О.В. КРЫЛОВАКак научить школьников выражать географические идеи(развитие речи на уроках географии)УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ЛЕКЦИЯ 5 Чтение и речевое развитие ученикаВиды чтения Выделяют несколько видов чтения. По цели оно может быть просмотровое, ознакомительное, изучающее. При изучающем чтении читатель стремится наиболее точно и полно понять содержащуюся в тексте информацию, использовать ее в дальнейшем. Такое чтение сопровождается перечитыванием отдельных мест. По функции чтение может быть познавательным, регулятивным и ценностно-ориентационным. В зависимости от места осуществления выделяют классное и домашнее чтение. В массовой практике школьного обучения географии чтению в классе отводится, по сути, незавидная роль — оно почти отсутствует или, чаще по настоянию завуча, в течение года выделяется один-два специальных урока, на которых ученики получают задание прочитать параграф и ответить на несколько вопросов по его содержанию или параграф законспектировать. Считается, что таким образом осуществляется обучение учащихся общим учебным умениям работать с текстом. Классное чтение как систематическое занятие на уроках отсутствует. Принято считать, что на это нет времени, что прочитать учебник школьник может и дома. Существуют и более резкие оценки чтения как формы учебной деятельности на уроке, о которых признаются учителя и которые мелькают на страницах печати: «Если учащиеся читают у вас на уроке учебник (!), то Вы (учитель!) либо не готовы к уроку, либо Вам нечего сказать своим ученикам». При этом один, но очень существенный вопрос остается без внимания: кому и зачем в большей мере необходимо чтение в классе — ученику или учителю? На уроке изучения нового материала учитель объясняет тот самый новый материал: он рассказывает, показывает, растолковывает и т.д. — в зависимости от его сложности и значения для последующего изучения предмета. Ученик слушает, осмысливает, вникает и т.д., а дома прочитывает этот же материал по учебнику. Картина вырисовывается едва ли не идеальная, если не обманываться и признать, что далеко не все ученики внимательно читают и перечитывают учебники по устным предметам к каждому уроку. Но главный вопрос в другом: ученик читает материал, с которым учитель уже познакомил его на уроке, который уже разъяснил и который ученик понял. Казалось бы, что в этом плохого? Предлагаю посмотреть на описанную ситуацию с других позиций и проанализировать: является ли учебный текст в этом случае первоисточником нового знания, а сам процесс чтения — тем самым изучающим чтением, в результате которого ученик узнает именно то, что не знал ранее? Рассмотрим еще одну ситуацию. Что делает современный школьник, получив задание подготовить сообщение на заданную тему? В зависимости от имеющихся в его распоряжении технических возможностей — от найденного бумажного носителя (журнала, книги и т.п.) до электронного (через доступ во всемирную паутину), он в девяти случаях из десяти принесет в класс готовый текст. Этот текст будет либо практически дословно переписан от руки, либо красиво перепечатан, но при этом почти никогда не переработан учеником. Почему? На наш взгляд, одна из причин в том, что среднестатистический школьник не умеет читать и перерабатывать прочитанное, в том числе выделять главное, составлять краткий пересказ, говорить об одном и том же по-разному. Ему легче прочитать вслух подготовленное сообщение, чем в нескольких предложениях объяснить, о чем оно или в чем его главная мысль. Урок изучающего чтения Очень важной формой проведения урока изучения нового материала может стать урок, основанный на изучающем чтении. Систематическое проведение таких уроков существенно влияет на эффективность процесса обучения и качество знаний учащихся. Особенно важны такие уроки в начальный период изучения географии. Приведем несколько примеров. Урок «Масштаб географических карт»*. Учитель может объяснить, что такое масштаб, как его прочитать и т.д., но предпочтительнее создать условия, чтобы шестиклассники разобрались в этом сами и использовали текст учебника как первоисточник нового знания. Итак, урок начинается с самостоятельного — либо вслух, либо про себя — чтения учебника.
После прочтения учебного текста можно предложить несколько вопросов: 1. Объясните, что показывает масштаб. («Объясните» в данном случае предполагает «прочитайте еще раз, найдите в тексте нужное для ответа предложение».) 2. Объясните, что значит «160 000 000 см, или 1 600 км». (То есть вдумайтесь в прочитанное, установите связь между названными числами, выстройте переход от одного к другому.) Следующий шаг — использование только что приобретенных знаний для получения новых. Задачи 1. Прочитайте численный масштаб и
объясните степень уменьшения: а)
1 : 1 000 000; 2. Прочитайте именованный масштаб и
переведите его в численный: а) в 1 см — 10 км; В тексте учебника умышленно не раскрывается содержание некоторых терминов, однако учащиеся (даже самые слабые!) могут определить их смысл на основе прочитанного. В данном случае ученики семантизируют новые термины численный масштаб и именованный масштаб с известными им словами и без усилий объясняют смысл. Новое знание приобретается учащимися в процессе их собственной деятельности на основе изучающего чтения. Дальнейшая работа осуществляется по картам школьного атласа.
