Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 

О.В. КРЫЛОВА

 

Система практических работ
по географии в 6–10 классах

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Практические работы по географии
18 Лекция 2. Примерное содержание и методика организации практических работ в 6-м классе
19 Лекция 3. Примерное содержание и методика организации практических работ в 7-м классе
20 Лекция 4. Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе

Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе
22 Лекция 6. Проектная деятельность учащихся по географии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Примерное содержание и методика организации практических работ в 10-м классе
24 Лекция 8. Система практических работ по географии

Итоговая работа

В седьмом классе изучается один из самых больших по объему содержания курсов школьной географии, сопоставимый по этому признаку с географией 10-го класса. При этом в каждой новой программе в содержание курса добавляется что-то новое, например, о типах стран современного мира, об их экономике и политическом устройстве и т.д. Таким образом, наблюдается явное сближение географии 7-го и 10-го классов по содержанию. При этом время на изучение географии в 7-м классе в лучшем случае остается неизменным — 2 часа в неделю, в худшем — сокращается. (В реальном учебном году даже отведенные программой 68 часов не всегда набираются: то праздники, то грипп, то актированные дни, в результате постоянная нехватка времени, не добавляющая комфорта в работе.)

В настоящее время можно выделить два основных направления модернизации содержания школьной географии 7-го класса. Первый предполагает изучение общих особенностей природы Земли — материков и океанов, условий жизни и хозяйственной деятельности населения и нескольких (до 20 и более) государств мира как наиболее ярких примеров, характерных для крупных регионов в пределах каждого материка. Важным образовательным результатом этого подхода к построению содержания является усвоение учащимися общих географических закономерностей как основ теоретических знаний по географии. Этот принцип построения учебного предмета реализован в учебниках: «География материков и океанов. 7 класс» В.А. Коринской и др. (М.: Дрофа), «География. Материки, океаны, страны и народы. 7 класс» Д.П. Финарова и др. (М.: Астрель, СПб.: СпецЛит), «Материки и океаны. 7 класс» О.В. Крыловой (М.: Просвещение); при этом есть и принципиальные различия в структуре содержания и методических особенностях названных учебников.

Второе направление наиболее ярко представлено в учебнике «Население и хозяйство мира. География. Страноведение. 7 класс» под ред. О.А. Климановой (М.: Дрофа). Предметом изучения являются крупные регионы мира и государства. Основной блок курса предваряют введение и раздел «Население и хозяйство мира». В соответствующей программе значительно представлен страноведческий и культурологический аспект: тут вам и «Обрабатывающая промышленность Швеции», и «Дания — страна Андерсена и Русалочки», «Индустриальная мощь Англии, вересковые пустоши Шотландии, кельтское наследие Уэльса», «Разнообразие немецких городов: Берлин, Гамбург, Мюнхен», «Дюны и янтарь», «Флоренция — классическая Италия», «Сады Болгарии»1 и т.д. Так и хочется начать радоваться за учащихся и их будущий кругозор, но в пояснительной записке к программе — словно ушат холодной воды на голову, возвращающий к реальностям школьных будней: «Построение курса подразумевает отведение, как правило, одного урока на изучение различных регионов»2. Осмелюсь предположить, что в этом случае велика вероятность, что «образ региона» ограничится заголовками.

Однако главный вопрос в другом. В настоящее время получить информацию о любой стране мира не представляет трудностей для учащихся, имеющих доступ в Интернет. Даже не беря в расчет домашние компьютеры и многочисленные компьютерные клубы, можно говорить о том, что очень многие школы уже готовы предложить своим учащимся доступ в Сеть и если все еще не имеют его, то получат в ближайшие годы. (Парадокс, но сегодня получить в кабинет компьютер иногда легче, чем набор стенных карт.) При этом все без исключения ученики — от пятерочников до троечников — без особого труда скачивают и распечатывают страницами готовые информационные тексты по требуемой теме. Умеют ли их анализировать? Различать по степени достоверности, информационной насыщенности и т.п.? При резком усилении направленности содержания на фактологию сумеют ли элементарно объяснить, почему в одной стране жарко, а в другой холодно; или жарко и влажно, а не жарко и сухо?

