Кумандинцы:
|
Алексей Алексеев, |
Кумандинцы. |
На экономической карте Западной Сибири почти вся территория Алтайского края закрашена жизнерадостным желтым цветом — зерновое хозяйство (на почвенной карте этому ареалу соответствуют «плодородные» темно-коричневые черноземные цвета). Лишь на юго-юго-востоке появляется зеленый уголочек «животноводства на горных пастбищах с очагами земледелия». Такой же зеленью обрамлена восточная граница Алтайского края со стороны Горного Алтая и Горной Шории. Вот здесь-то, в контактной зоне «желтого» и «зеленого», на обочине Алтайского края, в предгорьях Алтая и находятся кумандинские села.
Ареал
Кумандинцы живут в юго-восточном углу Алтайского края и на сопредельных территориях Республики Алтай и Кемеровской обл. Их села находятся примерно в 100—150 км к востоку и югу от Бийска — вверх по течению Катуни (Красногорский, бывший Старо-Бардинский р-н) и Бии, в основном ниже впадения реки Лебеди (Солтонский р-н Алтайского края) и в междуречье Бии и Катуни (Турочакский р-н Республики Алтай).
При въезде в Турочакский район
Республики Алтай — |
В низовьях Бии и Катуни, в районе Бийска, кумандинцы слились с местным русским населением. Правда, в самом городе Бийске живет значительная группа переселившихся в город кумандинцев (примерно 700 человек; в основном в поселке Нагорный1).
В 50—60-е годы часть кумандинцев Солтонского района выехала в Кемеровскую обл. (преимущественно в Таштагольский р-н), а часть кумандинцев Красногорского района мигрировала в Горно-Алтайск и северные районы Республики Алтай. Небольшие группы кумандинцев (иногда семья или несколько семей) живут в деревнях по долине Бии выше впадения Лебеди вплоть до Телецкого озера.
И.П. Попов. Ледоход на Катуни. |
Немного кумандинцев живет в Тогульском и Кытмановском райнах Алтайского края (полторы сотни километров к В от Барнаула).
Кумандинский язык
считается одним из алтайских диалектов и входит в группу тюркских языков.
Учебник кумандинского языка пока не создан. Нет периодических изданий на кумандинском языке. В конце 90-х годов была предпринята попытка преподавания кумандинского языка в средних школах. Оно велось учителями-кумандинцами в селах Красногорское и Шатобал, а также в городе Бийске. Преподавать, однако, оказалось трудно — из-за отсутствия учебно-методической литературы. Язык кумандинцев существует только в устном, разговорном виде. А молодые кумандинцы не знают и разговорного.
Национально-территориальные
и национально-культурные образования
В селе Шатобал Солтонского района действует Кумандинская национальная сельская администрация. В г. Бийске с 1993 г. действует общественная организация «Общество возрождения кумандинского народа». (Михаил Немцев)
Генка Шатобалов, житель села
Шатобал |
Бийская община коренного малочисленного народа кумандинцев зарегистрирована в ноябре 2006 г. в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов кумандинцев Алтайского края. (Altay Daily Review. 14.11.2006)
Происхождение
кумандинского этноса связано с внедрением кочевников из монгольских степей в лесные районы Северного Алтая. Кочевники входили в контакт с издревле обитавшими здесь таежными охотниками, рыболовами, собирателями и мотыжными земледельцами.
Если волны пришлых кочевников состояли в основном из тюркоязычных монголоидов, то аборигены Северного Алтая были угро-самодийцами2 и в какой-то мере кетоязычными3 народностями.
Житель села Шатобал Солтонского
района Алтайского края кумандинец |
Тюрки по языку, угро-самодийцы по укладу жизни и быта — так можно было бы коротко охарактеризовать этнокультурные особенности кумандинцев, сложившиеся к моменту появления на Алтае русского населения.
