Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2006

Развивающее обучение


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
вырабатывающие умения работы
с физической и тематическими картами,
развивающие аналитические способности
и логику, формирующие знания
по реальной географии

С.В. РОГАЧЕВ

Использование карт, атласов, пособий и любых справочных материалов
при решении задач не только не запрещается, но приветствуется.

Задача 1. Русский край

Субъект Федерации Х граничит посуху с территориями, о которых известно следующее:

Определите соседей, найдите Х, вспомните хотя бы по одному стихотворению Кольцова и Никитина, попросите учителя музыки провести урок по записям хора Пятницкого, спросите у бабушек и дедушек, что значил для них этот хор.

Решение:

Первый соседУкраина.

ВторойВоронежская обл. Кольцов (1809—1842) и Никитин (1824—1861) — из мещан города Воронежа. Создатель знаменитого хора Пятницкий (1864—1927) родился в селе Александровка (срединная часть области).

И.С. Никитин. Юг и север (отрывок)

...Где на коврах долины живописной
Ложится тень от рощи кипарисной;
Где всё быстрей и зреет, и цветет;
Где жизни пир беспечнее идет.

Но мне милей роскошной жизни Юга
Седой зимы полуночная вьюга,
Мороз и ветр, и грозный шум лесов,
Дремучий бор по скату берегов,
Простор степей и небо над степями
С громадой туч и яркими звездами.
Глядишь кругом — всё сердцу говорит:
И деревень однообразный вид,
И городов обширные картины,
И снежные безлюдные равнины,
И удали размашистый разгул,
И русский дух, и русской песни гул,
То глубоко беспечной, то унылой,
Проникнутой невыразимой силой...
Глядишь вокруг — и на душе легко,
И зреет мысль так вольно, широко,
И сладко песнь в честь родины поется,
И кровь кипит, и сердце гордо бьется,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»

1851

А.В. Кольцов. Царство мысли

Горит огнем и вечной мыслью солнце;
Осенены все той же тайной думой,
Блистают звезды в беспредельном небе;
И одинокий, молчаливый месяц
Глядит на нашу землю светлым оком.
В тьме ночи возникает мысль созданья;
Во свете дня она уже одета,
И крепнет в веяньи живой прохлады,
И спеет в неге теплоты и зноя.
Повсюду мысль одна, одна идея,
Она живет и в пепле, и в пожаре;
Она и там — в огне, в раскатах грома;
В сокрытой тьме бездонной глубины;
И там, в безмолвии лесов дремучих;
В прозрачном и плавучем царстве вод глубоких,
В их зеркале и в шумной битве волн;
И в тишине безмолвного кладбища;
На высях гор безлюдных и пустынных;
В печальном завываньи бурь и ветра;
В глубоком сне недвижимого камня;
В дыхании былинки молчаливой;
В полете к облаку орлиных крылий;
В судьбе народов, царств, ума и чувства, всюду —
Она одна, царица бытия!

1837

Третий соседКурская обл. Курская АЭС в г. Курчатов — самая южная из АЭС России, расположенных в бассейне Днепра (а именно на Днепре стоит Киев — вторая, после Москвы, столица страны, использующей кириллическую графику).

Х = Белгородская обл.

 

Задача 2. ОПЕК, язык, Ван Гог, металл

О некоторых из сухопутных соседей страны Х кое-что известно:

О первом Это единственный в этой части света член ОПЕK
О втором Это единственная на этом материке (острова не в счет) страна, где официальным является тот же язык, что и в стране, владевшей самой большой по числу подданных колониальной империей в истории человечества
О третьем Это единственная на этом материке (острова не в счет) страна, где говорят на языке страны, давшей миру Рембрандта и Ван Гога
О четвертом Город, где работают органы государственной власти этой страны, находится выше всех столичных городов мира
О пятом Ее материковая (без островов) территория имеет выход к двум океанам и лежит в двух полушариях
О шестом Лидирует в мире по добыче руд второго по использованию в современной экономике (по массе ежегодной выплавки) цветного металла

Определите соседей и Х. Если у страны Х есть другие соседи, назовите их.

Решение:

Первый соседВенесуэла. Лишь в Америке член ОПЕК — один. (В Африке — три, в Азии — их много, в других частях света — нет.) Таким образом, сразу четко устанавливается часть света, на пространстве которой разворачиваются сюжеты задачи. Если же ученику не удастся это сделать в этой позиции, дальше будут еще шансы.

