Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №23/2005

Географические новости


ЖИВАЯ КАРТА

ноябрь
2005

Приморский край. Находка

РАСТЕТ ИМПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ
ЧЕРЕЗ НАХОДКУ

Летом 2005 г. в ОАО «Находкинский морской торговый порт» была открыта новая ро-ро* линия Находка—Ниигата (Япония). Благодаря этому количество ввозимых импортных автомобилей за 10 месяцев 2005 г. возросло до 12 765 (плюс 3 334 ед. к аналогичному периоду 2004 г.). При разгрузке судов ро-ро бо'льшая часть автомобилей грузится в вагоны-автомобилевозы на станции примыкания Бархатная и следует транзитом в страны СНГ.

SeaNews

 

Франция

«РЕНО» КАК ПРИМЕР
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Автомобилестроительная группа «Рено» объединяет 350 производственных и сбытовых единиц в 40 странах мира. Общая численность занятых —132 тыс. чел., суммарный оборот в 2004 г. — 41 млрд евро. Интернационализация — одна из стратегий компании. В рамках этой стратегии «Рено» совместно с японской компанией «Ниссан» образовали двунациональный альянс, входящий ныне в четверку первых автомобилестроительных корпораций мира. Суммарные продажи альянса в 2004 г. — 5 785 231 автомобилей; на собственные продажи «Рено» при этом приходится несколько меньше половины (табл. 1). «Рено» контролирует производство таких марок автомобилей, как «Самсунг» (Южная Корея) и «Дакия» (известна также как «Дача»; Румыния).

Таблица 1

Общемировое производство автомобилей
заводами фирмы «Рено»*

Год Автомобили Всего
легковые грузовые
2001 2 045 817 329 267 2 375 084
2002 2 065 066 278 888 2 343 954
2003 2 109 467 275 620 2 385 087
2004 2 163 620 308 034 2 471 654

* Включая марки, контролируемые фирмой: румынскую «Дакия» и южнокорейскую «Рено Самсунг Моторс». (Автомобили «Ниссана» в эту таблицу не включены).

Таблица 2 дает красноречивое представление о все возрастающей роли зарубежных операций фирмы.

Таблица 2

Распределение оборота фирмы «Рено»*
между предприятиями во Франции и за рубежом

Год Доля оборота
во Франции за рубежом
2001 39,2 60,8
2002 38,3 61,7
2003 35,5 64,5
2004 34,7 65,3

* Не считая совместных операций с «Ниссаном».

В Западной Европе «Рено», удерживая 11% авторынка, находится на 1-м месте среди компаний по производству легковых машин и на 7-м — грузовых.

Renault

 

Белгородская область

ЯКОВЛЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗОРУДНЫЙ РУДНИК

В пределах Курской магнитной аномалии (КМА) находятся крупнейшие железорудные горно-обогатительные комбинаты России — Лебединский, Стойленский (Белгородская обл.) и Михайловский (Курская обл.).

В конце 50-х годов недалеко от Белгорода специалисты «Курскгеологии» обнаружили новое месторождение железной руды, получившее название «Яковлевское», запасы оцениваются в 9,6 млрд т высококачественной (более 60% Fe) руды. Однако его освоение очень осложнялось высокой водоносностью пластов. Угроза затопления шахтной разработки весьма высока, поэтому работы по новому месторождению были надолго отложены.

Строительство рудника началось в 1974 г., но в 90-е годы было заморожено. В 1997 г. АО «Яковлевский рудник» было выставлено на продажу.

Строительные работы на руднике были возобновлены в конце 2002 г. Структурами, контролируемыми В. Черномырдиным и его сыном Виталием, инвестировано в рудник (по данным Белгородской администрации) более 70 млн долл.

В январе 2005 г. на Яковлевском руднике добыта первая тонна железной руды, причем до конца года планировалось добыть около 0,5 млн т. Согласно проекту, мощность комплекса к 2008 г. составит 3 млн т руды в год. Для их транспортировки сейчас активно ведется строительство 25-километровой подъездной железнодорожной ветки. В перспективе мощность Яковлевского рудника будет доведена до 4,5 млн т. На руднике будет действовать обогатительная фабрика.

Яковлевский рудник станет пятым, самым небольшим по величине ГОКом Центрально-Черноземного района: на Лебединском добывается 20 млн т железорудного сырья в год, Михайловском — более 16 млн, Стойленском — 10 млн, «КМАруде» — 4 млн т. Яковлевский рудник займет лишь 3% российского рынка руды, емкость которого составляет 95 млн т в год.

