Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 

А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ,
Д.В. ЗАЯЦ

 

Как географические знания
помогают ориентироваться
в поликультурном мире

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Культурно-религиозный фундамент как важнейший признак этноса
18 Лекция 2. Католицизм — культурный мост между Европой и Латинской Америкой
19 Лекция 3. Протестантизм — ядро Западной цивилизации

Kонтрольная работа № 1

20 Лекция 4. Православие — объединительное начало евразийского мира
21 Лекция 5. Арабо-мусульманская цивилизация
22 Лекция 6. Причудливый поликультурный ландшафт Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Межнациональные конфликты — глобальная проблема современности
24 Лекция 8. Роль религии в формировании культурной сокровищницы мировой цивилизации

Итоговая работа

Лекция 3

Протестантизм — ядро
Западной цивилизации

История возникновения пртестантизма

Протестантами1 стали называть участников всегерманского съезда (рейхстага) в городе Шпейер, подписавших «Протестацию» — документ, в котором открыто высказывалось несогласие с запретом, наложенным на реформы внутри Римско-католической церкви. Позднее это название перешло на всех, кто отказался признавать духовную власть Римского Папы. Первоначально протестанты не ставили своей целью выступать против чего-либо, требования были вполне умеренными: вернуться к раннему христианству, очистить католическую церковь от наслоений более поздних периодов, мешающих сконцентрироваться на вере в Бога. Не случайно группа протестантов в Англии и Шотландии позже стала называться «пуританами», от латинского слова purus — «чистый».

Католицизм ограничивал свободу предпринимательства и торговли, раздражал верующих всевластием Римских Пап, высокими податями в пользу храмов и монастырей. Ширилось недовольство и по поводу продажи индульгенций. Массовый отход от католицизма и переход в протестантизм части населения Европы (в особенности северных европейцев) получил название Реформации. Реформация прошла в XVI в., но и в предыдущем столетии в Европе были популярны протестантские идеи, высказывавшиеся в Чехии Яном Гусом, а в Италии Джироламо Савонаролой. Однако эти нарождавшиеся реформаторские движения были пресечены католической церковью, а оба «еретика» подверглись казни.

Официальным днем рождения протестантизма считается 31 октября 1517 г. В этот день в германском Виттенберге католический монах Мартин Лютер открыто выступил с девяносто пятью тезисами, в которых выразилось осуждение Римско-католической церкви. Единственным источником христианского вероучения Лютер определил Священное Писание, то есть Библию. Основным путем спасения души он назвал личную веру. Мартин Лютер, обвинивший Папу в насаждении учения, противного Священному Писанию, в 1520 г. был отлучен от Церкви. Но критика позиций Римско-католической церкви нашла широкую поддержку среди священства, студенчества и высшего сословия Германии, а из Германии перекинулась в другие европейские страны.

Второй очаг Реформации сформировался в 30-х годах XVI в. в Швейцарии и был связан с именем Жана Кальвина. Его версия протестантизма была более аскетичной и строгой. Проповедуя в Женеве и Базеле, Кальвин добился больших успехов, обратив в свою веру большинство местных жителей. Но не на всей территории Европы Реформация проходила триумфально. Например, французские протестанты — гугеноты подверглись истреблению во время печально известной Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), а затем в течение длительных религиозных войн. К началу XVII в. протестантизм укрепился в основном в северной половине Европы.

Основы учения

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, загробной жизни. Вместе с тем протестантизм на первый план ставит три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания. Согласно учению протестантизма, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому спастись он может только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Каждый христианин после крещения имеет всё для того, чтобы общаться с Богом без посредников, поэтому в протестантизме упраздняется церковная иерархия, отсутствует исповедь и отпущение грехов, монастыри и монашество.

Религиозные постройки протестантов свободны от пышного убранства, алтарей, икон и статуй, колоколов. Богослужений в полном смысле слова у протестантов нет, их заменяют молитвенные собрания, которые включают в себя пение гимнов, чтение Библии и проповедей. Некоторые из протестантских церквей отмечают праздники, связанные с именем Христа, — Пасху, Рождество, Крещение, Сретение, Вознесение, Благовещение и др. В некоторых протестантских конфессиях полностью отменены любые священнические облачения, богослужения совершаются в обычной одежде.