Не праздный вопрос: что важнее для интеллектуального развития ученика — приоритет в содержании курса отдельных и часто разрозненных фактов и сведений об отдельных странах, народах и регионах мира или изучение географических закономерностей посредством анализа, сравнений и обобщений пусть меньших по количеству фактических сведений? Во всех системах развивающего обучения признается приоритет теоретического знания и необходимость обучения оперированию не только отдельными фактами, но понятиями и закономерностями на доступном пониманию учащихся уровне сложности.

Не могу не обратить внимание еще на одно суждение в данной программе: «…в более слабых классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о странах мира, а теоретический блок свести до минимума. (Хочется понять: до какого минимума? — О.К.) В более сильных, наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов».3 Вот и вся недолга: нечего напрягаться и учить детей каким бы то ни было умственным действиям, — например, тому же обобщению, раз и навсегда решив за них, что им (всего второй год изучающим географию!) уже не дано понять сей школьный предмет. Не слишком ли легко мы стали делить детей на сильных и слабых, ведь за этими, невинными на первый взгляд эпитетами подразумевается: на умных и глупых, способных и неспособных, соображающих и тупых? Почему неумение обеспечить элементарный уровень доступности содержания школьной географии становится причиной дискриминации детей по интеллектуальному признаку и оправданием неумения научить учеников рассуждать, сравнивать, объяснять и обобщать географическое содержание учебного предмета основной общеобразовательной школы?

Дальнейшее развитие умения
определять географическое положение

Успешность учащихся в изучении географии тесно связана с уровнем владения картографическими умениями. В 7-м классе продолжается формирование одного из основополагающих базовых умений — определения географического положения территории и (или) отдельных объектов, но в отличие от 6-го класса эта работа проводится не только по физической и политической картам, но и по различным тематическим картам. Кроме того, все больше внимания уделяется не столько описанию географического положения, сколько установлению его следствий. Построим возможную последовательность практических работ на основе этого умения при изучении материков.

Практическая работа.

Определение географического положения Африки4

Проводится по физической карте мира при изучении первого по порядку изучения материка. Работа тренировочная, традиционная по содержанию практическая работа с целью обучения описанию географического положения материка. Школьники могут выполнять ее на основе предоставленного им готового типового плана, что крайне нежелательно.5

Работа может выполняться учащимися в процессе последовательного обсуждения порядка ее выполнения под руководством учителя или после предварительного коллективного обсуждения, т.е. частично самостоятельно.

Форма представления результата — текст в форме устного рассказа по карте, ограниченного во времени, например до 2 минут. Учитывая, что для семиклассников это первый опыт монологического ответа на данную тему, можно рекомендовать выставлять отметки лишь тем учащимся, которые успешно справились с заданием, или не ставить их совсем. Дома ученики могут подготовить качественные ответы на основе проделанной в классе работы, следовательно, быть оцененными на следующем уроке. Подобное домашнее задание не потребует много времени на подготовку, так как ответ у доски ограничен по времени. Целесообразно опросить как можно большее количество учащихся, т.е. предоставить возможность приобретения опыта устного монологического ответа по карте.

Дальнейшее изучение материка — его рельефа, строения, климатических условий, как правило, не связывается с определением географического положения, и напрасно.

Обучающая тренировочная практическая работа.

Определение географического положения Африки в системе литосферных плит

Проводится по тематической карте строения земной коры. Получив задание рассказать о местоположении Африки, ученики могут выявить положение материка относительно современных границ литосферных плит и сделать возможные выводы и предположения о наличии и расположении горных стран, вулканических явлениях, возможных землетрясениях и потенциальной угрозе цунами; определить, частью какой литосферной плиты (или каких плит) является материк, направление их перемещения и какие явления возможны на границах. Результат работы — устный рассказ по карте. Возможен еще один вариант проведения: сначала устное составление и прослушивание нескольких рассказов с использованием физической карты и карты строения земной коры, затем самостоятельная письменная итоговая работа небольшого объема по этой же теме. В этом случае оценка выставляется всем учащимся.

Обучающая практическая работа.

При изучении климата материка определить его положение относительно: а) поясов освещенности; б) тепловых поясов; в) климатических поясов, т.е. систематизировать знания о материке

По мере изучения темы ученики последовательно рассматривают влияние географического положения на природу материка в целом и его частей, на размещение населения и хозяйственную деятельность. Следовательно, в конце изучения темы возможны, например, несколько вариантов проведения итоговой работы.

