4. ФРОНТЧью агрессию приходится русским отражать на этой земле?Четвертый аналитический срез Военная география. Театр военных
действий.
|
Мстиславль Гоним хищную лису прочь от рубежей Пушка — символ оборонительной роли. Смоляне утверждают, что этот вид оружия в России впервые появился именно в Смоленске |
|
Кричев В красном поле золотой крест и серебряный меч: герб польского происхождения XVII в. недвусмысленно показывает, с чем Запад шел к русским рубежам — меч и католическая пропаганда |
|
Чаусы На красном поле щита крестообразно положены сабля и шпага, соединённые лавровым венком в честь победы войск Петра I над шведами в 1708 г. у деревни Лесная |
|
Славгород На синем щите — золотой памятник, воздвигнутый в честь победы русских войск в 1708 г. у деревни Лесная |
4.5. 1941—1943 гг.: «ЕС» фюрера
В историю нашего народа навсегда вошел героизм защитников Смоленска, героизм освободителей этих мест. Золотая Звезда города-героя — на большом гербе Смоленска — защитника Москвы. Гвардейские ленты в обрамлении гербов Смоленска и Ярцева указывают, что в этих местах (особенно под Ельней, которую с тех пор именуют родиной советской гвардии) в ожесточенных оборонительных боях несколько наших дивизий, показав высокую стойкость, получили звание гвардейских. На гербе Смоленской области в виде гвардейской ленты решен лафет пушки.
Красная Армия отступала перед превосходящими силами противника. Но военные обращают внимание (и нам, географам, очень важно обратить на это внимание учеников: в таких ситуационных наблюдениях и проявляется подлинная значимость нашей науки) еще и на то, что сама по себе местность здесь способствовала наступающим с запада и играла против восточной стороны. Мы уже уяснили, что здесь Днепровский бассейн, и преимущественное направление рек — на юг. Испытывая — на поверхности вращающейся шарообразной планеты в ее Северном полушарии — действие силы (ускорения) Кориолиса, водотоки отклоняются вправо. Напирают на правый берег, делая его более крутым, и выполаживают берег левый. При преимущественно южном направлении течения правый берег — западный. Теперь нетрудно представить, каково было нашим войскам, отступая, удерживаться на водных рубежах (попробуй удержись на плоском заливном лугу, когда тебя поливают свинцом с противоположного западного крутояра), как удобно было немцам с крутых берегов отбивать наши контратаки.
Найдите на карте России, ее Калужской области этот небольшой городок Киров. Его наши войска отбили у гитлеровцев еще зимой 1942-го. Но дальше дело застопорилось. Уж больно здесь местность не подходящая для наступления. Много рек и речушек с широкими болотистыми поймами. Причем западный берег у всех этих рек, как, впрочем, и у тех, что текут у нас в Беларуси, крут и обрывист, а потому идеально подходит для обороны.
Здесь, к северу от Кирова, и держала полтора с лишним года фронт 10-я армия. Недавно я побывал в этих местах. Облик их мало изменился. Здешние речушки и болота мелиорацией не тронуты и в общем-то выглядят так же, как и 60 лет назад. По-прежнему текут Болва, Снопот (ее войска тогда обошли), Десна и Остер, форсировавшиеся в нескольких местах. Одна лишь новина появилась — водохранилище Смоленской атомной электростанции, созданное плотиной на Десне. Ну и конечно, город атомщиков возник — Десногорск.
Погода стояла такая же, как в 1943-м. И кругом печальная тишина, хранительница вечного покоя тех, кто сложил здесь головы в боях.(Валерий Михайлов. Забыть не вправе)
В первые же дни оккупации жителям объяснили фашистское кредо:
Собрав население рабочего поселка Навля, фашисты заявили: «Большевистские порядки для всех кончились, руководители ваши уничтожены и с советской властью покончено раз и навсегда. Колхозы распускаются».
В те страшные годы А.Т. Твардовский обратился к своим землякам со стихами в духе старинных деревенских плачей, причитаний:
Ой, родная, отцовская,
Что на свете одна,
Сторона приднепровская,
Смоленская сторона,
Здравствуй!..Слова не выдавить.
Край в ночи без огня.
Ты как будто за тридевять
Земель от меня.
Ты, огнем опаленная
До великой черты,
Ты, за фронтом плененная,
Оскорбленная, —
Ты
Никогда еще ранее
Даже мне не была
Так больна, так мила —
До рыдания...
