Геополитика Каспийского региона
М.Г. ЖУЛИНСКИЙ
аспирант кафедры экономической и социальной
географии
Московского педагогического государственного
университета,
учитель географии школы № 96 г. Москвы
Каспийский
нефтедобывающий регион включает в себя
Каспийское море и окружающие его
нефтегазоносные территории Азербайджана,
России, Казахстана, Туркмении и Ирана. Доказанные
запасы нефти в Каспийском регионе составляют
5,1 млрд т, доказанные запасы газа —
8 трлн м3. С 1998 по 2004 г., по мере
подтверждения новых запасов нефти в регионе, их
величина относительно мировых доказанных
возросла с 2,6 до 3,3%. Общемировая доля региона по
доказанным запасам газа составляет около 5%.
Большая доля доказанных запасов нефти
приходится на Казахстан (3,6 млрд т) и
Азербайджан (1 млрд т). Запасы нефтяных
месторождений каспийского сектора Туркмении
оцениваются в 230 млн т. В российском секторе
моря-озера около 300 млн т нефти. Основная
часть доказанных запасов газа приходится на
Туркмению (2,92 трлн м3) и российскую
часть Прикаспия* (2,5 трлн м3).
В каспийском секторе Казахстана выявлено
1,9 трлн м3, Азербайджана —
0,72 трлн м3 газа. В пределах акватории
Каспийского моря находятся углеводородные
месторождения-гиганты, такие как
Азери-Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз в
азербайджанском секторе, Кашаган в
казахстанском.
С конца 90-х годов добыча нефти и газа в
Каспийском регионе быстро растет. Добыча нефти с
1992 по 2003 г. возросла почти вдвое: с 40,3 до
76,8 млн т в год; еще большими темпами
увеличивается добыча газа: с 1998 по 2003 г. она
возросла с 23,7 до 77,1 млрд м3 в год.
Ныне в Каспийском регионе три главных
нефтедобытчика — Казахстан (лидер по объему
добычи и доказанным запасам), Азербайджан и
Туркмения. Газ добывают те же страны и Россия.
Главный разработчик газовых месторождений
—Туркмения. Иран добычу нефти и газа на Каспии не
ведет. Он имеет спорные с Азербайджаном и
Туркменией месторождения и перспективные на
углеводороды геологические структуры и, судя по
всему, не намерен приступать к освоению своей
части Каспийского моря до окончательного
урегулирования статуса водоема.
Интерес зарубежных нефтяных компаний к
Каспийскому морю определяется исчерпанием
мировых запасов минерального топлива.
Обеспеченность доказанными ресурсами нефти на
сегодняшний день не превышает полувека.
Каспийское море по величине своих нефтяных
запасов примерно равно Северному морю.
Европейские потребители североморской нефти
будут постепенно переориентированы на
потребление ресурсов Каспия.
Современные процессы глобализации не могли не
затронуть богатый стратегическими топливными
ресурсами Каспийский регион, который будучи
расположен в центре Евразии, оказался в
переходной зоне между Западной и Восточной
цивилизациями, между богатым Севером и бедным
Югом. Главных геополитических игроков в в
прикаспийском регионе можно объединить в четыре
группы.
Во-первых, это экономически и политически
значимые для современного мира страны, имеющие
свои интересы вдали от своих государственных
пределов, — США, страны ЕС. В недалеком будущем к
ним смогут прибавиться Китай и Япония. Во-вторых,
это страны, прилегающие к Каспийскому региону
(либо расположенные относительно недалеко от
него) и соперничающие между собой за расширение
своего влияния в регионе или за контроль над
потоками энергоресурсов из него: Грузия, Армения,
Узбекистан, Афганистан, Украина, Болгария, Греция
и др. В-третьих, это страны, имеющие в Каспийском
регионе интересы идеологического характера,
выражающиеся в виде панисламизма (братства всех
исламских народов) — Саудовская Аравия,
Пакистан, ОАЭ — и пантюркизма (объединение
народов, говорящих на тюркских языках, в границах
единого государства) — Турция. И, наконец,
в-четвертых, сами страны Каспийского региона, в
числе их Россия.
