Происхождение названия Гора названа так русскими за белый цвет вершин, покрытых ледниками и снежниками. Варианты названий, используемые коренными жителями или дошедшие от народов, живших здесь ранее: Кадын-бажы (Катун-баш) — «Голова (вершина) Катуни». Ак-су-рю (Акcуру) — «C белой водой»; по другому толкованию — «Белый великан» (от монгольского сюрээ — величавый). Уч-Сюмер, Уч-Сюри, Уч-Айры — «Три сопки», «Три шпиля», «Три разветвления». Мус-ду-тау (Мусту-туу) — «Ледяная гора». Ак-тау (Актау) — «Белая гора». Это принятое у казахов название, в сущности, совершенно соответствует русскому «Белуха», и оба соответствуют названию «Монблан» в Альпах (буквально «Белая гора»). Известно также еще одно русское название Белухи — «Катунские столбы». Физическая карта Массив Белухи резко поднят над окружающими хребтами. Две вершины — Восточная Белуха (4506 м) и Западная Белуха (ок. 4440 м) — видны издалека. Массив, как и весь Катунский хребет в этих местах, обрывается на север (к Аккемскому леднику) так называемой Аккемской стеной, кажущейся почти отвесной (крутизна более 60°, сильное оледенение). Над Аккемской стеной рядом с Белухой возвышаются еще несколько вершин высотой более 4000 м, в частности, Делоне — 4200 м, Корона Алтая — 4178 м. Понижение между Восточной и Западной Белухой именуют Седло Белухи (4000 м). На юг, в сторону Катунского ледника и к истоку реки Катунь, массив снижается постепенно. На карте «Республика Алтай», выпушенной Федеральной службой геодезии и картографии в 1998 г., обозначена высота Белухи 4499 м. Тектоническая карта Район Белухи лежит в зоне высокой сейсмичности (7—8 баллов), но сильные землетрясения бывают редко. Микроземлетрясения здесь очень часты. Географическое положение Целесообразно обратить внимание учеников, что Белуха удалена примерно на одинаковое расстояние от всех четырех океанов Земли (проверка этого тезиса с помощью циркуля даст не совсем идеальные, но хорошие результаты). Это наблюдение поможет ученикам создать в памяти яркий пространственный образ и навсегда позиционировать Белуху в сознании как срединную вершину Евразии. Административная карта Наивысшая точка Сибири располагается на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай, недалеко (всего в нескольких километрах) от границы с Казахстаном. До Китая и Монголии от Белухи — примерно 100 км. Карта народов Коренной народ*, проживающий в окрестностях Белухи, — алтайцы (большинство из них называют себя алтай-кижи; устаревшее название — ойроты). Во внешнем облике выражены монголоидные черты, говорят на языке тюркской группы. Среди русских (они составляют большинство в республике) выделяется особая этноконфессиональная группа русского старожильческого населения — старообрядцы, которые начали переселяться на Алтай более 200 лет назад в поисках легендарной страны Беловодье, уходя от преследований господствующей церкви. Часть населения (6%) Республики Алтай составляют казахи (ведь Казахстан совсем рядом). Карта религий Алтайцы до прихода русских были в основном шаманистами. С включением территории в Российскую империю началось постепенное обращение жителей в православие. К православным причисляет себя и большинство верующих русских, проживающих в Горном Алтае. Особую группу русских православных составляют упомянутые уже старообрядцы, не связанные с патриаршей церковью. В 1904 г. на Алтае произошли события, положившие начало созданию бурханизма — новой религиозной системы, взявшей некоторые элементы традиционного шаманизма, но по сути близкой к буддизму (ламаизму). Рождение этой веры было непосредственно связано с горой Белухой, которую алтайцы считают священной. Около 1900 г. произошло обрушение части вершины Белухи, а среди алтайцев было распространено поверье, что вслед за этим событием должен явиться спаситель алтайского народа — Белый Бурхан, или Ойрот-хан**. Его провозвестником выступил в мае 1904 г. алтайский пастух Чет-Челпанов. Сами алтайцы называют бурханизм Ак-дьанг («Белая вера»). Бурхан, разумеется, является на белом коне в белом одеянии. Ритуальную роль играют белая березка и молоко. Очень многое в местной религии заставляет вспоминать царящую над Алтаем белоснежно-ледяную Белуху. Н.