Уфа. Монумент Дружбы был заложен 50 лет назад в честь 400-летия присоединения Башкирии к России; открытие памятника состоялось в 1965 г. Тема дружбы решена в виде двух вертикальных стел из розового гранита высотой ок. 30 м. Стелы скреплены тремя монолитными обручами из серого гранита. У основания монумента со стороны реки Белой (Агидель) две женские фигуры из бронзы, олицетворяющие Башкирию и Россию. Женщины сидят вполоборота друг к другу. Они протягивают лавровые венки — символ мира и согласия. Между ними барельеф, отображающий историческое событие — встречу посланцев башкирских племен и русских бояр, обмен грамотами. Надпись на обелиске: «1557—1957. Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов!» На четырехгранном основании обелиска — еще три рельефа. Центральный рельеф, обращенный в сторону города, изображает поздравления с трудовой победой. Крепкое рукопожатие рабочих, русского и башкира, — смысловой и композиционный центр рельефа. Рядом находящиеся фигуры символизируют строительство, сельское хозяйство, нефтяную и химическую промышленность. Два других рельефа — на темы науки и культуры. 450-летие вхождения Башкирии в состав
|
Центральный барельеф монумента
Дружбы
|
Выбор пал на нового соседа — на Русское государство, приблизившее свои границы к башкирским землям. Почему башкиры решаются войти в состав Русского государства? Важное значение в этом выборе играла успешная борьба последнего с Казанским ханством. Победа русских войск в середине XVI в. в Среднем Поволжье убедила башкир в военном могуществе Русского государства. Особое значение имело то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой, предлагая добровольно войти в состав России и обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских летописях. В одной из них говорится: «А сам государь послал всем улусам черным людем ясачным жалованные грамоты, чтобы шли к государю, не боясь ничего… а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям». Шежере1 юрматынцев2 не только констатирует приезд царских послов с грамотой, но и характеризует льготы за добровольное принятие русского подданства: «…когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает обычаи». О приезде русских послов, об их обещаниях также свидетельствуют шежере карагай-кыпсаков, бурзян, кыпсаков, усерган, тамьянцев.
В ранние периоды башкирской истории были случаи добровольного признания власти того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внутри башкирского общества, а также сопротивлением ногайским и сибирским правителям. Особенно напряженной была борьба башкир против ногайских мурз и феодалов.
Башкирское племя мин владело обширными землями по бассейну р. Демы и среднему течению Белой. Накануне присоединения к Русскому государству минские башкиры подчинялись ногайскому хану и ногайским мурзам. В связи с активизацией Русского государства в Среднем Поволжье, с падением Казани уфимский хан и мурзы откочевали на юг, за Яик, и на юго-запад, за Волгу. При этом ногайцы пытались увести с собой и башкир. Борьбу башкир-минцев против ногайских правителей и за присоединение к Москве возглавил Канзафар-бий. С ногайцами ушла лишь незначительная часть минцев — противников русского подданства. Их основная масса осталась на родине и сделала выбор в пользу Русского государства.
Сложная политическая обстановка накануне принятия русского подданства возникла и у другого сильного племени — юрматы. Юрматынцы владели значительной территорией в центре Башкирии — по среднему течению Белой и ее притоков. Ногайские мурзы пугали башкир фактом «продвижения с севера неверных русских». Башкиры-юрматынцы, стараясь противостоять ногайским мурзам, решили войти в состав Русского государства.
В первой половине XVI в. четыре крупных башкирских племени — бурзян, кыпсак, усерган и тамьян — занимали обширную территорию юго-восточного Башкортостана и были объединены в племенной союз. Накануне принятия русского подданства они подчинялись ногайским Бусай-хану и Актулуш-бию. В шежере ярко описывается недовольство башкир политикой последних. Башкиры под предводительством своих биев поднимаются на борьбу с ногайцами. «Из-за отсутствия у них справедливости, из-за многочисленности обид этого Бусай-хана и бия Актулуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу». В процессе подобного сопротивления своим бывшим правителям юго-восточные башкиры решали вопрос о подданстве.
Присоединение Башкортостана к Русскому государству не могло произойти сразу, единовременно, ввиду его политической и территориальной раздробленности. Отдельное племя или группы племен направляли своих послов для переговоров с русскими властями об условиях присоединения. Но вполне возможно, что судьбоносный вопрос о присоединении к другому государству решался на съездах башкирской верхушки по крупным регионам, т.е. на курултаях племен, подвластных ранее Ногайской Орде, Казанскому ханству и т.д.
Конкретный ход присоединения был следующим. Западные и северо-западные башкиры, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г. Первыми в Казань к царскому наместнику с просьбой о подданстве в начале 1554 г. приехали послы нескольких северных племен. В одном из шежере говорится, что после падения Казани «4 племени, занимавшие земли, к востоку от Казани, сговорившись, послали к этому царю Ивану своих знатных людей. Их прихода он и сам ждал». Затем к этому решению пришли северо-западные башкиры. В предании башкир Янаульского района говорится, что «от башкир племени Гайна в Казань, к наместнику русского царя, ездил послом Айсу-ак-бий — один из родоплеменных вождей гайнинцев».
Примеру западных и северо-западных племен последовали находившиеся в составе Ногайской Орды центральные, южные и юго-восточные башкиры. В 1554 г. жители многочисленного племени мин направили четырех послов в Казань с просьбой о подданстве. В это же время в Казани побывали представители юрматынских башкир. В шежере юрматынцев говорится: «… я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял с собой трех человек от трех тюб народа, сначала Азная, второго Илчикея-Тимера, третьего Кармыша, и вчетвером, придя в город Казань, согласились быть подданными Белого падишаха». В шежере племен бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что по приглашению царя поехали в Казань «от племени Усерган Бикбау-князь, от племени Бурзян — Искеби-князь, от племени Кыпсак — Мушавалн Каракузяк-князь, от племени Тамьян — Шагали Шакман-князь. Упомянутые 4 бия, придя в город Казань, стали подданными Ивана Грозного». Представители табынских и ряда других племен побывали в Казани с просьбой о подданстве в 1556 г.
