Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2005

Курсы повышения квалификации


С.В. РОГАЧЕВ

Графика Д.В. Зайца

Уроки понимания карты
(основы пространственного анализа)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Что изучает пространственный анализ? Для чего нужны уроки понимания карты?
18 Лекция 2. Понятийный аппарат пространственного анализа
19 Лекция 3. Природные каналы проницаемости и размещение человечества
20 Лекция 4. Природные барьеры и размещение человечества
Kонтрольная работа № 1 (срок выполнения — 30 ноября 2005 г.)
21 Лекция 5. Природные рубежи и размещение человечества
22 Лекция 6. Анализ структурообразующих линий
Kонтрольная работа № 2 (срок выполнения — 30 декабря 2005 г.)
23 Лекция 7. Сложные физико-географические конфигурации
24 Лекция 8. Моделирование территории
Итоговая работа (срок выполнения — до 28 февраля 2006 г.). Итоговая работа представляет собой моделирование в классе пространственных конфигураций, обнаруживаемых на географической карте. Работа может быть организована по образцу деловых игр.

ЛЕКЦИЯ 7

IX Конфигурации «радикала»

Этот тип взаимного размещения природных и общественных объектов дает отличный материал для географического воспитания разума, для формирования у учеников планетарного мышления и мировидения. При разборе этой конфигурации открываются и хорошие возможности для переброски межпредметных мостиков: от географии к физике, к математике, к истории, к народоведению.

Реки, в зависимости от глубины моря, в которое они впадают, от количества несомого ими аллювия (наносов), от приливно-отливной деятельности моря, могут выходить из материка эстуариями — глубокими воронкообразными устьями-заливами, могут — обычными устьями, а могут — дельтами. Размещающиеся в эстуариях и обычных устьях города-порты — узлы при входе с моря в речную долину — в общем-то укладываются в Т-образные конфигурации, рассмотренные в лекции 5.

Иные конфигурации складываются, если речная долина завершается дельтой. Дельтовые наносы быстро заполоняют приустьевую область моря (или озера, если река впадает в озеро). Река сама закупоривает себя как экономический канал проницаемости: узел-порт, который обеспечивал бы связь речной долины с внешним миром, не может разместиться в постоянно заиливаемой приустьевой акватории. Но долина, если она представляет собой значимый массив или цепочку нанизанных на нее ядер, требует внешней связи, да и внешний мир с моря рвется в долину. Где тогда быть порту? Ясно, что в месте, которое как можно ближе к устью, но как можно меньше заносилось бы речным аллювием. При прочих равных условиях такое замечательное место по мере удаления от устья раньше обнаружится вправо от устья, если мы ведем поиск в Южном полушарии, и влево*, если — в Северном.

Почему так — учащимся под силу найти объяснение самим. Хотя сила Кориолиса в современных школьных учебниках объясняется невнятно или вовсе не объясняется, о ней школьникам может квалифицированно рассказать учитель физики. Знания правил разложения векторов в принципе достаточно, чтобы уяснить, что всякое движущееся тело в Северном полушарии имеет тенденцию к отклонению вправо, в Южном — влево. Следовательно, каждая песчинка, каждая илистая частица, вываливаемая рекой в море южнее экватора, продолжая свое движение в морской воде, с большей вероятностью ляжет на дно левее устья. Влево от устья в Южном полушарии будет происходить более интенсивное заполнение прибрежной полосы моря наносами и обмеление (ведь река совершает свою мореборческую работу тысячами и миллионами лет). Вправо же от устья при прочих равных условиях будут бо'льшие глубины, и именно здесь люди — сразу или в результате проб и ошибок — выберут место для сооружения морского порта, обеспечивающего торговые связи море—долина.

К этому порту скорее всего потянется от дельты вдоль морского берега линия экономического развития, в противоположную же сторону (влево, если речь идет о Южном полушарии) развитие менее вероятно: заиленный мелководный берег с гнилыми лиманами мало привлекателен.

Такая ситуация и показана на принципиальной схеме IX. Линии преимущественного развития формируют конфигурацию, напоминающую знак радикала (извлечения корня).

Для Северного полушария, понятно, конфигурация будет зеркальной: наносы — вправо, социально-экономическое развитие — влево.

Южное полушарие, вообще бедное реками и вдвойне бедное реками, заканчивающимися дельтами, почти не дает ярких иллюстраций -образной конфигурации. Зато Северное позволяет наблюдать целый ряд хорошо прорисованных на карте -образных форм.