ВторойГайана. Лишь в Южной Америке (если брать только материковую сушу, без островов) страна, где официальный язык английский, — одна. Вернее, одна — еще и в Австралии, но этот материк явно выпадает из решения задачи ввиду того, что там никак не набрать шесть сухопутных соседей (да и одного, пожалуй, не наберешь). Есть, правда, искушение счесть таким материком и Евразию, зная, что английский — официальный в Индии (Великобритания — не в счет, она на острове). Но на самом деле английский — официальный отчасти и в Пакистане. Если этого не знать, можно на время заплутать в Евразии, но из ее дебрей выведут указания, содержащиеся в характеристиках других соседей. Напоминаем: информация об официальных языках стран есть в большинстве школьных атласов для 10-го класса.

ТретийСуринам. Здесь официальный язык голландский, тот же, что и в Нидерландах (страна, где родились Рембрандт и Ван Гог). Других континентальных стран с голландским языком, строго говоря, нет. Есть, правда, Бельгия, в которой один из официальных языков — фламандский — очень близок к нидерландскому (в сущности, тот же). Однако даже если школьник откопает эту информацию, ему все равно придется откинуть версию «Бельгия»: ведь в формулировке сказано: «единственная на этом материке». Не говорим уже о том, что европейская версия входит в противоречие с другими характеристиками.

ЧетвертыйБоливия. Фактическая столица Боливии город Ла-Пас (официальная — Сукре) лежит в Андах на высоте более 3500 м.

ПятыйКолумбия. В формулировке не уточнены полушария. Если бы было сказано: «В Южном и Северном», тогда однозначный ответ «Колумбия» находился бы сразу. Ведь из материковых (не островных) стран, имеющих выход сразу к двум океанам, лишь она пересекается экватором. Учащиеся должны мысленно пройтись по карте вдоль линии экватора, чтобы установить это. Но может возникнуть и версия, что данная страна лежит в Восточном и Западном полушариях. Так что придется пройтись и вдоль нулевого и 180-го меридианов. Это позволит выявить, что условию могли бы удовлетворить еще и Россия, и Норвегия (у каждой под боками более одного океана)*. Но исключить эти страны придется ввиду несовместимости с п. 1, 3 и 4.

Шестой соседЧили (медь). В 2005 г. меди в мире выплавлено примерно 20 млн т, алюминия, идущего на первом месте, 30 млн т. Если класс, где вы даете задачу, — слабый, можно сразу изменить формулировку: «Лидирует в мире по добыче медных руд».

Х = Бразилия.

Другие соседи — Перу, Аргентина, Уругвай, Парагвай, а также Французская Гвиана.


* США и Дания с ее Гренландией не в счет: их присутствие в чужих полушариях — только островное.

 

Задача 3. В алмазах и алмазных брызгах

Страна Х, как и ее соседи, расположена на материке Y. О странах-соседях известно следующее:

О первой До 1993 г. эта преимущественно лесная страна, имеющая выход только к одному океану, лидировала на материке Y по числу государств — сухопутных соседей, но в настоящее время делит 1-е и 2-е места по этому показателю с еще одной страной, также омываемой только одним океаном
О второй Официальный язык в этой нефтедобывающей стране, располагающейся в водосборных бассейнах двух океанов, тот же, что и в самой крупной стране некого материка (острова не в счет), пересекаемого экватором
О третьей В этой стране, полностью лежащей в бассейне одного океана, официальный язык тот же, что и у соотечественников мореплавателя, который первым обогнул южную оконечность материка Y1
О четвертой Этой стране принадлежит большая часть восточного побережья озера, занимающего 2-е место в мире по глубине (в название этой страны входит часть названия этого озера)
О пятой Расположена вдоль западного и южного берегов озера, занимающего на материке Y 2-е место по глубине и 3-е место по площади (в прошлом эта территория именовалась по названию этого озера)
О шестой На границе этой страны со страной Х находится самый известный водопад материка Y
О седьмой Современное название этой страны, побывавшей в своей истории в зависимости от северной колониальной державы и от южного соседа, происходит от названия прибрежной пустыни
О восьмой Мировой лидер по добыче ювелирных алмазов

1 По крайней мере, ему принадлежит честь первого документированного плавания вокруг южной оконечности Y.