Рассмотрим теперь стратегию различных стран
или их групп в Каспийском регионе.
Соединенные Штаты Америки и страны ЕС
создав мощную и многокомпонентную экономику,
заинтересованы в ее сохранении и дальнейшем
развитии. В США проживает 4,5% мирового населения,
но на них приходится 22% совокупного ВВП стран
мира. Борьба за топливные и иные минеральные
ресурсы между странами «богатого Севера» и
«бедного Юга» неизбежна, так как рост ВВП и
потребления ресурсов в развивающихся странах
опережает этот рост в развитых странах. По мнению
аналитиков, за весь 2005 г. общий рост ВВП в
развитых странах не превысил 4%, в развивающихся
составил почти 6%.
Вашингтон видит себя в роли гаранта
стабильности, необходимой для обеспечения
свободного потока нефти из Каспийского региона
на западные рынки. Каспийская нефть (пусть даже и
не в таких больших объемах, как ожидалось ранее),
во-первых, расширит для США выбор поставщиков
топлива, уменьшив, таким образом, зависимость от
какого-либо одного поставщика, например стран
ОПЕК. Во вторых, расширение числа поставщиков
ставит нефтеэкспортеров в определенную
зависимость от США, что создает рычаги
воздействия на эти страны в случае проведения
ими политики, неугодной вашингтонской
администрации.
Для США развитие других государств
противоречит их национальным интересам. Из
принятой в 1998 г. стратегии национальной
безопасности на XXI в., США оставляют за собой
право применять военную силу против тех стран,
развитие которых не будет устраивать
Соединенные Штаты. Сейчас для Вашингтона очень
важно создание и поддержание эффективных
рычагов воздействия на государства и группы
государств, потенциально способных бросить
вызов США. Для этого американцы стараются взять
под контроль основные потоки финансов и грузов,
воспрепятствовать научному сотрудничеству
стран в неугодных Соединенным Штатам сферах
(например, сотрудничеству России и Ирана в
области ядерной энергетики).
Во время президентского срока Б. Клинтона США
объявили Каспийско-Черноморский регион зоной
своих жизненных интересов. Его значимость для
США стала настолько велика, что проблемы
Каспийского региона были выделены
администрацией США в отдельное направление
внешней политики: были созданы специальный отдел
по региону, целевая рабочая группа в составе
Совета безопасности при президенте, был учрежден
пост специального советника президента и
госсекретаря по вопросам энергетики Каспийского
региона.
После террористических актов в сентябре
2001 г. во внешней политике США возросла военная
составляющая. Для усиления собственной
безопасности США включили в сферу своего
геополитического влияния вместе с
прикаспийскими странами (Азербайджан, Казахстан
и Туркмения) остальные страны Средней Азии и
Закавказья, которые могут повлиять на положение
в Каспийском регионе (Киргизия, Таджикистан,
Узбекистан, Грузия). США принадлежит идея
создания сил немедленного реагирования,
охраняющих объекты нефтедобывающей и
транспортной инфраструктуры в Каспийском
регионе. Руководство среднеазиатских и
закавказских стран в целом охотно поддержало
новые инициативы США.
Экономическая нестабильность в прикаспийских
странах, неурегулированный статус Каспийского
моря, военно-политические конфликты
(карабахский, абхазский, югоосетинский) в регионе
являются объектами американской политики. С
одной стороны, они создают угрозу американским
интересам в регионе. С другой же — эти
неблагополучные процессы используются
американцами для обоснования своего
политического и экономического присутствия в
регионе в качестве советников и миротворцев.