ПРИМЕР 64 (Александрия)

Нил выносит перемолотые камни Эфиопского нагорья и всю грязь Восточного Судана в Средиземное море. Куда откладывается этот многотысячелетний сор? Внимательный взгляд на физическую карту восточной части Средиземного моря позволит учащимся подтвердить теоретическое предположение: вправо, к востоку. На карте хорошо видно, как изобаты довольно больших глубин близко подступают к Дельте на западе, а потом, восточнее, веером как бы отбрасываются от нее, указывая на мелководье вдоль берега Синайского полуострова и соседствующего с ним палестинского сектора Газа.

Где встает крупнейший порт Египта — морские врата Нильской долины? Влево от Дельты (на запад от крупнейшего левого рукава реки). Это древняя Александрия.

XIX век немного «подпортил» чистоту этой -образной конфигурации. Справа (где «не полагается») от Дельты вырос Порт-Саид. Но он порождение уже совсем другой конфигурации: )(-образное сближение Красного и Средиземного морей прорвалось здесь потоком искр Суэцкого канала. Порт-Саид — сторож северного входа в канал. И здесь постоянно приходится вести дноуглубительные работы (во многих атласах Дельту дают врезкой, и там отлично видно, какая чудовищная коса тянется вправо от устья Думьята к са'мому Порт-Саиду). Искусственно порожденный «правый» полумиллионник Порт-Саид не может тягаться с естественно выросшей почти уже пятимиллионной «левой» Александрией.

ПРИМЕР 65 (Венеция)

Известная нам уже по примеру 45 из лекции 4 Паданская низменность. Образующая ее река По заполняет наносами вершинку Адриатики. На картах масштаба 1 : 5 000 000 (и даже несколько мельче) видно, как вынесенная в море дельта По заворачивается лопастями вправо, на юг. Виден и болотисто-озерно-лагунный характер берега к югу (вправо) от устья (там есть даже участки ниже уровня моря). Видно, что прибрежные города вправо от дельты По — Равенна и Римини — даже не стоят на берегу (смысла нет) и не являются сколько-нибудь значительными портами.

А где же город, прославившийся, просиявший на весь мир как порт Паданской низменности, как морские врата Северной Италии, как жемчужина Адриатики? Разумеется — влево от дельты.

Там тоже, правда, не удается избежать наносов (слишком много энергичных рек падает с Альп), и порт вынужден был поначалу обосноваться на острове, поближе к морскому судоходству. Но все-таки Венеция смогла стать мощным портом, не как замываемая паданским аллювием Равенна.

ПРИМЕР 66 (Марсель)

О Роне, до сооружения здесь каскада гидроузлов, очевидцы писали, что на берегу нельзя было слышать друг друга двум собеседникам: так шумел гравий, который река волокла по своему дну с Альп в Лионский залив. Вглядитесь в физическую (общегеографическую) карту Южной Франции. Глубины Лионского залива, значительные на востоке (влево от Роны; у Тулона почти к самому берегу подходит изобата 2000 м), резко снижаются к западу (вправо от дельты Роны): здесь все забито перемолотыми Альпами. Вправо от дельты (Камарг) — длинные унылые косы, тянущиеся вдоль берега, за ними — соленые лагуны. Это надежный барьер, экранирующий эту часть Франции от Средиземного моря и делающий и для движений изнутри Франции эти места тупиковыми. Как и Равенна и Римини, здешние прибрежные центры Монпелье, Нарбон и Перпиньян не стоят на море; они просто используют удобные площадки прибрежной низменности, но не ориентируются на морские связи.

А где же порт? Вот он, влево: знаменитый Марсель. А еще дальше влево, где ронского духу совсем уже не чувствуется, — Тулон, главная военно-морская база Франции на Средиземном море (крейсерам нужны впечатляющие глубины).

