Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2005

Курсы повышения квалификации


С.В. РОГАЧЕВ

Графика Д.В. Зайца

Уроки понимания карты
(основы пространственного анализа)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. Что изучает пространственный анализ? Для чего нужны уроки понимания карты?
18 Лекция 2. Понятийный аппарат пространственного анализа
19 Лекция 3. Природные каналы проницаемости и размещение человечества
20 Лекция 4. Природные барьеры и размещение человечества
Kонтрольная работа № 1 (срок выполнения — 30 ноября 2005 г.)
21 Лекция 5. Природные рубежи и размещение человечества
22 Лекция 6. Анализ структурообразующих линий
Kонтрольная работа № 2 (срок выполнения — 30 декабря 2005 г.)
23 Лекция 7. Сложные физико-географические конфигурации
24 Лекция 8. Моделирование территории
Итоговая работа (срок выполнения — до 28 февраля 2006 г.). Итоговая работа представляет собой моделирование в классе пространственных конфигураций, обнаруживаемых на географической карте. Работа может быть организована по образцу деловых игр.

ЛЕКЦИЯ 8

Моделирование территории

Когда я начинал цикл для Педагогического университета «Первое сентября», никак не думал, что, уже 15 лет читая этот курс для самых разных слушателей, с таким волнением буду приступать к нашей последней заочной лекции. Сегодня нам, дорогой слушатель, предстоит расставание. А я еще не уверен, всё ли сказал, как надо, всё ли изложил достаточно понятно, вполне ли убедил в необходимости введения уроков понимания карты в учебный процесс в вашем классе. Сегодня я постараюсь войти в ваш класс, и мы вместе за вашим учительским столом начнем урок понимания карты, который и станет итоговым, зачетным.

Соединение окончаний пространственных проводников (то, чем мы завершили предыдущую лекцию) дарит городам, размещающимся в таких местах, сочетание положений убежища и центра. В зависимости от ситуации здесь можно «отсидеться» (если по какому-то из каналов проницаемости нагнетается враждебное влияние), отсюда можно регулировать и контролировать разнонаправленные потоки (когда на смену политической нестабильности или этноконфессиональной нетерпимости приходят экономический обмен и межкультурное взаимообогащение). (Сравните с примером 33 из лекции 4: в одном и том же диафрагмовом положении при разных политических условиях то «работает» крепость Бельфор, то на первый план выходят транспортостроитель Монбельяр и посредник Базель).

ПРИМЕР 74 (Новый цветок)

Самым красивым, пожалуй, примером узла (сверхузла!), само'й природой призванного связать многие обрывающиеся нити, служит Аддис-Абеба. К этому городу со всех сторон по радиальным направлениям тянутся затухающие к центру плодородные массивы и внешние связи: от красноморских и индоокеанских портов, от нильской долины (и соответственно, от Средиземного моря), из глубин Черной Африки. Аддис-Абеба — ядро особого, резко выделяющегося на африканском фоне народа амхара. Этот народ, окруженный со всех сторон морем ислама и язычества, умудрился в своем рефугиуме сохранить древнее христианство, сохранить письменность, не похожую ни на какую другую (а заставляющую вспомнить, пожалуй, грузинскую и армянскую, затаившиеся в таких же горных убежищах). Амхара эффективно противостояли внешним завоеваниям и формировали вокруг своего ядра многонациональную империю, часть которой и составляет ныне эфиопское государство.

Слово «Аддис-Абеба» переводится с амхарского языка (амаринья) как «новый цветок». И поистине положение этого уникального в Африке города — положение цветка на розетке чашелистиков, расходящихся долин и долов. Имя города заставляет вспомнить и о «цветущей» Флоренции (пример 44 в лекции 4). И не только имя. В положении Аддис-Абебы усматриваются проявления и V-образной конфигурации: город стоит близ вершинки V, состоящей из плодородных предгорий, разделенных долиной Аваша. Проступают и черты )(-образности: так красноречиво сближаются здесь долины Голубого Нила (Аббая) и Веби (Уабе).