В отличие от США, страны Евросоюза в Каспийском
регионе имеют почти исключительно экономические
интересы. Главная цель — обеспечение
собственной энергетической безопасности в
XXI в. Новый поставщик нефти и газа уменьшает
зависимость Европы от ближневосточной и
российской нефти. Нефтяные запасы Северного моря
могут иссякнуть уже через 10—15 лет. Поэтому,
например, в Германии за последние 3 года доля
каспийской нефти возросла с 1 до 7% в общем
энергопотреблении. Вторая цель некоторых стран
ЕС в Каспийском регионе — сохранение и развитие
собственной нефтедобывающей отрасли за счет
работы своих нефтяных компаний на более богатых
месторождениях за пределами своей страны. Такую
стратегию осуществляют «Statoil» (Норвегия), «British
Petroleum» (Великобритания), «Total» (Франция) «Eni»
(Италия).
Страны-соседи Каспийского региона
Интересы стран-соседей Каспийского региона
лежат в плоскости евро-американской стратегии по
созданию западного вектора транспортировки
каспийских энергоресурсов. При этом нельзя
сказать, что эти страны так же остро
заинтересованы в транзите каспийских
энергоресурсов, как США или Западная Европа. Для
обеспечения своих потребностей в энергоресурсах
им достаточно получить доступ даже к
незначительной доле потока нефти или газа на
Запад.
Из этой группы стран только Грузия, которая
практически не имеет своих запасов нефти и газа,
жизненно заинтересована в транзите каспийских
энергоресурсов. Проходящие через ее территорию
нефтепроводы Баку—Супса и
Баку—Тбилиси—Джейхан, а также строящийся
газопровод Баку—Тбилиси—Эрзурум способны дать
значительные отчисления на восстановление
лежащей в руинах грузинской экономики. При этим
новые маршруты транспортировки углеводородов
призваны уменьшить энергетическую зависимость
от России, ослабить экономическое и политическое
влияние великого северного соседа в Закавказье.
Турция занимает особое место в геополитике
Каспийского региона. Эта страна активно
участвует в создании и укреплении западного
вектора транспортировки каспийских
энергоресурсов, причем в обход не только России,
но и своих же проливов Босфор и Дарданеллы.
Американо-турецкая стратегия создания
многовекторности энергопотоков из Каспийского
региона является борьбой против трубопроводной
монополии России, через территорию которой пока
идет основной поток нефти и газа из Каспийского
региона. Через Россию проходит и самый мощный из
существующих каспийских нефтепроводов —
нефтепровод Каспийского трубопроводного
консорциума (КТК). Пропускная способность его
первой очереди 28 млн т нефти в год, труба
соединяет западноказахстанские месторождения (в
том числе и крупнейшее из них — Тенгиз) с
российским портом Новороссийск.
Прикаспийские государства
Политика самих прикаспийских государств —
Азербайджана, Казахстана и Туркмении направлена
на скорейшее привлечение иностранных инвестиций
для разработки своих углеводородных ресурсов,
создание новых трубопроводов, уменьшающих
транспортную зависимость от России. Наиболее
ярко подобная стратегия выражена у Азербайджана.
Причины того — самое западное положение в
регионе, хорошая геологическая изученность
морского дна, прозападная ориентация
политической элиты и тесные культурные связи с
Турцией.
Казахстан оказался в трудном геополитическом
положении. Ему приходится играть на
противоречиях между Россией, США и КНР. Допустив
западные нефтяные компании к разработке своих
нефтяных и газовых месторождений, Казахстан
заинтересован в развитии западных маршрутов
транспортировки углеводородов. Однако ему не так
просто, как Азербайджану, избавиться от России
при выборе маршрутов транспортировки нефти — в
силу своего географического положения и тесных
экономических связей.
Туркмения экспортирует газ на северо-запад
через территорию России по системе газопроводов
Средняя Азия—Центр, а также в Иран, куда недавно
был проведен газопровод Корпедже—Корд-Куй.