«Металлоснабжение и сбыт»

 

Республика Коми. Удорский район

УСЫХАЮТ ЕЛЬНИКИ

В Республике Коми на границе с Архангельской обл. усыхание ельников наблюдается на десятках тысяч гектаров. По данным экспедиции, которая обследовала территорию района все лето, усыхание ельников происходит из-за понижения уровня грунтовых вод (на 38 см). Скорее всего, во избежание возгорания, усохшие ельники будут вырубать.

ИА REGNUM

 

Калужская область. Город Жуков

СТРОИТСЯ ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПЛЕНКИ

Компания «Мануфактура полимерных пленок» объявила о начале строительства крупного современного завода по производству специальной пленки в г. Жуков (на границе Калужской и Московской обл.). Мощность составит 18 тыс. т пленки в год. Оборудование, поставляемое компанией DMT (Франция), позволит производить пленки для пищевой промышленности, полиграфии, радиопромышленности. Пусконаладочные работы планируется завершить в октябре 2006 г.

Светлана Сергеева//REGIONS.RU

 

Россия — Ангола

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В АНГОЛЕ

Компанией «Алроса» осуществляется ряд крупных проектов по алмазодобыче и развитию инфраструктуры в Анголе. Другим значительным российско-ангольским объектом является строительство ГЭС Капанда, первая очередь которой была завершена в 2005 г. Ввод в строй всех проектных мощностей Капанды с возведением соответствующих ЛЭП позволит устойчиво снабжать электроэнергией большую часть территории Анголы.

REGIONS.RU

 

Казахстан. Каспийское море. Кашаган

ИCКУССТВЕННЫЕ ОСТРОВА НА ШЕЛЬФЕ

На искусственном острове Кашаган в северной части Каспия (южнее города Гурьев, именуемого теперь в Казахстане Атырау)

На искусственном острове Кашаган
в северной части Каспия (южнее
города Гурьев, именуемого теперь
в Казахстане Атырау)

На шельфе Каспийского моря в пределах месторождения Кашаган к уже имеющимся двум искусственным островам, построенным итальянской компанией «Аджип», добавится третий.

На первом из насыпанных островов будут размещены объекты и скважины для закачки попутного газа обратно в пласт. Здесь предусматривается проводить сепарацию и перекачку нефти. Часть производственных операций, за исключением буровых работ, будет вестись с барж, заякоренных к островам. Комплекс будет огражден противоледовыми защитными барьерами. На острове планируется, начиная с весны будущего года, бурение 24 новых скважин. Буровое оборудование уже доставлено на остров и ведется его монтаж.

Второй из насыпанных в море островов — вспомогательный. Здесь будут находиться внутрипромысловые распределительные сети и факельная башня. Третий остров будет сооружен в ходе опытно-промышленной разработки месторождений.

Первый искусственный остров был построен в 2002 г. Тогда решение о строительстве таких островов в море, где глубина воды не превышает 4 м и проходят пути миграции каспийских осетров, вызвало неоднозначную реакцию общественности. Специалисты «Аджип» убеждают атыраусцев, что чужеродное сооружение в море не нанесет вреда природе. Остров размерами 120 x 80 м был насыпан из камня, 350 тыс. т которого баржами было привезено из Баутино (с полуострова Тюб-Караган, в районе Форт-Шевченко). С экологической точки зрения остров безопасен, поскольку создан из природного экологически чистого материала, не дающего никакой реакции при контакте с водой.

Месторождение Кашаган занимает большую площадь на северо-востоке Каспия, южнее и юго-восточнее города Гурьева (Атырау). Кашаган (месторождение ближневосточного типа) — одно из самых крупных месторождений в мире, открытых за последние 30 лет, с геологическими запасами нефти 4,8 млрд т. Разработка месторождения будет осуществляться в сложных геологических условиях с аномально высоким пластовым давлением и высоким содержанием сероводорода.

Добычу нефти на Кашагане планируется начать в 2008 г. В 2010 г. добыча должна составить 21 млн т, в 2013 г. — 42 млн и в 2015 г. — 56 млн т (!). С выводом месторождения на плановый уровень добычи Казахстан становится одной из лидирующих нефтяных держав мира.

REGIONS.RU, «Хабар»


* Суда ро-ро (от англ. Roll on — roll off), или ролкеры, позволяют осуществлять погрузку и выгрузку транспортных средств на собственных колесах или колесах, которыми суда оснащены для этой цели.