Я б навеки грабителям
Не простил бы твоим,
Что они тебя видели
Вражьим оком пустым;
Что прошлися где по двору
Мимо окон твоих
Той походкою подлою,
Что у них у одних...
Немцы входили на наши земли с повадкой, свойственной уголовному миру: сразу насадить страх неспровоцированной жестокостью.
В первые дни оккупации немцы арестовали группу железнодорожных рабочих, отказавшихся выйти на работу. Их, человек сорок или пятьдесят, провели через весь город в сторону Зубовского кладбища и там расстреляли.
(Павел Храмченко//Клинцовский летописец, 2004)
Наше существование было нарушено неожиданным возвращением неразгруженного состава из Клинцов. Кондуктор, всеми уважаемый старик с седыми отвислыми усами, слез с подножки вагона бледный, с трясущимися руками:
— Задержали и возвратили состав. Там в овраге расстреливают евреев. — Собрался с силами: — Идут обнявшись, плачут. Кто молится по-своему, по-еврейски. Почти все раздеты до нижнего белья. — Сожалея, добавил: — И никакого сопротивления. Идут покорные, как на бойню.
Собравшиеся вокруг рабочие молчали пораженные...
Говорят, что в Клинцах было расстреляно семнадцать тысяч евреев. Эта цифра кажется преувеличенной, так как в таком маленьком городе, как Клинцы, их столько и не жило. Очевидно, в семнадцать тысяч включены и евреи из соседних с Клинцами местечек.(Анатолий Казаков. На той давнишней войне)
Ответом людей стало мощное, все более и более набиравшее силу партизанское движение.
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.На прощанье сказали герои:
— Ожидайте хороших вестей, —
И на старой смоленской дороге
Повстречали незваных гостей.Повстречали — огнем угощали,
Навсегда уложили в лесу
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу...
(Михаил Исаковский)
Десяток брянских гербов украшены партизанской символикой. Ленту медали «Партизану Великой Отечественной войны» с гордостью несут эмблемы Рогнедино, Жуковки, Дятьково, Красной Горы, Почепа, Навли, Новозыбкова, Погара. Красная полоса (а многие партизаны, не имевшие обмундирования, в бой шли, нашив на шапку наискось красную ленту, как в Гражданскую) и пятиконечная звездочка — в Клетне (в районе действовала знаменитая Клетнянская партизанская бригада), Выгоничах, Стародубе. Известная всему Союзу партизанская песня «Шумел сурово брянский лес» в 1998 г. утверждена в качестве гимна Брянской области.
В лесах врагам спасенья нет.
Летят советские гранаты.
И командир кричит им вслед:
«Громи...
Громи захватчиков, ребята!»
(А. Софронов)
Особый смысл — у ленточки Суземки. Она символизирует взлетно-посадочную полосу партизанского аэродрома (!), который был оборудован здесь.
Брянская область Дубовый венок — символ славы.
Лента медали «Партизану Великой отечественной
войны». |
|
Смоленск (большой герб) Золотая Звезда города-героя. |
|
Смоленская область Верхняя кромка щита — зубцы
Смоленской крепостной стены. |
Постепенно мы вытеснили немцев из леса, вынудили их держаться от него подальше. Мы соорудили свой аэродром, разместили его сначала в районе села Вздружное Выгоничского района, а потом вблизи деревни Смелиж Суземского района. Случалось, что мы принимали до трех десятков самолетов за ночь.
В начале февраля сорок второго года был осуществлен захват Трубчевска. Мы продержались в городе целые сутки, а на следующую ночь оставили его, так как к нему приближались вражеские подкрепления из Почепа и Погара.
(И.Е. Абрамович//Вперед, 20.09.2003)
Дубровка.Новый вариант герба |
На новом гербе Дубровки — золотые листья дуба, символ доблести здешних партизан и подпольщиков. Всей стране и половине Европы известны подвиги действовавшего здесь сещинского интернационального подполья. Талантливая разведчица Аня Морозова создала здесь, в районе Сещинского аэродрома, разведовательно-диверсионную группу, в которую входили работавшие на аэродроме поляки (Ян Маньковский и другие) и чехи (Венделин Робличка и другие). Организованные ими взрывы вражеских самолетов спасли тысячи жизней советских людей: ведь Сещинская военно-воздушная база была плацдармом, с которого враг летал бомбить Москву (лишь 350 км!). Подвиг сещинского подполья стал сюжетной основой фильма «Вызываем огонь на себя» (роль разведчицы сыграла Касаткина).
