил внимание глава советской делегации
А.А.Громыко. Он публично отметил, что «проект
ограничивается лишь упоминанием об отказе
Японии от прав, правооснований и претензий на эти
территории, умалчивая об исторической
принадлежности и бесспорной обязанности Японии
признать суверенитет Советского Союза на эти
части территории СССР». Сан-Францисский мирный
договор, составленный без участия Советского
Союза, СССР не подписал. Ссылаясь на этот факт,
Япония настаивает на том, что Советский Союз не
мог пользоваться правами, которые дает данное
соглашение его участникам. Однако сама Япония
подписала текст договора, содержащий
однозначную формулировку об отказе страны «от
всех требований, прав и претензий», и признала
его справедливым. Ратифицировав его, она
согласилась с отторжением у нее территорий, в том
числе и принадлежавших ей исторически. Таким
образом, отказ Японии от Курильских островов
носит абсолютный и полный характер и не дает ей
правовых оснований выступать с какими-либо
претензиями на этот счет, независимо от того,
подписал ли Сан-Францисский мирный договор СССР.
Это по сути нарушение условий договора, идущее
вразрез с общепризнанным принципом
международного права Pacta sunt servanda — «договоры
должны соблюдаться».
Японская сторона утверждает, что Южные
Курильские острова всегда принадлежали Японии,
являясь частью Японских островов, а не
Курильской гряды, а значит, они никак не связаны
договором 1875 г. Ссылаясь на географическую
общность гряды Хабомаи и Шикотана с Хоккайдо,
Япония обращается к документам об
административном делении тех лет, когда часть
«северных территорий» входила в префектуру
Хоккайдо. В этой связи статус Южных Курил следует
определять вне связи с юридическими актами,
регулирующими статус всех Курильских островов.
Соответственно, они не должны попадать под
действие Сан-Францисского договора. Однако при
ратификации договора представитель японского
МИДа К. Насимура заявил: «Понятие “Курильские
острова”, содержащееся в договоре,
истолковывается как включающее и Северные
Курильские острова, и Южные Курильские острова».
Япония, претендуя на южные острова Курильской
гряды, ссылается на советско-японскую декларацию
от 19 октября 1956 г. «О прекращении состояния
войны между двумя государствами и
восстановлении дипломатических и консульских
отношений», истолковывая ее исключительно в свою
пользу. В частности, она настаивает на выполнении
обещания советского лидера Н.С. Хрущева
(вошедшего в отечественную историю как щедрого
дарителя российских земель: Крым — Украине,
Порт-Артур и Дальний — Китаю), передать Японии «в
знак будущей дружбы» острова Шикотан и Плоские
(Хабомаи). Но при этом умалчивается о главном —
советской стороной выдвигались обязательные
условия:
а) ликвидация на территории Японии всех
американских военных баз и вывод американских
военнослужащих (напомним, это происходило в
период «холодной войны» и острого
противостояния СССР и США);
б) передача островов возможна только после
заключения мирного договора между СССР и
Японией.
Условия оказались для Японии невыполнимыми,
поскольку Договор о безопасности, заключенный с
США 8 сентября 1951 г. через несколько часов
после заключения Сан-Францисского мирного
договора, узаконил пребывание американских
войск на японской территории до 1960 г. В
дальнейшем этот Договор был продлен. Не принимая
подобную позицию Японии, СССР опубликовал
«Памятную записку Советского правительства
правительству Японии по поводу нового Договора
безопасности». В этом документе сообщалось, что
новый японо-американский договор направлен
против Советского Союза и КНР, поэтому Советское
правительство «не может содействовать тому,
чтобы передачей указанных островов Японии была
бы расширена территория, используемая
иностранными войсками». Но вопреки всему факт
готовности Н.С. Хрущева передать часть Южных
Курильских островов Японии прочно вошел в
сознание японских граждан. Между тем Декларация
1956 г. не является юридическим основанием для
передачи каких-либо земель.