Назовите всех соседей и страну Х.

Расшифруйте все детали, на которые содержатся указания в характеристиках соседей.

Вот герб страны Х. Объясните, какие специализированные производства или природные объекты отражены изображенными на гербе инструментами, растениями, волнистыми полосами.

Решение:

На первый взгляд задача кажется непомерно трудной, и мало кто из десяти-одиннадцатиклассников с ней справится сразу. Брать задачу в одиночку и самостоятельно — олимпиадный уровень. Но эта задача принадлежит к подборке обучающих задач. Их главное предназначение не в том, чтобы контролировать и потом карать тех, кто не прошел контроль. Их предназначение — нацеливать учащихся на овладение географическими знаниями в ходе решения задач. И не только знаниями (в смысле самой информации), но и умениями географической информацией оперировать: сортировать ее, отбирать существенное, соподчинять, устанавливать логические связи и противоречия, отыскивать скрытые значения и т.п.

Перед учителем при решении этой задачи открываются прекрасные возможности продемонстрировать ученикам, что в географии требуется не только запоминать информацию, но и думать.

Главная сложность, которая сразу «испугает» большинство учеников и отвратит их поначалу от этой задачи, — что не определен материк. Круг поиска — весь мир, а это для школьника сродни бесконечности, непознаваемому. Чтобы снять «испуг», учитель объясняет, что такие задачи решаются поэтапно, дает алгоритм.

Первый этап в алгоритме решения — выудить из имеющихся формулировок информацию для определения (идентификации) материка Y, то есть поймать ключевое звено (звенья) для решения.

Идентификация может идти двумя способами:

1) через выразительные отличительные признаки (универсальный для всех предметов путь);

2) через карту (специфически географический путь).

Попробуем первый способ. Отберем из характеристик соседей такие, которые (в случае обнаружения информации по ним) позволят четко сказать: «Это на материке таком-то». Это, очевидно, характеристики четвертого и восьмого соседей.

Информация о четвертом соседе. Второе по глубине озеро мира может быть только одно, и его следует знать или хотя бы уметь найти соответствующую информацию в учебнике. Это Танганьика*.

Информация о восьмом соседе. Главный добытчик ювелирных алмазов в мире может быть тоже только один. Это Ботсвана. Если подобающих сведений не удается извлечь из наших «общерассуждательных» школьных учебников, на помощь придет картодиаграмма и таблица «Десять первых стран мира по добыче ювелирных алмазов» из газеты «География», № 10/2003. Конечно, эту информацию найти существенно труднее, чем по четвертому соседу**. Так что, скорее всего, эта информация окажется на первом этапе не востребованной и не расшифрованной.

Второй способ предполагает «вычисление» материка Y по карте. Основанием для этого может стать характеристика первого соседа. Раз этот сосед граничит с искомой страной Х, у которой, согласно условию задачи, не менее 8 соседей, и является одним из двух лидеров по числу соседей на своем материке, он должен иметь не менее 8 соседей. Таких стран нет в Австралии и Северной Америке. В Южной Америке лишь одна страна удовлетворяет этому условию — имеющая 10 соседей Бразилия. Но на одном материке с Бразилией нет ни одной страны, которая могла бы разделить с ней на равных лидерство (это элементарно определяется по политической карте мира). Так что Южная Америка отпадает.

В Евразии первое место по числу сухопутных соседей занимает Россия (14). За ней следует Китай — у него 13 или 14 сухопутных соседей, в зависимости от того, как считать. Эта пара могла бы удовлетворить условию. Но Россия омывается не одним, а тремя океанами. Так что от евразийской версии приходится отказаться.

Остается лишь Африка (ведь не в Антарктиде же искать решение).

Каким бы путем мы ни шли (через глубокие озера, через ювелирные алмазы или через политическую карту), географически приходим в Африку, а методически — снимаем первое препятствие решения.

Дальше — проще.

Второй этап в алгоритме решения — приблизительное определение региона Африки, в котором предстоит вести поиск.

Характеристика второго соседа позволяет сразу отбросить Западную Африку (примерно по линии Ливия — Чад — ЦАР — Конго /Браззавиль/). Ведь ни одна из стран западнее этой линии не имеет стока в Индийский океан, то есть все принадлежат к бассейну только одного океана.

