Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2007

Территориальные конфликты


Проблема Южного Судана1

Биляд­ас-Судан — Страна черных

Ф.А. ПОПОВ
студент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран
географического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Жители Южного Судана принадлежат к негроидной расе. В религиозном отношении — здесь смесь древнего язычества (анимисты) и не глубоко укоренившегося христианства, привнесенного европейскими миссионерами. На лбу этого молодого выпускника протестантского Библейского колледжа отчетливо видна серия шрамов. Это знаки обряда языческой инициации; через эти обряды проходят взрослеющие мужчины негритянских племен Юга

Африканский континент долгое время оставался для европейцев огромным белым пятном. Был известен лишь его северный, средиземноморский фасад, населенный арабскими и берберскими племенами, а о землях к югу от Сахары имелось лишь приблизительное представление. Сами арабы называли эти обширные и малоизведанные пространства Биляд-ас-Судан (Страна черных). Впоследствии название сократилось до «Судан» и в таком виде закрепилось в физико-географической топонимике (природная область Судан, широкой полосой протянувшаяся вдоль южного края Сахары), а затем перекочевало в политическую географию, дав имя сразу нескольким колониальным владениям. Французский Судан исчез с политической карты Африки в конце 50-х годов ХХ в. (превратившись в Республику Мали), а Египетский Судан (позже Англо-Египетский) в 1956 г. получил независимость под именем Республика Судан.

Территория Судана из космоса. Отлично видно, как темный цвет тропических лесов на юге при движении на север перетекает через серую полосу саванн в светлую муть пустыни. Белой линией прочерчена граница Южного Судана

Территория Судана из космоса.

Отлично видно, как темный цвет тропических лесов на юге при движении на север перетекает через серую полосу саванн в светлую муть пустыни. Белой линией прочерчена граница Южного Судана

Если принять во внимание смысл названия страны (Страна черных), очертания современного Судана кажутся странными. Они захватывают не только тропические районы, населенные «суданцами» — негритянскими племенами, но и часть арабской Сахары — земли, населенные европеоидами. По воле колониальных держав южная периферия арабского мира оказалась в составе нового государства, южная часть которого вовсе не арабская. И арабско-негритян­ская граница относительно четко делит современный Судан на две части. Увидеть эту границу можно практически на любой карте страны: ландшафтной, политической, этнической или конфессиональной, современной или исторической. Какой правовой статус будет придан этой границе? Эта проблема — предмет гражданской войны, одной из самых продолжительных и кровавых на Африканском континенте. Южный Судан остается очагом напряженности в стране уже более полувека.

Физико-географическая граница

В природном отношении территория Судана делится на две основные части: север страны расположен в зоне пустынь (около 30% площади), юг занят тропическими лесами. Между ними пролегает переходная зона саванн, отделенная от лесов юга естественным рубежом в виде невысоких гор и труднопроходимых болот. Этот рубеж затрудняет сообщение между частями страны и способствует формированию на юге особого региона, относительно изолированного от остального государства.

Жирной линией дана граница Южного Судана

Жирной линией дана граница Южного Судана

Примечание: Граница с Египтом на этой и некоторых других схемах к этой статье дана по фактическому состоянию; на официальных картах, издаваемых в РФ, граница показана иначе.

Этническая граница

Районы проживания наиболее многочисленных народов Судана
Районы проживания
наиболее многочисленных
народов Судана

Арабская культура пришла в Африку в VII в., под ее влияние попали и северные территории современного Судана. Проживавшие там негроидные племена постепенно арабизировались. Однако южные районы — собственно Биляд-ас-Судан — оставались в стороне от этих процессов: граница арабского мира совпадала с физико-географическим барьером, разделяющим пустыню и тропические леса. Сейчас арабы составляют абсолютное большинство населения Северного и Центрального Судана. Там выделяются лишь небольшие неарабские анклавы на западе (Дарфур) и вдоль течения Нила. А территория Южного Судана по-прежнему населена многочисленными народами негроидной расы (крупнейшие из них — племена динка, нуэр, шиллук), четко отделяющими себя от арабов-северян.

Конфессиональная граница

На севере Судана издавна шли активные процессы исламизации коренного населения. В XVI в. на обломках христианского монофиситского Нубийского царства возникли Сеннарский и Дарфурский султанаты, образованные темнокожими мусульманскими племенами. В 20-е годы XIX в. эти земли были завоеваны Египтом, находившимся (по крайней мере, формально) под османским управлением.

Несмотря на столь мощное нагнетание влияния мусульман­ских стран, зона распространения ислама ограничилась северными и центральными районами: в Южном Судане до сих пор господствует традиционный для Тропической Африки сплав из анимистских верований и христианства, привитого местному населению европейскими миссионерами.

Колониальная граница

Распространение ислама в Судане и соседних государствах
Распространение ислама
в Судане и соседних
государствах

В течение длительного времени взаимодействие между Северным и Южным Суданом ограничивалось работорговлей, причем северяне выступали в роли торговцев, а темнокожие южане — в роли рабов. Южные земли долгое время находились вне сфер влияния крупных дер­жав, только в середине XIX в. сюда начали проникать британцы. Сближению регионов способствовало восстание махдистов2 в Египетском Судане в 1881—1899 гг., подавленное объединенными силами Египта и Великобритании, и последовавшее за ним установление режима совместного англо-египетского управления над территорией (так называемый кондоминиум). Фактически же Судан стал британской колонией.

