Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2006

Пространственные организмы


Возраст городов

Г.М. ЛАППО
доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник
Института географии Российской академии наук

Мы не всегда можем проникнуть в тайну их рождения.
Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо

Предстоящий «день рождения» родного города поверг в ужас многих жителей Серпухова. Их напугала страшная дата — городу исполняется 666 лет. Особо суеверные серпуховчане боятся, что «число зверя», как названы три шестерки в Библии, принесет им беду. Испуг достиг такой степени, что они обратились к властям с призывом не отмечать опасную, на их взгляд, дату.

Газета «Жизнь». 27.08.05

 

Сюжет «возраст городов» заинтересовал меня в связи с давним желанием написать «Занимательную геоурбанистику». Но, взявшись за тему, я очутился на малоисследованном поле. Исходный вопрос о том, когда «родился» город, оказался непростым, в некоторых случаях даже очень запутанным. Способы установления даты этого события настолько не совпадали, что вызывали недоумение.
А между тем установить истинную дату образования города важно не только для проведения юбилеев, хотя и это существенно. Дата образования города — один из опорных показателей, необходимый для анализа процессов урбанизации во времени и пространстве, исчисления динамики городского населения, определения уровня урбанизации стран и районов.
Дата рождения города — всегда вещь во многом условная. Но надо добиться снижения степени условности, чтобы принимаемая дата стала ближе к реальности.

Почему дата рождения города
в большинстве случаев условна

Большинство ныне существующих российских городов сперва стали истинными городами по существу, то есть по выполняемым функциям, составу и образу жизни населения, свойствам городской среды, и только потом получили городской статус. Разрыв во времени между становлением городов «де-факто» и «де-юре» измерялся десятилетиями и даже веками.

Магас. Перспективный градостроительный проект
Магас
Перспективный
градостроительный проект

С другой стороны, многочисленны города, которые, получив городской «чин», истинными городами так и не стали, сохранив характер села или поселка, из которого были образованы. Это города «де-юре», но не «де-факто». В России всегда осуществлялись и административная урбанизация, и обратный процесс — административная рурализация. Поселения получали городской статус как аванс, который еще надлежало оплатить и который давался для пробуждения служебного рвения. Статус могли и отобрать (не всегда с достаточными основаниями), не освобождая при этом «разжалованные» поселения от выполнения городских функций, например, обязанностей уездных или районных центров. Дело вовсе не сводилось к ошибкам недостаточно компетентных чиновников. Основная причина — сложность самого процесса формирования города.

Рождение истинного города — это некая переломная точка в развитии поселения. Наращивая городские функции в числе и объеме и при этом обычно не расставаясь с сельскими, поселение становится городом. Уловить этот момент и в наше время трудно, в ретроспективе же почти невозможно, что и делает дату рождения города приблизительной.

Известно множество случаев, когда закладывался именно город, то есть поселение, которому предназначалась роль города: Санкт-Петербург, Новочеркасск, Оренбург, Элиста, Магас — примеры разных времен. Магас объявили столицей Ингушетии, наделив городским званием при численности населения 200—300 человек. Но в подавляющем большинстве случаев поселения, ставшие городами, не помышляли о городской карьере. Поэтому возникновение поселения нельзя считать рождением города. Только в тех случаях, когда поселение изначально имело городскую функцию и впоследствии действительно становилось городом, его возникновение правомерно считать рождением города. А носителем функции родоначальника выступают крепость и острог, завод и порт, курорт и научно-исследовательский комплекс. Быть центром своего окружения — истинно городская функция. Поэтому наделение поселения административными функциями с одновременным присвоением городского «чина» также означает рождение города.

Какими словами говорят о рождении города

При обозначении момента рождения города употребляются различные термины: возникновение, основание, образование, учреждение, назначение, признание (городом), отнесение (к категории городов), преобразование (поселения в город). Иногда в одном документе употребляется несколько из подобных определений. В справочнике «Численность и размещение населения: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года» при характеристике изменений в административно-территориальном делении РФ за 1989—2002 годы используются два термина — «образование» и «отнесение»: города Радужный и Магас образованы, а пгт Черноголовка отнесен к категории городов.