Итоговая практическая работа (простой вариант).

Определение географического положения страны в Африке [Египта, Ливии, Конго, Намибии — на выбор] и его влияние на размещение населения и его хозяйственную деятельность

Результат работы — текст, написанный на основе нескольких карт атласа. Работа может выполняться частично самостоятельно (например, с предшествующим коллективным обсуждением возможного содержания) или полностью самостоятельно. Обучающий характер работы заключается в том, что учащимся предстоит использовать не только физическую, но и другие карты — политическую, климатических поясов, природных зон, плотности населения, комплексную и т.д. — по выбору. Учитывая реальное отведенное на работу время, целесообразно также ввести некоторые ограничения (например, уточнить: «приведите два-три примера влияния…») или ограничиться только рассмотрением размещения населения или только хозяйственной деятельностью.

Итоговая практическая работа (более сложный вариант).

Сравните географическое положение двух африканских стран [Египта и Судана, Марокко и Западной Сахары, Конго и Кении, Намибии и Мозамбика] и приведите один-два примера его влияния на размещение и хозяйственную деятельность населения этих государств

Перечисленные выше страны, как правило, не изучаются, но, если знания и умения пользоваться тематическими картами усвоены не формально, работа будет выполнена успешно. В любом случае она диагностирует уровень подготовки учащихся к переносу имеющихся знаний и умений на новое содержание.

Изучение материков начиная с Африки продиктовано дидактическим принципом от простого к сложному, соблюдение которого обеспечивает условия успешного обучения. При изучении следующих материков и государств ученикам также предстоит определять их географическое положение, но учебные задания следует видоизменять.

Итоговая практическая работа.

Определение географического положения Австралии и особенностей природы материка, которые им определяются

Сравним: при изучении Африки как первого материка от учеников не требовалось тотчас называть следствия (хотя часть семиклассников, скорее всего, объясняла, что это один из самых жарких или самый жаркий материк Земли, потому что большая его часть находится в жарком тепловом поясе). При изучении последующих материков — в нашем случае Австралии — именно следствия географического положения стоит вывести на первый план и рассматривать в самом начале изучения.

У семиклассников достаточно знаний и умений, чтобы определить и сформулировать примерно следующее:

— бо'льшая часть Австралии находится в жарком тепловом поясе (или в экваториальном и тропическом поясе), следовательно, это один из самых жарких материков Земли;

— большая часть Австралии находится в тропических широтах, в которых выпадает мало осадков, следовательно, это очень сухой материк, бедный поверхностными водами (мало рек, большинство из которых пересыхающие; самое большое озеро — соленое);

— большую площадь на материке занимают тропические пустыни;

— на самом материке нет современных границ литосферных плит, поэтому там нет современных гор, нет действующих вулканов и землетрясений, которые могут быть только отголосками очень сильных землетрясений в Океании;

– …

По форме проведения работа может быть индивидуальной, групповой, например в парах, что проще организационно, или коллективной; по степени познавательной самостоятельности, в отличие от практической работы 1, может быть и полностью самостоятельной. По форме представления результата — текст, устный или письменный, который представляется на общее обсуждение. Заметим, что в зависимости от времени, выделенного на работу, ее объем и глубина содержания могут быть разными — от простого перечисления особенностей природы до описательно-объяснительных пояснений с привлечением дополнительных, кроме карт атласа, источников информации.

При изучении следующих материков полезно также не просто описывать их географическое положение, а предлагать учащимся различные задания на выявление его следствий и на сравнение.

Практическая работа.

Сравните географическое положение двух материков [Южной Америки и Африки, Южной Америки и Австралии, Южной и Северной Америки] и назовите сходства и различия их особенностей [природы материков, природы и условий жизни и размещения населения на материках…], которые ими определяются

Объем содержания работы зависит от времени, которое будет выделено на ее выполнение; уровень сложности — по усмотрению учителя.

При изучении Северной Америки возможны следующие индивидуальные или групповые практические работы, темы которых представлены в форме учебных задач.

Практическая работа.