Логично предположить, что «глухие» побережья (вправо от дельт Северного полушария) могут быть прибежищами (рефугиумами) каких-то устаревших норм жизни, отсталости (архаики) или местами обитания каких-либо маргинальных народов, не вписавшихся в магистральные правила развития. Ведь эти места «неприступны» с моря (мель для кораблей хуже, чем скалы). А пространственные связи, исходящие из материка, тоже не имеют особых причин тянуться сюда, так как выхода во внешний мир здесь нет: это тупик. И действительно, посмотрите: вправо от дельты Нила, у мелководного побережья юго-восточного угла Средиземного моря мы встречаем такой анахронизм, как сектор Газа. Весь мир давно уже размежевался и расселся по национально-государственным квартирам, а здесь «улита едет...». За аллювиальной тенью По обнаруживается такая диковина, как карликовая республика-протекторат (добро бы еще княжество!) Сан-Марино. Вправо от Роны — французкое Пошехонье: Лангедок. Само название говорит о маргинальности этих мест во французском национальном пространстве. Известно, что еще век-полтора назад французский язык не был един: в нем четко прослеживались разные диалекты. Их условно разделяли на две группы: северофранцузские, где слово «да» произносилось как «oй» (позднее — oui, «уи») и южнофранцузские, где «да» произносилось как «ок». langue d’ос — язык «ок». И последнее, «противоречащее национальной норме», название архаичного языка закрепилось за правобережьем низовьев Роны.

ПРИМЕР 67 (Баку)

Ну а вправо от дельты Куры — этнографический рефугиум талышей (район Ленкорани и Астары). Эту народность длительное время пытались не замечать, объединять с азербайджанцами. Но талыши совсем не азербайджанцы: они говорят не на тюркском,
а на одном из языков совершенно иной группы — иранской. На карте Закавказья прекрасно видно, как закручивается вправо (к югу) клювовидная дельта Куры и как южнее лопастями накручены к югу два других массива наносов (видимо, древние куринские дельты), как закрывают (экранируют) они от моря предгорья Талышских гор.

А главный азербайджанский порт и азербайджанская столица — естественно, влево от дельты Куры.

ПРИМЕР 68 (Хошимин)

Изображенная на схеме конфигурация уже должна быть ясна и вряд ли требует дополнительного комментария. Для молодых учителей, не заставших хроники вьетнамской войны, поясню лишь, что Хошимин (Сайгон) — главный порт и главный город всего Южного Вьетнама.

Если же ваши ученики дадут себе труд теперь найти дельтовое устье главной реки Вьетнама Северного — Красной (Хонгха), то им предстоит маленькое удовольствие, которое получают предсказатели, когда их прогнозы сбываются.

Но не все коту масленица. Пространственный анализ, наверное, может претендовать на некое родство с точными науками, но только тогда, когда работает на определенном уровне абстракции, в режиме «при прочих равных условиях». Географическая же реальность слишком сложна, слишком многофакторна, чтобы быть послушной исполнительницей логических схем.

КОНТРПРИМЕР 69 (Карачи)

Слишком увлекшийся прорицатель вынужден будет умерить свой пыл, когда его мысленный корабль войдет в Аравийское море, и у дельты Инда предстанет Карачи (нет, лучше не видеть такого!) справа.

Карта морских течений в Индийском океане потом поможет, конечно, разобраться в «причинах происшествия» или, по крайней мере, выдвинуть гипотезу, почему крупнейший пакистанский порт стал злостным нарушителем правил.

 

В большинстве рассмотренных выше типов конфигураций речь шла о выгодах положения «в гуще»: где сгущаются связи долины, где связывается долина и дельта и т.п. Но значит ли это, что положение в стороне, в хвосте, поодаль от некоего массива или внешнего вектора силы (градиента) заведомо невыгодно? Здравый смысл вроде бы подсказывает, что быть у хвоста, на периферии, всегда плохо, обидно. А особенно обидно, казалось бы, быть не просто в хвосте, а в хвосте какой-нибудь Лимпопо или Крокодиловой. Но и здесь ситуация оказывается не безнадежной.

Х. Конфигурации
«замыкателя обрывков проводов»

ПРИМЕР 70 (Витватерсранд)

Крупнейший сгусток экономической жизни Африканского континента — Йоханнесбургская агломерация в ЮАР — сформировался на самом хвосте системы реки Оранжевой, у истоков Вааля. Туда от Атлантического океана, от района Кейптауна вынужденно отходили буры, теснимые англичанами, основывая все новые, все более периферийные свои государства-рефугиумы: Оранжевая Республика, Трансвааль («Заваалье»). Конечно, расцвету и набору экономической мощи городов в верховьях Вааля сильно поспособствовало обнаружение здесь огромных запасов золота и других полезных ископаемых. Но сами по себе рудные богатства и горнодобывающая промышленность редко становятся достаточными условиями долговременного устойчивого развития городов и районов (вспомним пример 1’ из лекции 1). Мало ли знает мир горнорудных районов, забрасываемых после золотой лихорадки.