Центральная часть г. Златоуст. Фото 1910 г.
Центральная часть г. Златоуст.
Фото 1910 г.

«Образование», «учреждение», «признание», «отнесение» — это юридическое подтверждение того, что поселение достигло городского состояния. «Основание», «возникновение» — говорит о появлении города в реальности, о том, что заложено городское начало. Но и здесь не все просто. Что считать возникновением? Основание поселения, которое иногда только по истечении столетий получит городской ранг? Но тогда правомерно говорить о возникновении не города, а его «завязи» — предшественника, который при стечении благоприятных обстоятельств может совершить переход в городское состояние; но может и не совершить.

Есть немало примеров длительного разрыва между возникновением поселения и приобретением им городского статуса. Кемь — торгово-ремесленное поселение на Белом море — упоминается в летописи XV в., а городом стала в 1785 г. Еще старше предшественник Рыбинска. Поселение упоминается под 1071 г. (раньше Москвы!). В 1137 г. стало называться на городской манер — Рыбинском, а позже Рыбной слободой, которая в 1777 г. была преобразована в город. Сходны истории Беломорска (XII в. и 1938 г.), Бора (XIV в. и 1938 г.), Валдая (1481 г. и 1770 г.), Вичуги (1504 г. и 1925 г.) и др. Среди городов, получивших городской статус в XX в., то есть молодых по продолжительности городского стажа, десятки, если не сотни, старых, а то и древних поселений.

Дата образования или отнесения к категории городов фиксируется документально, включается в справочники. Но ведь законодательный акт, фиксирующий это, нередко задерживается, причем надолго. Нижний Тагил официально признан городом в 1917 г. на основании постановления Временного правительства. А в нем еще в конце XIX в. имелось 30 тыс. жителей. Знаменитое «горное гнездо», воспетое Д.Н. Маминым-Сибиряком, восхищало путешественников своим городским обликом. Посетивший его в 1837 г. в свите наследника престола С.А. Юрьевич писал: «Завод Нижне-Тагильский [в те времена горнозаводские поселения именовались “заводами”] Демидовых — это целый мир. Тут есть всё, что в наилучше устроенных больших городах». Некоторые собратья Нижнего Тагила получили городской ранг значительно раньше: Алапаевск — в 1781 г., Златоуст — в 1865 г. А к нему признание пришло намного позже превращения в истинный город. И позднее ряд городов испытали подобную задержку. Наукоград Протвино, известный центр исследований строения материи, стал городом в 1989 г., уже насчитывая 35 тыс. жителей.

С другой стороны, городской мундир порой натягивался на тщедушное тело, еще не достигшее городской зрелости. В 1917—1926 гг. было образовано 82 города. Большая их часть своим дальнейшим развитием подтвердила обоснованность этого акта; к переписи 2002 г. 12 из них стали большими городами (Орехово-Зуево, Ижевск, Кемерово, Димитровград, ранее называвшийся Мелекессом, широко известен город Минеральные Воды — ворота в знаменитое ожерелье курортных центров).

Но значительная часть поселений, получивших в этот период городской статус, надежд не оправдали, остались небольшими поселками при предприятиях или железнодорожных станциях. Семь городов не набрали требуемое для городов число жителей. В Спас-Деменске — 5,7 тыс., в Спас-Клепиках — 6,7. Побольше, но все же менее положенных 12 тысяч имеют Рудня, Пустошка, Новосокольники, Дно, Починок. Видимо, главным основанием для получения ими городского статуса было их «рабоче-крестьянское» происхождение. Города с иным социальным составом населения, значительной долей чиновников, купцов, ремесленников городского статуса лишались.