(Без этого этапа, впрочем, можно обойтись и сразу перейти к следующему.)

Третий этап в алгоритме решения — идентификация тех соседей, которых удается четко определить, пользуясь имеющимися пособиями, и нахождение, в результате возможных комбинаций, страны X.

Первый сосед определяется однозначно. Это Конго со столицей Киншаса. 9 соседей. Столько же соседей с 1993 г., после отпадения Эритреи от Эфиопии, в Африке имеет только Судан. Найти на карте Африки две страны с наибольшим количеством соседей — занятие посильное для школьника даже младшего возраста. Понять, что Конго — намного более лесная страна, чем Судан, школьник после 7-го класса может без труда (в некоторых школах дети узнают это еще в начальных классах).

Второй сосед также может быть четко установлен. Ангола. Официальный язык — португальский, на нем же говорят в Бразилии — крупнейшей стране Южной Америки. Так как в задаче речь идет об Африке, то вторым «экваториальным» материком (взятым без островов) может быть только Южная Америка. Из португалоязычных стран континентальной Африки это могут быть только Ангола и Мозамбик (Гвинея-Бисау, как западно-африканская, уже отброшена). Мозамбик полностью лежит в бассейне Индийского океана (любая карта, даже политическая, позволяет это установить) и поэтому под условие не подходит. Ангола же как раз удовлетворяет условию: сама — на Атлантике, но по ее территории протекает Замбези — индоокеанская река (а Замбези обозначена на всех школьных картах) — и ее притоки. Кроме того, Ангола, в отличие от Мозамбика, — крупный нефтедобытчик.

Третий Мозамбик. Первым Африку с юга обогнул Бартоломеу Диаш, португалец. К португалоязычным странам Африки относятся Гвинея-Бисау, Ангола и Мозамбик. О выборе из них уже говорилось выше.

ЧетвертыйТанзания. Как уже отмечено, речь идет об оз. Танганьика. Восточное побережье озера принадлежит в основном Танзании. Название страны возникло, когда континентальная территория Танганьика объединилась в одно государство с островом Занзибар.

Пятый сосед вычисляется сложнее. Разумеется, узнать о втором по глубине озере Африки труднее, чем о втором в мире. Танганьику нужно просто знать. О Ньясе же можно догадаться. Если даже школьники не имеют в учебнике справочной информации о глубине Ньясы, они могут с большой степенью вероятности предположить, что это озеро очень глубокое, если им хорошо объяснили особенности озерных котловин тектонического происхождения и они слышали о Восточно-Африканском рифте.
К западу и югу от Ньясы — полоска Малави (бывший Ньясаленд).

Шестой сосед определен нестрого. Но водопад Виктория с его алмазными брызгами — достаточно знаменит, чтобы, привязываясь к нему, как к реперу, понять, что сосед, которого мы ищем, — либо Зимбабве, либо Замбия. А кто из них не сосед — тот и есть Х. Но уже слишком многое выясненное выше позволяет констатировать, что

Х = Замбия.

Шестой сосед, — стало быть, Зимбабве.

Седьмой Намибия (от пустыни Намиб), побывавшая под германцем (Германская Юго-Западная Африка) и под юаровской оккупацией. (Район Уолфиш-Бей, кроме того, был и под британцем.)

Восьмой сосед Ботсвана. Школьники могут не найти информации для определения ее через данный в условии признак. Но страна определилась теперь уже сама (еще других соседей у Замбии быть не может). И в результате информация об алмазной Ботсване будет привнесена обучающей задачей. Задачи такого типа допускают (и даже предполагают) лишь частичное решение лобовым штурмом, потом с помощью карты идет мысленная реконструкция недостающих элементов и усвоение сопутствующей информации.

Методический комментарий

Задача, которая на первый взгляд кажется китайской головоломкой, на самом деле совсем несложна. В ходе решения школьники учатся:

— вдумываться в значение слов и терминов;

— не бояться многосложных формулировок,

— находить алгоритмы «разматывания клубков»;

ну и, конечно,

— вглядываться в карты.

