Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2005

Идеология желанной географии


Наша Мексика

Обзор работ, поступивших на четвертый тур конкурса
«Страноведческий учебник» (см. № 11/2005)

МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ

Впервые в конкурсе читателям был предоставлен своеобразный набор фактологических подсказок в виде тематического номера по описываемой стране (№ 11/2005). К чести участников конкурса, никто не стал построчно «вкачивать» содержание номера в заготовку для очередного страноведческого параграфа. Хотя, естественно, многие цифры и факты были использованы.

Варианты опознавательных значков, предложенные Н.Ф. Ефимовым (Ростовская область) и А.Л. Миллером (Санкт-Петербург)

Варианты опознавательных значков, предложенные Н.Ф. Ефимовым (Ростовская область) и А.Л. Миллером (Санкт-Петербург)

Варианты опознавательных значков,
предложенные Н.Ф. Ефимовым (Ростовская область)
и А.Л. Миллером (Санкт-Петербург)

Единственного разворота, отпущенного на одну из самых населенных стран мира, многим читателям показалось недостаточно. И они предложили материал, по объему в два, три, а то и четыре раза превышающий установленный лимит. Не всем конкурсантам удалось не «растечься мыслию по древу» и написать динамичный и концентрированный учебный текст. Многие увлекались внешними сторонами жизни Мексики, в этих работах подача сложной и противоречивой страны была больше туристическо-развлекательной, присущей скорее путеводителю (носят и едят то-то, говорят так-то, достопримечательности там-то и там-то), или занудно-информационной, как в справочнике (температуры воздуха такие-то…).

Значок и название

Большинство конкурсантов в качестве опознавательного знака страны хотят видеть государственный герб Мексики или его вариации (по мнению С.В.Глазковой, «орел, побеждающий змею, на гербе страны — мексиканский Георгий Победоносец»). Предлагались и другие варианты, например, «кормилец маис и птица счастья кетцаль» (Н.В.Малашева). Интересны и оригинальны значки, составленные Н.Ф.Ефимовым и А.Л.Миллером.

С удачным коротким, метким и неформальным названием вышла заминка. Всё больше тиражировались банальности вроде «Мексика. На пути к экономическим вершинам» (на месте первого слова могло быть название практически любой из двух сотен стран мира). Временами были и откровенные неточности: «Мексика — американский Египет»; параллель между двумя странами заключается лишь в наличии древних пирамид, тогда и Италия — европейская Камчатка на том основании, что там есть действующие вулканы. Сомнителен заголовок: «Мексика — наиболее развитая в Латинской Америке индустриально-аграрная страна». Бразилия — более вероятный кандидат на это место.

Заслуживают положительной оценки варианты названия, сформулированные А.В.Афиногеновой («Мексика: мост между континентами, эпохами, культурами») и И.Н.Панкратовым («Мексика: связующее звено двух Америк»). Но лучшим признан вариант А.Л.Миллера: «Мексика — еще одни соединенные штаты: что в них соединяется и что они соединяют».
В своем комментарии (будущем руководстве для учителя по пользованию учебником) Антон Львович поясняет, как тот или иной раздел, вопрос или дополнительный материал работают в дальнейшем на раскрытие заголовка-вопроса.

Вводные слова и предваряющий вопрос

Наиболее удачные примеры:

«Мексика — это страна-калейдоскоп, культуры разных эпох и народов наложились здесь друг на друга, не потеряв своеобразия. Эн Мехико эль пасадо но паса — «в Мексике прошлое не проходит». И действительно, в сельве Юкатана дремлют развалины городов майя, а рядом кипит жизнь на пляжах Канкуна. Стоит сойти со ступеней ацтекского храма и окажешься в центре загазованного Мехико». (М.В. Бахтарова)

«Когда у завоевателя Мексики Эрнана Кортеса спросили, как выглядит эта страна, он смял в кулаке лист бумаги и ответил: «Вот карта Мексики». Так он показал разнообразие рельефа и ландшафтов страны». (Л.Н. Уткина)

А.В. Афиногенова приводит слова о Мексике нобелевского лауреата Иосифа Бродского, который бывал здесь: «Прекрасная и нищая страна. На западе и востоке — пляжи двух океанов. Посредине горы, леса, известняковые равнины и хижины крестьян. На юге — джунгли с руинами великих пирамид. На севере — плантации, ковбои, переходящие невольно в США. Сегодня тут республика. Трехцветный флаг развевается над президентским палаццо. Конституция прекрасна. Текст со следами сильной чехарды диктаторов лежит в национальной библиотеке под зеленым пуленепробиваемым стеклом — причем таким же, как в роллс-ройсе президента».