Что говорят летописи

Для древних городов принято считать временем образования дату первого упоминания в летописях. Конечно, первое летописное упоминание — также условная дата, за исключением тех случаев, когда летопись не просто сообщает о городе, но указывает дату его строительства да еще называет имя основателя.

Памятник Юрию Долгорукому в Дмитрове
Памятник
Юрию Долгорукому
в Дмитрове

Вот первое летописное упоминание о подмосковном Дмитрове: «В лето 6662-е родился Юрию сын Дмитрей, бе тогда в полюдье на реке Яхроме и с княгинею, и заложи град во имя сына, и нарек Дмитров, сына нарече Всеволодом». То есть когда Юрий Долгорукий объезжал свои владения для сбора дани и находился на реке Яхроме с княгинею, у них родился сын. В честь этого события князь заложил город Дмитров, а сына назвал Всеволодом, который в соответствии с тогдашними обычаями получил и второе имя — Дмитрий. Летопись не просто сообщает о Дмитрове, но и называет дату его закладки — 1152 г. Примерно так же летописи говорят о других городах, основанных Юрием Долгоруким, — Городце Мещерском (Касимове), Юрьеве-Польском, Переславле-Залесском. Но гораздо чаще в первом упоминании сообщается о событии, которое произошло в уже существующем городе. Неизвестно почему, но случается, что за дату образования принимается и не первое упоминание. В справочнике «Административно-территориальное деление союзных республик» (М., 1987; последнее, в котором приведены даты образования всех городов СССР) указана дата образования Рыльска — 1152 г. А в примечании читаем: «Имеются также сведения, что город существовал ранее X века». Почему же принимается 1152 г.?

Не менее странно сообщается о Галиче: «Основание города относится к 1159 г., в летописных источниках упоминается впервые в 1235 г.». О Костроме: «Время основания Костромы относится к 1152 г., сведения о городе появляются в летописных источниках в начале XIII в. (1213)». И совсем запутывает примечание к дате образования Рославля (1400 г.): «В ряде источников относится возникновение к 988, 1098, 1150». Какая же из этих дат наиболее достоверна? О существовании города до первого летописного упоминания сообщается также в отношении Невеля, Арзамаса, Волоколамска.

Сооружение крепости — начало города

Часто за дату образования города в официальных источниках принимается «год основания в виде крепости». Приведем примеры городов, для которых датой образования считается сооружение крепости.

Юрьевец 1225
Буй 1536
Велиж 1536
Шацк 1553
Яранск 1584
Воронеж 1586
Самара 1586
Тамбов 1636
Kозлов (Мичуринск) 1636
Осторогожск 1652
Симбирск (Ульяновск) 1646
Борисоглебск 1646
Ставрополь 1777

Города-крепости ставились по указу царя: «В 7101 г. (1593) повелением Государя царя Великого Федора Ивановича всея Руси поставити на степи от Крымских татар городы Белгород, Оскол, Валуйку...» (А.Н. Никулов. Старый Оскол /историческое исследование Оскольского края/. — Старый Оскол, 1997, с. 57). Но в отношении некоторых городов, также начавших жизнь укреплениями, почему-то поступали иначе. В 1784 г. была основана крепость у места выхода Терека из гор на Предкавказскую равнину. Но ранг города с выразительным именем Владикавказ крепость получила в 1860 г. Укрепление Нальчик воздвигли в 1817 г., городской статус получен в 1921-м. Построенная в 1818 г. крепость Грозная стала городом Грозным в 1870 г. Ивангород как крепость основан в 1492 г., датой образования города (по справочнику АТД) принят 1954 г.