Со времени вхождения в состав России (XVIII в.) и до переписи 1926 г. кумандинцы в официальных документах значились как самостоятельный народ. Но в последующие годы они были лишены этого статуса. Часть кумандинцев была отнесена к алтайцам, а некоторые из них стали записываться в состав русского, татарского или шорского населения. По переписи 1926 г. кумандинцев числилось 6334 чел., из них в Бийском округе обитало 4948 чел. Сейчас на территории Алтайского края проживает не многим более полутора тысяч людей, называющих себя кумандинцами. (Б.Х. Кадиков /Бийский краеведческий музей/)
Когда был студентом, у меня был знакомый Андрей Чегелеков (из Республики Алтай), так он себя считал алтайцем только в географическом смысле, а национальность всегда указывал как «кумандинец», хотя в старом паспорте у него указано «алтаец». (Форум Центральноазиатского исторического сервера)
Музей
В Бийском краеведческом музее зал культуры и быта кумандинцев открыт в 1997 г. (Б.Х.Кадиков)
Сундук с сокровищами
кумандинки. |
Название
Этноним «куманды» в дореволюционный период не был самоназванием кумандинцев. Он был дан им соседними племенами (тубалары, шорцы, теленгиты, челканцы) по названию их самого многочисленного рода куманды. Сами кумандинцы называли себя просто татар-кижи (кижи — «человек»), то есть татарские люди.
Расовые черты
В антропологическом отношении кумандинцы имеют много европеоидных черт. Еще первые русские землепроходцы отмечали значительное количество светловолосых и голубоглазых детей в кумандинских аилах. Возможно, алтайские кумандинцы являются потомками более древнего, чем тюрки, населения Алтая.
Г.И. Гуркин (Чорос-Гуркин). Вэке
Акпыжакова, Куманды. |
Некоторые краеведы связывают происхождение кумандинцев с одним из древнейших народов Сибири — кетами (см. № 6/2007).
Деньги
Администрация Бийска по федеральной целевой программе в целях развития кумандинского народа, предусматривающей строительство района компактного проживания кумандинцев в поселке Нагорном, с 2000 по 2005 г. получила 3,5 млн руб. на строительство домов и 1,5 млн руб. на приобретение оборудования для переработки дикорастущих растений. Однако по этой программе кумандинцы не получили ни одного построенного дома. (Л. Тукмачев, уполномоченный кумандинского народа Алтая//Бийский рабочий. 05.08.2006)
Крючкотворство, или О важности карты
административно-территориального устройства
В 1993 г. Правительство РФ утвердило перечень районов проживания малочисленных народов Севера. В этот перечень были включены Красногорский, Солтонский районы и г. Бийск (пос. Нагорный Восточного р-на) Алтайского края. На основании федерального закона от 2001 г. кумандинские жители пос. Нагорного должны получать социальную пенсию: мужчины с 55 лет, женщины с 50 лет. Однако выплата не производится. Это связано с тем, что поселок городского типа Нагорный слился с территорией города Бийска и в 2003 г. как административно-территориальная единица был исключен из учетных данных.
Прекратил также свое существование как административно-территориальная единица Восточный район г. Бийска, поскольку районного деления город более не имеет. Тем самым указание пос. Нагорный Восточного района г. Бийска Алтайского края в постановлении Правительства РФ от 1993 г. как местности проживания малочисленного народа Севера кумандинцев не дает возможности жителям г. Бийска — кумандинцам реализовать их право на социальную пенсию. (Из обращения алтайских депутатов к Правительству РФ, январь 2007)
Поиск громких «имен поддержки»
Я — кумандинец. Владимир Чивилихин когда-то писал: «Мечтаю выбрать время, связаться с учеными да поискать кумандинцев — не может быть, чтоб в Сибири их не осталось». Бился за нас, поднимал вопрос перед властями о нашем бедственном положении известный ученый, этнограф и историк Лев Гумилев (сын великого русского поэта Николая Гумилева и Анны Ахматовой). А нынешние власти — разве на одних кумандинцев они наплевали?