В качестве предваряющего вопроса неплохо смотрится такой: «В чем сходство Мексики с другими быстро развивающимися крупными странами — Индией и Бразилией? В чем отличия от них?» (Т.В. Казьмина), но ответить на него можно только при том условии, что уроки по указанным странам прошли ранее.

Содержательные разделы

Выделенные для содержательных материалов три ячейки заполнялись в основном сюжетами, рассказывающими о природе, населении и хозяйстве Мексики (именно в таком порядке).

В природной части 90% авторов сначала описывали географическую карту (где какие горы и моря расположены, что между ними пролегает), затем заостряли внимание на специфичных чертах Мексики (засушливые пространства с кактусами, сейсмическая и вулканическая активность, богатства недр). Но даже констатацию физико-географических реалий можно сделать живой и метафоричной: «Мексика представляет собой как бы гигантский рог, обращенный широким концом к США и плотно набитый мощными горными массивами» (Н.В.Малашева).

Население Мексики — это и индейцы — наследники древних цивилизаций ацтеков и майя, и город-переросток Мехико со своими острыми демографическими, социальными и экологическими проблемами (жители столицы с грустью говорят, что уже видят воздух, которым они дышат). Многие справедливо указывают на то, что Мексика со своими 104 млн населения — крупнейшая испаноязычная страна мира. Но один из участников конкурса допустил грубую ошибку (к сожалению, она не редка и в справочной литературе), назвав метисов этнической группой. Это не этническая, а расовая группировка, входящая в состав многоликого в антропологическом плане мексиканского этноса.

Заслуживают всяческого поощрения те авторы, которые ввели сюжеты о национальном характере и менталитете мексиканцев. Особенно эффектно это получилось у С.Д.Алениной, главного методиста Тамбовского ИПКРО: «Мексиканцы далеко не одинаковы. Житель Юкатана, на родине майя, спокойный, неторопливый. Не жалует слово ahora mismo («сию минуту»), предпочитая ему maсana («завтра»). Житель Монтеррея, на севере страны, — энергичный, обязательный. Но есть общее, что объединяет жителей Мексики: вежливость и доброжелательность. К приезжим относятся открыто и дружелюбно. Как сказал президент Мексики Бенито Хуарес: “Уважение права другого — это мир”». В этом фрагменте — не только образ мексиканца, но его «региональная дифференциация», то есть география образа. Высока и чисто информационная эффективность фрагмента: в частности, можно быть уверенным, что теперь учащийся уже навсегда и без труда запомнит, что Монтеррей — на севере, а Юкатан — на юге. Но главное, Светлана Дмитриевна активизирует здесь важнейшее для школы амплуа географии — воспитательное.

Хозяйственные разделы повествуют о нефти (вполне оправданное внимание к основному источнику благосостояния страны), свободных экономических зонах — макиладорас, добыче руд металлов и многообразном сельском хозяйстве. Почти каждый второй конкурсант написал о «зеленой революции» в Мексике, но в чем она заключается, так и не было объяснено. А ведь для многих учащихся это новый термин.

Мексика — страна с развитой обрабатывающей промышленностью. Вот как описывает одну из ее отраслей Н.Ф. Ефимов: «Крупнейший металлургический комбинат страны в Ласаро-Карденас дает 6,5 млн т стали в год. Выплавляя 15 млн т стали, Мексика опережает Великобританию, Бельгию, Австралию, ЮАР. Страна производит 7% мировой стали при 1,5% мирового населения. Металлургия в стране в значительной мере «наведенная», ориентированная на рынок США, однако на экспорт идет лишь около трети произведенной стали, две трети остаются в стране, обеспечивая нужды машиностроения и способствуя развитию Мексики». Этот текст читать интересно, он информативен и не скучен. Но не нужно писать, что Мексика — мировой лидер по приему туристов, во Францию и Испанию приезжают больше.

