Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2007

Коренные малочисленные народы России

На границе Западной и Восточной Сибири


Кеты — енисейцы
по сторонкам от Енисея

Александр Владимирович Дорожкин (1958 г.р.),
пос. Сургутиха (у протоки по левому берегу Енисея, близ 64
° с.ш.),
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ.lingsib.unesco.ru

Нина Харлампьевна Тыганова (Бальдина) (1928 г.р.),
пос. Келлог (100 км к З от Енисея, ок. 63
° с.ш.),
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ. lingsib.unesco.ru

Мария Бальдина с дочерью Миланой.
Поселок Келлог, Туруханский р­н, Красноярский край,

лето 2003 г. Фото Андрея Рудакова. agency.photographer.ru

Жительница поселка Сургутиха,
лето 2001 г. Фото Алексея Воеводина (Красноярск).
Photosight.ru

Ареал

Кеты живут вдоль Енисея, примерно от 61° с.ш. до полярного круга. Вдоль Енисея — не значит по Енисею. На самой великой реке кетов, жизнь которых издавна базировалась на енисейском рыболовстве, теперь совсем немного. С «магистральной» реки их три века назад начала вытеснять русская колонизация, конкурируя за биоресурсы Енисея. Те кеты, кто остался жить на енисейских берегах, ныне очень сильно обрусели. «Настоящие» кеты живут в поселках, стоящих в основном в стороне от самого Енисея: в низовьях его притоков.

Природная среда кетов. Правобережье Енисея. Река Мадуйка.
Район пересечения Енисеем Северного полярного круга
.
Фото kureika-foto.narod.ru

Большая часть кетов России живет на территории Туруханского р-на Красноярского края. Главный кетский поселок — Келлог (более 200 кетов). Есть кеты в пос. Мадуйка, Горошиха, Бакланиха, Сургутиха, Верещагино, Верхнеимбатск, Бахта. В начале 90-х годов несколько десятков кетов переехало в районный центр Туруханск (при впадении Нижней Тунгуски в Енисей) и в крупный поселок на юге Туруханского района — Бор (близ впадения Подкаменной Тунгуски в Енисей).

Мадуйка — одно из самых северных мест обитания кетов, чуть севернее полярного круга, в 50 км к В от Енисея. На самом Енисее примерно на этой широте, и по сибирским масштабам недалеко отсюда, — знаменитая Курейка, место, где в 1914—1916 гг. в ссылке был И.В.Сталин.
Фото kureika-foto.narod.ru

Единственный поселок с компактно проживающим кетским населением за пределами Туруханского р-на — это Суломай, расположенный на территории Эвенкийского р-на1 на Подкаменной Тунгуске.

Часть кетов живет в Красноярске.

Большинство населения кеты составляют только в пос. Келлог, Мадуйка и Суломай. Это «настоящие» кетские поселки.

Имя

Слово происходит от кет — человек. Название «кеты» утвердилось в русском языке с 20-х годов ХХ в. До этого кеты были известны под наименованиями «енисейские остяки2», «енисейцы».

Фритьоф Нансен, путешествовавший по Енисею в 1913 г., в середине сентября в русском поселке Сумароково отметил массу «остяков» (кетов) с традиционными, крытыми берестой, лодками-илимками. Туземцы запасались здесь продуктами и снаряжением, готовясь к зимнему промысловому сезону.

Сами современные кеты чаще именуют себя кето, решая тем самым и проблему образования этнонима женского рода. Этнографические словари, однако, слово кето трактуют как «местную неправильную».

Язык

Кетский язык — изолированный. Он не родствен ни одному языку соседних народов и, соответственно, не входит ни в одну группу языков Северной Азии. Это позволяет исследователям и фантастам строить самые разнообразные версии происхождения народа.

Ведется преподавание кетского языка в школах. Письменность — на основе русской графики. В 80-е годы созданы букварь и другие пособия на кетском. В начале 90-х годов многие учителя отнеслись к преподаванию кетского языка с большим энтузиазмом, надеясь, что школа оживит в кетских детях интерес к своей культуре и поможет сдержать процесс вытеснения кетского языка из всех сфер общения. Однако они столкнулись с суровой действительностью, и энтузиазм начал постепенно затухать. (indigenous.ru)

Реально сегодня кетским языком владеет не более 150 человек. Это почти исключительно представители старшего поколения. Дети и молодежь в подавляющем большинстве кетского языка не знают, разве что несколько слов. При этом все кеты владеют русским языком либо в качестве родного, либо в качестве второго. Среди представителей старшего поколения в енисейских поселках до сих пор распространено кетско-селькупско-русское трехъязычие, а на севере можно встретить и кетско-эвенкийско-русское трехъязычие.