При внимательном взгляде, в этом богатейшем положении вы сможете отыскать проявления и других конфигурационных моделей. Но для нас сейчас, на нашей последней лекции, важно другое. Анализируя положение города, мы понемногу приходим (приводим наших учеников) к познанию и пониманию обширной территории. А в случае с Аддис-Абебой — территории целой страны. В сущности, на конфигурационной схеме эфиопской столицы смоделирована вся Эфиопия в ее главных чертах, даны ключи к пониманию территориальной структуры страны. Подобные схемы особенно важны потому, что они позволяют снять страх ученика перед картой. Видя такое сложное изображение, как карта, большинство школьников (да и взрослых) внутренне пасуют: «Мне такого никогда не осилить, не выучить, не запомнить; так что лучше сделать для учителя вид, что я вроде что-то могу перечертить на контурную карту, но при первом же удобном случае выкину эту неподъемную для меня информацию из головы». Совсем другое дело — если учитель на глазах класса, с мелом в руках, на доске превращает немыслимо сложное изображение в схему из всего нескольких линий. Если он «разделывает» какую-нибудь Эфиопию, Иран, Мексику или целую Россию «как бог черепаху», дети начинают верить в познаваемость географического мира, начинают верить в свои силы и возможности.

Работу по вычерчиванию схемы, когда вы только начинаете учить этому детей, целесообразно начинать на бледных ксерокопиях карт: чертить маркером важнейшие линии (барьеры, каналы проницаемости) в обобщенной (сильно генерализованной) форме прямо поверх изображения. Следующий этап — еще более генерализованное воспроизведение схемы на чистой бумаге или доске.

Главное во всей этой работе в том, что умение схематизировать, умение от нагруженного деталями изображения перейти к выявлению сущностных составляющих, которое воспитывается с помощью такой работы, — это не только географам нужное умение, это общеметодологическое действие, это очень важный элемент развития познавательного инструментария личности. А отработать, настроить этот инструмент лучше всего именно на нашем, пространственном материале.

Не по каждой стране, конечно, мы можем успеть на уроках вглядеться в ее внутреннюю структуру (всё та же угнетающая проблема учебных часов). Многие страны или крупные регионы мы вынуждены изучать «как точки». О Швейцарии, Палестине или Пенджабе, например, мы в лучшем случае успеем сказать, что они есть на свете и характеризуются тем-то и тем-то. Но нам явно будет не до кантонов Швейцарии и не до Галилеи, Иудеи и Самарии в Палестине. Однако методика пространственного анализа и тут поможет нам.

ПРИМЕР 75 (Благодатный Полумесяц)

Два древнейших очага человеческой цивилизации — долина Нила и Месопотамия (междуречье Тигра и Евфрата). Это прекрасно знают ваши ученики, изучающие мировую историю. В терминах пространственного анализа — это два мощных массива (лекция 2) с высокой плотностью освоения и заселения. Оба они выгорожены из остального мира четкими природными барьерами — горами и пустынями. Невозможно, однако, представить себе, чтобы два насыщенных массива существовали рядом и не испытывали необходимости в интенсивных связях. Наиболее удобную возможность для взаимодействий дает дугообразная полоса земель, тянущаяся от севера Месопотамии южными предгорьями Анатолии и вдоль восточного побережья Средиземного моря к Дельте (здесь всё-таки не пустыня: благодаря стекающим с гор коротким потокам эта дуга пригодна для оседлой жизни). В географической литературе эта дуга, замыкающая два массива, получила наименование Благодатный Полумесяц.

Эта транзитная территория, территория-смычка, уже по своему положению не могла не стать знаменитым мировым транспортником и посредником. Благодатный Полумесяц дал миру первых мореходов — финикиян; знаменитых торговцев, финансистов, ювелиров и ростовщиков (банкиров) — левантинцев и евреев. Дал миру две монотеистические религии, из которых одна — мировая. Об этих местах — замыкателях двух великих долин, замыкателях трех частей света и двух океанических бассейнов, хотя здесь и живет не так много людей, — мы ежедневно получаем много больше информации, чем о стомиллионных Бангладеш или Индонезии.