Василия Макаровича Шукшина мы, кумандинцы, считаем своим (да он кумандинец и есть по отцу). Мне говорят: зачем пишу, что Шукшин по отцу был кумандинец? Это ведь народная легенда, многие могут обидеться. Да пусть обижаются, а о тюркских корнях Шукшина первым написал алтайский писатель Бронтой Бедюров. (Сергей Данилов//Завтра. 21.07.2004)
Начальные дни октября выдаются в Сростках сухие и солнечные. Облетела уже листва с придорожных тополей, Катунь посветлела до самого дна и, готовясь к близкой зиме, поубавилась в берегах, водица в ней бежит прозрачная, будто родниковая. На ближних полях крестьяне давно уже закончили уборку хлебов, и теперь волнистые просторы прострочены рядками соломенных копёшек, а рядом распахана зябь. Пустынно и по-осеннему сиротливо.
Зазубренной ломаной линией очерчена гряда сиреневых гор, а форпостом выдвинулся ближе всех Бабырган, родовая гора кумандинцев, населявших когда-то эти края.
А в усадьбе старой деревянной школы, где в свои годы учился Василий Шукшин, а ныне расположился мемориальный музей-заповедник его имени... (Виктор Брюхов /Бийский госпединститут/. Свет шукшинских Сросток)
Происхождение названия села Сростки —
родины Шукшина
Село Сростки, в котором родился Василий Макарович Шукшин, стоит на Катуни, на землях, где прежде обитали кумандинцы.
Василий Макарович Шукшин —
уроженец былых кумандинских земель. |
Возле села — гора Бикет. Распространена версия, что это переиначенное на деревенский лад слово «пикет». На этой горе якобы находился сторожевой пост, пикет, для охраны от внезапного нападения кочевников.
Краеведы, однако, склоняются к тому, что название горы имеет тюркское происхождение. Бигет — в турецком, узбекском, киргизском — запруда, плотина, преграда, препятствие, заграждение, место перекрытия арыка. Такие запруды использовали для ловли рыбы.
Г.И. Гуркин (Чорос-Гуркин). |
Само же село Сростки у кумандинцев называлось Учуг. А это слово означает в сущности то же, что и бигет: «Учуг — перебойка, сплошной частокол, тын поперек реки, для непропуска и улова рыбы, особенно красной, которая по весне идет вверх по реке...»
Сростки издревле были богатейшим местом для ловли осетровых и нельм на Катуни. Здесь чистейшая горная вода, сюда доходят талые воды с ледников, а они содержат гормоны роста. Талая вода привлекает не только рыб. Как только в горах начинается таяние — туда устремляются дикие животные. Если были в горах, наверно, обратили внимание, что золотой корень, красный корень, маралий корень тоже растут по берегам горных ручейков.
Памятник Шукшину в Сростках на
горе Пикет, |
Сростки — удобнейшее место и для переправы диких животных. Стало быть, там великолепные условия и для охоты. В таких местах люди селились во все времена. (В.Ф.Гришаев. Тропою памяти. Барнаул, 1987 /По данным директора Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки Бориса Хатмиевича Кадикова/)
Памятник Шукшину при въезде
в Сростки. |
Этнография
Автобус мчит к подножию Елтоша. Холмы расступаются, и перед глазами возникает Старая Барда. Правда, теперь этот районный центр называется Красногорским: кому-то пришло в голову переименовать Старую Барду в Красногорское.
Путь до села Егона, что в 5 км от Красногорского, занял около часа. Здесь проживают несколько семей кумандинцев. Иду по хорошо накатанной дороге, по обе стороны ее кукурузные поля.
Красногорский район Алтайского
края. |
На крыльце — старушки-кумандинки. Захожу в ограду: «Эзеннер!» — говорю, что по-кумандински означает «здравствуйте». «Здравствуйте», — отвечает по-русски одна из старушек.
Начинаю расспрашивать. Бабушка (зовут ее Акулина) достает из кармана курительную трубку и кисет. Медленно она набивает трубку табаком и прикуривает от спички. Дымит она совсем недолго, делает три затяжки и вытряхивает пепел.
Меня это очень заинтересовало, неоднократно приходилось встречать курительные трубки, причем сохранились они только у стариков, но эта была так великолепно выполнена, что я поспешил зарисовать и сфотографировать ее...