Новое географическое знание состоит не только из новых понятий, представлений, фактов, но и из новых речевых структур, которые предстоит усвоить нашим ученикам. Формулировки: «На этих горах есть вулканы...», «Рельеф этого острова состоит из равнин и гор» (вместо «На острове есть горы и равнины»), «У этого моря нет ледового режима» (вместо «Море не замерзает) и многие другие, которые без труда вспомнит учитель-практик, свидетельствуют о существовании проблемы. Если чтение как форма речевой деятельности явно способствует усвоению новых речевых структур, то процесс чтения должен занять на уроке соответствующее его значению место, особенно в начале изучения школьной географии. Рассмотрим возможное содержание еще одного урока. Тема «Водяной пар в воздухе» считается одной из самых сложных в начальном курсе географии. В основе учебной деятельности учеников вновь изучающее чтение. Работа на уроке начинается с самостоятельного чтения текста учебника.
Чтение (вслух или про себя) занимает у шестиклассников всего 2—3 минуты. Вопросы учителя: 1) Что такое водяной пар? 2) Каковы его свойства? 3) В результате каких процессов водяной пар попадает в атмосферу? и т.д. — позволяют проверить понимание прочитанного и не вызывают сложности. Тем более что «закрыть учебники» или «не смотреть в учебник при ответе» никто не требует. Наоборот, новый материал изучается по тексту учебника.
Продолжаем урок, что в данном случае означает — продолжаем читать.
Жаркий воздух пустыни, например, мог бы содержать много водяного пара, но он очень сухой, потому что в пустыне нет воды. Следовательно, воздух пустыни является не насыщенным водяным паром. Степень насыщения воздуха показывает относительная влажность.
Проанализируем особенности построения текста: в нем раскрыто общее понятие влажность воздуха и ее виды — абсолютная и относительная. Содержание понятий конкретизируется примерами, объясняется, что такое насыщенный и не насыщенный паром воздух. Прочитав текст, учащиеся знакомятся с содержанием основных понятий темы. Что делать дальше? В ответ на вопрос: «Вам понятно то, что вы прочитали?», шестиклассники вполне могут сказать: «Что-то не очень понятно». Следовательно, на уроке будет идти изучающее чтение, предполагающее многократное обращение к прочитанному, осмысление его содержания, применение полученных знаний. (Подчеркнем, что ученики и учитель будут вместе разбираться в новом материале, решая предложенные в учебнике задачи. Задачи 3. Расскажите о зависимости между способностью воздуха содержать водяной пар и его температурой. 4. Абсолютная влажность воздуха: а) 25 г/м3; б) 17 г/м3; в) 5 г/м3. Объясните, что показывают эти величины. 5. Абсолютная влажность воздуха: а) 25 г/м3; б) 17 г/м3. Можете ли вы сказать, является ли этот воздух насыщенным, ненасыщенным? Объясните свою точку зрения. 6. Объясните, изменится ли абсолютная
влажность воздуха, если его температура: 7. Относительная влажность воздуха: а) 25%; б) 80%; в) 60%. Объясните, что показывают эти величины. 8. Относительная влажность воздуха: а) 35%; б) 50%. Можете ли вы сказать, какова температура воздуха? Объясните свою точку зрения. 9. Температура условного объема воздуха 30°С.