Такие маршруты транспортировки определяются
самим географическим положением страны. Экспорт
газа по дну Каспийского моря при существующих
мировых ценах нерентабелен. Во внешней политике
Туркмения придерживается стратегии
нейтралитета, что облегчает ей выбор новых
маршрутов транспортировки газа. Нефтяные запасы
Туркмении малы и не привлекают зарубежные
компании.
Иран не заинтересован в скором освоении
каспийских месторождений. Имея значительные
запасы нефти и газа в Персидском заливе, эта
страна рассматривает Каспийское море как
резервный бассейн нефти и газа. Очевидно, что
Иран заинтересован в сохранении природной среды
Каспия. Иран сам не ведет добычу нефти и газа на
Каспии, но закупает определенное количество
нефти и газа у Туркмении и Казахстана. Ему это
выгодно, поскольку каспийское топливо идет на
энергоустановки удаленного от Персидского
залива севера страны, при этом эквивалентные
объемы иранских углеводородов отправляются на
экспорт.
Российские интересы в Каспийском
регионе
В условиях, когда Каспийский регион из задворок
СССР превратился в важный объект мировой
геополитики, выбор Россией верной стратегии в
отношении этого региона чрезвычайно важен для
сохранения ее экономической и военной
безопасности. Нужно признать, что в настоящее
время внешнеполитические усилия,
предпринимаемые нашей страной для подтверждения
своего высокого статуса в регионе, явно
недостаточны. Действия России на Каспии в
постсоветский период либо являлись ответом на
инициативы прикаспийских соседей по СНГ***, либо были подчинены интересам
национальных нефтедобывающих компаний (ЛУКОЙЛ,
ЮКОС и др.), которые отнюдь не всегда совпадают с
государственными.
Сегодня основные направления политики России
на Каспии заключаются в следующих основных
позициях:
— стремление контролировать как можно больший
объем экспортируемых каспийских углеводородов,
— представить «Газпром» монополистом
транспортировки газа из Средней Азии,
— расширить свое участие в проектах добычи
каспийских нефти и газа, главным образом в
казахстанском секторе акватории.
Общий недостаток этой стратегии — ее узость и
недальновидность. Российские интересы в регионе
пока не обеспечивают безопасности, не
препятствуют грубой экономической и
военно-политической экспансии Запада, ведут к
подрыву экологического равновесия Каспия,
повышают взрывоопасность региона, приводя к
росту социальных проблем.
В геополитике России чрезвычайно актуальна
проблема обеспечения ее национальной
безопасности. Современная внешняя политика,
проводимая по принципу «Ребята, давайте жить
дружно!», губительна для России. Стабильное и
безопасное развитие России невозможно без
противоречия Западу во главе с США. История
показывает, что положение российского
государства между цивилизациями Запада и
Востока является геополитически
неблагоприятным, его можно сравнить с положением
между молотом и наковальней. России (СССР)
исторически свойственна роль миротворца, лидера
на Евразийском пространстве. Для предотвращения
развития дестабилизирующих сил на Каспии, в
Средней Азии и Закавказье Россия должна
определить для себя твердые принципы внешней
политики.
Карту выполнил Д.В. Заяц с
использованием школьной геоинформационной
системы
“Живая география”
* Доказанные запасы Астраханского
газоконденсатного месторождения.
** Идея сооружения газопровода
Давлатабад—Герат—Кандагар—Мултан—Гвадар
(пакистанский порт на Аравийском море) с
пропускной способностью 15 млрд м3 газа в
год уже долгое время занимает важное место в
туркменской стратегии по расширению рынков
сбыта своего газа и уменьшению транспортной
зависимости от России.
*** При решении вопроса о разделе
акватории Каспийского моря в 90-х годах Россия
проявляла непоследовательность и
противоречивость. В зависимости от интересов
того или иного прикаспийского государства,
Россия по-разному предлагала делить Каспий.
Прикаспийские соседи, заметив отсутствие у самой
России твердой позиции по этому вопросу, стали
гораздо меньше прислушиваться к ее мнению. |