Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2005

Отрасль


Арктические пути арктической нефти

Российская нефть идет в обход России

Фактором, уже несколько лет сдерживающим рост добычи нефти в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (север Республики Коми и Ненецкий а. о.), остается недостаточная пропускная способность нефтепровода Уса—Ухта, обеспечивающего доставку нефти в направлении центральных районов страны и к западной границе.
Компании, разрабатывающие северную группу месторождений Ненецкого округа (гл. обр. ЛУКОЙЛ), стремятся решить проблему с помощью нефтяного терминала Варандей на Баренцевом море. Ведь от трубопроводной магистрали Харьяга—Уса эти месторождения отделяет 150 км нехоженой тундры, а до портопункта Варандей — всего 35 км. Пропускную способность терминала Варандей к 2007 г. планируется расширить с нынешних 1,5 млн до 12 млн т/год.

Картосхема нефтяных месторождений, трубопроводов и терминалов на севере Ненецкого а. о.
Картосхема нефтяных месторождений,
трубопроводов и терминалов на севере Ненецкого а. о.

Нефтеналивной терминал Варандей начал функционировать в августе 2000 г., когда здесь были загружены в танкер для отправки на экспорт первые 10 тыс. т нефти. В качестве рейдового терминала использовался переоборудованный ледокол «Капитан Николаев». Танкеры швартовались к ледоколу, соединенному с береговыми резервуарами подводной трубой. В таком виде перегрузочный комплекс проработал два года, показав, что перевалка нефти на танкеры возможна даже в тяжелых условиях зимней Арктики.
Следующим этапом развития Варандейского терминала стало введение в строй в сентябре 2002 г. арктического подводного перегрузочного комплекса (АППК), позволяющего загружать суда в любое время года при высоте волны до 5 м. Нефть поступает с месторождений в береговой резервуарный парк (БРП). От БРП сырье перекачивается по подводной трубе к АППК*.
АППК заглублен в донный грунт на расстоянии 3 км от береговой линии (там, где глубины превышают 10 м) и соединен с БРП цельнотянутой стальной трубой, которая проложена в траншее глубиной 1,5 м (чтобы ее не повредили в зимнее время ледяные торосы, иногда пропахивающие морское дно).
Когда, в условиях свободной воды, танкер находится над АППК, по радиосигналу от подводного сооружения отделяется и всплывает буй, соединенный тросом с гибким шлангом, который затем поднимают на борт судна, и нефть поступает в танки. Гибкий шланг одновременно предназначен и для швартовки судна к АППК, так как выдерживает усилие на разрыв до 100 тыс. т. В зимнее время используется рейдовый ледокол (толщина льда в районе терминала иногда достигает 2 м). При каждой швартовке танкера к АППК работает бригада водолазов, так как добиться работы подводного комплекса в автоматическом режиме в зимних условиях не удалось.
Дальнейшее развитие Варандейского терминала связано с ожидаемым началом разработки крупного Южно-Хыльчуюского месторождения, способного давать в год более 4 млн т нефти, которую предполагается прокачивать к Варандею по трубопроводу.
Помимо ЛУКОЙЛа и связанных с ним компаний, через Варандей намерена осуществлять экспорт и «Роснефть», обратившаяся к ЛУКОЙЛу с предложением своего участия в развитии терминала. Компания планирует транспортировать через Варандей сырье, добываемое на расположенных поблизости месторождениях Вала Гамбурцева (до 6,5 млн т/год).
Похоже, что теперь даже и «южная» нефть Тимано-Печоры будет переориентирована на Баренцево море и пойдет либо по проектируемому нефтепроводу Харьяга—И'ндига (на побережье, восточнее Чёшской губы), либо через тот же Варандей. В любом случае о намерениях увеличить пропускную способность нефтепровода Уса—Ухта уже не говорят.

По материалам www.oilcapital.ru


* При этом право собственности на БРП закреплено за ЛУКОЙЛом, а АППК принадлежит   Мурманскому морскому пароходству, участвовавшему вместе с нефтяниками в строительстве нефтетранспортной системы и обеспечивающему сегодня ледокольную проводку танкеров в зимнее время.