Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №20/2007

Место


Пламень на северном краю
лесотундры

Пустозерск — первый русский город
за полярным кругом

 

Когда сложу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку», —
Гремел мой прадед Аввакум.

Сгореть в метельном Пустозерске
Или в чернилах утонуть?
Словопоклонник богомерзкий,
Не знаю я, где орлий путь.

Николай Клюев. 1916 или 1917

Городище Пустозерск, расположенное на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области, в 25–30 км к юго-западу от Нарьян-Мара, внешне — пустошь и кресты. Но для людей, которым дорога' настоящая Россия, Россия нонконформистов (не приспособленцев), это место полно сакрального смысла.

Аввакумов крест. Фото К. Кожурина
Аввакумов крест.
Фото К. Кожурина

Пустозерский острог был основан в 1499 г. при Иване III на берегу разветвленной реки Печоры (правобережье в начале печорской дельты), на одном из рукавов реки в 100 км от ее устья, на берегу оз. Пустое* (ныне Городецкое) — «на месте тундряном, студеном, безлесном». Острог, поставленный там, где лесотундра сменяется тундрой, играл роль крайнего военного форпоста Московского государства, был административным, экономическим и культурным центром Печорского края (от Баренцева моря до реки Вычегды, от Урала до реки Мезени).

Пустозерск был главным опорным пунктом в продвижении русских на северо-восток. Он сыграл заметную роль в освоении Крайнего Севера и Сибири. Жителям Пустозерска принадлежит немалая заслуга в открытии путей на арктические острова — Новую Землю, Шпицберген — и к устьям сибирских рек. С ним связаны первые поиски и добыча медных и серебряных руд на Русском Севере, а также первые попытки развития нефтяного дела в России.

Закрытие морского пути в Сибирь в начале XVII в.** лишило Пустозерск его роли перевалочной базы и опорного пункта на севере России.

Утрачивающий передовое значение Пустозерский острог служил местом ссылки. В период гонений господствующей церкви на старообрядцев в 1667 г. сюда были отправлены в заточение знаменитый протопоп Аввакум, симбирский протопоп Никифор, священник Лазарь, диакон Феодор и соловецкий инок Епифаний. Всех осужденных лишили духовного сана. Кроме того, священнику Лазарю и иноку Епифанию были отрезаны языки.

В пустозерской ссылке узники протомились 15 лет, терпя голод, холод, наготу, мрак землянок, тяжелый труд, унижения и оскорбления. Но это не сломило их духа. В тюремных земляных ямах у полярного круга была создана настоящая литературная школа. Отсюда раздавалась горячая проповедь во все края России. За годы пустозерского заключения одним только Аввакумом было написано свыше 40 сочинений, в которых он то обращался к властям с увещанием вернуться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя и наставляя их. Писали также и сподвижники Аввакума — инок Епифаний, священник Лазарь, диакон Феодор. В 1670 г., когда известия об их деятельности дошли до правительства, всем, кроме протопопа Аввакума, снова урезали языки, которые к тому времени чудесным образом отрасли, а также отрубили руки (престарелый протопоп Никифор к этому времени уже отошел в мир иной).

Фрагмент общегеографической карты дельты Печоры. Квадратиком означена территория Пустозерского историко-природного музея
Фрагмент общегеографической карты дельты Печоры.
Квадратиком означена территория Пустозерского историко-природного музея

В 1681 г. один старообрядец с колокольни Ивана Великого «метал» в толпу свитки с политическими карикатурами, обличающими властей. Как выяснилось, оригиналы на бересте изготовил сам протопоп Аввакум. Такого публичного себе позора власти простить не могли, и вскоре последовало решение о казни Аввакума и его сподвижников.

У памятника городу Пустозерску. Настоятель Поморской общины Нарьян-Мара о. Петр и преподаватель воскресной школы Невской Поморской общины Кирил Кожурин

У памятника городу Пустозерску.
Настоятель Поморской общины Нарьян-Мара о. Петр и преподаватель воскресной школы Невской Поморской общины Кирил Кожурин

14 апреля 1682 г., в Страстную пятницу, формально — за «великия на царский дом хулы», а фактически за свои религиозные убеждения, по настоянию патриарха Иоа-кима Аввакум был сожжен вместе со своими единомышленниками и соузниками.

