Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №16/2006

Территориальные конфликты


Казаманс: по ту сторону Гамбии

Ф.А. ПОПОВ
студент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Казаманс — это река, протекающая на юге Сенегала. Кроме того, Казамансом называют территорию двух южных провинций Сенегала — Зигиншор и Кольда, отделенную от остальной части государства другой страной — Гамбией. Узкая полоска земли, зажатая между двумя государственными границами, выходящая на западе к океану и лишь на востоке соприкасающаяся с территорией своего государства. Для большей части сенегальцев Казаманс — это нечто вроде того, что для нас Калининградская область — территория, почти изолированная от основной части государства. Связь между столицей страны Дакаром и регионом затруднена: расстояние между Дакаром и Зигиншором (главным городом Казаманса) по сенегальским дорогам, примерно как между Парижем и Барселоной. Ко всему прочему, Казаманс — это один из многочисленных центров политической нестабильности в Западной Африке.

Лодки в приустьевой части реки Казаманс
Лодки в приустьевой части реки Казаманс

Уже более двадцати лет повстанческая группировка Движение Демократических Сил Казаманса (ДДСК) ведет партизанскую войну против центрального правительства с целью добиться выхода Казаманса из состава Сенегала и сформировать независимое государство. У ДДСК есть свои организационные структуры, флаг, герб. Сейчас конфликт официально считается завершенным (в 2001 г. было заключено перемирие), однако радикальное крыло движения («Южный фронт») продолжает вооруженную борьбу. Подобные явления не редкость для «Черной Африки»: можно вспомнить нигерийские Биафру и Огониленд, ангольскую Кабинду, Сомалиленд* и другие.

Казаманс — река в Сенегамбии, в большей части течения — стоячее болото со средней глубиной в 2 м. Берега дельты покрыты мангровыми рощами; к соседним рекам, Гамбии и Качео [Кашеу], идут многочисленные болотистые рукава.

Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона,
конец XIX в.

Казаманс — это особый природно-хозяйственный регион. Осадков на территории Казаманса выпадает гораздо больше, чем в других районах Сенегала. Отсюда различие в типах растительности: бо'льшая часть страны занята саваннами, юг же покрыт густым тропическим лесом. Благоприятные климатические условия и плодородные почвы делают Казаманс ключевым сельскохозяйственным районом государства: здесь выращивается половина всего риса, кукурузы и хлопка страны.

Административно-территориальное деление Сенегала и место региона Казаманс
Административно-территориальное
деление Сенегала и место
региона Казаманс

Казаманс — это одна из наркостолиц Африки. Помимо прочего, климат Казаманса благоприятен для выращивания марихуаны, которая не только активно потребляется внутри самого региона, но и продается в северный Сенегал и в Гамбию. Утверждают, что наркобизнес находится в руках повстанцев ДДСК и является важнейшим источником их финансовой подпитки.

Рисовые плантации в Казамансе. Нижний (приустьевой) Казаманс — почти плоская, не имеющая выраженного рельефа аллювиальная равнина. Во второй половине XX в. здесь, при содействии китайцев, было налажено производство риса

Рисовые плантации в Казамансе.
Нижний (приустьевой) Казаманс — почти плоская,
не имеющая выраженного рельефа аллювиальная равнина.
Во второй половине XX в. здесь, при
содействии китайцев, было налажено
производство риса

Казаманс — это особое историческое наследие. В колониальное время бoльшая часть территории современного Сенегала находилась под управлением Франции, но Казаманс входил в состав Португальской Гвинеи. Только в 1886 г. регион перешел к французам**, тогда как остальная часть Гвинеи продолжала оставаться португальской и впоследствии добилась независимости как Гвинея-Бисау. В Казамансе следы португальского влияния сохранились до сих пор — часть местного населения пользуется в быту креольским диалектом португальского языка.