Беседую со старенькой бабушкой, которая оказалась на удивление разговорчивой. Совсем недавно она переехала в Красногорское из глухой таежной деревушки, где прожила всю жизнь. Будучи все это время в отрыве от «цивилизации», она стала очевидцем и участником традиционных обрядов кумандинцев, да и разговаривать по-русски она научилась только лет десять назад. Для этнографа такой информатор просто сокровище! Она рассказала много интересного. Например о том, как совершался обряд жертвоприношения с забоем лошади. Животного для жертвы определяли в момент его рождения по особым признакам. Как правило, такое животное было особой масти либо оно появилось на свет в один момент с рождением в семье ребенка. С момента рождения и до жертвенного обряда это животное запрещалось использовать в хозяйственных целях, а также для верховой езды, и вообще не разрешалось прикасаться к нему.
Восточный угол Алтайского края. |
В назначенный для жертвоприношения час молодого жеребца выводили на поляну, где разрешалось присутствовать только лицам мужского пола. Взбешенный необъезженный жеребец, привязанный длинной веревкой к деревянному колу, начинал метаться. Только после того как шаман, совершая свой обряд-танец вокруг животного, замыкал начатый круг, жеребец вставал как вкопанный и подпускал к себе незнакомых людей. После этого шаман накидывал ему на морду петлю, которую при помощи палки скручивал все сильнее и сильнее, сдавливая дыхательные пути, пока животное не погибало. Этот способ забоя скота удушением известен еще по описаниям Геродота.
Убитое животное тут же разделывали и варили в огромном казане на костре. Сваренное мясо отделяли от костей, которые закапывали в землю. Остатки мяса мужчины несли домой, а шкуру лошади растягивали на жердях. Позднее, чтобы предприимчивые скорняки не снимали с жертвенников шкуры для выделки, кумандинцы стали растягиваемые шкуры протыкать и надрезать.
Замечаю у старушки на шее православный крестик и спрашиваю: «Бабушка, так вы крещеная?..» А она отвечает: «Конечно крещеная, я ведь верующая. Отец за меня два раза лошадь в жертву приносил...» Вот так в сознании кумандинцев слились две религиозные системы. Восприняв от первых христиан-проповедников идею о едином Боге, кумандинцы стали поклоняться Христу, продолжая при этом приносить ему в жертву животных, как когда-то они поступали в отношении своих богов.
Сельский дом на таежном востоке
Алтайского края. |
Слово «шаман» имеет в языке алтайцев свою аналогию — кам. Отсюда слово камлать. Вообще, существует достаточно четкая иерархия камов, которыми, кстати, могут быть как мужчины, так и женщины. Самый последний абыс — женщина, как утверждают кумандинцы, проживал в селе Калташ. Эта старушка была последней кумандинкой, которая лечила при помощи общения с духами. После нее этим уже никто не занимался. В том же Калташе, говорят, проживал и последний кумандинский сказитель. С его смертью ушла в прошлое, позабыта самобытная и интересная духовная культура этого народа. (Иван Назаров//За науку. Газета Алтайского государственного университета. 07.09.2000, 15.02.2001)
Простота
Леонтий Тукмачев-Соболеков написал учебник, от которого приходят в ужас авторитетнейшие историки Сибири. Учебник «У истоков древнего Алтая» был издан при поддержке бийской администрации в типографии Бийского педагогического университета и некоторое время использовался как пособие на лекциях по истории кумандинского народа. Из этой удивительной книги студенты узнавали, например, что предки кумандинцев на плотах приплыли из Финляндии во время потопа…
Вывод про историческую родину кумандинцев Леонтий Михайлович сделал рассуждая так: «В Финляндии есть стоянки племен Або. В нашем языке “або” есть родина, это есть отец. Значит, родина кумандинцев находится в Финляндии».
«Страшно представить, что станет твориться в головах бедных учеников, если им начнут вдалбливать в голову весь этот бред», — написали нам сотрудники кафедры археологии, этнографии и источниковедения Алтайского государственного университета.