Своими очертаниями Северная Америка напоминает треугольник, развернутый к северу своим широким основанием. Назовите следствия этой особенности географического положения и конфигурации материка

Результат работы может быть представлен в форме устных рассказов, подготовленных в группах, с их последующим обсуждением.

Опираясь на известные примеры влияния отдельных климатообразующих факторов на природу уже изученных материков и отдельных государств, семиклассники могут (должны суметь!) определить: а) условия свободного перемещения воздушных масс с севера на юг, а следовательно, условия частой смены погоды на материке; б) значительное, примерно до 52–54° с.ш., проникновение на юг тундры и лесотундры вдоль побережья Гудзонова залива; в) возможность вторжения тропических циклонов с акватории Карибского моря Мексиканского залива; г) возможность образования смерчей (торнадо) в центральных районах материка; и т.д.

Практическая работа.

Сравнительная характеристика природных условий Африки и Северной Америки. Площадь Северной Америки 20,36 млн км2. По этому показателю она значительно уступает Африке, площадь которой 29,2 млн км2. Сравните природные условия этих материков и сделайте соответствующие выводы

Заметим, что задание может быть конкретизировано по усмотрению учителя.

Практическая работа.

Определите координаты крайних точек Евразии. Что вы можете рассказать о природных условиях Евразии, опираясь на эти знания?

Таким образом, обучение умению определять географическое положение объектов идет на протяжении всего времени изучения, но с разными образовательными задачами, уровнем и степенью познавательной самостоятельности и на основе разных картографических источников.

Организация и проведение практических работ
на основе тематических карт

В 7-м классе начинается систематическая работа с тематическими картами, большинство которых отличается емким и многоаспектным содержанием и, как следствие, имеет очень объемные легенды. Следовательно, необходимо научить учеников работать с каждой из новых тематических карт и лишь после этого предлагать на их основе самостоятельные комплексные задания, в том числе творческого характера.

Умение читать тематическую карту означает, во-первых, умение считывать с карты информацию по каждому элементу ее содержания и выражать эту информацию в форме отдельных суждений или рассказов заданного объема. Следовательно, обучая работать с новой картой, необходимо предложить ученикам задания по каждому элементу содержания. Во-вторых, умение соотнести содержание данной тематической карты с другой (физической или иной тематической) на предмет установления пространственных, причинно-следственных, временных связей и т.п. Следовательно, и для этого необходимы соответствующие учебные задания. Наконец, в-третьих, для того, чтобы читать (в смысле понимать и использовать) тематическую карту, учащимся необходимы теоретические знания по данной теме: например, чтобы приводить по карте примеры проявления широтной зональности, ученику следует знать, что такое зональность; или для того, чтобы найти на карте «примеры проявления тех или иных климатообразующих факторов», надо эти самые факторы тоже знать. Научить этому — длительная и не одноразовая работа. Именно по этим причинам проведение общего «урока-знакомства с картами как источниками информации» в начале учебного года представляется малоэффективным. Приведем пример.

Обучающая практическая работа.

По климатической карте мира (атлас 7-го класса) выполнить следующие задания:

1. Определите абсолютные минимумы и максимумы температуры воздуха, зафиксированные: а) на северо-востоке Евразии; б) в Австралии; на юге Европы; в) на побережье Персидского залива; г) в пустыне Сахара.

2. Определите абсолютные рекорды температуры воздуха, зафиксированные: а) на территории Индии; б) на Кубе; в) в Индонезии; г) в Испании; д) в Канаде.

3. Сравните абсолютные показатели самой высокой и самой низкой температуры воздуха, отмеченные: а) в Северной и в Южной Африке; б) на широте Северного полярного круга на севере Европы и на северо-востоке Азии.

4. Определите средние температуры самого теплого и холодного месяцев и вычислите годовую амплитуду температуры воздуха: а) на острове Новая Гвинея; б) в пустыне Сахара; в) в пределах Скандинавского полуострова; г) на востоке Евразии; д) на острове Гренландия.

5. (Обобщающее задание.) Составьте устный рассказ из 8—10 предложений о распределении температуры воздуха на Земле. Определите тему своего рассказа и отберите содержание, которое позволит вам ее раскрыть.

6. Определите, какое количество осадков выпадает: а) на большей части пустыни Сахара; б) на Амазонской низменности; в) на Западно-Сибирской низменности; г) на большей части Европы; д) на полуострове Лабрадор.