В XVIII в. Пустозерский острог пришел в запустение и постепенно исчез с лица земли. Последние жители покинули это место в послевоенные годы. С 60-х годов здесь никто не живет. В 1962 г. из Пустозерска в соседнюю деревню Устье перевезён последний дом.

Деревянная доска у памятного креста: На этом месте 14/27 апреля 1682 г. были казнены сожжением в срубе вожди русского старообрядчества протопоп Аввакум — писатель, священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний

Деревянная доска у памятного креста: На этом месте 14/27 апреля 1682 г. были казнены сожжением в срубе вожди русского старообрядчества протопоп Аввакум — писатель, священник Лазарь, диакон Феодор,
инок Епифаний

В 1964 г. благодаря исследователю печорской старины В.И. Малышеву на месте брошенного поселения был поставлен каменный обелиск исчезнувшему городу, сложенный из фундамента последней пустозерской церкви.

Две резные лиственницы — старообрядческое двуперстие. Памятник мученикам за старую веру. Фото К. Кожурина

Две резные лиственницы — старообрядческое двуперстие.
Памятник мученикам за старую веру.

Фото К. Кожурина

Окрестности городища представляют слабовсхолмленную низменность, изрезанную многочисленными речушками, протоками, соединяющими небольшие озера округлой и овальной формы. Разнотравные луга на более высоких участках территории сменяются березовыми редколесьями с белыми коврами оленьего мха — ягеля.

Невысокие песчаные холмы — своеобразные северные дюны — довольно частое явление в этих местах. Отдельные котловины выдувания слегка поросли лишайником, а на их песчаных склонах — островки ягодников, как будто специально кем-то рассыпанных.

14-1.jpg (19614 bytes)

Деревня Устье на территории Пустозерского музея.
Дом Терентьевых

Деревня Устье расположена в 17 км от поселка Тельвиска, относится к Тельвисочному сельсовету. Между Устьем и Тельвиской проложена грунтовая трасса, не проезжая для обычного легкового транспорта. Постоянного рейсового сообщения с деревней не существует. Из Нарьян-Мара до Тельвиски ходит катер, а дальше — пешком или на попутке. Устьяне до города часто добираются на собственных моторных лодках (расход топлива примерно 20 л, что обходится сейчас в 150—200 руб.). Зимой рядом с деревней и по Городецкому озеру проходит зимник.

В деревне имеется дизель, снабжающий дома электричеством (появился в середине 50-х годов), водокачка и один колодец (раньше воду брали из реки или озера и не боялись употреблять ее в сыром виде). Имеется телефонная связь с Нарьян-Маром (в Пустозерске телефон и телеграф появились еще до революции, в 1913 г.). Местная начальная школа уже несколько лет как закрыта — некого учить.

Основное занятие населения — рыболовство (если подходить формально — браконьерство). Почти у каждой семьи моторная лодка. Жители имеют небольшие приусадебные хозяйства — содержат коров, овец, лошадей. На огородах выращивают картофель, морковь, укроп, в теплицах — огурцы.

Жители Устья сами себя называют «устьяне», в крае имеют прозвище пустоваре, т.е. очень ленивые (от слова «пустоварь» — месиво из воды и муки).

В XX в. Устье претерпело сильные демографические изменения. Было две мобилизации — в 1938 и 1941 г. В 1938-м забирали молодежь, и никто с войны не вернулся. В 1941-м из Пустозерска ушло 12 человек. Вернулись только двое.

В 1956 г. в Пустозерск, а позже и в Устье переселяли ненцев с Новой Земли. Когда ненцы только переселились с Новой Земли, они были по местным меркам богатыми людьми — имели хорошие вещи, дорогие ружья. Но на новом месте быстро опустились. В отличие от других жителей, не имеют приусадебных хозяйств. Живут в основном на одну пенсию, иногда побираются. Сильно распространено пьянство.

