Проблема Южного Судана1Билядас-Судан — Страна черныхФ.А. ПОПОВ
|
Территория Судана из космоса.
|
Если принять во внимание смысл названия страны (Страна черных), очертания современного Судана кажутся странными. Они захватывают не только тропические районы, населенные «суданцами» — негритянскими племенами, но и часть арабской Сахары — земли, населенные европеоидами. По воле колониальных держав южная периферия арабского мира оказалась в составе нового государства, южная часть которого вовсе не арабская. И арабско-негритянская граница относительно четко делит современный Судан на две части. Увидеть эту границу можно практически на любой карте страны: ландшафтной, политической, этнической или конфессиональной, современной или исторической. Какой правовой статус будет придан этой границе? Эта проблема — предмет гражданской войны, одной из самых продолжительных и кровавых на Африканском континенте. Южный Судан остается очагом напряженности в стране уже более полувека.
Физико-географическая граница
В природном отношении территория Судана делится на две основные части: север страны расположен в зоне пустынь (около 30% площади), юг занят тропическими лесами. Между ними пролегает переходная зона саванн, отделенная от лесов юга естественным рубежом в виде невысоких гор и труднопроходимых болот. Этот рубеж затрудняет сообщение между частями страны и способствует формированию на юге особого региона, относительно изолированного от остального государства.
Жирной линией дана граница Южного Судана
|
Этническая граница
Районы проживания
|
Арабская культура пришла в Африку в VII в., под ее влияние попали и северные территории современного Судана. Проживавшие там негроидные племена постепенно арабизировались. Однако южные районы — собственно Биляд-ас-Судан — оставались в стороне от этих процессов: граница арабского мира совпадала с физико-географическим барьером, разделяющим пустыню и тропические леса. Сейчас арабы составляют абсолютное большинство населения Северного и Центрального Судана. Там выделяются лишь небольшие неарабские анклавы на западе (Дарфур) и вдоль течения Нила. А территория Южного Судана по-прежнему населена многочисленными народами негроидной расы (крупнейшие из них — племена динка, нуэр, шиллук), четко отделяющими себя от арабов-северян.
Конфессиональная граница
На севере Судана издавна шли активные процессы исламизации коренного населения. В XVI в. на обломках христианского монофиситского Нубийского царства возникли Сеннарский и Дарфурский султанаты, образованные темнокожими мусульманскими племенами. В 20-е годы XIX в. эти земли были завоеваны Египтом, находившимся (по крайней мере, формально) под османским управлением.
Несмотря на столь мощное нагнетание влияния мусульманских стран, зона распространения ислама ограничилась северными и центральными районами: в Южном Судане до сих пор господствует традиционный для Тропической Африки сплав из анимистских верований и христианства, привитого местному населению европейскими миссионерами.
Колониальная граница
Распространение ислама
|
В течение длительного времени взаимодействие между Северным и Южным Суданом ограничивалось работорговлей, причем северяне выступали в роли торговцев, а темнокожие южане — в роли рабов. Южные земли долгое время находились вне сфер влияния крупных держав, только в середине XIX в. сюда начали проникать британцы. Сближению регионов способствовало восстание махдистов2 в Египетском Судане в 1881—1899 гг., подавленное объединенными силами Египта и Великобритании, и последовавшее за ним установление режима совместного англо-египетского управления над территорией (так называемый кондоминиум). Фактически же Судан стал британской колонией.
Хотя новый Англо-Египетский Судан и включал в себя территории обоих субрегионов, это объединение было во многом формальным. Британские власти управляли тремя южными провинциями (Экватория, Бахр-эль-Газаль и Верхний Нил) как самостоятельной колонией, стремясь минимизировать любые контакты между севером и югом, ограничить перемещения через границу, оградить южан от влияния ислама и арабской культуры. Они искусственно поддерживали изоляцию Южного Судана, планируя в будущем присоединить его к Британской Восточной Африке (современная Кения). Таким образом, колониальное время не только не устранило существовавший разлом, а еще и усилило его, придав границе официальный статус.
Граница фронта
Город Джуба — «столица» Южного
Судана
|
К середине XX в. Судан представлял собой искусственное образование из двух практически автономных регионов — относительно высокоразвитый мусульманский арабский север и христианско-анимистский «черный» юг, сильно отстающий от севера по уровню экономического развития и настроенный к нему подчеркнуто враждебно. Провозглашение независимости столь сильно поляризованного государства (проекты по присоединению Южного Судана к Восточной Африке провалились) не могло не спровоцировать серьезный внутренний конфликт. После ухода британцев в 1956 г. власть в Судане получили северяне, и южане немедленно развязали гражданскую войну. Интересы христиан в ней выражала военно-политическая организация Народно-освободительная армия Судана3 (Sudan People’s Liberation Army — SPLA), выступавшая за единый демократический и секуляризованный Судан и автономию южных провинций. Единой силы повстанцы не представляли (за исключением начала 1970-х гг., когда им удалось добиться выполнения ряда требований), и многочисленные межплеменные конфликты затрудняли ведение общей борьбы. Тем не менее в течение всей войны южные районы страны находились вне контроля Хартума.
Джон Гаранг, многолетний лидер SPLA.
|
Среди повстанцев существовал ряд радикальных группировок, требовавших признания полной независимости Южного Судана под именем Республика Азания. Азания — древнегреческое название восточного побережья Африки от полуострова Сомали до Занзибара. Интересно, что это же слово фигурировало в качестве возможного нового варианта названия Южно-Африканской Республики (см.: «География», № 23/2005).
Административная граница
В этой войне принято выделять два этапа — Первую и Вторую суданские войны (1956—1972 и 1983—2005 гг.), разделенные относительным затишьем. Оба ра-за противостояние завершалось победой повстанцев и предоставлением южным провинциям широкой автономии. По договору 2005 г. в течение 6 лет президент Южного Судана одновременно будет являться первым из двух вице-президентов коалиционного правительства, а по истечении этого срока на юге предполагается проведение референдума по вопросам независимости. Однако схожая ситуация уже имела место в 70-е годы, и тогда перемирие было нарушено из-за вновь начатой правительством политики тотальной исламизации. Опыт предыдущих лет заставляет думать, что и нынешнее соглашение может ни к чему не привести.
Рукопожатие Джона Гаранга (динка4)
|
Интенсификации конфликта между Севером и Югом способствовало обнаружение в 70-е годы в Южном Судане нефтяных месторождений. Борьба за контроль над ними играла важную роль во Второй суданской войне. Согласно договору 2005 г. прибыль от реализации нефти распределяется поровну между Хартумом и южанами.
Настоящая публикация продолжает серию статей этого же автора, посвященных региональным конфликтам и сепаратистским движениям в странах Африки. См.: «География», № 16 (Казаманс) и № 21 (Кабинда) за 2006 г. В 1881 г. мусульманский проповедник Мухаммед Ахмед провозгласил себя «махди», т.е. мессией, и поднял в Судане восстание против колониальных властей. Некоторое время существовало непризнанно Сормирована в 1983 г. на базе нескольких движений, распалась в 1991 г. До еe появления центральной повстанческой группировкой была организация «Анья-нья». Динка — нилотский народ негритянской расы.