Монумент Дружбы
|
В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда башкирские племена ездили в Казань к наместнику царя Ивана Грозного и просили принять их в состав Русского государства. Это произошло в 1554–1555 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда послы ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг. Вхождение же зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о принятии ими русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в.
На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.
Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир. Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг.
На самом деле, башкиры со своей стороны сделали не менее серьезные уступки Русскому государству. Прежде всего, они признали себя его подданными. Во-вторых, они согласились нести ряд повинностей: выполнять за свой счет военную службу и платить ясак — поземельную подать. В шежере бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что башкиры «приняли русское подданство с условием верной службы». В другом варианте шежере этих же племен сказано, что представители башкир поклялись, чтобы «башкирские роды стали нести искреннюю службу». В шежере юрматынцев мы находим следующее: «...дали обещание платить ясак куницей». Далее говорится, что в следующем году «сто куниц ясака доставили в Москву и заплатили царю». Перечисляется состав ясака: «…положенный Грозным ясак состоял из лошадей, и куниц, и лисиц, и разного другого ясака». В другом варианте шежере ясно определяется плата за землю: «от имеющих на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куниц, а некоторые — выдры и бобра, доставили царю ясак». В-третьих, надо отметить, что присоединение Башкортостана значительно расширило территорию Русского государства. Границы страны на юго-востоке простирались теперь до рек Яик и Тобол. Это не могло не способствовать усилению государства.
Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали интересам и башкир, и Русского государства.
Почему после взятия Казани Москва не пошла на военный захват Башкирии, ведь соотношение сил было явно в пользу Москвы? Завоевание Казанского ханства дорого обошлось русской армии. Она понесла большие людские и материальные потери. Стало ясно, что военное наступление далее на восток, на башкир, будет нелегким. Тем более что башкирская конница в те времена представляла собой значительную военную силу. Далеко не блестящим было и международное положение Русского государства. Правительство не могло не учитывать напряженные отношения с соседними государствами — Крымом, Турцией, Польшей, Литвой, Ливонским Орденом. Следовательно, единственно возможной и выгодной для России политикой относительно башкир были мирные шаги, которые и были реализованы правительством Ивана IV. Дело заключалось не только в мирном вхождении края в состав России. Составленные жалованные грамоты представляли собой договор между Русским государством и башкирами. Согласованные сторонами жалованные грамоты означали заключение письменного соглашения между ними по принципиальным вопросам.
Важное значение для объективной оценки тех или иных событий прошлого имеет историческая память народа. Народ не был безучастен к вопросам своей истории. Для башкир XVII— XVIII вв. не стоял вопрос о характере и условиях присоединения их предков к Русскому государству. Они решали его однозначно. В челобитной башкир «всех четырех дорог» от 26 февраля 1706 г. на имя царя Петра I говорится, что их «деды и отцы поклонялись без спору и без войны и приехав из своей воли покорились» русскому царю. Еще яснее мысль о добровольном присоединении башкир к Русскому государству выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме к В.Н. Татищеву от 2 августа 1736 г.: «Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею». Перечень подобных материалов можно продолжать и дальше. Однако приведенных фактов вполне достаточно, чтобы сказать, что башкиры считали, что их предки добровольно вошли в состав России.
Вхождение башкир в состав России — событие большое, сложное, его нельзя оценивать однозначно. Оно имело и положительные, и отрицательные последствия. Положительным было то, что после присоединения в крае прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это, в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с былой политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные богатства края. Возникшие здесь города и заводы в известной мере также работали в этом направлении.
Отрицательным было то, что башкиры потеряли возможность для создания национального государства. Царские власти постепенно, особенно с середины XVII в., косвенно или прямо способствовали захвату башкирских земель, увеличивали налоги и повинности с населения. Со времени организации Оренбургской экспедиции русское правительство пошло на официальное нарушение условий присоединения, установило колониальный режим. В течение второй половины XVIII—XIX вв. башкиры потеряли большую часть своих вотчин. Социально-экономическая политика русского царизма разрушала традиционное хозяйство и образ жизни коренного населения. Было покончено с местным самоуправлением башкирского общества. Все это отрицательно сказывалось на историческом развитии башкирского народа, который в конце XIX — начале XX в. оказался в очень тяжелом положении. Беспросветную жизнь коренного населения того времени отразили в своих произведениях многие русские писатели-демократы — Г.И. Успенский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.А. Крашенинников.
По кн.: Акманов И.Г., Кулбахтин Н.М.,
Асфандияров А.З. и др.
История Башкортостана с древнейших времен до
наших дней: В 2 т./Под ред. И.Г. Акманова. —
Уфа: Китап, 2004. — С. 105–110.
Шежере (от арабского шаджара, буквально — дерево, в том числе родо словное: шаджарату-н-насаби) — название устных или письменных историко-генеалогических преданий, принятое у некоторых народов Востока. Сведения о происхождении рода, племени, народа и их былой родоплеменной организации дополнялись описаниями исторических событий и документами. В шежере башкирского племени юрматы сохранились сведения о вхождении башкир в состав России.
2 Юрматынцы (юрматы, сарматы), как и упоминаемые ниже бурзяны, кыпсаки, усерганы, тамьянцы, — башкирские роды, или племена.