7. Расскажите, как изменяется количество осадков: а) на о. Мадагаскар; б) на о. Новая Гвинея; в) на Скандинавском полуострове. Расскажите о причинах, которые влияют на размещение атмосферных осадков этих территорий.

8. Экваториальные широты — самые увлажненные части земной поверхности. Расскажите, какое количество осадков выпадает в этих широтах.

9. Определите, на каких материках и в каких частях материков выпадает наибольшее количество осадков в год. Какое?

10. Приведите примеры государств мира, на территории которых выпадает: а) более 2000 мм/год; б) менее 100 мм/год.

11. Назовите, в каких частях океанов выпадает более 2000 мм/год.

12. Есть ли на Земле: а) самый сухой материк или материки? Объясните свой ответ.

13. (Обобщающее задание.) Составьте устный рассказ из 8—10 предложений о распределении атмосферных осадков на Земле. Определите тему своего рассказа и отберите содержание, которое позволит вам ее раскрыть.

14. Определите, ветры каких направлений преобладают:

а) в районе о. Мадагаскар;

б) на Амазонской низменности;

в) на юге Южной Америки;

г) на о. Гренландия;

д) на п-ве Лабрадор.

15. Расскажите, под действием преобладающих ветров каких направлений находится: а) Великобритания; б) Норвегия и Швеция; в) государства Центральной Америки; г) приморские государства Юго-Восточной Азии; д) Бразилия.

Практическая работа как форма организации
познавательной деятельности, направленной
на получение новых теоретических знаний

Приведем пример такой работы.

Практическая работа.

На основе тематической карты «Строение земной коры» или картосхемы «Плиты литосферы» (см. атласы для 7-го класса), выполняя задания, учащиеся получают новые теоретические знания

I. Земная кора состоит из крупных блоков, называемых литосферными плитами. (Это новое для учащихся теоретическое знание.).

1. Назовите и покажите крупные литосферные плиты и определите особенность их названий. (Назвав плиты, ученики тотчас делают вывод, что названия большинства из них совпадают с названиями материков.)

2. Определите, из каких частей состоит большинство крупных плит и какими типами земной коры они образованы. (Семиклассники называют: из материков и частей омывающих их океанов, следовательно, плиты состоят из участков материковой и океанической земной коры.)

3. Есть крупные литосферные плиты, которые отличаются от названных. Назовите их и определите особенности строения. (Ученики называют особенности строения Тихоокеанской и Индо-Австралийской плит.)

II. Литосферные плиты движутся в горизонтальном направлении. (Это тоже новое теоретическое знание, которое тут же «включается в сферу действий».)

4. Назовите, в каком направлении и с какой скоростью перемещаются: а) Африканская литосферная плита; б) Южно-Американская; в) Северо-Американская литосферная плита;
г) приведите примеры скорости перемещения других плит.

5. Расскажите, в каком направлении и с какой скоростью перемещаются: а) Тихоокеанская плита; б) Антарктическая плита. (Отвечая на вопросы, учащиеся формулируют суждения на основе увиденного на карте — суть новых знаний по теме.)

6. Составьте устный рассказ о литосферных плитах из 5–6 предложений. Придумайте название своему рассказу. (Это уже промежуточное обобщение нового содержания: из отдельных суждений составляется монологический ответ — рассказ по теме. Обратим внимание, что краткость рассказа позволяет выслушать несколько учащихся, чьи ответы будут отличаться по содержанию и построению.)

III. Литосферные плиты имеют границы.

7. Определите, где проходят современные границы плит. (Учащиеся устанавливают: на суше — по горным поясам; в океанах — по срединно-океаническим хребтам. Важен именно факт установления этих пространственных связей самими учащимися!)

8. Приведите примеры горных стран, которые расположены в областях современных границ литосферных плит.

9. Определите, в состав какой литосферной плиты (или плит) входят: а) большая часть Аравийского полуострова; б) о. Мадагаскар; в) о. Гренландия; г) о-ва Новая Зеландия;
д) Большие Зондские острова.