Улан-Удэ (Верхнеудинск). Улица Банзарова
Улан-Удэ (Верхнеудинск).
Улица Банзарова

Все знаменательные вехи в жизни города-крепости Шлиссельбург известны. В уже упоминавшемся справочнике в графе «год образования» проставлен 1702-й. В этом году войска Петра I овладели крепостью Нотебург, захваченной шведами у русских в 1612 г.; тогда она называлась Орешек, была основана новгородцами в 1323 г. Непонятно, почему город Ям (нынешний Кингисепп) считается образованным в 1703 г. Ведь крепость Ям основана новгородцами в 1384 г., а в 1610 г. была захвачена шведами; в 1703 г. возвращена России и наименована Ямбургом.

Подобная история приключилась с уральскими городами Троицком и Красноуфимском. Троицкая крепость основана на Уйской укрепленной линии в 1743 г. и почти сразу стала важным центром торговли с народами Казахстана и Средней Азии, выполняя таким образом городские обязанности. Под защитой крепости был устроен Меновой двор и таможня, существовавшая до 1864 г. При учреждении губерний Троицкая крепость в 1784 г. преобразована в город Троицк. В Предуралье на р. Уфе в 1736 г. основана крепость Красный Яр, или Красноуфимская, в 1761 г. преобразованная в уездный город Красноуфимск. Оба центра стали выполнять городские функции до официального утверждения городами.

В Сибири землепроходцы, двигаясь на восток в поисках земель, богатых пушниной, закладывали в удобных для сбора ясака местах зимовья. Если место оказывалось удачным, оно закреплялось более капитально сооружением острога. При дальнейшем развитии поселение признавалось городом. Схема становления городов была примерно одинакова, но даты образования (признания городом) оказались разными. Вот примеры трех городов со сходными обстоятельствами рождения: Улан-Удэ (Верхнеудинск), Красноярска, Иркутска. Улан-Удэ начинает свою биографию с 1666 г., когда было основано Удинское зимовье. Красноярск ведет счет своим годам с момента сооружения острога в 1628 г. На месте Иркутска зимовье появилось в 1652 г.; его сменил острог, сооруженный в 1663 г.; официальное утверждение городом состоялось в 1686 г. — эта дата и вошла в официальные справочники как год образования города.

Второе рождение

Курск. Знаменский кафедральный собор
Курск.
Знаменский кафедральный собор

Существование многих русских городов прерывалось. О времени рождения Курска источники дают несогласованные сообщения. Во 2-м издании БСЭ (М., 1953. Т. 21, с. 112) говорится: «Время возникновения Курска точно не известно. В летописи впервые упомянут под 1095». А 3-е издание БСЭ (М., 1973. Т. 14, с. 41) сообщает: «Курск основан в X в., впервые упоминается под 1032 (Патерик Печерский) и 1095 (Лаврентьевская летопись)».
В справочнике АТД (1987 г.) принят в качестве года образования 1095-й. Во время монголо-татарского нашествия город был совершенно разрушен и покинут людьми. Только два с половиной века спустя, в 1586 г., город-крепость под тем же названием был вновь построен на прежнем месте. Когда же родился нынешний Курск, в 1095-м или 1586 году?

Аналогичные судьбы претерпели Белгород, Михайлов, Елец, Ливны, Данков. Что же делать? Пренебрегать разрывом или же считать, что было два города — древний предшественник и нынешний, существовавший непрерывно начиная со второй даты? Пока приходится ломать голову над вереницей противоречивых дат рождения. О Михайлове написано в примечании к официально принятому году образования 1238-му: «Указан год упоминания в исторических актах. В некоторых источниках содержатся данные о том, что город основан в 1137, вторично — в 1551. Наиболее достоверные сведения о Михайлове появляются в 1546 г.». Попробуй разберись, где же истина?

Азов. Барельеф, рассказывающий о взятии Петром I турецкой крепости
Азов. Барельеф, рассказывающий
о взятии Петром I
турецкой крепости

Город Ливны, по данным справочника АТД, возник в 1586 г. Но дается примечание: «Нынешний город возник в 1586 г., в XII в. существовал древний город Ливны». То есть признается существование двух, сменивших друг друга городов. А вот Курск признал летописное упоминание о своем предшественнике как дату своего рождения, включив в свой городской стаж и столетия запустения.