Хотя новый Англо-Египетский Судан и включал в себя территории обоих субрегионов, это объединение было во многом формальным. Британские власти управляли тре­мя южными провинциями (Экватория, Бахр-эль-Газаль и Верхний Нил) как самостоятельной колонией, стремясь минимизировать любые контакты между севером и югом, ограничить перемещения через границу, оградить южан от влияния ислама и арабской культуры. Они искусственно поддерживали изоляцию Южного Судана, планируя в будущем присоединить его к Британской Восточной Африке (современная Кения). Таким образом, колониальное время не только не устранило существовавший разлом, а еще и усилило его, придав границе официальный статус.

Граница фронта

Город Джуба — «столица» Южного Судана. Арабский квартал, разгромленный в ходе очередного межрасового и межрелигиозного столкновения

Город Джуба — «столица» Южного Судана
Арабский квартал, разгромленный в ходе очередного
межрасового и межрелигиозного столкновения

К середине XX в. Судан представлял собой искусственное образование из двух практически автономных регионов — относительно высокоразвитый мусульманский арабский север и христианско-анимистский «черный» юг, сильно отстающий от севера по уровню экономического развития и настроенный к нему подчеркнуто враждебно. Провозглашение независимости столь сильно поляризованного государства (проекты по присоединению Южного Судана к Восточной Африке провалились) не могло не спровоцировать серьезный внутренний конфликт. После ухода британцев в 1956 г. власть в Судане получили северяне, и южане немедленно развязали гражданскую войну. Интересы христиан в ней выражала военно-политическая организация Народно-освободительная армия Судана3 (Sudan People’s Liberation Army — SPLA), выступавшая за единый демократический и секуляризованный Судан и автономию южных провинций. Единой силы повстанцы не представляли (за исключением начала 1970-х гг., когда им удалось добиться выполнения ряда требований), и многочисленные межплеменные конфликты затрудняли ведение общей борьбы. Тем не менее в течение всей войны южные районы страны находились вне контроля Хартума.

Джон Гаранг, многолетний лидер SPLA. Первый президент Южного Судана и вицепрезидент объединенного правительства. Погиб в августе 2005 г. в авиакатастрофе спустя месяц после введения его в должность. Сейчас этот пост занимает бывший соратник Гаранга Сальва Киир Маярдит

Джон Гаранг, многолетний лидер SPLA.
Первый президент Южного Судана и вицепрезидент
объединенного правительства. Погиб в августе 2005 г. в авиакатастрофе
спустя месяц после введения его в должность. Сейчас этот пост
занимает бывший соратник Гаранга Сальва Киир Маярдит

Среди повстанцев существовал ряд радикальных группировок, требовавших признания полной независимости Южного Судана под именем Республика Азания. Азания — древнегреческое название восточного побережья Африки от полуострова Сомали до Занзибара. Интересно, что это же слово фигурировало в качестве возможного нового варианта названия Южно-Африканской Республики (см.: «География», № 23/2005).

Административная граница

В этой войне принято выделять два этапа — Первую и Вторую суданские войны (1956—1972 и 1983—2005 гг.), разделенные относительным затишьем. Оба ра-за противостояние завершалось победой повстанцев и предоставлением южным провинциям широкой автономии. По договору 2005 г. в течение 6 лет президент Южного Судана одновременно будет являться первым из двух вице-президентов коалиционного правительства, а по истечении этого срока на юге предполагается проведение референдума по вопросам независимости. Однако схожая ситуация уже имела место в 70-е годы, и тогда перемирие было нарушено из-за вновь начатой правительством политики тотальной исламизации. Опыт предыдущих лет заставляет думать, что и нынешнее соглашение может ни к чему не привести.

Рукопожатие Джона Гаранга (динка4) и президента Судана Омара АльБашира(араб)символизирует окончание многолетней войны (временное окончание?)

Рукопожатие Джона Гаранга (динка4)
и президента Судана Омара АльБашира (араб)
символизирует окончание многолетней войны
(временное окончание?)

Интенсификации конфликта между Севером и Югом способствовало обнаружение в 70-е годы в Южном Судане нефтяных месторождений. Борьба за контроль над ними играла важную роль во Второй суданской войне. Согласно договору 2005 г. прибыль от реализации нефти распределяется поровну между Хартумом и южанами.


1 Настоящая публикация продолжает серию статей этого же автора, посвященных региональным конфликтам и сепаратистским движениям в странах Африки. См.: «География», № 16 (Казаманс) и № 21 (Кабинда) за 2006 г.

2 В 1881 г. мусульманский проповедник Мухаммед Ахмед провозгласил себя «махди», т.е. мессией, и поднял в Судане восстание против колониальных властей. Некоторое время существовало непризнанно

3 Сормирована в 1983 г. на базе нескольких движений, распалась в 1991 г. До еe появления центральной повстанческой группировкой была организация «Анья-нья».

4 Динка — нилотский народ негритянской расы.