Главная обязанность верующего протестанта — изучение и самостоятельное толкование Библии. Протестанты считают, что избранность человека Богом проявляется не после его смерти, а при жизни — в успехах в бизнесе, учебе, карьере. Принцип всеобщего священства заложил основу сравнительно демократического устройства общин. Не случайно протестантизм наиболее гармоничной моделью государственного устройства считает республику, тогда как традиционные католицизм и православие — монархию. Наличие большого количества монархий в пределах именно протестантской Европы (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды) вроде бы опровергает этот тезис. Однако монархии эти сильно ограниченные, от королей и королев в них практически ничего не зависит, такой строй установлен в этих странах века назад, и следование ему — дань традициям. Расставание с монархическим устройством в католических и православных странах Европы происходило намного позднее и драматичнее (можно привести примеры Италии, Португалии, России, Болгарии, Румынии, Австрии).

Протестантизм стоит на страже гражданских свобод человека, таких как свобода совести, защита имущества (в этом проявляется его демократизм)2.

Протестанты считают, что не человек создан для веры, а вера для человека, поэтому излишняя пышность и сложность церкви наносит лишь вред, принося обогащение священническому сословию, а не простым верующим. По мнению же православных и католиков, протестанты предлагают людям облегченное христианство, приспособленное к падшему и греховному человеку, не способное привести к духовному возвышению, а тем более к спасению.

Протестанты не почитают мощей и мест жизни святых, поэтому паломничество в протестантизме не получило большого развития. Но очень широко распространено миссионерство, призванное увеличить численность протестантских конфессий. В связи с тем, что в протестантских церквах каждый верующий может трактовать Библию, число проповедников ограничено лишь численностью самих протестантов. Наиболее красноречивые и известные из них ездят с турами по всему миру, пытаясь убедить потенциальную паству в истинности своей веры. Протестантские миссионеры зачастую лишены чувства такта и пропагандируют свои взгляды излишне агрессивно, а опекают членов своих общин чересчур ревностно. Эта экспансия приводит к значительным проблемам в тех странах, где протестантизм не является традиционной религиозной системой (например, в России). Временами создается впечатление, что миссионеры-протестанты и их церковные организации сознательно провоцируют межконфессиональные конфликты. Из последних примеров наиболее показателен захват в Афганистане в заложники группы южнокорейских миссионеров, бездумно отправленных своим руководством в одну из наиболее горячих точек современного мира на верную гибель.

Для протестантизма характерно стремление к интеграции разных течений христианства (не только протестантских), которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей. Это движение известно под названием экуменизма3 и ставит своей целью усиление влияния религии и ограничение атеизма.

Таблица 1

Основные догматические различия между протестантизмом и другими ветвями христианства

Протестантизм Католицизм и православие
Спасение достигается исключительно личной верой человека (принцип Sola Fide — «только вера») Спасение даруется Богом и церковью
Отсутствие единого главенствующего руководящего центра, формальная независимость протестантских течений Четкая иерархическая соподчиненность частей единой церкви
Признание только Священного Писания (Библии) (принцип Sola Scriptura — «только Священное Писание») Признание наряду со Священным Писанием и Священного Предания (труды отцов церкви, жития святых и др.)
Снятие догматических различий между священником и мирянином, упразднение церковной иерархии. Глава религиозной общины — обычный человек Четкое выделение священства — посредников между Богом и верующими. Глава религиозной общины — священник, прошедший обряд рукоположения
Любой верующий может трактовать Священное Писание Трактовать Священное Писание могут только священники
Отсутствие монашества и монастырей Монашество и монастыри — влиятельные церковные институты
Сохранились лишь два таинства — крещение и причащение Число таинств — семь
Отсутствие элементов причащения — вина и хлеба Хлеб и вино на литургии пресуществляются в тело и кровь Христа
Максимальное удешевление и упрощение церковных обрядов Церковные обряды пышны и церемониальны
Церкви (молельные дома), как правило, оформлены аскетично. Иконы, алтарь, скульптуры, колокола отсутствуют Храмы имеют богатое убранство, верующие на молитву сзываются колокольным звоном
Упразднены молитвы за умерших («мертвому уже не поможешь»), молитвы святым («на небе человека слышит лишь один Бог») и праздники в их честь, отсутствует почитание мощей и образов (считается идолопоклонством) Развитый культ святых, мощей, священных образов, обращение в молитвах не только к Богу, но и к святым
Богородица — обычный человек Особое почитание Богородицы
Посты только личные Соблюдаются календарные посты
Богослужение ведется исключительно на национальных языка Большую роль в богослужениях играют латинский (католицизм), церковнославянский и греческий языки (православие)
Брак не священен, разводы допускаются, хотя и
не приветствуются
Брак — священное таинство, церковный брак нерасторжим
Сильные догматические различия между отдельными течениями Унификация догматики во всех католических или всех православных общинах