К. Рерих, изучавший Алтай и путешествовавший здесь, увидел в Бурхане воплощение Будды. И это, уже в наши годы, послужило толчком для сближения немногочисленных алтайских бурханистов, в основном представителей интеллигенции, пытающихся выработать с помощью религии новую национальную идеологию, с буддизмом (в частности, с японским***). Впрочем, не все бурханисты Алтая согласны с «подчинением» своей национальной веры буддизму. Белуха, символ Алтая, привлекает представителей различных конфессий. В небольшом Усть-Коксинском районе, помимо имеющих здесь уже давнее пребывание старообрядцев и последователей господствующей патриаршей церкви, — множество разнообразных новоявленных сектантов. Это кришнаиты, Свидетели Иеговы, последователи «Живой этики» Рериха (рерихианцы), приверженцы индийского гуру Сая Бабы. Сохраняются и священные, шаманистско-бурханистские, места алтайцев, но, кажется, скорее как объект туристического показа. Ислама придерживаются большинство казахов Горного Алтая. Они преобладают в Кош-Агачском районе, который лежит к востоку от Усть-Коксинского. Рождение рек На южном склоне Белухи берет начало река Катунь (в разделе «Варианты названий» уже говорилось, что Белуху именуют «Головой Катуни»), которая затем описывает огромную дугу, огибая Катунский хребет с запада. Катунь — один из истоков Оби, величайшей реки Западной Сибири. Альпинисты отмечают, что вода некоторых речек, вытекающих из-под ледников Белухи, имеет молочную белизну. Не от этого ли, задаются они вопросом, произошло наименование «Беловодье», которое русские старообрядцы относили к этим местам? Покорители Первые научные сведения о Белухе относятся к концу XVIII в. В 1835—1836 гг. Белуха исследуется доктором медицины Ф. Геблером, который произвел глазомерное определение ее высоты. «Никто не всходил на вершину Белухи, — сообщает энциклопедия 1891 г. — Ее высоту считают приблизительно в 11 000 фут. над ур. моря»****. С 1895 г. изучением Белухи и современного оледенения Горного Алтая занимался профессор Томского университета В.В. Сапожников (впоследствии ректор Томского университета и министр просвещения в правительстве Колчака). Василию Васильевичу удалось подняться только на Седло Белухи, вершин он не достиг, хотя и с большой точностью измерил абсолютные высоты восточного и западного пиков. С начала XX в. исследованием ледников Горного Алтая, ледников г. Белухи занимаются братья Троновы — Михаил Владимирович и Борис Владимирович. В 1914 г. Г. Гребенщиков в книге «Алтайская Русь» писал: «Белуха, как корона могучего царя Алтая, находится в стране заоблачной и очень редко сбрасывает с себя пушистую фату туманов. На ее вершине никогда не бывала нога человека». Это был последний год, когда сделанное утверждение еще соответствовало действительности. 26 июля 1914 г. состоялось первовосхождение братьев Троновых на высшую вершину Алтая — Белуху Восточную (4506 м)*****. Вершина была достигнута ими после трех неудачных попыток. Геральдика