10. Пользуясь политической картой мира, приведите примеры государств, территории которых полностью или частично расположены в зонах современных границ литосферных плит. Какие катастрофические природные явления могут происходить на территории этих государств? (Это тоже новое знание, кроме того, это пример практического значения теоретических знаний.)

11. Составьте устный рассказ. Тема или темы рассказов — нового обобщения знаний — могут быть предложены учителем или учащимися. Важно то, что учащимся есть что сказать по новой теме и они могут это сделать!

Приведем еще один пример.

Практическая работа.

Изменение климатических условий в Австралии вдоль 30° ю.ш.

1. Подпишите названия крупных форм природных объектов и рельефа по линии профиля [Большая пустыня Виктория, Центральная низменность, Большой Водораздельный хребет].

2. Проанализируйте данные таблицы и сформулируйте проблему, требующую объяснения.

3. Объясните причины возникновения климатических различий внутри тропического климатического пояса.

4. Заполните последнюю строку в таблице и сформулируйте новое знание о климатических поясах. Дополните определение климатического пояса.

5. Пользуясь картой «Народы и плотность населения мира» в атласе, сделайте вывод о размещении населения в разных климатических условиях тропического пояса.

В процессе выполнения работы учащиеся получают новые теоретические знания — о климатических областях. По содержанию эта работа представляет собой цепочку последовательных учебных заданий, выполняемых по картам атласа для 7-го класса. Для наглядности можно воспользоваться рисунком на доске или раздать ученикам заготовку учебного рисунка — профиль материка по 30° ю.ш. с соответствующей таблицей.

Работа может выполняться устно, при этом желательно предоставить учащимся возможность самостоятельно сформулировать итоговые выводы сначала устно, а затем записать их в тетрадях. Если работа выполняется письменно, то ученики последовательно записывают ответы, а затем и заключительный вывод. В этом случае в разных классах работа может занять весь урок или большую его часть (25–30 мин).

При выполнении работы семиклассникам предстоит выполнить следующие действия:

1. Установить количественные характеристики климатических условий на материке вдоль 30° ю.ш. по климатической карте.

2. Проанализировать их и сформулировать проблему — на востоке Австралии выпадает в 4–5 раз больше осадков, чем в центральной части материка или на его западном побережье. Почему в одном и том же климатическом поясе существуют такие существенные различия?

3. Опираясь на имеющиеся знания о климатообразующих факторах и умение устанавливать пространственные и причинно-следственные связи, пользуясь физической и тематическими картами — климатической и климатических поясов, назвать причины, способствующие выпадению осадков в Восточной Австралии. Учащиеся делают вывод о возможности существенных различий климатических условий внутри пояса — территорий, с разными климатическими условиями. Учителю остается лишь обратить внимание учеников, что они называются климатическими областями.

4. На основе уже нового теоретического знания о климатических областях объяснить особенности размещения населения и местоположении крупных городов в Австралии.

Итог: ученики получили новое знание на основе имеющегося и, опираясь на знания, полученные в процессе самой работы, сформулировали новые знания.

В свою очередь данная работа может послужить основой новой практической работы в форме учебного моделирования.

Практическая работа (учебное моделирование).

Как изменилась бы природа Австралии, если бы на месте Большого Водораздельного хребта располагались Австралийские Анды высотой 5000–6000 м.

Едва услышав условие задачи, семиклассники нередко сразу высказываются: «Климат Австралии будет еще суше!» Но, начиная размышлять и последовательно выстраивать возможные причинно-следственные связи, ученики выстраивают цепочку: подъем теплого, насыщенного влагой воздуха; конденсация водяного пара и выпадение в горах большого количества осадков; возможность образования горных ледников; ледники как источники постоянного питания рек, возможные изменения в питании Муррея и Дарлинга; возможные различия в увлажнении западных и восточных склонов гор и возможном наборе высотных поясов.

Результаты работы могут быть представлены текстом и рисунками.

Другие практические работы по моделированию и проектированию мы рассмотрим в лекции 6.


1 Сборник нормативных документов. География // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. С. 111—112.

2 Там же. С. 109.

3 Там же. С. 108.

4 Нумерация практических работ, предложенных в лекции, не соответствует возможной последовательности их проведения.

5 См.: Крылова О.В. Лекция 1. Устная речь учащихся от диалога к монологу//География,
№ 17/2006. С. 17–18.