Неизвестное КонгоКАБИНДАФ.А. ПОПОВ
|
Кабинда.
|
Едва ли найдется взрослый человек, который бы ни разу не слышал об африканском государстве Конго. Многие осведомлены о том, что на политической карте мира есть два Конго: Республика Конго (бывшая Народная Республика Конго) и Демократическая Республика Конго (ДРК, бывший Заир). Их также называют Конго (Браззавиль) и Конго (Киншаса) — по столицам. А до 60-х годов их различали как Французское Конго и Бельгийское Конго (по бывшим метрополиям). Но мало кто знает, что в колониальное время существовало еще и третье Конго — Португальское. Сейчас эта территория известна как Кабинда, северная провинция Анголы, эксклав, изолированный от остальной части государства, один из важнейших районов нефтедобычи в Африке и центр мощного сепаратистского движения.
СУХОПУТНЫЙ ОСТРОВ
Кабинду нетрудно отыскать на политической карте континента: эта узкая изогнутая бумерангом полоска земли, равная по площади половине Калининградской области, отрезана от основной части Анголы небольшим участком территории ДРК в устье реки Конго. Эксклавность провинции обусловлена историей колонизации Кабинды, с самого начала проходившей независимо от колонизации Анголы, и дипломатической хитростью бельгийского короля Леопольда II. Первоначально границу между двумя португальскими владениями предполагалось провести по реке Конго, но в 1884—1885 гг. на Берлинской конференции по вопросам колониального раздела Африки Леопольд II сумел добиться, чтобы «Свободное Государство Конго» (будущая колония Бельгийское Конго) получило выход к Атлантическому океану в устье реки. Так протекторат Португальское Конго и колония Португальская Западная Африка оказались разделены узким коридором. Этот коридор ныне обеспечивает доступ к побережью крупнейшему государству Черной Африки — Демократической Республике Конго.
ЭТНОГЕНЕЗ В МИНИАТЮРЕ
Примерная территория
средневекового
|
У населения Кабинды за длительное время изолированного от Анголы существования сформировалось особое чувство внутригрупповой идентичности, не подкрепленное какими-либо этническими или конфессиональными признаками. Принципиальных различий между населением Кабинды и Анголы нет: народ баконго (конго), составляющий большинство в провинции, проживает и в близлежащих районах Анголы (как и в обоих Конго) и говорит на том же самом языке киконго. Различия в вероисповедании также невелики: жители эксклава немного более христианизированы, чем ангольцы, среди которых больше язычников-анимистов. Тем не менее население Кабинды отделяет себя от ангольцев, считая себя уникальным этнокультурным образованием. При некотором допущении можно говорить о формировании нового этноса — «кабиндийцы» — с особым самосознанием на основе общего культурно-исторического наследия и четкой территориальной локализации проживания.
Кабиндийки на мессе
|
Сцена «застолбления» Конго
португальцами воспроизведена
|
АФРИКАНСКИЙ КУВЕЙТ
Большую роль в усилении внутригрупповой консолидации кабиндийцев сыграл нефтяной фактор. Занимая чуть более половины процента площади Анголы, Кабинда производит, по оценкам, около 60% всей нефти в государстве и обеспечивает страну основными доходами от нефтяного экспорта. Нефтедобыча находится в руках ангольской государственной компании «Сонангол» и ряда зарубежных ТНК («Шеврон-Тексако», «Тоталь-Фина-Эльф» и др.). При этом, несмотря на исключительную роль в обеспечении благосостояния государства, Кабинда является одной из самых бедных провинций Анголы: в местный бюджет поступает только 10% доходов от реализации нефти. Недовольство подобным положением вещей — важный фактор, сплачивающий кабиндийцев против остальной Анголы.
Нефтяные месторождения Анголы
|
В 1482 г. португалец Диого Кан открыл
устье Конго и назвал реку
|
VIVA CABINDA LIVRE!*
Памятник Симуламбуко служит
символом
|
С 1963 г. в регионе действует Фронт освобождения анклава Кабинда (Frente para a Libertacao do Enclave de Cabinda — FLEC)**, не шедший на контакт с другими ангольскими движениями, боровшимися за независимость от Португалии. В том же году Организация Африканского Единства включила Кабинду в список стран, подлежащих деколонизации, несмотря на то, что португальские колониальные власти административно объединили Кабинду с Анголой в 1956 г. Все же когда Португалия вынуждена была уйти из Анголы (1975), Кабинда самостоятельной не стала, а оказалась в составе новообразованной Народной Республики Анголы.
Кабинда. Памятник договору «Об
интеграции территории Кабинды
|
С тех пор в регионе тянется практически не прекращающаяся партизанская война между сторонниками самостоятельности Кабинды и ангольским правительством. Чувство обособленности подкреплено ощущением экономической дискриминации. Движение за независимость Кабинды со временем раскололось на несколько фракций, различающихся по степени радикализма. Требования партизан варьируют от общего улучшения экономической ситуации в районе и расширения доступа местного населения к управлению природными ресурсами до полного выхода провинции из состава Анголы. Некоторые из этих требований уже удовлетворены (с умеренным крылом FLEC в 1996 г. было достигнуто перемирие), однако возможность компромиссного решения проблемы находится под большим вопросом. Португальское Конго — инородный элемент в «теле» Республики Анголы, и проблема кабиндийских «конголезцев» еще долго будет оставаться головной болью Луанды.
Уличная сценка в Кабинде
|
Боевики Фронта освобождения анклава Кабинда |
Вариант герба непризнанной
|
* Да здравствует свободная Кабинда! (порт.).
** В 90-е годы в Нидерландах была создана альтернативная кабиндийская организация в изгнании, тоже известная под аббревиатурой FLEC. Только в ее названии вместо слова «анклав» (Enclave) фигурирует «государство» (Estado). — Прим. ред.