Дополнительную сложность доставляют случаи, когда русские города создавались на территориях, присоединенных к Русскому государству, в местах, где ранее были города, прекративших существование государственных образований. Тюмень — «мать городов сибирских» — основана в 1586 г. на месте города Чинги-Тура, существовавшего здесь с XIV в. Туринск — в 1600 г. на месте города Епанчина. Город-таможня Верхотурье вырос в 1598 г. на месте мансийского городка Некомура.

Годом образования Азова в справочнике АТД принимается 1708-й. В этом году Российская империя впервые была разделена на 8 губерний. Одну из них (Азовскую) возглавил Азов. Но город существовал раньше, и уже много столетий. До того, как за турецкую крепость Азов вел войны Петр I и временами успешно осаждали донские казаки, существовал на месте захваченного в 1471 г. турками Азова половецкий город Азака. А в античные времена на противоположном, правом берегу Дона располагался город Танаис.

Русская Астрахань была построена в 1558 г. на высоком Заячьем, или Долгом острове. Но поблизости, в 10—12 км выше по Волге, начиная с XIII в. существовали, сменяя друг друга, города Аджитархан, Хаджи-Тархан, Хазитархань, Цытрахань. Где-то здесь же еще раньше находилась столица Хазарского каганата Итиль, снесенная воинами киевского князя Святослава, а затем смытая Волгой.

Изменяется ли возраст городов
при изменении их места?

Города по разным причинам иногда меняют место. Ищут такое, которое позволяет им лучше выполнять свои обязанности. Широко известна история с перемещениями Оренбурга, который дважды менял место. Также дважды делал это Белозерск. Упоминаемый в летописи под 862 годом в числе самых древних городов Руси, Белозерск первоначально располагался на противоположном, северном берегу озера Белого (сейчас здесь находится деревня Киснема). Повелением киевского князя Владимира город ввиду угрозы подтопления был перенесен к истоку р. Шексны (район нынешнего селения Крохино) в X в. В 1352 г. от «моровой язвы» вымерло свыше половины жителей, что повлекло новый перенос города на 20 км к западу, на место, занимаемое Белозерском и поныне. И каждый раз город перемещался, не меняя своего названия. Годом его образования принят год первого упоминания — 862-й. Логика в этом есть. Название во всех трех случаях соответствовало местоположению. Город продолжал оставаться центром примерно той же округи и выполнял те же функции. Городов-соперников поблизости не было.

Якутск, основанный в 1632 г. сотником Петром Бекетовым на правом берегу Лены в 70 км ниже современной столицы Якутии, десять лет спустя из-за затопляемости территории перенесен на занимаемое им сейчас место на левом берегу. Оренбург, Белозерск, Якутск перемещались на десятки, а то и сотни километров, поэтому перемещения Смоленска, Каширы, Тобольска, Тары, Корочи, Касимова, Саратова, Темникова, Кунгура, Великого Устюга, Чердыни, Нерчинска, Сретенска, Олёкминска можно считать корректировкой местоположения.

Белозерск. Фото 1909 г.
Белозерск. Фото 1909 г.

Считают, что древний Смоленск ранее находился в районе села Гнездово, расположенного сейчас у западной границы города. Кашира, основанная в 1356 г. на левом низменном берегу Оки (здесь сейчас село Старая Кашира), в XVII в. была перенесена на возвышенный правый берег, где красуется и в наше время. Темников, упоминаемый в исторических актах в конце XIV в., переместился в 1536 г. выше по р. Мокше на 8 км, оставив на прежнем месте село Старый город. Тара, поставленная на Иртыше в 1594 г., через 75 лет, после пожара 1669 г., перенесена на занимаемое ею сейчас место. Имя свое город получил от р. Тара, близ устья которой находился первоначально, а уйдя от устья Тары, прежнее имя сохранил.

Окончание следует