В 70-х годах в Устье жителям выдавали паспорта. Тогда из деревни уехало более 50 человек. Покидают село жители и в последние годы. Средний возраст населения 40—50 лет. Большинство — пенсионного возраста. Коренных жителей в деревне осталось очень мало — всего 4 семьи, причем две из них родом из Пустозерска.

pustozersky.narod.ru

Сегодня на месте Пустозерска голый песок, мох да низкий кустарник. Лишь кое-где можно обнаружить остатки старых деревянных осмиконечных крестов. Ходить здесь надо осторожно, чтобы не угодить в какую-нибудь яму. Под ногами ничего не видно, всё заросло травой. От некоторых домов сохранились даже остатки нижних венцов — совсем почти истлевшие, но ещё различимые.

Официально городище Пустозерск является государственным памятником архитектуры под открытым небом. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1974 г. памятник археологии «Пустозерское городище» был внесен в список памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране. Охрана памятника была возложена на Тельвисочный сельский совет (на его территории находится памятник), опытно-производственное хозяйство Нарьянмарской сельхозстанции (землепользователь) и Нарьянмарское авиапредприятие (общественный шеф).

Схема территории Пустозерского комплексного историко-природного музея

Схема территории Пустозерского комплексного историко-природного музея

Городецкий Шар — правая протока Печоры при начале перехода реки в дельту.

Городище на реке Гнилке. До прихода на эту землю русских здесь уже существовали поселения. Стоянка на Гнилке предположительно относится к X в. Крепость в плане была прямоугольной. Сохранились следы деревянной башни и остатки ворот. Среди находок — вещи из Зауралья и районов Нижней Оби. Городище повторяет основные принципы планировки оборонительных сооружений и конструкций стен Ортинской крепости (устье Печоры, центр племени сиирти, или сиртя). Предположительно, городище на реке Гнилке — это древний Усташ-град, место контакта доненецкого населения и русских отрядов в 1499 г.

Деревня Устье — ближайший населенный пункт к Пустозерску, частично входит в состав музея под открытым небом.

Виселичный мыс — место расправ с ненцами, которые конкурировали с русскими за низовья Печоры.

Хебидя Тэн — ненецкий памятник погибшим предкам.

Богородичный мыс — место, где стоял Пустозерск.

Малый Бор — дальнее пустозерское русско-ненецкое кладбище.

В 1990 г. охраняемая территория расширилась: в нее вошли Городецкое (бывшее Пустое) озеро, сопка Сиера, мемориальная (восточная) часть деревни Устье, где расположены памятники истории и культуры XIX — начала XX в. (дом Терентьевых, баня Поповых, амбар Хайминой, амбар Усачевых, обетный крест 1862 г., здание Пустозерской Преображенской церкви 1837 г. (перевезенное сюда из Пустозерска и используемое в хозяйственных целях).

Кладбище «Малый Бор» раньше было дальним кладбищем города Пустозерска. Есть деревянные осмиконечные кресты XIX в. Рядом с крестами — деревянные языческие ненецкие надгробные памятники. К сожалению, состояние этих интереснейших памятников оставляет желать лучшего; кладбище частично разграблено. Дорога к кладбищу труднопроходима, практически отсутствует

Кладбище «Малый Бор» раньше было дальним кладбищем города Пустозерска. Есть деревянные осмиконечные кресты XIX в. Рядом с крестами — деревянные языческие ненецкие надгробные памятники. К сожалению, состояние этих интереснейших памятников оставляет желать лучшего; кладбище частично разграблено. Дорога к кладбищу труднопроходима, практически отсутствует

В 1989 г. краевед из Нарьян-Мара Михаил Фещук вместе с товарищами собственноручно изготовили и установили памятный знак в честь мучеников за древлее благочестие — бревенчатый сруб, из которого поднимаются к небу два резных шестиметровых столба из лиственницы, символизирующие двуперстие, увенчанные узорным навесом, удивительно напоминающим поморские намогильные кресты-голбцы. Между столбами на цепях подвешен колокол, звонящий в память о мучениках за Старую Веру. В 1991 г. группа староверов-поморцев из Рижской Гребенщиковской общины установила древлеправославный осмиконечный крест из лиственницы на предполагаемом месте сожжения пустозерских отцов.

Пустозерский комплексный историко-природный музей был открыт в 1991 г. — со штатом два сотрудника***. Центр музея находится в Нарьян-Маре на ул. Тыко Вылки.