В отношениях СССР и США в годы «холодной войны»
произошли кардинальные изменения — из союзников
в годы войны они стали противниками. В то же время
непримиримые враги — США и Япония, наоборот,
стали союзниками. Для облегчения усилий по
восстановлению страны после поражения в войне
Японии был нужен внешний враг. «Советская
угроза» была избрана в качестве удобного повода
увеличить военную мощь без риска раскола
общественного мнения. Есть предположение, что
«проблема северных территорий» возникла не без
участия США. Так, в частности, бывший
премьер-министр Японии Иосида Сигэру в своих
мемуарах описывает, как готовился
Сан-Францисский мирный договор 1951 г., и
сообщает: «Мы молча оставили за собой решение
территориального вопроса с тем, чтобы, используя
его в качестве козырной карты, занять на
предстоящих переговорах с Советским Союзом
ключевые позиции». До сих пор позиция США в
отношении решения вопроса «северных территорий»
неоднозначна. Высказываясь за передачу островов
Японии, США поддерживают политику, направленную
на сохранение сложных российско-японских
отношений6.
Правительство России, решая судьбу Южных Курил,
не может не учитывать того, что требование Японии
не только игнорирует права граждан России на эти
территории, но и ущемляет их национальные
интересы. В стратегическом отношении утрата
островов образует брешь в единой системе обороны
Российского Приморья, ослабив
обороноспособность на направлении, прикрывающем
наиболее развитую часть российского Дальнего
Востока. Нарушается естественная преграда,
которую представляет собой Курильская гряда,
обеспечивающая безопасность Тихоокеанского
флота в случае агрессивных действий
потенциального противника7.
Теряется кратчайший выход в Тихий океан — в
судоходные и незамерзающие Южно-Курильские
проливы. В случае изменения геополитической
обстановки в мире они приобретают значение,
аналогичное Черноморским проливам Босфор и
Дарданеллы, которые Турция использует для
политического давления на другие страны.
Российским судам, направляющимся через пролив
Лаперуза в порты материковой части Дальнего
Востока, нужно будет платить по международным
правилам. Проливы на севере Курильской гряды не
обеспечивают необходимой скрытности, так как они
находятся под контролем стационарной
гидроакустической системы США, и, кроме того,
проход через них сложен в навигационном
отношении. Ныне на южных островах гряды, несмотря
на сильное сокращение группировки войск,
существуют системы ПВО и созданы условия для
наращивания военного присутствия. В случае
передачи островов российские корабли лишатся
воздушного прикрытия в этом районе.
С переходом Южных Курильских островов под
юрисдикцию Японии Охотское море — российская
рыбная «житница», дающая более половины
общероссийской добычи рыбы и других
морепродуктов, — перестает быть российским
внутренним морем.
Теряется южно-курильский рыбопромысловый район
— один из самых продуктивных в северо-западной
части Тихого океана. Там проходят пути миграции
лососей, идущих как в район нагула, так и на
нерест в реки Сахалина, побережья Охотского моря
и Татарского пролива. К тому же на самих спорных
островах много естественных нерестилищ рыб
лососевых пород. В частности, на Итурупе 40
нерестовых рек и 9 озер, на Кунашире — 24 реки и 3
озера. Шельф Курильских островов благоприятен
для промысла крабов, креветок, трубача,
двустворчатых моллюсков (гребешок, мидии),
пользующихся высоким спросом на внешнем рынке.
За право ведения промысла в районе этих островов
в рамках межправительственного соглашения
Япония ежегодно платит России около 1,3 млрд иен.
Акватория Южных Курильских островов (Кунашир и
Итуруп) имеет уникальные по мировым стандартам
запасы бурых и красных водорослей. К примеру, в
заливе Измены на Кунашире находится самая
крупная на Дальнем Востоке плантация анфельции.
Из этих водорослей производится агар-агар —
ценное сырье для медицинской, кондитерской и
парфюмерной промышленности. Пояс ламинарий в
районе Курил достигает 2—3 км («урожайность» — 59
кг на 1 м2). Разведанные запасы ламинарии
оцениваются в 2—2,5 млн т. В случае передачи
островов Японии Россия теряет водорослевые
ресурсы, стоимость которых в пересчете на
конечный продукт переработки — фикоколлоиды
составит более 3 млрд долларов.
Курильские острова славятся своими полезными
ископаемыми. Помимо благородных и редких
металлов здесь выявлены месторождения
самородной серы, ильменит-магнетитовые россыпи,
а также залежи нефти и газа. Велики ресурсы
строительных материалов и термальных вод.