Хорошо, что конкурсанты стали выбирать для содержательных разделов выразительные и запоминающиеся заголовки: «Между двух океанов» (Н.В.Малашева), «Урбанизация — это благо?» (Т.В.Казьмина), «Многообразие рубежной природы Мексики», «Слоеный пирог под острым соусом», «Рывок в послезавтрашний день» (С.Д.Аленина), серия из трех заголовков, которые можно читать как одну фразу, А.Л.Миллера: «Страна гор», «В которой соединились…», «Развивались и развились отрасли».

Определения новых понятий

Л.Н.Уткина считает необходимым рассказать в теме «Мексика» о ложной урбанизации (действительно, на наш взгляд, здесь сделать это вполне уместно), М.А. Мартышкова — о конкистадорах и брасерос (мексиканских рабочих в США).

Н.В.Малашева предлагает ввести понятия: штат, метисы, креолы, макиладорас, растения-суккуленты, рефугиум (на примере убежищ индейской культуры). Кстати, термин «макиладорас» многие из наших конкурсантов включили в число тех, которые следует запомнить, но лишь единицы смогли доступно и на конкретных примерах объяснить его.

Едва ли следует включать в перечень необходимых для запоминания понятия местных бытовых терминов — эхидо, сомбреро, сарапе, тортильи, текила, марьячи и др.: это загромождает память и будет пусть не бесполезным, но второстепенным знанием.

Интересный факт, пояснения к тексту, дополнительный материал

Н.В.Малашева предлагает найти черты сходства между Мексикой и Россией, о сотрудничестве наших стран задумываются А.И.Крамарев и Е.Ю.Луговая, о малоизвестной связи России и Мексики говорит С.Д.Аленина, приводя пример расшифровки письменности майя ленинградским лингвистом Ю.В.Кнорозовым (1922—1999). А.В.Афиногенова вспоминает о доколумбовой цивилизации майя и гастрономических достижениях Мексики. И.Н.Панкратов указывает на то, что в Мексике стартует многотысячекилометровое Панамериканское шоссе. А.Л. Миллер приводит легенду об основании Теночтитлана — предшественника Мехико. Сразу несколько авторов в качестве интересного познавательного материала предлагают версию о происхождении названия страны.

Фотография (иллюстрация)

Чаще всего предлагались «стандартные» для Мексики виды: кактусы, пирамиды, курорты. Как пояснил один из участников конкурса, «здесь [в месте для иллюстрации] надо много кактусов, растущих в природе; все-таки у очень многих людей страна ассоциируется с ними». Но для того ли нужен учебник, чтобы укреплять стереотипы? Тем более если страна так далека от нас и не каждый сможет там побывать и составить свое собственное представление. Более выигрышными следует признать иллюстрации, которые воспроизводят современный противоречивый характер страны, уже стоящей на пороге клуба индустриально развитых держав. Живописным картинкам с ряжеными индейцами (их сейчас в Мексике отнюдь не большинство) и пирамидами место в завлекающих туристических проспектах. Суть Мексики, ее нерв, лучше передают панорамы Мехико, одного из крупнейших городов мира (предложили Н.В.Малашева, А.Л.Миллер и Т.В.Казьмина), нефтеперерабатывающий завод в Тампико (Н.Ф.Ефимов), металлургический комбинат в Монклове (М.А.Мартышкова), плантации хенекена — одной из основных и специфической для страны аграрной культуры.

