Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2006

Развивающее обучение


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
вырабатывающие умения работы
с физической и тематическими картами,
развивающие аналитические способности
и логику, формирующие знания
по реальной географии

С.В. РОГАЧЕВ

Использование карт, атласов, пособий и любых справочных материалов
при решении задач не только не запрещается, но приветствуется.

Задачи для 8-го и 9-го классов

Задача 1. Устье, город, гора

Эта страна имеет общую границу с несколькими субъектами Российской Федерации. Есть информация о трех из них:

О первом Здесь находится устье самой длинной из тех рек России, которые впадаютв самый большой океан Земли
О втором Здесь находится самый большой из российских городов, расположенных на берегах океана, в акватории которого отмечена наибольшая на Земле глубина
О третьем Здесь находится высшая точка той части России, которая принадлежит к бассейну самого маленького океана Земли

1. Назовите страну.

2. Определите трех перечисленных в таблице соседей.

3. Если искомая страна граничит еще и с другими субъектами Российской Федерации, назовите их.

4. Приведите для каждого из вновь найденных соседей по одному отличительному признаку (по образцу трех приведенных в таблице). Этот признак должен позволить однозначно определить каждый из субъектов федерации, но при этом не должно фигурировать напрямую ни одно географическое название (кроме само собой разумеющихся слов «Россия» и «Евразия») или название народа. Разумеется, не принимаются и географические координаты.

Ответ и оценка:

1. Китай (4 балла).

2. Граничащие субъекты федерации (в порядке перечисления в условии):

Хабаровский край (Амур, Тихий океан);

Приморский край (Владивосток, Тихий, Марианская впадина);

Республика Алтай (Белуха, бассейн Северного Ледовитого океана).

По 1 баллу за каждый правильно названный субъект федерации. Всего до 3 баллов.

3. Другие области, граничащие с Китаем: Амурская, Читинская и Еврейская автономная (по 0,5 балла; всего до 1,5 баллов).

4. Примеры отличительных признаков:

Амурская обл.: «Единственная из внутриконтинентальных обычных (не автономных) областей России, название которой образовано не от названия областного центра». (Здесь многие могли бы предложить и альтернативный вариант «Свердловская область», но он не годится, т.к. ее название всё-таки образовано от областного центра — Свердловска, который спустя несколько десятилетий был переименован в Екатеринбург.)

Читинская обл.: «Здесь от слияния двух истоков начинает свое течение самая длинная из рек России, текущих в широтном направлении».

Еврейская АО: «Самый маленький по площади из субъектов федерации в составе самого большого по площади экономического района России».

До 3,5 баллов за каждый корректно сформулированный признак; всего до 11,5 баллов.

Итого до 20 баллов.

Задача 2. В краю длинных рек

Этот субъект Российской Федерации граничит с двумя, и только с двумя, зарубежными странами. Вот известная информация о них:

О первой Здесь протекает самая длинная река части света
О второй Ее столица лежит в водосборном бассейне Северного Ледовитого океана

Определите обе страны и искомый субъект федерации.

Решение, ответ и оценка:

Ясно, что при поисках самой длинной реки части света речь может идти либо о европейской, либо об азиатской реке (ведь субъекты РФ пока не обнаружены в Африке, Америке и Австралии). Длиннейшая река Европы — Волга — протекает исключительно по территории РФ. РФ не может быть зарубежным государством по отношению к искомому субъекту РФ. Значит, поиски реки нужно направить в Азию. Здесь длиннейшая река — Янцзы. Хорошо бы, чтобы школьники эту информацию знали. Но если они даже не знают этого (ну мало ли, может быть, вы учите их по программам Академии образования), извлечь ее можно (и нужно) из любого подручного пособия. Удобно пользоваться, например, брошюрой: К.С.Лазаревич. Физико-географические объекты в цифрах. — М.: Чистые пруды, 2005. Заодно повторим с учениками (или узнаем впервые) длину реки, проследим по карте ее течение. Янцзы протекает в Китае. Вот и первое решение (1 балл).

Нетрудно догадаться, что второй страной может быть одна из соседствующих с Китаем вдоль российского фронта. То есть либо Северная Корея, либо Монголия, либо Казахстан. Условию удовлетворяют лишь Монголия и Казахстан*.