На гербе Республики Алтай в центре сине-голубого круга — грифон Кан-Кереде (с туловищем снежного барса — ирбиса, головой и крыльями птицы), в верхней части символически изображена белая гора Хан-Алтай (Белуха), а в нижней — огненно-золотистого цвета очаг, «символ крепости и вечности родного дома». Бирюзово-изумрудный орнамент в нижней части герба символизирует реки региона: Бию и её притоки (Чолукман /Чульшман/, Башкаус, Чебдар /Чебодар/, Шавла, Кара-Кокша, Лебедь), Катунь и её притоки (Кёк-Суу /Кокса/, Ак-Кем, Аркыт, Урсул, Иша), а также озеро Алтын-Кёль (Телецкое). Герб создан по рисунку художника из Горно-Алтайска И.И. Ортонулова. Недавно принят герб Онгудайского района Республики Алтай. Район не выходит непосредственно к Белухе, он лишь соседствует с Усть-Коксинским на севере. Белуха попала на герб района как общеалтайский символ (подобно тому, как расположенная в Турции гора Арарат попала на герб Армении). В верхней части герба изображена трехглавая вершина Уч-Сюмер (Белуха). Три вершины символизируют богатство духовной культуры жителей горного района. По окружности герба — алтайский орнамент алака, символ силы и смены поколений, непрерывности жизни и «благодатной ауры» Горного Алтая. В центральной части герба — очаг с горящим огнем. Это символ родины, крепости и вечности отчего дома. Исторические традиции и мотивы района нашли отражение в изображении головы мифологической птицы Кан-Кереде, стерегущей покой, мир и богатство родной земли, родного очага (речь идет о том самом грифоне, изображение которого является центральным элементом герба Республики Алтай). Сколько вершин у Белухи? «Гора имеет две вершины в виде неправильных пирамид — Восточная Белуха и Западная Белуха». «Двуглавая гора», «Два пика» — так говорится о Белухе в справочных географических изданиях. Почему же в разделе «Варианты названий» мы находим три тюркских имени, начинающихся на уч- (три)******? Почему на гербе Республики Алтай ясно читаются три вершины Белухи? И в алтайских легендах говорится о трех вершинах Белухи: по преданию, Ойрот-хан (см. раздел «Карта религий») должен прийти, когда упадут все три снежные вершины Белухи. Существует версия, о ней уже упоминалось в «Карте религий», что обрушение третьей вершины произошло около 1900 г. (некоторые авторы пишут о двух обрушениях — якобы в 1900 г. и 1903 г.). Однако и в более ранних географических описаниях мы читаем о двуглавой Белухе. Вот, например, выдержки из статьи «Белуха», написанной знаменитым географом А.И. Воейковым для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «С южной стороны [Белуха] представляется в виде двух шпицев или рогов, соединенных горизонтальным гребнем. Восточный рог ниже и шире западного, и имеет на с.-в. стороне выдающийся отросток». Том словаря вышел в 1891 г. И всё те же две вершины. Значит, в результате обрушения на рубеже XIX и XX веков Белуха, хотя и изменила конфигурацию вершины, всё же не превратилась из трехглавой в двуглавую, а как была двуглавой так и осталась. Не в «северо-восточном ли отростке», упоминаемом Воейковым, разгадка «трехвершинности» Белухи в сознании алтайцев? Но «отросток» — все-таки не самостоятельная вершина. Или третья полноправная вершина действительно была, но обрушилась еще раньше, до 1900 г.? Ведь алтайцы пришли сюда примерно на столетие раньше русских и могли помнить какую-то более древнюю катастрофу. А вероятность ее не так уж и мала, учитывая сейсмичность Алтая (см. раздел «Тектоническая карта»). Не следует также исключать и возможности того, что третья вершина, не существуя в реальности, имела в алтайских преданиях символический, мистический смысл троичности (так, в индийских традиционных представлениях у Аллахабада, в священном месте, где Ганг сливается с Джамной, в них впадает еще и мифическая невидимая река Сарасвати — «третья»).