Профессор Алексей Уманский из БГПУ в своей рецензии был до предела возмущен тем, что «нет ни одной страницы текста, чтобы не было кучи ошибок, опечаток, глупостей».
В этом году Тукмачев обратился с просьбой переиздать книгу под грифом АлтГУ. После прочтения книги сотрудники университета испытали, по их словам, «глубокий шок».
Между тем Леонтий Михайлович Тукмачев-Соболеков к бурной реакции научного сообщества на свою работу относится с восхитительным равнодушием: «В России каждый имеет право на выражение своего мнения. У нас свобода слова, у каждого есть право создавать то, что он хочет. Я написал эту книгу. Я — кумандинец. Мне не надо никаких званий и регалий профессора, какого-то ученого, доктора, чтобы рассказать о своем народе. Для меня главное — язык, расшифровывая который я рассказываю о предках». (Анастасия Масибут//Алтапресс. 15.03.2005)
Жизненные ценности
Сравнительный анализ ценностных ориентаций учащихся русской и кумандинской национальностей.
На высшем уровне ценностей у обеих национальностей находятся «здоровье» и «любовь». Но есть и кардинальное различие: кумандинцы хотят любви в семье, а русские разделяют эти понятия довольно сильно. Если «любовь» у русских на третьем месте, то «счастливая семейная жизнь» на 18-м. Для подростков кумандинской национальности не очень-то важно и «материальное благополучие» (они поставили это качество на 17-е место), а вот русские школьники считают эту ценность более значимой (1-е место). Для кумандинцев более важно «общественное признание», русские школьники ставят это качество на уровень ниже среднего.
Слушатели летней компьютерной
школы при Новосибирском университете |
В структуре инструментальных ценностей также отмечен ряд различий.
Если русские подростки на 1-е место поставили «независимость», то у кумандинцев это качество занимает последнюю позицию. В то же время «аккуратность» и «самоконтроль» русские ребята относят к среднему статусу, кумандицы же ставят их на первые позиции. (С.И. Кудинов, Е.В. Базаркина, Е.М. Овчинников /Бийский государственный педагогический университет им. В.М. Шукшина/. Особенности ценностных ориентаций русских и кумандинских подростков)
Праздник
В селе Боровое Алтайского края в августе проводится ежегодный фестиваль кумандинского народа: национальные костюмы и обычаи, спортивные состязания, свадебный обряд и конкурс «Кто быстрее разделает тушу барана». (Алтай трансграничный. 18.08.2004)
Календарь
Месяц |
Кумандинское название |
Январь | Кичик кырлаш ай (младший морозный месяц) |
Февраль | Чель ай (ветреный месяц) |
Март | Ажих ай (перевалочный месяц) |
Апрель | Курек ай (бурундучий месяц4) |
Май | Кыра ай (месяц посевной, месяц пашни) |
Июнь | От ай (месяц прополки) |
Июль | Пичин ай (месяц сенокоса) |
Август | Чаргы ай |
Сентябрь | Ашкыстын ай (месяц уборки урожая) |
Октябрь | Акпалык ай (месяц, когда рыба плывет вниз по течению) |
Ноябрь | Куртуяк ай (старушечий месяц) |
Декабрь | Улух кырлаш ай (старший морозный месяц) |
(И.И. Назаров /Омский государственный университет/. Традиционный календарь кумандинцев в XIX—XX вв.)
1 Нагорный — периферийный поселок Бийска с характерными для пригородов проблемами. В криминальной хронике его нередко именуют «цыганским» из-за якобы бытующей здесь наркоторговли.
2 К уграм относятся современные ханты, манси, а также венгры. К самодийским народам относятся ненцы, нганасаны, селькупы, энцы.
3 О кетах см.: «География», № 6/2007.
В апреле сходит снег, природа просыпается, и появляются первые грызуны — бурундуки. Ощущая нехватку продовольствия, люди выходили ловить бурундуков, поэтому и месяц апрель курек ай получил название бурундука (курек).