Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №15/2006

Размещение населения


Каркас русской цивилизации

Д.В. ЗАЯЦ, К.С. ЛАЗАРЕВИЧ, С.В. РОГАЧЕВ

— Где живет Россия?

— В России, разумеется.

— Но над Россией, над ее северами, порой летишь десятками минут с сумасшедшей скоростью — и ни признака жилья на десятки, если не сотни, километров. Пока трасса полета не чиркнет по продирающейся через тайгу или протачивающейся сквозь горы полоске.

— Ну, ладно, — в основной полосе расселения. Там, где потеплее.

— Да и по черноземным полям, по плакору, едешь иногда прямыми дорогами, на несколько километров всё видно окрест — и никого, никого. Пока дорога не пойдет понемногу под уклон и на горизонте не появится полоска зелени...

— Ну так что, вы хотите сказать: только в широколиственной колыбели России — в России Срединной, Центральной — и живёт Россия?

— Да нет. И в нашпигованном людьми недальнем Подмосковье сто'ит только выйти из дачного поселка не по подъездному асфальту, а через заднюю калитку, — и десятки минут будешь плутать на водоразделе по заколодевшим лесным тропам. Пересечешь несколько квадратных километров и не увидишь даже намека на обещанные атласами более 100 чел/км2. Только когда за лесом мелькнет просвет и окажешься вдруг у речного берега, тебя подхватят более наезженные дороги и поведут к большому селу, а оттуда, не теряя из виду реки, добредешь до поселка, а то и до конечной городского автобуса.

Россия (и не она одна, кстати) живет по рекам. Это только на сильно обобщенных картах плотности населения людская масса кажется нам более или менее равномерно намазанной на природный бутерброд. В действительности человеческая ткань, одевающая территорию страны, более похожа на сложную паутину. Вернее, на множество положенных рядом ветвящихся паутин разных речных систем.

Выделим реки России, на берегах которых расположено пять и более городов. Сведения о них приведены в таблице на с. 23. Схемы, показывающие размещение городов вдоль этих речных стержней, даны на с. 24—33.

Таких, «пяти- (и более) городских» рек в России (если считать только российские участки рек, не принимая во внимание русские города по Днепру на Украине или по Иртышу в Казахстане) насчитывается три десятка. Это малая толика от всех рек страны. Но уже эти 29 на своих берегах сосредоточивают более 300 (!) городов — почти треть всех городов России. В этих городах проживают в общей сложности почти 55 млн чел. Если допустить, что доля жителей городов в общем населении вдоль этих рек такая же, как и в среднем по России, то в общей сложности на берегах этих лишь 29 рек живет около 80 млн человек, то есть более половины жителей нашей страны.

Вот где живет Россия! А если к отобранным по «пятигородскому» критерию добавить еще реки с тремя-четырьмя городами, то на этом каркасе соберутся уж совсем все города-миллионеры (и Петербург на Неве, и Челябинск на Миассе, и Омск на Иртыше), подавляющая часть городов-стотысячников и, в сущности, вся страна.

С таких наблюдений и нужно начинать преподавание детям «речных» тем в 6—8-м классе.
С таких наблюдений и нужно вообще начинать преподавать географию. А не с немотивированной работы по заучиванию неведомых Обей и Лен («Зачем они мне?») и отупляющей деятельности по нанесению неизвестно зачем нужных линий на блеклую контурную карту.

Ребенок иначе начнет относиться к физической карте, если ему откроется значение ее объектов. Реки, оказывается, не просто текут, извиваются, впадают (и, сверх того, требуют быть заученными). Они определяют наше пространственное поведение, руководят нами.

Свяжем Волгу с конкретными реперами (маркерами) величия отечественной культуры, истории, техники, смелости:   Тверь—Углич—Дубна—Ярославль—Кострома—Плес—Чкаловск—Нижний—Казань—Ульяновск...

Обратим внимание на то, что размеры само'й реки вовсе не обязательно соответствуют ее «человеческому измерению». Вырежем и покажем ученикам Клязьму и Лену, положенные рядом*. (Да все ли слышали про Клязьму, все ли могут ее найти на карте?) Представление о физико-географическом величии реки совместим с представлением о ее социально-экономическом величии. Сравним, взаимодополним, скомбинируем.

И реки сразу обретут «лица». Каждая станет узнаваемой не просто как некий завиток на карте (и даже не просто некий, а досадный, потому что «меня заставляют его запомнить, а что мне от него толку?»), а как неповторимый набор значений, важных для всей нации.

Каждая река проявит себя определенной пространственной структурой размещенного вдоль нее населения. Вдоль одних (как вдоль Волги) — равномерный человеческий поток. Другие (например, Дон и Северная Двина) напоминают диполь: большие человеческие сгустки в верховьях и в низовьях.
У третьих (Исеть, Терек, Ангара) люди концентрируются близ истоков, а низовья малолюдны. У четвертых (Тура, Болва) мощь нарастает к устью. И каждое такое распределение значимо. Попытаемся понять, истолковать и так — и только так, в процессе понимания — надежно и полезно запомним.

Рассмотрение схем заставит учеников обратить внимание на подлинно важные для национальной ткани реки, соизмерить их не только по длине (или, как принято в географических справочниках, еще и по объему стока и площади бассейна), но и по «человечности».

И сколько новых, важных, но забытых нашими неразумными учебниками речных имен органично войдет в лексикон наших подрастающих граждан. Ведь Десна, Протва, Сура, Исеть, Тура, Томь — все эти речки, чьи имена вовсе не муссируются учебниками и телевидением, — это важные, красивые страницы истории нашего народа.

Россия живет по рекам. Реки должны жить в нашем сознании. Их течение должно поддерживать течение нашей географической мысли.

Пояснения к серии схем на с. 24—33

На схемах все реки даны прямыми линиями. Длина линии пропорциональна длине реки. Cерые горизонтальные линии показывают расстояния от устья по реке.

Реки ранжированы по убыванию числа городов**, на них расположенных. В случаях, если на нескольких реках одинаковое число городов, первыми идут реки с бо'льшим суммарным количеством городского населения.

Устья рек расположены вверху схемы, поэтому левые берега рек слева, правые справа. Соответственно расположены и кружки, обозначающие города, лежащие на левом, правом берегах или на обоих сразу. Если известно, что бо'льшая часть города находится на одном берегу, а на противоположном — только отдельные кварталы, кружок соответственно смещен.

Площади кружков пропорциональны численности населения городов.

Названия городов, непосредственно не лежащих на реках, а выходящих к их протокам или долинам или выходящих к соответствующим рекам своими удаленными частями, отмечены курсивом.

Названия центров субъектов федерации выделены жирным шрифтом.

Поселки городского типа не рассматривались.

Список городов и их людность даны по состоянию на 2006 год.

В случаях, если река, несущая на своих берегах 5 и более российских городов, продолжает (или начинает) свое течение за пределами РФ, ее зарубежный участок показан серым цветом. Так же обозначены зарубежные города на ней.


* Желательно для демонстрации предварительно увеличить на ксероксе оба рисунка в одном масштабе, например на формат А3.

** Только в пределах РФ.

К сведению участников конкурса
«Географическое пополнение»

Приведенные в этом номере сведения о «градообразующих» реках России уже позволят вам самим выставить себе оценки за тур «Каркас русской цивилизации» (задание было напечатано в № 7/2006). Однако конкурс есть конкурс, регламент есть регламент. Так что оценки будут. В следующем номере.

Жюри конкурса