Нужно отдавать себе отчет в том, что ни один из элементов знания, растворенного в задаче, сам по себе не самоценен. Большинство людей живут никогда не слышав (или прочно и навсегда забыв), сколько соседей у Конго, какое озеро самое глубокое и даже на каком языке общаются ангольцы. Это нисколько не мешает им быть вполне состоявшимися, довольными жизнью и даже иногда полезными обществу гражданами. Задача учит вовсе не этим, «ненужным» знаниям. Она учит приемам и методам нахождения знаний в случае необходимости, при возникновении потребности. (И сама стимулирует рождение познавательной потребности.) Учит тому, как отбирать информацию, как ориентироваться в географическом информационном пространстве, как сопрягать разнородные информационные объемы. Учит не бояться преодоления незнания. Ну а попутно какие-то элементы знания, конечно, отлагаются в глубинах памяти — до востребования.

О гербе. Перемежающиеся черные и белые ниспадающие полосы — водопад Виктория, природный уникум страны, самый привлекательный объект иностранного туризма. Белые полосы — вода, черные — горные породы***. Кирки в верхней части герба — символ горнодобывающей промышленности (богатые залежи меди, кобальта и др.). О добыче медных руд напоминает также маленький шахтный копёр (у ног мужчины).


* Если имеющиеся учебники не позволяют устанавливать подобные факты, от их использования в школе лучше отказаться. При решении задачи воспользуйтесь брошюрой К.С. Лазаревича «Физико-географические объекты в цифрах» (М., 2005. — Бесплатное приложение к газете «География»).

** Тем более что многие учителя «по традиции» решат, что речь идет о ЮАР, но она давно уже передала свою алмазную корону северному соседу.

*** Черные полосы символизируют также коренное население страны и реку Замбези, давшую имя стране. Орел вверху — символ свободной Замбии.

 

Задача 4.
Среди вод (стоячих, бессточных, текущих),
нефти и газах

Страна Х граничит посуху с семью другими. Вот что известно о странах-соседях (начиная
с северного соседа и далее по часовой стрелке):

О первой Лидирует в своей части света по добыче природного газа. Часть добываемого газа сжижается, и сжиженный природный газ (СПГ) экспортируется морским путем специальными судами-газовозами
О второй Лидер этой страны дольше всех других государственных руководителей стран этого материка находится у власти
О третьей Ей принадлежит бoльшая часть озера, являющегося на этом материке крупнейшим бессточным, но не являющегося крупнейшим среди всех озер
О четвертой Лидирует в своей части света по добыче нефти
О пятой Эта страна имеет выход к реке, одноименной другой стране. Она омывается водами залива, название которого имеет то же происхождение, что и название трех других стран. Сама страна названа по имени средневекового государства, существовавшего на территории другой страны
О шестой Ее старое название отражало положение при истоках реки, на которой в настоящее время находится крупнейшее в этой части света водохранилище1
О седьмой Здесь находится самая близкая к полюсу точка реки (третьей по длине в своей части света), берущей начало в Западном полушарии, а впадающей в океан — в Восточном

1 Не считая водохранилищ, созданных путем увеличения естественных озер.

Назовите всех соседей и страну Х.

Расшифруйте все детали, на которые содержатся указания в характеристиках соседей.

Решение:

Как подступиться к решению?

Поиск можно было бы сразу сильно упростить, если бы удалось определить, о каких материке и части света идет речь. Очевидно, что это не Австралия, так как там страна не может иметь семь соседей. Отметается и Америка, континентальная суша которой (по которой могла бы протекать река седьмого соседа) полностью лежит в Западном полушарии. Характеристика третьего соседа позволяет отказаться и от Евразии: ведь крупнейшее озеро Евразии — Каспий — является одновременно и крупнейшим бессточным. Значит, Африка.

Далее у учащихся может возникнуть искушение пойти таким путем: «обсчитать» все страны Африки и выяснить, какие из них имеют по семь соседей (а таких не так уж и много), а далее из них уже выбирать. Это остроумный путь, и выбор его свидетельствует о сообразительности учащегося. Но такой путь нежелателен. Решение лучше учиться искать не по формальным, а по содержательным признакам*. Ну уж если нет, то и формальный обсчет соседей может стать палочкой-выручалочкой.

Определившись с Африкой, нетрудно уже, используя справочные данные учебника, атласа, а лучше — газеты «География», определить первого и четвертого соседей. Это соответственно Алжир и Нигерия.

И задача уже решена. Единственная страна, граничащая с Алжиром и Нигерией одновременно, — Нигер.