Столица Казахстана — Астана (Целиноград, Акмолинск) стоит на Ишиме, притоке Иртыша, который впадает в Обь, несущую свои воды в Карское море. Столица Монголии — Улан-Батор — расположена на реке Туул — одном из притоков Орхона. Орхон же впадает в Селенгу, имеющую сток в Байкал. А «Славное море — священный Байкал» отдает воду Ангаре—Енисею и опять тому же Карскому морю. (Пусть школьники проговорят эти цепочки и отследят их по карте; в этом и смысл решения подобных задач.)

Допустим, что вторая искомая страна — Казахстан. Какой же субъект Российской Федерации граничит и с Казахстаном, и с Китаем? Только один. Его нетрудно найти по карте (ищем, ищем; вот она географическая работа, развитие географических навыков, или, безграмотно говоря**, компетенций). Это Республика Алтай (Горный Алтай). Удовлетворяет ли этот субъект федерации условию задачи? Всем, вроде бы, хорош, да вот незадача: он граничит еще и с Монголией. То есть не с двумя, и только двумя, как требуется в условии, а с тремя странами. Следовательно, версию Казахстан приходится отставить.

Проверяем оставшуюся версию: Монголия. С Китаем и Монголией одновременно граничит Читинская область. Никто третий здесь не примешивается. Решение найдено. Вторая страна — Монголия (1 балл). Искомый субъект федерации — Читинская область (4 балла).

Всего до 6 баллов.

Как вы думаете, многие ли из ваших учеников после решения задачи останутся в полном неведении относительно этой части карты мира?

Задача 3. В краю длинных рек-2

Этот субъект Российской Федерации граничит с несколькими зарубежными странами. Есть сведения о двух из них:

О первой Здесь протекает самая длинная река части света***
О второй Ее столица лежит в водосборном бассейне Северного Ледовитого океана

Кроме того, известно, что среди непосредственных соседей искомой территории есть субъект РФ...

Вариант для 8-го класса: ...в котором от слияния двух рек начинается крупная река, в чьем бассейне сосредоточены основные запасы нефти и газа России.

Вариант для 9-го класса: ...который лидирует в России по добыче каменного угля.

1. Определите искомый субъект федерации.

2. Укажите, о каких странах-соседях идет речь.

3. Укажите, о каком соседнем субъекте РФ идет речь в формулировке задачи.

Решение, ответ и оценка:

Начальный ход решения может быть таким же, как и в предыдущей задаче. Выдвигается четкий ориентир — Китай (1 балл) и рассматриваются две версии: Монголия и Казахстан. Ввиду того, что формулировка несколько изменена (вместо «два, и только два» — «несколько»), право на существование имеют оба предположения, которые можно вывести из рассмотрения двух «оставшихся» внешних соседей. Таким образом, и Республика Алтай, и Читинская область могут быть вероятными ответами. Выбираем из них.

Вариант для 8-го класса. Хорошо бы, чтобы школьники в 8-м классе знали, в бассейне какой российской реки находятся основные запасы нефти и газа. А если учатся «по РАО» и не знают, — в атласы! Обь рождается близ города Бийск Алтайского края. Алтайский край (1 балл) не граничит с Читинской областью, зато Республика Алтай (4 балла) граничит с Китаем.

Республика Алтай, помимо Китая, имеет внешнюю границу и с Монголией, и с Казахстаном. Поэтому ученик при решении задачи с равным основанием может назвать и ту, и другого, заработав еще 1 балл. Итого до 7 баллов.

Вариант для 9-го класса. Хорошо бы, чтобы школьники знали, какая область производит больше всего каменного угля. Но нынешние программы таковы, что не следует исключать и незнания. Тогда приучаем школьников работать со справочными сведениями — из учебника, из атласа, из Интернета, из периодики (картодиаграмму и таблицу см. например: География, № 3/2004, с. 20—21). Выявили Кемеровскую область (1 балл)? Теперь остается определить, кто из двух претендентов на решение граничит с нею. Это Республика Алтай (4 балла). Плюс один балл за Монголию или Казахстан (всё равно). Итого до 7 баллов.

Разумеется, возможен и другой ход решения — отталкиваясь от Кемеровской области.

Задача 4. В краю длинных рек-3

Этот субъект Российской Федерации граничит с несколькими зарубежными странами. Есть сведения о двух из них:

О первой Здесь протекает самая длинная река части света
О второй Ее столица лежит в водосборном бассейне Северного Ледовитого океана

Кроме того, известно, что среди непосредственных соседей искомого субъекта федерации есть такой, который имеет выход к самому глубокому в мире озеру.