Поселок Мадуйка, 130 км к ЮВ от Игарки. Север кетского ареала.
Фото kureika-foto.narod.ru

Некоторые представители среднего поколения пользуются кетским языком в разговоре со старшими родственниками и знакомыми, между собой предпочитая говорить по-русски; на кетский язык они переходят только тогда, когда хотят скрыть содержание беседы от окружающих, например от детей. Несколько лучше, чем в других местах, кетский язык сохраняется в Келлоге. Однако естественная передача языка внутри семьи от родителей к детям прервана повсеместно. Уже не первое поколение родителей, независимо от степени владения кетским языком, говорит со своими детьми исключительно по-русски. (Лаборатория автоматизированных лексикографических систем Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М.В. Ломоносова)

Юноши охотнее и чаще говорят по-кетски, чем девушки, а во время охоты в лесу кеты разного возраста общаются преимущественно на родном языке.

Кетская семья. Суломай. Фото НИВЦ МГУ

В 1993 г. вышли кетско-русский и русско-кетский словари под редакцией Генриха Каспаровича Вернера, российского немца из Таганрога, в настоящее время живущего в Бонне (Германия) и являющегося ведущим специалистом по кетскому языку. В 2000 г. на кетском изданы учебники того же автора для 2-го и 3-го классов. В этом же году опубликована книга для чтения на кетском языке под редакцией Г.Х. Николаевой, в которую вошли сказки, рассказы, загадки кетов. (Л. Ю. Майорова. Санкт-Петербург)

По данным похозяйственной книги 2004 г., в Суломае проживает 226 человек. Кеты составляют около 70% жителей, остальное население — преимущественно русские (при этом в смешанных браках дети обычно записываются кетами). В качестве родного языка кетский указали 52%, при этом ответы часто сопровождались следующими ремарками: «Так вообще кетский, но говорю по-русски»; «Родным не владею, по-русски говорю»; «Я здесь вырос среди кетов и считаю себя кетом, поэтому мой родной язык — кетский». Русский язык считают родным 39% респондентов: «Больше по-русски разговариваю, хороший русский язык»... (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др. Кетский проект)

Кеты на Енисее и поюжнее — почти русские

Весь поселок Бор — в сплошном березовом лесу на левом берегу Енисея. А на правом берегу, тремя километрами выше, при впадении Подкаменной Тунгуски в Енисей, одноименная с рекой деревня — Подкаменная Тунгуска. Есть в Боре семнадцать семей кетов (смешанные браки). На вид — совершенно русские, и антропологически, и этнографически. Языка, конечно, не знают. «Бабушка знала» (по матери). (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997//missia.orthodoxy.ru)

Столица

Келлог — селение почти чисто кетское, человек около 270, на реке Елогуй, более чем в 100 км от устья. Устье Елогуя — за Верхнеимбатском. В Келлоге есть кетская школа. Завоз продуктов в Келлог сейчас раз в год, по большой воде, катерами. Воздушной связи нет вообще (раньше по четвергам летал Ми-8), только бывают из Туруханска рейсы по санвызову. Так что добраться до Келлога практически невозможно.

Через час санрейс в Келлог. Вертолет перегружен. Возьмут ли?

Вылетели из Туруханска. Полтора часа — и остановка в Верхнеимбатске. От Верхнеимбатска — 35 минут. Мы в Келлоге, «столице» кетов.

В иллюминатор было прекрасно видно, как расположен поселок. Бревенчатые дома под шиферными и железными крышами вдоль спокойной реки Елогуй, обрамленной песчаными берегами. Дети и взрослые гурьбой сбежались к делавшему посадку вертолету, большинство — кеты.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева — метиска, наполовину кетка, наполовину русская. Ведет нас к директору школы украинке из Тернополя (муж ее был кет). Радушный прием, чай с луком и укропом.

Школа — неполная средняя. Учителей катастрофически не хватает. Из-за конфликта между приезжими учителями с Украины и местным населением первые уехали. Кроме того, само здание школы погорело, а частично было разобрано зимой на дрова. С нами прилетели четверо рабочих достраивать школу. Электричество (от местного дизеля) — несколько часов в сутки, с 18 часов, у многих телевизоры.

Вот так. Немец написал букварь кетского языка (в соавторстве с кеткой Николаевой). Чехи приезжают, изучают кетов. Также японцы. А мы, русские, что, только водку умеем продавать?

Жилища кетов в основном очень убоги. Лодки у них двух видов: старинные «ветки», вроде байдарок, и современные моторные.