На местах, где стояли последние пустозерские дома, сделаны «памятники»: небольшие столбики с коновязью и металлическими табличками:

На этом месте
стоял дом Семковых
Ивана Афанасьевича
Ивана Митрофановича.
В конце 30-х годов дом
перевезён в Н-Мар

 

На этом месте стоял дом
последнего жителя Пустозерска
Кожевиной
Аграфёны Андроновны

Некоторые путешественники стремятся повторить путь протопопа Аввакума и пытаются попасть в Пустозерск через Мезень и деревню Семжу. Большинство же идет уже проторенным туристическим маршрутом через Нарьян-Мар. Священную территорию осваивает местная старообрядческая община. По ее инициативе в этом году на месте городища был разбит паломнический лагерь (с 21 по 27 июля 2007 г.). Жили по канонам старообрядцев. Девушки носили сарафаны, парни — русские рубахи. Строгий запрет на курение и сквернословие. Чтение старославянских книг, церковные службы.

Памятник Хебидя Тэн казненным ненцам на мысе Виселичный

Памятник Хебидя Тэн казненным ненцам на мысе Виселичный

Пустозерск был поставлен в местах ненецких кочевий. Естественно, что на «чужеродный» острог не раз совершались набеги ненцев. Особенно воинственны были зауральские ненцы — харючи****. Разрушались избы, совершались поджоги. Тех из ненецких воинов, кого удавалось поймать, казнили на берегу Городецкого озера, на мысе, который получил наименование Виселичный. В память о казненных предках на мысе Виселичном местным ненецким населением в 1999 г. поставлены три лиственничных идола и совершаются ежегодно обряды.

Центральная фигура высотой 2 м символизирует дух Нумгымбоя — звездного сына Нума, покровительствующего ненецким родам. По бокам воины высотой 1,5 м, соединяющиеся с лицевой части монумента деревянным бубном. На бубне надпись на ненецком языке: «В память предков наших, защищавших свое право на исконные земли, в память всех ушедших поколений ненцев установлен этот монумент Хэбидя Тэн. За нападения на Пустозерск в 1662, 1668, 1712, 1714, 1720, 1723, 1730, 1731, 1746—1749 годах на этом месте было казнено через повешение более 1000 ненцев.

Cын ид’ерв’ — бог войны, не оставь нас!
Сын я’ерв’ — дух земли, помоги нам!
Сын Великого Нума — межзвездный брат Нумгымбой, помоги нам!
О, духи предков наших, не оставьте нас…»

В комплекс Хебидя Тэн входит перенесенная сюда лиственница. Это дерево является посредником в общении с духами погибших предков, обращением к Великому богу Нуму — покровителю всего живого на земле. Священное, с точки зрения ненцев, дерево, украшается приношениями в виде колокольчиков и разноцветных ленточек и является своеобразным символом веры в лучшее будущее.

Автор проекта и текста — заведующая национальным отделом Ненецкой государственной телерадиокомпании «Заполярье» Ирина Ханзерова.

По материалам:
Кирил Кожурин. На святой земле Пустозерской//
Проект «Староверы в Рыбацком»;
Его же. Паломничество в Пустозерск//Там же;
А.С.П. Ижма — Печора — Пустозерск//
www. rozhdestvenka. ru/ipp. htm;
Пустозерский комплексный историко-архитектурный музей;
Алена Людвиг
//Няръяна вындер (Красный тундровик);
Официальный сайт Ненецкого автономного округа


* Пустым это старичное озеро, соединенное протокой с ближайшим рукавом Печоры — Городецким Шаром, называлось якобы потому, что там не водилось семги.

** В XVII в. вышло распоряжение правительства о запрете ходить в устье Енисея — в Мангазею морским путем. Эта мера была вызвана опасениями за сохранение сибирских земель под московским влиянием. Дело в том, что Северный морской путь привлекал государства Западной Европы (Англия, Голландия) как возможный путь в Индию, а попутно — и путь внедрения в Сибирь «через голову» Москвы. Морской путь на восток был надолго закрыт «в административном порядке».

*** Позднее появились ставки егерей-инспекторов.

**** Харючи (в старых русских документах: Карачейский род) — известный ненецкий род. Фамилию Харючи носит, например, нынешний спикер Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Воинов-харючи боялись даже печорские ненцы; есть сведения, что печорские ненцы вместе с русскими принимали участие в защите Пустозерска от зауральских собратьев.