Основные течения протестантизма

Протестантизм не является единой религиозной системой, он распадается на несколько течений, порой весьма далеко расходящихся в догматике. Наиболее близки католицизму лютеранство и англиканство, в них сохранились, пусть и в переработанном виде, многие общехристианские обряды. Наиболее далеко ушли от католической церкви и от христианства вообще маргинальные (крайние) протестантские направления — Свидетели Иеговы, мормоны и др.

Возникновение лютеранства связано с именем Мартина Лютера. Оно получило распространение в северной части Германии, Скандинавских странах (включая Финляндию), Эстонии, Латвии, Гренландии, Намибии. Лютеране сохранили элементы католической литургии (богослужения). Лютеранские храмы называются кирхами (от немецкого Kirche — «церковь»), в них, в отличие от протестантских молельных домов, присутствуют распятие, алтарь, возжигаются свечи, допускается настенная роспись. Лютеранские священнослужители — пасторы во время службы надевают церковные облачения. Пасторы избираются и остаются в сане пожизненно. В лютеранских церквах пастором может стать и женщина.

Англиканство — протестантское течение, распространившееся в Англии и бывших британских колониях. До сего дня в англиканской церкви нет ясного вероучения, в нем объединены лютеранские и католические догматы. Сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. Глава церкви — британский монарх (ныне Елизавета II), который назначает епископов, выше всех — архиепископ Кентерберийский. Англиканская церковь отличается от прочих протестантских церквей наличием четкой церковной иерархии.

Кальвинизм происходит из учения Жана Кальвина. Он считает человека существом с исключительно греховной натурой. Кальвинисты верят, что судьба каждого человека предопределена Богом еще до рождения: те, кто отмечен Божьей милостью, успешны в учебе и бизнесе, только они достигнут спасения, неудачникам же уготован ад. Кальвинисты отрицают любые изображения в храмах и особые облачения для совершающих обряды. Наиболее прочные позиции кальвинизм занимает в Шотландии, Нидерландах, Швейцарии, Венгрии, американских штатах Новой Англии (Массачусетс, Коннектикут и др.), ЮАР, где его исповедуют африканеры (буры). Каждая община кальвинистов формально независима и не подчиняется другой общине.

Баптизм возник в первой половине XVII в. и получил распространение преимущественно в США. Догматика и обрядность этой протестантской церкви как нельзя лучше соответствует принятой в США модели общественной жизни. Баптисты упростили культовую и церковную организацию, крещение они совершают лишь над взрослыми (обычный возраст крещения — 12–14 лет), так как считают, что к принятию веры необходимо подходить осознанно. Крещение принимается погружением, а не окроплением. Две трети баптистов мира проживает в США, причем доля баптистов выше среди афроамериканского, а не белого населения страны.

Протестантская церковь меннонитов получила название от Менно Симонса, голландского священника, пытавшегося создать в мире первое «коммунистическое государство», в котором вся собственность была бы общей. Так же, как и баптисты, меннониты совершают крещение в сознательном возрасте. Меннониты проповедуют смирение, неприятие насилия, отказываются от армейской и государственной службы, не дают клятв. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление. Обязательная церемония при встрече меннонитов — обмен братскими поцелуями. Большинство живет в США, Канаде, Нидерландах, Германии.

Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от гораздо менее радикальной англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение. Половина всех методистов мира проживает в США.

Основа вероучения пятидесятников — миф о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего апостолы получили дар пророчествования — «говорения на иноязыках». В пятидесятничестве большое место занимает проповедь близости второго пришествия и конца света. Пятидесятники придают большое значение мистическому общению с Богом. Для них характерны мистическая обстановка молений, вера в явления и видения, культ пророков и пророчиц. По мнению пятидесятников, одно из главных свидетельств богоизбранности человека — внезапно обретаемый дар говорения на иных языках (глоссолалия). Наибольшее число пятидесятников — в Бразилии, США и странах Латинской Америки.

Адвентизм возник в 30-х годах XIX в. Адвентисты проповедуют близость конца света, второго пришествия Христа и наступления на Земле тысячелетнего царства Божьего. Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня, признающие святым седьмой (по западноевропейской традиции) день недели — субботу (все прочие христиане признают таковым воскресенье). Адвентисты живут в основном в США и Бразилии.

Особой протестантской конфессией стала «Армия спасения» — международная религиозно-филантропическая организация, созданная в 1865 г. и реорганизованная в 1878 г. по военному образцу. Возникнув в русле методизма, «Армия спасения» разделяет основные положения его вероучения. Крещение и причащение не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Полагается, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. С этой целью «Армией» созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи нуждающимся, заключенным и т.д.

Свидетели Иеговы — протестантская секта, основанная в 1878 г. в США. Иеговисты, строго говоря, не являются в полном смысле христианами, так как признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа — порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир — царство Сатаны, в скором времени состоится битва (Армагеддон) между ним и Иеговой, в которой погибнет все человечество за исключением самих иеговистов. Только после Армагеддона на земле установится царство Божие. Конец света ожидался иеговистами в 1914, 1920, 1975 и 1984 годах. В секте существует жесткая дисциплина. Каждый верующий может оставить себе из своих доходов только ту часть, которая обеспечивает скромное существование для него и его семьи, остальное же передается организации. Член секты обязан по меньшей мере 10 часов в месяц отдавать миссионерской работе по привлечению новых верующих. Поскольку иеговисты воспринимают государство орудием Сатаны, верующим категорически запрещается служить в армии, участвовать в выборах, занимать какие-либо государственные должности. Свидетели Иеговы отвергают переливание крови, которое воспринимают как грех принятия крови в пищу. Женщины занимают подчиненное положение в секте. Общины иеговистов четко централизованы, существует взаимосвязанная сеть ячеек по всему миру. Половина численности приходится на США.

Мормоны4, или приверженцы Церкви Иисуса Христа святых последних дней, проживают в основном в США (преимущественно в штате Юта, центр конфессии — Солт-Лейк-Сити). Вероучение мормонов настолько сильно отдалилось от традиционного христианства, что многие исследователи затрудняются назвать его христианским. Церковь основана в США в первой половине XIX в. Джозефом Смитом. Главный источник вероучения — «Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) включает положения иудаизма, христианства и других религий. Мормоны считают, что их учение призвано дать человеку счастье как в земной, так и в посмертной жизни, рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Мир и развитие подчиняются «закону прогресса», жизнь стремится к большему совершенству. Сущность зла и греха — не неповиновение Богу, а восстание против закона прогресса. Мормоны тоже ожидают скорого конца света, ведут миссионерскую деятельность по всему миру, враждебны другим церквам и экуменическому движению.

География протестантизма

Протестантизм изначально получил распространение в основном в северной части Северного полушария. Протестантские страны — главные центры промышленного переворота Нового времени, мировые экономические лидеры XVII—XX вв. Именно протестантизм послужил идеологической и религиозной основой развития капитализма, так как в наибольшей степени был ориентирован на поддержку частной собственности и свободы предпринимательства.