Записал одну девочку на диктофон. Она спела кет­скую песню о родине. Наташа, светловолосая, с серыми глазами и вся в веснушках. Пела длинно, заунывно. Говорят, что в древности кеты были светловолосы и светлоглазы и, вообще, имели ярко выраженный европеоидный расовый тип.

Познакомились с так называемым «вождем», Михаилом Михайловичем Ириковым, внуком шамана. В поселке его все называют Мишка-шаман.

Кет Валентин (кетское имя его Пиль) предложил покататься на национальной лодке — ветке. Двулопастное весло и сама лодка-долбленка напоминают байдарку. Малоустойчивая, зато быстрая и очень маневренная.

Число 7 у кетов священное. «Доброе», как сказала Валентина Ивановна. Может быть, это связано с мифологическими представлениями о семи ступенях мироздания.

Дети от смешанных браков, как правило, по-кетски не говорят и всего кетского чуждаются. Но в паспорте записываются кетами — ради льгот. По пальцам можно пересчитать чисто кетские семьи. Хотя в школе (1—4-й классы) ведется преподавание кетского языка, все же по-кетски общаются всего процентов десять детей. Валентин-Пиль поведал, что у его родственников хранится, как он назвал, «идол», завернутый «в тряпку», который нельзя показывать.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева с учениками.
Фото missia.orthodoxy.ru

Ходили в тайгу до Белого озера. Кругом полно грибов. Тайга на грибы, орехи, ягоды очень богата. Говорят, что на Мадуйке у кетов имеются олени, также и около Игарки. Название «Игарка» происходит от Игорка, так якобы звали некоего кета, жившего с семейством там в начале века.

Женщина кето. Фото missia.orthodoxy.ru

В настоящее время, по сведениям Валентины Ивановны, в мире около ста кетологов. Скоро будет больше, чем кетов... (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера.1997)

Нужны ли кетам кетологи?

В МГУ создается электронная база данных по кет­скому языку. Ее потенциальными пользователями являются лингвисты, фольклористы, этнологи, культурологи, создатели учебных пособий для вузов и школ.

Мужчины Суломая. Фото НИВЦ МГУ

Но нужна ли мультимедийная база кетам? Самое интересное, что, оказывается, нужна. Во всяком случае, такое впечатление у нас сложилось от общения с жителями Суломая. Работа лингвистов в языковой общности повышает престиж языка у большинства членов этой общности. В еще большей степени повышению интереса к этническому языку, причем и у «безъязыкой» молодежи, способствует соединение языка с новыми, «модными» технологиями — компьютером и тем более Интернетом. Даже если в поселке всего один компьютер, а ни о каком доступе в Интернет речи пока не идет, тот факт, что этнический язык представлен в Интернете, становится для молодых людей источником положительных эмоций, а таких источников в суровой жизни северных поселков не так уж много. (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др. Кетский проект)

Соседи

В низовьях Подкаменной Тунгуски и по нижнему течению р. Бахты проходила граница между владениями кетов и эвенков. Сохранились предания о битвах между ними. (ООПТ России)

Традиционное хозяйство

Основные виды традиционной деятельности кетов — охота и рыболовство. Основным объектом охоты была белка, реже — песец.

Низовья Подкаменной Тунгуски. Поселок Суломай. Потомки кетов, русских, а возможно, и прежних соперников — эвенков. Фото НИВЦ МГУ

Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса еще не имела оленей. Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского р-на в 1973—1976 гг. некоторые группы кетов еще использовали оленьи упряжки для охотничьего промысла. К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже. Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей таежных деревень, у кетов развито слабо.

За годы реформ произошел значительной отток некоренного населения из кетских поселков, а нарушение транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции и создало дополнительные предпосылки для формирования национального самосознания. Однако для того, чтобы они реализовались, необходимы гарантии прав коренного населения на занимаемую им территорию и ее ресурсы. (К.Б. Клоков, доктор геогр. наук, зав. лабораторией географии общества и региональной политики НИИ географии Санкт-Петербургского государственного университета//rangifer.org)

Я живу в Горошихе. В нашей семье шестеро детей. Моя мама эвенка, папа — кето. Поселок расположен на берегу Енисея, чуть южнее полярного круга. Живут всего 140 человек, из них 57 кетов — почти половина. Представителей других коренных народов немного: эвенков — четыре, селькупов — три.

У меня много родственников в Горошихе, но не все из них живут, как наши предки, в лесу. За предыдущие 50 лет почти все коренные народы были приучены жить в поселке, и даже их детей воспитывали в интернате, а не в семье. Поэтому родители не передали своим детям то, что знали матери и отцы родителей.

