Арктические пути арктической нефти
Российская нефть идет в обход России
Фактором, уже несколько лет сдерживающим рост
добычи нефти в Тимано-Печорской нефтегазоносной
провинции (север Республики Коми и Ненецкий а. о.),
остается недостаточная пропускная способность
нефтепровода Уса—Ухта, обеспечивающего
доставку нефти в направлении центральных
районов страны и к западной границе.
Компании, разрабатывающие северную группу
месторождений Ненецкого округа (гл. обр. ЛУКОЙЛ),
стремятся решить проблему с помощью нефтяного
терминала Варандей на Баренцевом море. Ведь от
трубопроводной магистрали Харьяга—Уса эти
месторождения отделяет 150 км нехоженой тундры, а
до портопункта Варандей — всего 35 км. Пропускную
способность терминала Варандей к 2007 г.
планируется расширить с нынешних 1,5 млн до 12 млн т/год.
|
Картосхема нефтяных месторождений,
трубопроводов и терминалов на севере Ненецкого а.
о.
|
Нефтеналивной терминал Варандей начал
функционировать в августе 2000 г., когда здесь были
загружены в танкер для отправки на экспорт
первые 10 тыс. т нефти. В качестве рейдового
терминала использовался переоборудованный
ледокол «Капитан Николаев». Танкеры
швартовались к ледоколу, соединенному с
береговыми резервуарами подводной трубой. В
таком виде перегрузочный комплекс проработал
два года, показав, что перевалка нефти на танкеры
возможна даже в тяжелых условиях зимней Арктики.
Следующим этапом развития Варандейского
терминала стало введение в строй в сентябре 2002 г.
арктического подводного перегрузочного
комплекса (АППК), позволяющего загружать суда в
любое время года при высоте волны до 5 м. Нефть
поступает с месторождений в береговой
резервуарный парк (БРП). От БРП сырье
перекачивается по подводной трубе к АППК*.
АППК заглублен в донный грунт на расстоянии 3 км
от береговой линии (там, где глубины превышают 10 м)
и соединен с БРП цельнотянутой стальной трубой,
которая проложена в траншее глубиной 1,5 м (чтобы
ее не повредили в зимнее время ледяные торосы,
иногда пропахивающие морское дно).
Когда, в условиях свободной воды, танкер
находится над АППК, по радиосигналу от
подводного сооружения отделяется и всплывает
буй, соединенный тросом с гибким шлангом, который
затем поднимают на борт судна, и нефть поступает
в танки. Гибкий шланг одновременно предназначен
и для швартовки судна к АППК, так как выдерживает
усилие на разрыв до 100 тыс. т. В зимнее время
используется рейдовый ледокол (толщина льда в
районе терминала иногда достигает 2 м). При каждой
швартовке танкера к АППК работает бригада
водолазов, так как добиться работы подводного
комплекса в автоматическом режиме в зимних
условиях не удалось.
Дальнейшее развитие Варандейского терминала
связано с ожидаемым началом разработки крупного
Южно-Хыльчуюского месторождения, способного
давать в год более 4 млн т нефти, которую
предполагается прокачивать к Варандею по
трубопроводу.
Помимо ЛУКОЙЛа и связанных с ним компаний, через
Варандей намерена осуществлять экспорт и
«Роснефть», обратившаяся к ЛУКОЙЛу с
предложением своего участия в развитии
терминала. Компания планирует транспортировать
через Варандей сырье, добываемое на
расположенных поблизости месторождениях Вала
Гамбурцева (до 6,5 млн т/год).
Похоже, что теперь даже и «южная» нефть Тимано-Печоры
будет переориентирована на Баренцево море и
пойдет либо по проектируемому нефтепроводу
Харьяга—И'ндига (на побережье, восточнее Чёшской
губы), либо через тот же Варандей. В любом случае о
намерениях увеличить пропускную способность
нефтепровода Уса—Ухта уже не говорят.
По материалам www.oilcapital.ru
* При этом право собственности на БРП
закреплено за ЛУКОЙЛом, а АППК принадлежит
Мурманскому морскому пароходству,
участвовавшему вместе с нефтяниками в
строительстве нефтетранспортной системы и
обеспечивающему сегодня ледокольную проводку
танкеров в зимнее время. |