Допустим, однако, что ученик не располагает данными о добыче углеводородов или не смог их найти. Может быть, он даже семиклассник. Не всё потеряно.

По физической карте нетрудно определить, что при характеристике третьего соседа речь идет об озере Чад и о стране Чад. А в седьмой формулировке — о реке Нигер (этот элемент задачи, собственно, сводится к тому, чтобы найти на карте Африки крупную, сравнимую с Нилом и Конго, реку, пересекающую нулевой меридиан) и стране Мали, в которой находится северный экстремум течения Нигера.

И задача опять решена. Единственная страна, граничащая и с Чадом, и с Мали, — Нигер.

Чуть сложнее шестой элемент. Конечно, современный школьник (и даже студент) уже не может помнить, что Буркина-Фасо совсем еще недавно (по меркам моего поколения) именовалась Верхней Вольтой. Но найти на карте Африки крупнейшее водохранилище Акосмобо (или Вольта, претендующее на то, чтобы считаться крупнейшим в мире рукотворным озером**) на реке Вольта, вполне под силу любому ученику, если его научили смотреть на карту и снимать с нее информацию. Дальше остается лишь найти по карте истоки Вольты. Это Черная, Белая и Красная Вольты в Буркина-Фасо (не важно, подписаны ли они или нет в школьном атласе). Так что Буркина-Фасо «вычисляется» исключительно по карте, независимо от того, знает ли ученик прежнее название страны. Но вычислив страну, он уже приложит определенный труд, чтобы прояснить формулировку, и найдет новую информацию (например, заглянув в учебник истории, если географический атлас окажется из рук вон плохим). Это уже функционирует обучающий императив задачи.

Второй элемент относится к общей международно-политической эрудиции. Конечно, знать такую фигуру, как полковник Муаммар Каддафи, нужно. Колоритный лидер Ливии стоит здесь у власти с 1969 г.! Но рано или поздно любое правление заканчивается. Поэтому, чтобы продлить срок работы этой задачи после ухода ливийского полковника с политической сцены, предложим «запасное колесо» — другой вариант характеристики второго соседа: «Эта страна в первой половине ХХ в. находилась в колониальной зависимости от Италии».

© Chappatte

Пятая формула на первый взгляд кажется головоломкой. Но и она по большей части расшифровывается при внимательном рассмотрении карты. Бенин выходит к Нигеру, давшему название стране Нигер, выходит к Гвинейскому заливу, чье имя живет также в названиях Гвинеи, Гвинеи-Бисау и Экваториальной Гвинеи. Все это можно определить по политической карте. Под эти же признаки, однако, попадает и Нигерия. Но по экономической карте, однако же, четко видно, что Бенин как нефтедобытчик ни в какое сравнение с Нигерией не идет, значит, ответ «Нигерия» уже связан, «захвачен» четвертой формулировкой. О Бенине остается лишь прояснить, что страна (бывшая Дагомея) названа по имени средневекового государства Бенин, существовавшего на территории Нигерии и имевшего центром город Бенин (ныне Бенин-Сити — восточнее Лагоса, близ дельты Нигера). Этот элемент вряд ли будет учениками выведен самостоятельно. Здесь слово за всезнающим учителем. (Решению же задачи незнание последнего элемента никакого ущерба не наносит.)

Итак, информация для решения, вообще говоря, избыточная. Но так и лучше: у разных школьников появляется возможность маневрировать знаниями: кто-то зайдет с одной стороны, кто-то с другой. Решив задачу тем или иным путем, каждый затем должен будет восполнить недостающие знания, «расшифровывая» не потребовавшихся для решения соседей.


* Если вы хотите «отсечь» возможность такого направления поиска, введите изменение в формулировку задачи: «Страна Х граничит с несколькими другими. Вот что известно о некоторых из них...» Можно также из формулировки задания выбросить характеристики некоторых соседей, например, второго, пятого и шестого. Это не нанесет ущерба решению. А потом уже, после решения, информацию о них ввести в разбор.

** Оно занимает около 4% (!) территории Ганы. Оговорка, сделанная в примечании к таблице, нужна была потому, что в некоторых источниках водохранилищем называют теперь и озеро Виктория. Ведь из-за сооружения в 1954 г. ГЭС Оуэн-Фолз на Ниле, в 3 км после его выхода из оз. Виктория, площадь озера увеличилась и оно как бы стало частью водохранилища.