Абсолютная влажность: а) 15 г/м3, 10. Объясните, изменится ли относительная
влажность воздуха, если его температура: 11. Объясните, какой воздух называют: а) насыщенным; б) ненасыщенным. 12. Как вы думаете, какую влажность — абсолютную или относительную — воспринимает человек, когда ощущает воздух сухим или влажным? 13. В какую погоду быстрее сохнет мокрое белье? 14. Как должна измениться температура не насыщенного водяным паром воздуха, чтобы он стал насыщенным? В классе нет учеников, которые не сумели бы назвать зависимость между способностью воздуха содержать водяной пар и его температурой, в частности, потому что никто не запрещает обращаться к прочитанному, но наоборот, это обращение стимулируется. Выполняя четвертое задание, ученики обращаются к определению понятия в тексте учебника, но при этом они не воспроизводят его без изменений, а применяют для объяснения новой, пусть и очень простой, учебной ситуации. На вопрос отвечает не меньше трех учеников, следовательно, новый термин уже несколько раз прозвучит в осознанной речи. Для того, чтобы выполнить пятое задание, надо применить новое знание. Эта задача с недостающими условиями, и ученики говорят, что не могут ответить на вопрос, потому что им неизвестна температура воздуха. При этом внимательные ученики могут уточнить, что если абсолютная влажность 25 г/м3, то температура воздуха больше 20°С. Еще раз отметим, что при обсуждении содержания задач ученики не только могут, но и должны по мере необходимости вновь возвращаться к уже прочитанному тексту, то есть работать с текстом. Словом, решая задачи, ученики многократно анализируют уже прочитанный текст. Смеем утверждать, что шестиклассники смогут ответить и на эти вопросы. Кроме того, выполнение этих задач формирует у шестиклассников крайне необходимый опыт введения новых терминов в устную речь. Обратим внимание: ученики обсуждают содержание нового материала! Если, отвечая на задачи 3—12, учащиеся своими словами толковали содержание новых понятий, то при выполнении задач 13 и 14 им предстоит объяснить известную бытовую ситуацию с позиции нового теоретического знания, а учителю проследить, чтобы они использовали для этого новые слова и термины.
Урок продолжается, и наступил момент, когда можно перейти к новому содержанию и читать учебник дальше.
Учащиеся готовы к усвоению этого нового знания о конденсации водяного пара — оно очередное логическое звено в цепочке наших размышлений, и усвоение этого знания вновь происходит при непосредственной деятельности самих учащихся. Задачи 15. Вспомните, что происходит, когда в теплую кухню или в комнату вносят хранящуюся в холоде банку или кастрюлю с квашеной капустой. Опишите явление и объясните его. 16. Почему, вернувшись зимой с катания на коньках, полезно протереть их лезвия сухой тряпкой? Учащимся предстоит объяснить бытовые, знакомые им ситуации, используя вновь изученные термины: влажность воздуха, насыщенный и ненасыщенный воздух, конденсация. С этими задачами ученики справляются, кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее, при этом учатся выражать собственные мысли и быть понятыми слушателями-одноклассниками.
Задачи 17. Каждый наверняка наблюдал росу. Опишите росу. В какое время года и в какое время суток она выпадает? Объясните образование росы. Когда роса обильнее? Почему? Сформулируйте определение, что такое роса. 18. Объясните, что такое иней. Что общего в образовании инея и росы? В чем различие? Сформулируйте определение, что такое иней. Это кульминация урока. Это тот ключевой момент, ради которого выполнялись все предыдущие задачи: ученики сами объясняют происхождение известного им явления — выпадения росы, и делают все это осознанно, используя новые научные понятия. И при этом еще раз о самом главном: такая умственная учебная работа по силам шестиклассникам.
Художественный текст Познавательная деятельность учащихся может строиться и на основе художественных текстов. Задача
Объясните, какие природные объекты и явления послужили основой для ее создания.
Текст сказки лучше распечатать заранее, но если такой возможности нет, сказку можно просто рассказать, записав на доске трудно произносимые имена. Желательно также проиллюстрировать рассказ изображением вулкана Ключевская Сопка. Несмотря на незамысловатость содержания сказки, учащиеся не без затруднений сумеют дать ответ на поставленный вопрос, нередко произнося и вовсе нелепые формулировки: «Томгиргин построил юрту из камня, потому что вулкан тоже из камня» или «Томгиргин и Итатель топили печь и это извергался вулкан». Поэтому не исключена ситуация, что вопросы к учащимся придется конкретизировать и уточнять, чтобы помочь ученикам отделить вымысел от реальности: 1. Расскажите, какие события происходили с героями сказки? 2. Какие природные объекты и явления послужили основой для сюжета сказки и основных сказочных событий? 3. Почему эта сказка появилась у народа Камчатки? Задача 20. Прочитайте отрывок из рассказа американского писателя Марка Твена. Напишите шуточный «Спич о погоде» вашей местности или местности, в которой вам удалось побывать: — для приветствия участников туристического похода по родному краю; — на открытии выставки «Сад и огород»; — для родительского собрания, посвященного школьной одежде учащихся.
«Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и, в свою очередь, ведет к дальнейшему умственному развитию». С.Л. Рубинштейн. * Здесь и далее текст цитируется по учебнику: О.В. Крылова. География. 6 класс. Учебник для общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 2004. ** Е.К. Мархинин. Цепь Плутона. — М.: Мысль, 1973. — с. 10—11. *** Спич (англ. speech — речь) — краткая приветственная застольная речь. Новая Англия — северо-восточная часть США. |