Сырьевые богатства органично сочетаются с
красотой почти нетронутой природы. Острова
покрыты елово-пихтовыми лесами, изобилующими
редкими растениями, в том числе и реликтовыми.
При разумном подходе острова могли бы стать
постоянным местом экскурсий и туризма. Там можно
увидеть вулканы, похожие на японскую Фудзияму,
целительные источники, горячие вулканические
озера с меняющимся цветом воды, многочисленные
водопады с кристально чистой водой и многое
другое, что заставляет человека замирать от
восхищения.
Мнения россиян по поводу судьбы островов
неоднозначны. Одни предлагают отдать их Японии,
другие — сохранить за РФ, третьи — совместно
использовать для укрепления экономических
отношений между странами. Каждая из точек зрения
руководствуется своими доводами. Однако попытки
решить эту проблему только с одной позиции могут
привести к осложнениям между странами, поэтому
необходим поиск компромисса. В качестве варианта
экономического сотрудничества в интересах двух
стран возможно создание свободной экономической
зоны со специальным правовым регулированием в
пределах Курильских островов и Хоккайдо. При
совместном использовании островов упростится
процедура посещения Курил японскими гражданами,
а граждане РФ, проживающие на островах, смогут
свободно выезжать на Хоккайдо. В дальнейшем это
может способствовать формированию
экономических предпосылок для осуществления
совместных проектов освоения и развития
территории островов и их акваторий. В случае
официального признания японского суверенитета
над островами не исключено долгосрочное
использование островов Россией по гонконгскому
варианту. Японская сторона рассматривает
возможность предоставления для россиян
постоянного места жительства при сохранении
российского гражданства и в будущем получения
японского гражданства. Предполагается защита
прав и интересов курильчан, их обучение и
трудоустройство в любом регионе Японии и
компенсация расходов жителей островов,
связанных с переездом на территорию РФ. Однако в
силу стратегической значимости островов для
России более приемлемо введение на Курилах
особого режима, благоприятного для
экономического сотрудничества, но при полном
сохранении российского суверенитета.
|
Долина на острове Итуруп
|
Вероятно, территориальный спор будет
окончательно решен уже в скором времени.
Учитывая сегодняшние реалии, многие россияне
обеспокоены, что возможный компромисс будет
иметь перекос в пользу Японии. Надо признать, что
настойчивость Токио на протяжении полувека
достигла впечатляющих результатов: японцы
добились официального признания
территориальной проблемы в районе южной части
Курильской гряды, введенный ими термин «северные
территории» прочно вошел в политический
лексикон. В мире ни одно государство добровольно
не отказывалось от собственной территории в
пользу другого государства, тем более
государство-победитель в пользу страны,
потерпевшей поражение. Тем не менее
многочисленные переговоры на высшем уровне
привели к тому, что Россия, взвешивая все «за» и
«против», обсуждает проблему территориального
размежевания. Неоднократные заявления
российского МИДа свидетельствуют о том, что по
вопросу принадлежности островов сохраняется
прежняя позиция. Вместе с тем, стремясь к
заключению мирного договора, Россия уже ведет
речь о Шикотане и Плоских (Хабомаи) островах как о
предмете территориального торга. В сознание
россиян постепенно внедряется мысль, что
возможную передачу части Южных Курил следует
рассматривать как акт доброй воли, преследующий
цель нормализовать отношения с соседом, а не как
удовлетворение законных претензий. Безусловно, в
принятии окончательного решения относительно
судьбы Южных Курильских островов учитываются
современные условия, где главное — полноценные
добрососедские отношения. Однако
территориальная уступка, под каким бы предлогом
она ни осуществлялась, означает потерю
российской территории и во многом подтвердит
тенденцию к уменьшению внешних сфер влияния РФ.
Попытки пересмотреть территориальное
урегулирование, в том числе и закрепленное в
мирных договорах, чреваты негативными
последствиями. В истории страны есть немало
примеров, когда сделанные Россией
территориальные уступки в дальнейшем вызывали
еще большее желание со стороны соседних стран
пересмотреть законность российской границы.
Ныне, по оценкам специалистов, более половины
сопредельных с Россией государств в явной или
скрытой форме не согласны с существующими ныне
границами. Пересмотр послевоенных границ на
Дальнем Востоке может создать прецедент для
ревизии границ многих стран мира.