На Брянщине начинал свой партизанский путь и талантливый организатор борьбы в тылу врага чекист Дмитрий Николаевич Медведев (уроженец Бежицы — города, вошедшего ныне в черту Брянска), прославившийся после войны своими книгами «Сильные духом» и «Это было под Ровно» (экранизирована).
«Партизанам Смоленщины», — пожалуй, самое сильное произведение А.Т. Твардовского*. Беда его родной земли буквально подняла в поэте глубины подсознания. Строки звучат как древние заклятия кривичей и радимичей, тех самых, что утверждали свои права на эту землю, хороня на перекрестках останки своих вождей («КРАЙ», с. 14).
Сторона моя милая,
Ты ль в такую весну
Под неволей постылою
Присмиреешь в плену?
Ты ль березой подрубленной
Будешь никнуть в слезах
Над судьбою загубленной,
Над могилой неубранной,
Позабытой в лесах?
Нет, твой враг не похвалится
Тыловой тишиной,
Нет, не только страдалицей
Ты встаешь предо мной,
Земляная, колхозная, —
Гордой чести верна, —
Партизанская грозная
Сторона!
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает...
Карай!
Бей, семья деревенская,
Вора в честном дому,
Чтобы жито смоленское
Боком вышло ему.
Встань, весь край мой поруганный,
На врага!..
Эй, родная смоленская,
Сторона деревенская,
Эй, веселый народ,
Бей!
Наша берет!
4.6. Разорения
Задача учителя — не только воспитывать молодых людей на примерах национальных героев, но и сохранять в народе память о тех невыразимых потерях, которые наша страна несет каждый век (!) на постоянно угрожаемом западном фасаде. И на основе этой памяти формировать географическую философию, геостратегическое мышление подрастающих граждан.
24 октября 1941 г. в деревне Хацунь Карачевского района несколько красноармейцев, выходящих из окружения, напали на трех фашистов... А на рассвете 25 октября деревню окружили каратели. Фашисты согнали в одно место жителей деревни и беженцев из Брянска и расстреляли всех из пулеметов. Шестимесячную Нину Кондрашову проткнули штыком прямо в люльке, а семнадцатилетнюю Нину Яшину, обнаружив у нее какую-то вещь убитого красноармейцами немца, прибили гвоздями к воротам. А затем стали расстреливать всех остальных. 318 человек были убиты, а деревня сожжена. Только три человека спаслись в чаще леса...
После того, как в Жуковском районе через Матреновку прошли вражеские фронтовые части и наполовину сожгли ее, жители, помогая друг другу, вырыли землянки для тех, кому негде было жить, восстановили колхоз. В фашистском тылу он просуществовал до июля 1942 г. По весне селяне сеяли из лукошек рожь, сажали картошку. А когда приходила пора убирать урожай, партизаны, перекинув за спину автоматы и винтовки, ночью брали в руки косы и грабли. Утром, к изумлению фашистов, поля уже были пусты.
К весне 43-го в Матреновке осталась лишь одна изба.
И все-таки деревня жила, зарывшись в погребах, сбившись по несколько семей в одной землянке. Несмотря на пытки и расстрелы, население так и не выбрало себе старосту, не дало ни одного человека для работы в полиции.
Самый страшный день в страданиях Матреновки выпал на 20 мая 1943 г. К утру деревня была плотно оцеплена. На возможных подходах партизан были поставлены засады с пулеметами. В пять часов утра началось…
Группы солдат стали «обрабатывать» землянки, где находились перепуганные люди. Их тут же убивали выстрелами, кололи штыками и ножами. А если кто из раненых шевелился, их пристреливали из автоматов. Затем убийцы, выходя из землянок, бросали туда по несколько гранат.(Расстрелянная Матреновка // www.zhukovka.org)
Для учителя географии важно отметить и экономические потери, которые понесли (несут из века в век!) оккупированные территории: потери рабочей силы и квалификации, уничтожение основных фондов, промышленного оборудования, продуктивного скота и т.д.
Немцы оставили город Клинцы 20 сентября 1943 г.
В городе три дня оставался взвод солдат. С 21 сентября немецкие солдаты-факельщики группами по два-три человека ежедневно выходили «на работу», методично, дом за домом, поджигали из огнемета заводские и общественные здания. Никто в городе не оказывал поджигателям сопротивления: у населения не было оружия и не было организации. Ждали с минуты на минуту партизан. Но партизаны в горящий город не вошли. В огне погибли все фабрики и заводы, все школы и больницы.