Ареал расселения народа диола (серый фон)
Ареал расселения народа диола
(серый фон)

Казаманс — это этно-конфессиональный анклав. «Сердце» Казаманса, провинция Зигиншор, выделяется на фоне остального Сенегала этно-конфессиональной структурой населения: примерно 60% местных жителей относятся к этносу диола (дьола), в массе своей исповедующему католицизм, тогда как большинство сенегальцев — мусульмане. Правда, остальные народы Казаманса — баланте, мандинка и пр. — также исповедуют ислам***.

Молодые мужчины диола на национальном празднике
Молодые мужчины диола
на национальном празднике

Казаманс — это особая самоидентификация. Христиане редко чувствуют себя комфортно в мусульманском государстве, особенно если принадлежат к единому этносу, сконцентрированному на ограниченной территории. Этническая общность усиливает внутригрупповую консолидацию, а проживание в пределах небольшого ареала привязывает формирующуюся в их сознании идентичность к «земле». Особенно ярко это проявляется тогда, когда ареал относительно изолирован от остального государства. Представители меньшинства полагают, что обладают гораздо бо'льшими правами на данную территорию, чем чуждое им центральное правительство. Дополнительным доводом может служить длительное существование в качестве самостоятельной политико-географической единицы или «чужой» колонии, что и имеет место в случае бывшего португальского Казаманса.

На космическом снимке отчетливо видно резкое различие ландшафтов. Светлые — засушливые, выжженные солнцем — территории северного Сенегала; темные — интенсивная зелень тропических лесов — земли Казаманса, к югу от реки Гамбии. Два разных мира — взаимодополняющих или противостоящих?

На космическом снимке отчетливо видно резкое различие ландшафтов.
Светлые — засушливые, выжженные солнцем —
территории северного Сенегала; темные — интенсивная зелень
тропических лесов — земли Казаманса, к югу от реки Гамбии.
Два разных мира — взаимодополняющих или противостоящих?

Росту недовольства среди местного населения способствует и то, что регион занимает место важного производителя в экономической жизни страны; казамансцы считают, что мусульманское правительство, активно эксплуатируя «их» агроклиматические ресурсы, уделяет недостаточно внимания развитию удаленных провинций. Вера в то, что территория будет процветать отдельно от Сенегала, провоцирует появление радикальных требований, вплоть до полного отделения.

Католический собор в Зигиншоре
Католический собор в Зигиншоре

Изначально движение в Казамансе не было напрямую связано с национализмом диола: так, из пяти основателей ДДСК лишь двое принадлежали к данному этносу. Под «казамансцами» понималось все население провинций Зигиншор и Кольда, противопоставлявшееся сенегальцам-северянам («nordistes»). Однако с развитием сепаратистского движения оно все чаще ассоциируется именно с христианами-диола. Особенно ярко это проявилось в действиях радикального «Южного фонта», часто обвиняемого в насилии по отношению к другим местным племенам, не поддерживающим отделение.

Два Сенгора

Леопольд Сенгор (1906—2001), первый президент Сенегала — всемирно известная личность: поэт, политик, философ. Он создал знаменитую концепцию негритюда, в которой обосновывается специфика и своеобразие негритянской культуры.

Борцы за независимость Казаманса утверждают, что Леопольд Сенгор заявил в 1962 г., что через 20 лет Казаманс получит независимость. Это объясняет дату начала партизанской войны — 1982 г. Идейным вдохновителем ДДСК и его многолетним лидером до заключения перемирия в 2001 г. являлся католический священник Огюстен Диамакун Сенгор (род. в 1928 г., рукоположен в сан в 1956 г.), однофамилец первого президента Сенегала.

Очевидно, что Дакар ни за что не откажется от главного сельскохозяйственного района страны. Что же касается сепаратистов, то на доходы от продажи марихуаны они способны существовать и в условиях открытой конфронтации с правительством.


* О Сомалиленде см.: Д.В. Заяц. Республика Сомалиленд//География, № 21/2002. — Здесь и далее прим. ред.

** Принято считать, что прославившиеся в Первую и участвовавшие во Второй мировой войне в составе французской армии сенегальские стрелки набирались французами преимущественно в Казамансе.

*** Наблюдатели отмечают наметившуюся в последние годы тенденцию к обращению в ислам части диола.