Картосхема

Главные сюжеты, выбранные для картосхемы, относятся к экономической географии:

— различия в душевых показателях ВРП по штатам Мексики (использована картосхема из № 11/2005) (многие авторы),

— товарооборот Мексики с ее партнерами по НАФТА (к сожалению, стрелки товарооборота немасштабные) и пары городов на американо-мексиканской границе (Сан-Диего—Тихуана и др.)* (Н.В. Малашева),

— экономическая карта Мексики (М.А.Мартышкова),

— хозяйственные районы Мексики (А.Л.Миллер),

— экономико-географическое положение Мексики (В.Г.Глотова),

— орографическая схема Мексики с изолиниями (годовыми?) температур и осадков (Т.В.Казьмина),

— территории развития древних цивилизаций ацтеков и майя (А.И.Крамарев),

— туристические объекты Мексики (О.З.Лысенко).

К сожалению, так никто и не попытался привлечь и интерпретировать информацию образной карты Мексики, помещенной в № 11/2005, с. 24—25.

Таблица, диаграмма или график

Варианты:

— динамика роста населения Мексики в ХХ в. в сравнении с Россией (Н.В.Малашева),

— показатели социально-экономического развития Мексики (ИРЧП) в сравнении с другими странами Америки (М.А.Мартышкова),

— сравнение товарной структуры экспорта Мексики за 1980 г. (вариант: 1975 г.) и 2004 г. (С.В.Глазкова, В.Г.Глотова) или без сравнения (С.Д.Аленина),

— доля США в экспорте и импорте Мексики в 50-х годах и в начале ХXI в. (А.Л.Миллер),

— страны мира, лидирующие по добыче ряда видов минерального сырья, как конкуренты Мексики на мировом рынке (Т.В.Казьмина, А.В.Афиногенова, Е.Ю.Луговая),

— место Мексики в мире по обеспеченности важнейшими природными ресурсами (Л.Н.Уткина) (на деле, правда, выходит не обеспеченность, а добыча),

— структура ВВП Мексики (И.Н.Панкратов),

— экспорт винограда в мире в 1999 г. (А.И.Крамарев) (неужели это так важно для Мексики, чтобы занимать место единственного табличного объекта?).

Вопросы и задания

Приведем наиболее удачные, на наш взгляд, вопросы и задания:

— Устье реки Колорадо приходится на Мексику. Из-за большого разбора воды в США река уже не впадает в Калифорнийский залив. Как могли измениться ландшафты с водными, околоводными и влаголюбивыми растениями и животными? (Н.В.Малашева)

— В Мексике нет точки, удаленной от океана более чем на 600 км. Почему же там засушливый климат? (Н.В.Малашева)

— Часто об уровне развития страны судят по структуре ее ВВП, обращая особое внимание на долю в нем непроизводственной сферы. Всегда ли такое суждение правомерно? Приведите примеры стран, в структуре ВВП которых лидирует непроизводственная сфера, но они остаются бедными и отсталыми. (И.Н.Панкратов)

— Полуостров Юкатан и южные районы Мексики называют «мексиканской Сибирью». Попробуйте обосновать это сравнение. (С.В.Глазкова)

— В чем преимущества и недостатки соседства Мексики с США? (С.В.Глазкова)

— Как вы знаете, климат места зависит от высоты над уровнем моря. Подумайте, где могут располагаться в Мексике терра кальенте — «жаркая земля», терра темплада — «умеренная земля» и терра фриа — «холодная земля»? (Т.В.Казьмина)

— Как называются постоянные ветры тех географических широт, в пределах которых расположена страна? Вдоль какого побережья чаще встречаются дюны? (А.Л.Миллер)

— Пользуясь картой распределения душевого ВРП по штатам страны, объясните причины богатства и бедности отдельных регионов страны. (А.В.Афиногенова)

— Почему на Тихоокеанском побережье Мексики есть пустыни, а на Атлантическом нет? (С.Д.Аленина)

— На территории Мексики нет умеренного климатического пояса, но его растительность имеется. Как такое стало возможно? (А.И.Крамарев)

— Подумайте, когда Россия могла иметь общую границу с Мексикой? (А.И.Крамарев) (Действительно, русская колония Форт-Росс в верхней Калифорнии, под Сан-Франциско, была окружена мексиканской территорией до 1848 г., когда по итогам войны Мексика уступила США чуть ли не половину своей площади.)