Утром 24 сентября по улице Красноборской, мимо наших домов на трех мотоциклах промчались в сторону Лопотней солдаты-факельщики. Как оказалось, всего девять человек сожгли город. Это были последние оккупанты.(Павел Храмченко//Клинцовский летописец)
Важно объяснить ученикам и то, какой моральный урон понесли люди на оккупированных территориях, какой удар ждал возвратившихся сюда домой (но не в дома) демобилизованных солдат, составляющих основу, выражаясь языком программ 9—10-го классов, трудовых ресурсов:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог...
(Михаил Исаковский)
Ляхово [на пути из Ельни в Смоленск], памятное мне тремя годами обучения в начальной школе и ярмарками на Духов день, полностью сожжено немцами летом 1942 года. Сожжено с людьми. В огне погибло около двухсот жителей, главным образом женщин и детей. Это была расправа карателей за помощь партизанам, для которых ляховские женщины выпекали хлеб и шили белье. Ляхово — село старинное, известное в истории Отечественной войны 1812 года как один из важных пунктов тогдашних партизанских действий. О нем, в частности, говорит Денис Давыдов в своих записках. Само название села позволяет отнести его возникновение к еще более давним временам [Ляхи — старое название поляков].
Если так стерто и уничтожено все то, что отмечало и означало мое пребывание на земле, что как-то выражало меня, то я становлюсь вдруг свободен от чего-то и не нужен.(Александр Твардовский. На родных пепелищах)
И так, еще раз подчеркнем, продолжается из века в век. В Почепе вам покажут Ильинскую церковь, построенную у братской могилы 4000 тысяч жителей города, погибших во время его штурма поляками в 1610 г. А как изменило саму экономическую географию этих мест нашествие Наполеона. С.В. Максимов приводит рассказ об одной деревне на востоке Смоленской губернии: ее в 1812 г. сожгли французы, жители вынуждены были пойти нищенствовать в Москву и Питер. И после того они (ко времени рассказа прошло уже почти сто лет!) так и не смогли регенерировать нормальное деревенское хозяйство: бродяжничество стало их потомственным промыслом.
За Вязьмой — подорванные мосты, виадуки, котлованы. Жители деревень, проведшие здесь два этих года, привыкли к мысли о том, что хата будет спалена, что их могут угнать в Германию, убить. И житейски готовились...
К пожару, например, готовились так: вынимали и выносили из избы дощатые или тесовые перегородки, «забывали» осенью вставить рамы-вторички, вытаскивали из стен, в которых жили, какой-нибудь гвоздь, крючок и т.п. И все это прятали... И закапывали, закапывали, вверяли родной земле хлеб, пожитки, — в подполье, в хлеву, в лесу. Это на случай оставления родных мест...(Александр Твардовский. За Вязьмой)
То и дело подрезаемое плугом войны Верхнее Поднепровье лишено возможности накапливать многовековое общественное богатство в материальных формах. Территория сравнительно бедна архитектурными памятниками. И на образной карте мы не видим ни одного замечательного здания, храма, скульптуры... Только фортификационные сооружения**: Красный, Мглин, зубцы стены на большом гербе Смоленска. Само существование этой земли мыслимо только с мощными укреплениями, только с мощными арсеналами (орудия Брянска, Смоленска, Вязьмы, ядра Брянска, бердыш Комаричей, шашка и винтовка Новозыбкова).
Гербы «раскрывают» и другие военные арсенальные тайны этих мест. Ракета города Сельцо — производство взрывчатых веществ и боеприпасов на Брянском химическом заводе. Колба Почепа — хранилище химического оружия, устроенное здесь в послевоенные годы в ожидании новой агрессивной волны с Запада. Даже велосипед Жуковки косвенно напоминает о военной, прифронтовой экономике этих мест: Жуковский велозавод возник на основе обозного завода, делавшего повозки и пулеметные тачанки для фронта Первой мировой войны.
Так что ж, друзья, коль наш черед, —
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука...Настал черед, пришла пора.
Идем, друзья, идем! —
За все, чем жили мы вчера,
За все, что завтра ждем...
(Михаил Исаковский)
* Полный текст этого поразительной
региональной выразительности стихотворения
«География» воспроизводила в № 44/96.
** Не исключено, что и на гербе Рославля
изначально были укрепления (наличие двух
укреплений по разные стороны речки было когда-то
характерной чертой города). Но военная память
коротка, и боевые форты могли при перерисовках
быть истолкованы как мирные ульи.