Для района Йоханнесбурга большую роль сыграло и продолжает играть географическое положение: оно, у хвоста Вааля, оказалось вовсе не беспросветно тупиковым. Поблизости начинается система реки Лимпопо — верховья Крокодиловой*. Впрочем, у любого водораздела какая-нибудь другая речная система да начинается, так что вроде бы ничего в этом особо выгодного и нет. Ан все-таки есть: Крокодиловая ведет к Индийскому океану. В отличие от Оранжевой — к совершенно другому побережью, к совершенно иным природным условиям (сравните по картам природы западное и восточное побережья Южной Африки), к экспозиции в совершенно другой, не Атлантический, а Азиатский мир.

Само название района Витватерсранд (и возвышенности, давшей ему имя) на языке африкаанс означает «Хребет белых вод»**, то есть по смыслу — водораздел.

Положение на водоразделе двух сильно различающихся, порождающих пространственные градиенты покатостей, как правило, способствует развитию весьма известных и весьма своеобразных городов. Такие города могут рождаться на водоразделах двух затухающих разнородных массивов (пример 72) или как «ретрансляторы» в месте затухания встречных связей, идущих от внешних ядер (например, города на пути из Варяг в Греки). Эти города подобны героическим связистам, которые, найдя перебитые обстрелом обрывки провода, намертво соединяют их, сжимая зубами. В обобщенном виде конфигурационную схему можно представить так:

Уверен, что среди слушателей курсов многие пребывают в сомнении или прямом скепсисе: «Конечно, главная причина развития Витватерсранда — никакое не положение, а минеральные богатства». Такое ви'дение городов — не как узлов связей, а как центров производственной деятельности («промузлы, а не города») — длительное время внушалось нам «классической экономгеографией». Но оно неверно. Точнее, верно лишь отчасти и для исторически коротких периодов. Конечно, если на Витватерсранде не было бы различных руд и угля, Йоханнесбург был бы, наверное, поменьше и назывался бы, возможно, как-нибудь иначе. Но все равно был бы.

Чтобы поколебать промышленно-городскую уверенность и склонить вас к мысли о том, что узловое положение в системе пространственных связей для города важнее, чем любые минеральные ресурсы, постараемся найти «неминеральный» аналог Витватерсранда. Отыщем на карте мира еще какое-нибудь место при хвостах местных «Оранжевой» и «Лимпопо», но не блещущее золотом или иными полезными ископаемыми. А вот и оно.

ПРИМЕР 71 (Розточчя)

Здесь мы — у истоков Днестра, образующего свою, кишащую украинцами и молдаванами радостную долину, и втягивающего сюда отдаленный вкус Черного моря. У верховьев Западного Буга, приносящего сюда с Вислы дыхание Балтики — совсем другого, нордического моря. (Да еще и у припятских начал, ведущих в белорусское Полесье.)

Сравним по картам природы Балтийское и Черноморское взморья: явно не одно и то же. Тайга и субтропики. Католическая культура Польши и православие Черного моря. Варяги и Греки. Разность потенциалов на концах цепи очень велика, и ясно, что здесь, у концов двух «оборванных» проводников, должен работать важный выключатель-соединитель. Им и служит Львов—Львув—Львiв—Lemberg.

И у него есть свой Витватерсранд, только называется он здесь Розточе, или, по-украински, Розточчя, то есть тот же «хребет вод», растекающихся в разные стороны, к разным морям, разным природам, разным культурам.

И при этом никаких золотых руд. «Но все-таки промцентр, — скажет правоверный экономгеограф, — все-таки ЛАЗ». ЛАЗ, однако, практически уже не работает. Да и было время, его не было, а Львов-то цвел в этом месте. Самый красивый, самый своеобразный, пожалуй, город Украины. Город на межбассейновой связи. Дергающий за косички и балтийскую Русалочку и черноморскую «рыбачку Соню».

Добавить сюда золотой руды с юаровского «Розточчя белых вод» — был бы нынешний Львов не 800-тысячником, а трехмиллионником. Но стал ли бы он принципиально лучше?

Для всего нашего курса важно уяснить, что феноменообразующее обстоятельство для города — не промышленность и даже не третичная сфера сами по себе. Главное, чтобы в этом месте сходились разнонаправленные пространственные связи. Промышленность, культурная или административная деятельность могут способствовать этому, могут быть проявлением этого. Но они лишь видимые и временные лепестки цветка города, держащегося на не бросающейся в глаза, но долговременной и сущностной плодоножке географического положения.

