Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2007

Дидактические материалы


Географические лабиринты*

С.А. ГРИНКЕВИЧ
Кыновская с.ш. № 65,
Лысьвенский р-н, Пермский край

Лабиринты

Цель данных дидактических материалов — обеспечение самостоятельной деятельности школьников на уроках географии, создание предпосылок для разноуровневого обучения и контроля. Такую форму выбирают преимущественно средние и сильно подготовленные школьники.

Работа с лабиринтами развивает логическое мышление, память, внимание, способствует обращению учащихся к дополнительным материалам, к карте.

Географические лабиринты являются современным средством самоконтроля учащихся, создают ситуацию успеха, способствуют положительному эмоциональному настрою школьников на учебу.

Географические лабиринты предназначены для самостоятельной работы учащихся. Это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоена буква. От прямоугольников отходят стрелки. Тезисы могут быть верными и неверными.

Прочитайте тезис и решите, согласны ли вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то запишите букву, соответствующую прямоугольнику.

Двигаясь по стрелкам, выберите следующий правильный тезис и запишите его букву. Если вы считаете, что тезис неправилен, стрелку, ведущую к нему, зачеркните.

По мере продвижения по лабиринту учащийся получает последовательность букв. Например: А-Н-И-В-О-Л-Т-О-К. Полученный набор букв, прочитанный справа налево, является ключевым словом: КОТЛОВИНА. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания. Если ученик на каком-то этапе сделал ошибку, то ключевое слово не читается. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.

Идею географических лабиринтов для 7-го класса мне подсказала аналогичная разработка для 8—9-х классов по географии Пермского края Скотынян­ской В.Э., учителя географии СОШ № 6 г. Лысьвы.

Ответы к лабиринтам

Тема

Ключевое слово

Как люди открывали Землю

Васко да Гама

Литосфера и рельеф Земли

сейсмология

Атмосфера

тропосфера

Мировой океан

бригантина


* Дидактический материал к учебнику: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов». 7-й класс.