Некоторые из моих родственников, воспитанников интернатов, охотятся, рыбачат и постоянно живут в тайге. Родители помогают детям посылками с рыбой, иногда деньгами. Деньги в их семье могут появиться только от количества проданной пушнины, рыбы, ягод. Но детям-то нужны папа и мама, живые и обязательно рядом.

Юра Сутлин (кето) изготавливает из прутьев снасть для ловли рыбы. Поселок Келлог. 1 июля 2003. Фото Андрея Рудакова.
agency.photographer.ru

Кроме моих дядюшек, в лесу постоянно живет Тыганов Владимир Александрович. Он приезжает в поселок только за продуктами. Вот так живут в моем поселке Горошиха кеты. (Надежда Пешкина. indigenous.ru)

Рыба всегда сопуствует кетам.
Фото kureika-foto.narod.ru

Проблемы питания

Два врага кетов в Келлоге: алкоголизм и голод. Рассказывает один из жителей Бора: «Приезжаем к ним, заходим в один из домов. Сидят несколько человек с детьми. На полу — бутылка спирта и щука. Все гложут щуку и запивают спиртом». (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997)

17 апреля 2001 г. Сырое мясо бурого медведя стало причиной отравления 13 жителей поселка Келлог Туруханского р-на. Все пострадавшие были на вертолете доставлены в районную больницу. Все заболели после того, как съели строганину, изготовленную из замороженного мяса трех убитых в тайге в конце марта медведей. (newcanada.com)

Я родом из кетского поселка Мадуйка, в котором живет около ста человек. Дети в безработных национальных семьях недоедают, болеют, не могут поехать учиться за пределы района. (Екатерина Дибикова. indigenous.ru)

Природно-ресурсный праздник

28 мая 2005 г. по инициативе региональной Ассоциации кетов (президент Оксана Синникова) в кетской столице Келлог состоялся Праздник реки Елогуй. В мае она вскрывается, и среди кетов бытует поверье о том, что от того, как поздороваешься с рекой во время пробуждения от зимней спячки, зависит ее благоволение к своим соседям — людям.

Суломай поселок в Эвенкии, в низовьях Подкаменной Тунгуски, практически заново построенный после того, как старый Суломай снесло ледоходом 2001 г.: льдины таранили и давили строения.
Фото НИВЦ МГУ
Самым простым решением проблемы Суломая было бы просто переселить людей в другое место. Однако Суломай — историческое поселение кето. На чужой территории, в непривычных условиях они вряд ли смогли бы выжить. Было принято компромиссное решение: Суломай попрежнему будет существовать, однако теперь расположится подальше от реки.
Суломай, повидимому, второй по численности кетов населенный пункт России, кетский Петербург (если Келлог — столица). Слово «Суломай» (по-кетски Сулемхай) означает «красная гора».

Праздник начался с приветствия небольшой речки Елогуй, которая во все времена остается кормилицей населения поселка.

Берег тонкий, как тесьма. Лодки крепкая корма.
Я бросаю в воду сети, рыба ловится сама.
В моей лодке, что ни день, чешуей блестит таймень
И сиги лежат навалом. Выбирай, кому не лень!
На обед богат улов, от восторга нету слов,
Речка Елогуй притихла, не несет крутых валов.
Ах, речка­реченька родная, ты должна меня понять.
Где найти мне сеть такую, чтоб удачушку поймать?

Во время приветствия старейшины Нина Харлампьевна Тыганова, Ульяна Прокопьевна Котусова, Клавдия Харлампьевна Бальдина (1928—1929  г.р.) «кормили» Елогуй ухой и хлебом. (Новости АКМНСС и ДВ РФ)

Связь

Закупив партию наземных станций спутниковой связи американского производства, специалисты Краснояр­ского КБ «Искра» до конца текущего года завершат телефонизацию 20 отдаленных деревень Красноярского края. Первые такие телефоны появятся в поселках Туруханского р-на Сургутиха, Бахта и Келлог, где компактно проживают представители самой немногочисленной коренной сибирской народности кето. (СибФО. 13.11.2003)


1 На территории бывшего, упраздняемого в 2007 г., Байкитского р-на бывшего Эвенкийского автономного округа.

2 Слово «остяк», применявшееся главным образом к ханты, но распространяемое иногда и на кетов, вообще говоря, несколько обидное. Происходит оно якобы от татарского уштяк — варвар, дикий. Русские переняли этот этноним от сибирских татар, не вдумываясь в его смысл. В советское время «обидные» этнонимы старались искоренить — заменить на самоназвания народов. Есть, однако, свидетельства, что некоторые кеты сами продолжают именовать себя и соплеменников остяками (остыган).