ПРИМЕР 72 (Париж Кавказа)

Если западные, Капские и Намибийские берега Южной Африки — воплощение сухости, а на востоке, при устье Лимпопо — влажные леса, то здесь все наоборот. На западе — влажная Колхида, по болотам которой когда-то рыскал Ясон в поисках золотого руна. На востоке — сухой Азербайджан. На запад, к Черному морю и Средиземноморской цивилизации, вьется хвостик Риони. На восток, к Каспию и Среднеазиатскому континентальному миру, тянет Кура. В роли цепкого связиста, замыкающего зеленые (на карте) треугольники Колхиды и Ширвана, на приличной абсолютной высоте «висит» Тбилиси (Тифлис). Город, который за его соединительные функции в старину именовали Парижем Кавказа.

Узлы, «завязавшиеся из хвостов», несут на себе некоторый отпечаток периферийности. Все-таки первоначально эти места служили убежищами (рефугиумами) вытесняемых сюда людей. Буров на Витватерсранд загнали англичане. Грузины — сами по себе реликтовый народ, не имеющий родственников ни по языку, ни по алфавиту. Чтобы сохраниться в таком виде, не дать себя ассимилировать, нужно было забраться в верховья Куры. Поэтому Тбилиси — это столица своего рода этнопарка. Львов — столица особой конфессии — униатов (христиане православного обряда, признающие главенство римского папы и некоторые католические догматы). Долинная Украина и долинная Молдавия — нормальные православные. Долинная Польша — нормальные католики.
А меж Вислой, Днепром и Днестром — причудливое соединение двух конфессиональных периферий и существование «странной» конфессии.

ПРИМЕР 73 (Мормонский водораздел)

Аналогичный случай города-рефугиума и одновременно города — межбассейновой связки являет собой Солт-Лейк-Сити. Он основан сектой мормонов. Мормоны мотались по Америке, потому что никто не хотел их видеть своими соседями, пока не забились в этот весьма неважный для жизни угол, обделенный природными ресурсами. Но здесь они обрящили ресурс пространственный — географическое положение у «хвостов» рек Колорадо (дает естественные выходы в Калифорнию и на запад Мексики) и Колумбия (естественный выход к Сиэтлу /Орегон/ и на запад Канады). Положение на срединной параллели США позволяет городу быть еще и распределительным узлом для потоков, идущих с востока, на калифорнийское («вдольколорадское») и орегонское («вдольколумбийское») направления.

Сколь сильна «разность потенциалов» на концах цепи, замыкаемой Городом-у-Соленого-озера, ясно и без особых пояснений: лесной подтаежный Орегон и калифорнийские субтропики.


* Следует подчеркнуть, что когда мы говорим «вправо» или «влево», то имеем в виду справа или слева по отношению к направлению течения реки. Это непременно нужно твердо «вдолбить» школьникам, ведь очень многие до выпускного класса под «справа» подразумевают «на востоке» и т.д. И для них, например, правобережье Волги — это полоса от Волги к Уралу.
** В некоторых атласах — Крокодил, Крокодайл.
*** Знающие английский ваши ученики легко смогут понять слова на африкаансе (этот язык произошел от голландского), если вы им слегка подскажете: White Water’s Range.

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

1. Вспомните механизм возникновения силы (ускорения) Кориолиса. Освежите в памяти соответствующую схему векторов (если нужно — с помощью коллеги-физика или, если вы преподаете в физматклассе, с помощью учеников).

2. Найдите на карте мира несколько примеров дельт, возле которых не сложились порты по рассмотренной в лекции схеме. Как вы полагаете, опровергают ли эти «сбои» собой принципиальную схему IX?

3. На карте средневековой Руси большое значение имели города Каргополь и Чердынь. Найдите информацию об экономической истории этих городов и свяжите ее с конфигурацией «замыкателя обрывков проводов». Почему эти города богатели в свое время (сохранились многочисленные огромные храмы), почему они утратили свое значение позднее?

4. Почти в каждом из рассмотренных в лекциях 3—7 типов конфигураций можно усмотреть нечто общее с другим. Как по-вашему, к какому из рассмотренных ранее типов ближе всего 10-й тип?

5. Почему для возникновения города в той или иной точке земной поверхности так важно, чтобы сюда сходились пространственные связи?

6. В некоторых рассмотренных в лекциях примерах содержатся указания на то, что географическое положение оказывает влияние на специфику города: особенности его населения, специализацию, облик. Можете ли вы привести еще примеры в развитие этого тезиса?