Определите искомый субъект федерации и упомянутых в формулировке задачи соседей.

Решение, ответ и оценка:

Выход к Байкалу имеют Иркутская область и Бурятия (за любой из вариантов — 1 балл).
И та, и другая граничат с Читинской областью и ни та, и ни другая не граничат с Республикой Алтай. Следовательно, искомый субъект РФ может быть только один — Читинская область (4 балла). Плюс 2 балла за зарубежные страны-соседи
(см. предыдущую задачу).

Итого до 7 баллов.

Задача 5. В краю длинных рек-4

Этот субъект Российской Федерации граничит с несколькими зарубежными странами. Есть сведения о двух из них:

О первой Здесь протекает самая длинная река части света
О второй Ее столица лежит в водосборном бассейне Северного Ледовитого океана

Кроме того, известно, что среди непосредственных соседей искомого субъекта федерации есть самый большой по площади в России.

Определите искомый субъект федерации и упомянутых в формулировке задачи соседей.

Ответ и оценка:

Читинская область (4 балла), Якутия (Республика Саха; 1 балл), плюс два «зарубежных» балла.

Итого до 7 баллов.

Задача 6. Быть у воды и не замочиться

Этот субъект Российской Федерации граничит посуху с двумя зарубежными странами. Об одной из них известно, что она имеет выход к Мировому океану, но ее столица лежит в области внутреннего стока.

Определите обе страны и искомый субъект федерации.

Решение и ответ:

Перебрав всех соседей России (а здесь иного пути нет, только перебор), устанавливаем, что кроме Грузии (1 балл) нет других таких чудаков, которые, имея выход к океану, загнали бы свою столицу в бессточный угол. (Такая же чудаковатость присуща еще только самоRй России, и это роднит нас с грузинами.)

С Грузией граничат несколько субъектов Российской Федерации, но большинство — только с одной Грузией, а не с двумя странами, как требуется по условию. Второго зарубежного соседа имеет Краснодарский край. Но граница со вторым соседом, Украиной, у краснодарцев проходит по Керченскому проливу и морям, а не посуху, что противоречит условию задачи. А вот Дагестан (4 балла), гранича через Кавказ с Грузией и Азербайджаном (1 балл), вполне соответствует условию.

Итого до 6 баллов.

Задача 7. Быть у воды и не замочиться-2

Этот субъект Российской Федерации граничит с двумя зарубежными странами. Об одной из них известно, что она имеет выход к Мировому океану, но ее столица лежит в области внутреннего стока.

Известно также, что среди соседей искомого субъекта федерации есть такой субъект РФ, где проживает народ, традиционно исповедующий буддизм.

Определите обе страны, искомый субъект федерации и его соседа.

Решение, ответ и оценка:

Ввиду того, что уточнение «посуху» изъято из формулировки задачи (по сравнению с задачей 6), версия Краснодарский край получает право на существование. Ясно, однако, что «буддийским» субъектом федерации в западной части России может быть только Калмыкия. (Если это неясно, изучаем карту религий, изучаем, изучаем — учимся географии, иначе наши ученики годятся разве что для ЕГЭ.) Калмыкия не граничит с Краснодарским краем, зато граничит с Дагестаном.

Следовательно, ответ: Грузия (1 балл), Азербайджан (1 балл), Дагестан (4 балла), Калмыкия (1 балл).


* Попутно обратите внимание учеников на парадокс: лишь две страны мира держат свою столицу в бассейне Ледовитого океана, и обе удалены от этого океана на тысячи километров (российских километров). Такие парадоксы хорошо запоминаются, это маяки для усвоения карты.

** А выражаться безграмотно — становится правилом хорошего тона среди лиц, взявшихся управлять образованием.

*** Разумеется, по усмотрению учителя и в зависимости от класса, в котором даются задачи, можно заменять признак Китая на другие, например: «мировой лидер по численности населения», «самый крупный в мире производитель риса», «лидер по выплавке стали», «самое большое по площади из государств, имеющих выход только к Тихому океану» и т.п. Можно изобрести другие признаки и для Монголии. Но в задачах 2—5 мы специально пользуемся стереотипными признаками, чтобы показать, как можно играть решениями, лишь слегка варьируя формулировки.