Любопытно, что никакого «порядка» с количеством вершин нет на картинах художников, писавших Белуху в начале XX в. И у Чорос-Гуркина, и у Рериха количество вершин далеко не всегда соответствует географической правде. Их больше интересовал символический, мистический характер Хан-Алтая, поэтому на полотнах мы встречаем и трехглавую, и даже четырехглавую Белуху. Если наши сибирские читатели располагают информацией, позволяющей пролить свет на загадку «трехглавости» Белухи, редакция будет благодарна за сообщение. Белуха как объект мифологии Алтайцы считают Белуху священной, и ее образ окружен традиционными запретами. «Высокие снежные горы, — писал В.В. Сапожников, — служат у алтайцев предметом священного почитания; никто из них под страхом смерти не смеет восходить на них. Обаяние Белухи у алтайцев еще больше: «Нам и смотреть близко на нее нельзя», — говорил мне один старик из аула в вершине Черной Берели... Многие алтайцы-охотники великолепно знают горные тропы до снежных перевалов включительно, но у основания заповедных гор, которым они дают общее название Ийик, их миссия оканчивается». На Алтае два столетия подряд русские люди искали таинственное Беловодье — священную страну радости. Н.К. Рерих искал истоки евроазиатской культуры, которые, по его убеждению, зародились в сердце горного Алтая, и для этого в 1926 г. совершил путешествие в Центральную Азию. По мнению рерихианцев (секта, принявшая художественное творчество Рериха как религиозный манифест) и других любителей эзотерики, в горах Алтая находятся ворота в страну Шамбала, пока сокрытую от людей. Она станет центром цивилизации после того, как человечество, с его безудержным стремлением к разрушению, уничтожит само себя. Эзотерики и оккультисты называют гору Белуха одним из главных центров мировой силы, обладающим уникальным даром воздействовать на психику человека и вызывать душевный подъем. Уфологи ждут на Алтае миссионерский визит представителей инопланетных цивилизаций. Всё это — конечно, интеллектуальная истерия. Но мифологизация Белухи уже состоялась, и отмахиваться от этого как от культурного феномена географ не должен. Белуха как достояние культуры Белуха фигурирует в нескольких произведениях Н.К. Рериха. Впочем, Рерих, скорее всего, Белухи во время своего центральноазиатского путешествия не видел, а изображал ее, основываясь на фотографиях В.В. Сапожникова (см. раздел «Покорители»), сделанных около 1902 г., и прибавляя художественной фантазии. Этюд «Белуха» Рериха ныне находится в Париже (и на нем четко обозначены три вершины). Во время своего путешествия (1926 г.) Рерих две недели провел в селе Усть-Кокса, ныне являющемся центром того самого административного района, где расположена Белуха (см. раздел «Административная карта»). Теперь здесь создан Дом-музей Рерихов, куда съезжаются «искатели Шамбалы». Многократно и в разных ракурсах является Белуха на полотнах знаменитого алтайского художника, первого пейзажиста Сибири Григория Ивановича Гуркина (1870—1937; артистический псевдоним Чорос-Гуркин*******).
* Коренным этот народ можно, конечно, называть лишь с некоторой долей условности: алтайцы прикочевали сюда с юга в XVII—XVIII вв., после разгрома Джунгарии китайцами. ** Один ли это, или разные мифологические персонажи (или один — то ли воплощение, то ли посланец другого) — этот вопрос в бурханизме, не оставившем письменных заветов, не вполне ясен. *** И не только потому, что Япония — самая богатая из буддийских стран (и некоторые из современных бурханистов-буддистов Алтая рассчитывают от нее чем-то поживиться). Дело еще в том, что в 1904—1905 гг., когда Россия терпела поражения в Русско-японской войне, многие алтайцы склонны были отождествлять царство Ойрота с Японией. Ведь японский император как бы наказывал русских за притеснения алтайцев. Поражения России, видимо, отчасти и способствовали зарождению бурханизма как движения за национальную самобытность, против русификации (не случайно русская полиция сочла Чета-Челпанова японским шпионом). Современные алтайские интеллигенты — идеологи бурханизма выдвигают еще один аргумент за сближение с буддистами Японии: раз японский буддизм смог органично вместить в себя местные верования в природные стихии и духов (синтоизм), то сможет так же органично вместить бурханизм и алтайский шаманизм. Модным стала формула «экологический буддизм», выработанная алтайскими бурханистами под влиянием рерихианцев. **** 1 фут — 30,5 см. Нетрудно понять, сколь приблизительным было представление о высоте Белухи всего 120 лет назад. ***** В 2004 г. на Алтае отметили 90-летие первовосхождения. ****** Если вы случайно не знаете тюркских языков, вспомните простой песенный «словарь»: «Учкудук — три колодца...» ******* Г.И. Гуркин — по национальности алтаец, по исповеданию — бурханист, по политическим убеждениям — эсер. При Колчаке Гуркин, как один из немногих алтайцев-интеллигентов, стал главой правительства Горного Алтая — так называемой Каракорумской Управы в селе Улала (ныне — город Горно-Алтайск). |