Примеры неудачных вопросов: «Проанализируйте роль кукурузы и фасоли в питании мексиканцев», «Редкая страна обладает столь разнообразным почвенно-растительным покровом и животным миром, как Мексика. Объясните, почему на флаге страны изображены змея, орел и кактус?». Большинство остальных вопросов оставим без комментариев как неплохие, но не выдающиеся.

Объекты для запоминания (что зазубрить)

Здесь предложено много ненужного: площадь и численность населения с точностью «до копейки», точные исторические даты из истории чужой страны и почти все топонимы, что можно прочесть на контуре Мексики в учебном атласе. Половина конкурсантов предлагает для заучивания аббревиатуру НАФТА, но без расшифровки этих букв и хотя бы краткого объяснения сути организации и перечисления ее участников можно быть уверенным, что учащиеся ничего не усвоят. Категорически не нужно запоминать точные места Мексики по добыче минерального сырья, если они выходят за пределы первой тройки. Ну и что с того, что по добыче цинка на какой-то год страна занимала 6-е место? На следующий год мировая конъюнктура изменится, и Мексика откатится, допустим, на 7-е место. Запоминать надо порядок цифр и мест, а не точное их значение.

Разумно запомнить самую главную номенклатуру по стране: названия крупнейших городов, важнейших хребтов, известнейших вулканов (Орисаба и Попокатепетль) и полуостровов (Калифорния и Юкатан). Можно без труда запомнить в виде конспективной информации еще несколько положений (предложение Т.В. Казьминой): «Мексика — крупный нефтедобытчик, но не входит в ОПЕК; Мехико — один из крупнейших городов мира; Акапулько — важный курорт; Веракрус — основной нефтедобывающий штат». Такие компактные и ясные формулировки вполне улягутся в голове даже не очень сильного ученика.

Тема для дискуссии и общий вывод

Неплохая дискуссия может пройти на уроке Н.Ф.Ефимова, ведь ее тема — «Сохранит ли Мексика свою самобытность, если ее связи с США будут расширяться?» Конечно, для такого серьезного разговора необходимо прочесть не только параграф учебника, но и пролистать страницы истории, познакомиться с романами Майн Рида, знать о сложных отношениях мексиканцев с «гринго». Интересна тема диспута и у И.Н.Панкратова: «Как вы думаете, какие положительные и отрицательные последствия имеет либерализация внешней торговли, допуск в страну иностранного капитала?
В каких случаях это следует делать, а в каких нет? Какую роль в регулировании этого процесса должно брать на себя государство?»

Общий вывод почти ни у кого не получился. Наверное, нельзя рассматривать его как «сухой остаток» всего содержания параграфа, ведь тогда получится такая сентенция: «Мексика — одна из наиболее динамично развивающихся экономик в Латинской Америки. Для нее характерно… (перечисление на десять строк)».

Лучший общий вывод, на наш взгляд, предложила А.В. Афиногенова: «Благодаря географическому положению в центре Америки, выходу к двум океанам и соседству с крупнейшей державой — США, Мексика имеет выгодное стратегическое положение, что вместе с ее минерально-ресурсным потенциалом превращает страну в важный центр мирового хозяйства. Культуры разного происхождения, дополняя друг друга, придают стране яркую самобытность».

Наш же общий вывод о прошедшем четвертом туре конкурса «Страноведческий учебник» таков: в целом неплохо (лучше, чем провальная Великобритания). Повышается системность видения и подачи материала (особенно это видно по параграфу А.Л.Миллера). Но пока в работах все еще повторяются не самые лучшие места из общепринятых и давно морально устаревших учебников и методических пособий. Не хватает свежего взгляда, самостоятельности мышления. Дерзайте! Конкурс подходит к своей кульминации, не так много времени осталось до того момента, как первые победители получат свои законные грамоты.


* Н.Ф. Ефимов не совсем точно называет их городами-близнецами. Если и выискивать для них «родственные» отношения, то скорее они будут аналогом связей богатого преуспевающего сына и пожилой матери, живущей на свою небольшую пенсию и порой получающей материальную помощь от живущего отдельно кормильца.