Пока в обществе рассуждают, быть или не быть
Курилам российскими, правительства обеих стран
целенаправленно движутся к логическому
разрешению проблемы. Проводится активная работа,
направленная на совместное использование
островов. После встречи в Красноярске в 1997 г.
была разработана Программа российского
сотрудничества в области развития совместной
хозяйственной деятельности на островах Итуруп,
Кунашир, Шикотан и Плоских. В 1998 г. было
подписано Соглашение о дружбе и экономическом
сотрудничестве между Сахалинской областью и
Хоккайдо. С того же времени успешно реализуется
Соглашение о некоторых вопросах сотрудничества
в области промысла морских живых ресурсов.
Города и поселки Сахалинской области имеют
побратимские связи с городами префектуры
Хоккайдо и охватывают самые разнообразные сферы
сотрудничества. Воздушное сообщение связывает
Южно-Сахалинск с японскими Саппоро и Хакодатэ.
Между портами Корсаков и Вакканай действует
паромное сообщение. Благодаря реализуемой с
октября 1991 г. межправительственной
договоренности о взаимных безвизовых поездках
японских граждан на Южные Курильские острова и
россиян — жителей островов в Японию
увеличивается количество взаимных поездок.
Ведется работа совместной комиссии по вопросам
заключения мирного договора и подкомиссии по
пограничному размежеванию. Перед
правительствами обеих стран стоит задача
активизировать усилия по разъяснению важности
заключения мирного договора. Остается лишь
надеяться, что действия правительства в принятии
окончательного решения по вопросу Южных
Курильских островов будут геополитически
правильны и направлены на сохранение полного
суверенитета российского государства.
1 В апреле 2005 г. Китаем было
ратифицировано соглашение о передаче ему
российских островов: Тарабарова и части Большого
Уссурийского на Амуре и Большого на Аргуни, в мае
его ратифицировала и Россия.
2 «Кур» на языке айнов означает
«человек». Отсюда произошло и название островов.
3 Эта дата — 7 февраля по новому
стилю — объявлена национальным днем Японии.
Начиная с 1981 г. 7 февраля отмечается «День
северных территорий».
4 И.В. Сталин помимо Курильских
островов в качестве моральной компенсации (в том
числе и за японскую оккупацию советского
Дальнего Востока 1919—1921 гг.) рассматривал
установление юрисдикции СССР над северной
частью о. Хоккайдо. Тогда демаркационная линия
проходила бы от гор Кусиро на востоке до города
Румоэ на западном побережье острова. Президент
США Г. Трумэн имел свои виды на острова. Так, он
посчитал возможным предложить Сталину передать
в пользование Соединенным Штатам один из
центральных островов Курильской гряды под
создание авиабазы в коммерческих и военных
целях. На это Сталин в свою очередь высказал
желание иметь право посадки советских самолетов
на американском аэродроме на одном из Алеутских
островов, ссылаясь на то, что в этом случае
авиационная трасса на Сиэтл станет более удобной
(География, № 14/2002,
с. 29—30).
5 Предполагался отказ Японии от
претензий не только на Курильские острова, но и
на другие территории — на Формозу (Тайвань),
Пескадорские острова, Парасельские острова и
острова Спратли.
6 Официальные лица США
поддерживают японскую сторону в решении
территориальной проблемы. В частности, посол США
в России Джеймс Коллинз, выступая на
пресс-конференции в Южно-Сахалинске в марте
1998 г., заявил, что Южные Курильские острова
должны принадлежать Японии. Аналогичное
заявление было сделано предыдущим послом США в
России Томасом Пикерингом в 1995 г. В 1989 г.
многие государственные деятели США настаивали
на признании Советского Союза в границах 1933 г.
Это означало исключение из его территории
Калининграда, Выборга, Западной Белоруссии,
Западной Украины и т.д.
7 До сих пор военно-политическим
руководством Японии и США остров Хоккайдо
рассматривается как основной плацдарм для
эскалации военных действий на Дальнем Востоке в
случае военного конфликта с РФ. Там
дислоцируется крупный контингент японских
войск. Тоннель между Хоккайдо и Хонсю позволяет
быстро наращивать военную группировку (до пяти
дивизий в сутки). |