В Европе протестанты преобладают в Великобритании, Норвегии, Швеции, Исландии, Дании, Финляндии, Эстонии, северных частях Германии и Нидерландов. Сравнительно много приверженцев протестантизма в Швейцарии, Венгрии, Латвии. Граница между протестантами и католиками в Западной Европе — это, прежде всего, граница между присваивающим и производящим хозяйством. В северных европейских странах слишком холодно для того, чтобы обеспечивать себя продуктами питания. Для их приобретения необходимо было добиться оживления торговли, достичь свободной конкуренции, а это было немыслимо при преобладании полуфеодальных католических отношений в обществе.

Первые буржуазно-капиталистические государства мира — Республика Соединенных провинций (Нидерланды) и Соединенное королевство (Великобритания) перенесли свое вероисповедание на колонизируемые земли. Так протестантизм достиг новых территорий, укрепившись в Северной Америке (США и Канада), на юге Африки (ЮАР, Намибия), в Австралии и Океании. Теперь все эти пространства входят в протестантский этнокультурный регион, ядрами которого являются Великобритания (англиканство), Северная Европа (лютеранство) и США (баптизм).

Численность протестантов в мире приближается к 600 млн человек. Прирост ныне достигается больше не по естественным демографическим причинам, а из-за активной миссионерской работы. Наиболее быстро увеличивается численность баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы. За последние 20—30 лет многократно увеличились общины протестантов в Бразилии, Мексике, Гватемале, Венесуэле, Южной Корее, Индонезии, некоторых африканских странах. Активно, а порой агрессивно, протестанты вербуют своих сторонников и в странах СНГ, особенно в России, на Украине, в Казахстане и Киргизии. Ныне основная часть протестантов проживает в Северной Америке и Африке (табл. 2), а не в Европе, где протестантизм зародился. Подобную территориальную эволюцию мы прежде наблюдали и на примере католицизма. США — ведущая протестантская страна мира (табл.  3), здесь проживает более четверти всех протестантов, протестанты преобладают в правящих кругах и бизнес-элите страны. Все американские президенты, за исключением католика Джона Кеннеди, были протестантами5.

Таблица 2

Распределение протестантов по регионам мира, 2005 г.

Регион Численность населения,
млн чел.
Численность протестантов,
млн чел.
Доля протестантов
в населении,
%
Европа и СНГ 800 107 13,4
Азия 3850 60 1,6
Африка 906 157 17,3
Северная Америка 329 173 52,6
Латинская Америка 559 63 11,3
Австралия и Океания 32 14 43,8
Мир в целом 6476 574 8,9

Дело, начатое немцем Мартином Лютером, в США было продолжено известным борцом за права чернокожего населения, протестантским священником Мартином Лютером Кингом, убитым в результате покушения. День его памяти теперь входит в перечень национальных праздников США.

Таблица 3

Страны мира с наибольшей численностью протестантов

Страна Численность протестантов,
тыс. чел.
Доля протестантов
в населении страны,
%
США 162 654 55
Великобритания 36 000 60
Нигерия 34 125 27
Германия 31 324 38
ЮАР 30 154 68
Бразилия 27 917 15
Китай 15 676 1
Индонезия 14 276 6
Кения 12 855 38
Конго (Киншаса) 12 017 20
Уганда 9 544 35
Канада 9 513 29
Филиппины 8 786 10
Южная Корея 8 760 18
Швеция 7 742 86
Австралия 7 634 38
Индия 7 562 1
Венесуэла 7 359 29
Эфиопия 7 305 10
Гана 6 940 33
Мексика 6 372 6
Нидерланды 5 414 33
Танзания 5 147 14
Дания 4 943 91
Гватемала 4 836 33
Мадагаскар 4 510 25
Финляндия 4 445 85

Протестантская культура и этика

Протестантскую культуру нельзя так же четко определить, как, например, католическую или православную. Виной тому сложность структуры и внутренняя противоречивость протестантизма. Одни направления протестантизма допускают и приветствуют развитие всех отраслей культуры, другие, наоборот, аскетичны (кальвинисты, Свидетели Иеговы, мормоны) и запрещают лицедейство, увеселения и другие занятия, отвлекающие верующих от молитвы и мыслей о Боге.