ПРИМЕР 76 (Бывшая страна швейцаров)

Как по миру в рассеяние, в диаспору (диаспора в переводе с греческого буквально и означает «рассеяние»), ушли в свое время тысячи финикиян, левантинцев и евреев, выносимых транзитными потоками, так некогда разошлись по Европе и швейцарцы. Их поначалу несчастная, обделенная земледельческими угодьями родина оказалась шарниром в узле трех долин — трех массивов: Паданского, Ронского и Рейнского. Подхваченные транзитными токами бедные швейцарцы разбредались, ища службы при европейских дворах. И, как это часто бывает с трудовыми мигрантами, пристраивались в охрану. Так появилось несколько обидное слово «швейцар» (швейцарец = привратник), а Ватикан по сю пору, по традиции, охраняется швейцарской гвардией.

Но понемногу Швейцария научилась использовать свое географическое положение как ценнейший (ценнее зерновых нив и золотых приисков) ресурс. Транзитное, посредническое положение, как и некогда в Палестине, родило в Швейцарии новую касту европейцев — профессиональных ростовщиков, банкиров, ювелиров (и заодно, как дань прогрессу, часовщиков) и функционеров международных и европейских организаций, нашедших себе место в ронско-паданско-рейнском водораздельном и «массивосоединительном» узле.

Положение горного убежища также способствовало развитию банков. (Где лучше спрятать капиталы, нажитые на равнинах По, Роны и Рейна? — Конечно, в приближенной ко всем трём части Альп.) Не случайно Швейцария давно показала себя как страна, принимающая беженцев, а ныне стала местопребыванием верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Важно обратить внимание учащихся, что все три соединяющиеся долины (как и долина Нила, и Месопотамия) — не просто мощные массивы, они еще четко очерчены, фланкированы природными барьерами. Природа не просто положила их рядом для связи в определенном узле (в наших случаях — Благодатный Полумесяц и Швейцария), она еще и нацелила их, как стволы, на эти узлы.

Швейцария не сыграла такой важной роли, как Палестина, в формировании мировой карты религий, но все-таки стала важным инновационным очагом, приняв роль одного из центров Реформации: здесь осуществилось становление кальвинизма.

Предприимчивость, инновационная роль — обычные спутники территорий, занимающих положение связки-замыкателя между массивами.

ПРИМЕР 77 (Индийская Европа)

Таков и знаменитый Пенджаб (Пятиречье), служащий золотым звеном, замко'вым камнем свода, образуемого великими массивами — одними из самых населенных долин мира: Инда и Ганга. Это едва ли не самый развитый, самый современный, самый энергичный штат Индии. Не случайно его именуют Европой Индостана. Здесь, на стыке мусульманского Инда и индуистского Ганга, родилась и укрепилась особая религия — сикхизм (Лахор — старинная столица сикхов, Амритсар — место нахождения сикхского Золотого храма).

Сикхи, как и швейцарцы, как и евреи, как и левантинцы, образуют преуспевающую и сплоченную общину, пользующуюся немалым влиянием в Индии и в мире. Они широко представлены в промышленных кругах, оптовой и розничной торговле, а также
в вооруженных силах.

Итак, методология пространственного анализа позволяет нам вникать в суть стран и регионов, даже не разбирая их внутреннюю структуру. Но лучше всего всё-таки как можно внимательнее, как можно детальнее всматриваться в карту. Всматриваться и моделировать пространство.

И как мы и договаривались в начале этой лекции, войдем теперь вместе в ваш класс и вспомним пример 7 и задание 3 из лекции 2. Ваш кабинет географии — как модель территории. Три ряда — три гряды или хребта (три барьера). Между ними — два прохода*. Плюс проход перед рядами, у доски.

Предположим, что вы «отпустили» дисциплину и позволили всем ученикам произвольное общение и хождение в кабинете. Ученики из ряда у окна, отправившись к друзьям в ряду у стены или в среднем ряду (но со стороны стены), вынуждены будут, скорее всего, обходить ряд мимо доски, проходя мимо вашего места. (Нередко планировка кабинета такова, что стол учителя располагают перед рядом у окна, но, по моим наблюдениям, учитель, активно работающий с классом, чаще всего выдвигается в средний ряд). Скорее всего, по нескольку раз проходить мимо вас будут и другие школьники, которым потребуется совершить путешествие из ряда в ряд**. Сразу станет ясно, что в классе есть особое место. И это место — перед началом среднего ряда. Вот важнейший географический урок: неоднородное, пересеченное пространство создает места с выдающимся географическим положением, естественным образом выдвигает особые места, в которых почти неизбежно будут расти особые объекты.