С одной стороны, известный либерализм протестантизма снимает ограничения на использование художественных форм и сюжетов, почти нет запретных и табуированных тем. С другой стороны, протестантская культура, возникнув как иконоборческая, обвиняющая католическую культуру в чрезмерной дороговизне, элитарности и усложненности, характеризуется как утилитарная, унифицированная, рассчитанная на массовое потребление.

Характерным образом развивалась литература, поэзия, архитектура, музыкальная культура протестантского этнокультурного региона. За прорывами новаторских откровений лучших представителей шли бесчисленные подражания, пытающиеся достичь коммерческого успеха на использовании «раскрученных» художественных форм и образов.

В современном мире главными статьями «культурного экспорта» протестантского региона служат кинематограф (прежде всего, за счет усилий «фабрики грез» — Голливуда) и музыка. Именно последняя заложила основы современной популярной музыки. Американские музыкальные стили — джаз, блюз, регги, кантри, прежде существовавшие в относительно узких границах расовых и этнических групп, стремительно завоевали мир. В недрах афроамериканского народного творчества зародился жанр спиричуэлс (от английского spiritual — «духовный, религиозный») — песни с религиозным содержанием, исполняемые на протестантских богослужениях. Американские спиричуэлс были положены англичанами — композитором Эндрю Ллойд-Уэббером и поэтом Тимом Райсом — в основу первой в мире рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» (1970 г.), смелого экспериментального прочтения евангельского сюжета, которое могло появиться лишь в условиях протестантского общества. Образ Христа в опере необычен для восприятия католиков и православных — он слишком реалистичен и антропоморфен:

Духом я не пал...
Просто я устал,
Эти долгие три года
Растянулись на три века...
Так, закончу то, что начал...
Впрочем нет! Что ты задумал!
Выбор мне не дан.
Ты решил всё сам!
Что ж, я выпью эту чашу!
На кресте расстанусь с жизнью!..
Бей, терзай, развей мой прах,
Пока я весь в твоих руках!..

(Перевод А.Карпова)

Протестантской этике свойствен культ личной свободы, пропаганда труда, закрепление прав на свободное предпринимательство и неприкосновенность частной собственности. Немного утрируя, можно сказать, что прагматики-протестанты часто относятся к религии (и ко всему духовному вообще) как к бизнес-проекту, что призван приносить прибыль. Поведение руководителей протестантских общин сродни поведению менеджеров. Они на своем примере доказывают, что веру можно продавать как товар, оказывая «религиозные услуги». Структура протестантских церквей часто сращивается с политикой и бизнесом.

Еще одно качество, культивируемое протестантами, — законопослушание. В их обществе человек имеет полную свободу, но в рамках действующего закона. «Долг народа — молиться за правительство, почитать его представителей, платить налоги и подати, повиноваться его законным постановлениям и подчиняться ему по совести». (Вестминстерское исповедание веры, Англия, 1643–1649 гг.)

Протестантизм создал особую трудовую этику — религиозно обоснованную доктрину о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Социологи объясняют экономический успех протестантских государств тем, что трудовая этика распространяется там не только на основную массу населения, но и на правящие группы и предпринимателей.

Известный немецкий социолог, историк и экономист Макс Вебер заметил, что в Германии (население которой, напомним, почти в равной пропорции представлено католиками и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они в начале ХХ в. составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. В тот же период наиболее динамично развивались и другие протестантские страны: США, Великобритания, Нидерланды. Это происходит, по мнению Вебера, из того, что многие протестантские предприниматели рассматривают свой деловой успех как подтверждение Божьей милости, которая может уйти от них, есть дать волю лености и праздности. В протестантизме почитается любой труд, независимо от его себестоимости и квалификации, запрещены задержка заработной платы и жестокость по отношению к подчиненным.

Протестантизм в России и СНГ

Протестантизм стал проникать в Россию уже в первые десятилетия своего существования (XVI в.). В нашу страну прибывали шведские купцы, северо-германские толмачи, лекари, типографы. Среди этих людей было немало последователей учения Лютера, им было предоставлено преимущественное перед католиками отправление богослужения (последним не дозволялось иметь в Москве своих храмов), так как лютеранство тогда казалось меньшим злом, нежели католицизм.

Царь-реформатор Петр I, как известно, преклонялся перед экономическими, военными и политическими успехами бурно развивавшихся протестантских стран Европы — Нидерландов, Англии и Швейцарии. Он неоднократно бывал в протестантских странах, пытаясь перенести на российскую почву полезные нововведения. При этом в религиозном смысле Петр оставался верным православию, но некоторым протестантским веяниям все же удалось проникнуть в Россию вместе с петровскими реформами и потоком иностранцев.

В XVIII и XIX вв. в Россию направился поток немецких колонистов, осевших в северном Причерноморье и на Волге. Среди поселенцев в Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерниях было много немцев-меннонитов, гонимых со своей родины за присущую им аполитичность. В XVIII в. на Украине появилась секта духоборов, пытавшаяся применить опыт протестантской Реформации на примере православия, позже из духоборов выделилась секта молокан.

В XVIII — начале ХХ вв. российский императорский дом постоянно пополняли лютеране, как правило, это были невесты великих князей, накануне свадьбы принимавшие православие. Некоторые из них становились позже царствующими императрицами. В конце 80—90-х годов прошлого века Россию и страны СНГ, испытывавшие глубокий экономический и духовный кризис, накрыла волна протестантского миссионерства. На начало XXI в. численность российских протестантов, как старых (немцы, эстонцы, финны), так и новообращенных, по разным оценкам составляет от 300 тыс. до 2 млн человек.

Вопросы и задания

1. Какие важнейшие догматические различия существуют между католицизмом и протестантизмом?

2. Чем можно объяснить тот факт, что протестанты — наиболее многочисленная конфессиональная группа в Австралии и Океании?

3. На картодиаграмме «Численность протестантов по странам мира» реконструируйте этапы расширения географического ареала протестантизма. Обведите кружки, показывающие численность протестантов в первоначальных протестантских странах, красным цветом.

4. Какова роль протестантских стран в мировом разделении труда? В производстве каких видов продукции они занимают ведущие места?

5. Проанализируйте на одном из образцов протестантской художественной культуры (кинофильм, литературное произведение, музыкальное произведение, архитектурный памятник) особенности протестантской этики и протестантского менталитета.

Ссылки в Интернете

http://calvinism. ru — сайт российских кальвинистов;

http://protestantism. ru — миссионерский сайт российских протестантов;

http://jesuschrist. ru — русскоязычный портал протестантских Интернет-ресурсов;

http://www. evangelie. ru — сайт евангельских христиан;

http://protestant. christianityinview. com/index. html — англоязычный сайт об основах протестантизма и его отличиях от других ветвей христианства;

http://www. lutheranworld. org — Всемирная федерация лютеран.


1 Сам термин «протестантизм» восходит к латинскому слову protestans (родительный падеж — protestantis), что означает «доказывающий». Интересна семантика слова: никакого contra в нем нет, лишь pro. Значит, буквальный и, возможно, изначальный перевод слова «протест» — это все же выступление «за», а не «против».

2 От демократизма не осталось и следа в тоталитарных сектах маргинального протестантизма (Свидетели Иеговы, мормоны и др.).

3 От греческого ойкумена — «обитаемый мир». Экуменистическая церковь — всемирная церковь.

4 О мормонах смотри: Лузанов А.М. Мормонский Запад США// География № 1/1999.

5 Наиболее известными президентами из англиканской Епископальной церкви США были Джордж Вашингтон, Джеймс Мадисон, Теодор Рузвельт, Франклин Рузвельт, Джордж Буш-старший. Самые известные баптисты в Белом Доме: Гарри Трумэн, Джимми Картер и Билл Клинтон. Из общины кальвинистов вышли президенты Вудро Вильсон, Дуайт Эйзенхауэр и Рональд Рейган. Из методистов наиболее узнаваем действующий американский президент Джордж Буш-младший (прежде он, как и отец, относил себя к епископалам), к методистам относились и Улисс Грант, Ратерфорд Хейс, Уильям Мак-Кинли. Американским президентом никогда не был лютеранин, иудей, мормон, мусульманин или православный.