Это уже известная нам конфигурация восклицательного знака (тип III из лекции 4).

Конечно, учитель контролирует пространство в классе уже просто по должности. Но именно должность, а также знания, авторитет, педагогический талант и другие проявления силы личности позволяют ему занять это место в кабинете (трудно представить себе учителя, который скромно бы притулился у стеночки в третьем ряду). Вот еще один тезис: разные географические положения — разное качество размещаемых или размещающихся объектов.

Назовем средний ряд Сунженским хребтом, а крайние ряды вкупе со стенами — Терским хребтом и Большим Кавказом. А теперь превратите схему рельефа из примера 41 в лекции 4 в схему класса. Позиционируйте свое местоположение, самого себя под именем «Грозный». (Что ж, учитель должен быть немного и грозным. Как говорит старый друг нашей газеты, заслуженный учитель Е.С. Антонюк, «в образовании должен быть элемент насилия»). Погрозите со своего географического положения классу. Меньше всего испугаются, конечно, «лидеры бандформирований» и «боевики», забившиеся в отдаленные горные районы — на классную «камчатку». Вот и еще пространственный урок: географическое положение определяет поведение. В приводимых в курсе лекций примерах было немало аргументов в пользу этого.

(Положение Гудермеса «при входе в кабинет» будет в нашей модели скорее положением охранника, чем положением учителя. Он волен впускать-выпускать, но учительствовать из дверей вряд ли сможет.)

Если у вас класс маленький, и кабинет состоит лишь из двух рядов парт, а проходов три, то у вас — готовая модель территориальной структуры Мексики. Орографическую схему, которую вы легко генерализуете по правилам пространственного анализа, вы найдете в нашем спецвыпуске о Мексике: К.С. Лазаревич. Тропическое разнообразие//География, 11/2005, с. 8.

Теперь из школьного кабинета выйдем на арену современного концертного зала. Пусть три ряда кресел идут не параллельно, а расходятся секторами от арены. По сути та же самая пространственная картина, но обращение к плану секторного концертного зала лучше поможет вашим ученикам понять карту Ирана. Особое положение столицы страны — место ведущего, откуда легко обращаться к каждому сектору, а в случае необходимости и перемещаться по проходам. В разные исторические периоды центры общественной жизни в Иране, кстати, смещались «в проходы» — в частности, в Исфахан (старая столица) и Кум (один из духовных центров). Можно уходить иногда и вглубь сцены (эффектный актерский прием), и в такие периоды на карте Персии на первые роли выдвигался Тебриз. Мы не будем здесь доискиваться до причин каждого конкретного перемещения столиц. Достаточно понять, почему Тегеран размещен здесь и как положение помогает ему контролировать территорию страны (благо и нефтяной, дающий валютную выручку Хузестан недалеко, хоть и за кулисой).

(Если продолжать аналогии «планировка помещения — территориальная структура», то Аддис-Абебе нужно будет отвести роль полнокруговой спортивной арены: она работает с секторами по всем направлениям.)

Но вернемся в класс. Учитель ведь не только грозный. Образование — это мудрость. Человек, занимающий в классе «необходимое» положение в ключевой точке срединного «восклицательного знака», прежде всего мудрый. И это подтверждает карта. Пусть ученики вглядятся в физическую (общегеографическую) карту Болгарии (в разных учебных атласах она сейчас показывается в составе разных регионов). Как четко видны наши «ряды»! Дунай, Стара-Планина' и Родопы. Одно только отличие от класса: восточный фасад имеет вид не стены, а нескольких окон: это черноморские порты. И всё-таки страна смотрит в сторону столицы, в сторону стола наставника. Это София — Премудрость. Премудрость учителя.


* Часто (и чаще) бывает три прохода, но на этом уроке столы ближайшего к стене ряда придвинем непосредственно к стене.

** Конечно, молодым людям не составит труда протиснуться и «сквозь» ряд, а то и перелезть через парты. Но здесь следует выдвинуть ограничительные условия.