Пламень на северном краю
|
Когда сложу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку», — Гремел мой прадед Аввакум. Сгореть в метельном
Пустозерске Николай Клюев. 1916 или 1917 |
Городище Пустозерск, расположенное на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области, в 25–30 км к юго-западу от Нарьян-Мара, внешне — пустошь и кресты. Но для людей, которым дорога' настоящая Россия, Россия нонконформистов (не приспособленцев), это место полно сакрального смысла.
Аввакумов крест.
|
Пустозерский острог был основан в 1499 г. при Иване III на берегу разветвленной реки Печоры (правобережье в начале печорской дельты), на одном из рукавов реки в 100 км от ее устья, на берегу оз. Пустое* (ныне Городецкое) — «на месте тундряном, студеном, безлесном». Острог, поставленный там, где лесотундра сменяется тундрой, играл роль крайнего военного форпоста Московского государства, был административным, экономическим и культурным центром Печорского края (от Баренцева моря до реки Вычегды, от Урала до реки Мезени).
Пустозерск был главным опорным пунктом в продвижении русских на северо-восток. Он сыграл заметную роль в освоении Крайнего Севера и Сибири. Жителям Пустозерска принадлежит немалая заслуга в открытии путей на арктические острова — Новую Землю, Шпицберген — и к устьям сибирских рек. С ним связаны первые поиски и добыча медных и серебряных руд на Русском Севере, а также первые попытки развития нефтяного дела в России.
Закрытие морского пути в Сибирь в начале XVII в.** лишило Пустозерск его роли перевалочной базы и опорного пункта на севере России.
Утрачивающий передовое значение Пустозерский острог служил местом ссылки. В период гонений господствующей церкви на старообрядцев в 1667 г. сюда были отправлены в заточение знаменитый протопоп Аввакум, симбирский протопоп Никифор, священник Лазарь, диакон Феодор и соловецкий инок Епифаний. Всех осужденных лишили духовного сана. Кроме того, священнику Лазарю и иноку Епифанию были отрезаны языки.
В пустозерской ссылке узники протомились 15 лет, терпя голод, холод, наготу, мрак землянок, тяжелый труд, унижения и оскорбления. Но это не сломило их духа. В тюремных земляных ямах у полярного круга была создана настоящая литературная школа. Отсюда раздавалась горячая проповедь во все края России. За годы пустозерского заключения одним только Аввакумом было написано свыше 40 сочинений, в которых он то обращался к властям с увещанием вернуться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя и наставляя их. Писали также и сподвижники Аввакума — инок Епифаний, священник Лазарь, диакон Феодор. В 1670 г., когда известия об их деятельности дошли до правительства, всем, кроме протопопа Аввакума, снова урезали языки, которые к тому времени чудесным образом отрасли, а также отрубили руки (престарелый протопоп Никифор к этому времени уже отошел в мир иной).
Фрагмент общегеографической карты дельты
Печоры. Квадратиком означена территория Пустозерского историко-природного музея |
В 1681 г. один старообрядец с колокольни Ивана Великого «метал» в толпу свитки с политическими карикатурами, обличающими властей. Как выяснилось, оригиналы на бересте изготовил сам протопоп Аввакум. Такого публичного себе позора власти простить не могли, и вскоре последовало решение о казни Аввакума и его сподвижников.
|
14 апреля 1682 г., в Страстную пятницу, формально — за «великия на царский дом хулы», а фактически за свои религиозные убеждения, по настоянию патриарха Иоа-кима Аввакум был сожжен вместе со своими единомышленниками и соузниками.
В XVIII в. Пустозерский острог пришел в запустение и постепенно исчез с лица земли. Последние жители покинули это место в послевоенные годы. С 60-х годов здесь никто не живет. В 1962 г. из Пустозерска в соседнюю деревню Устье перевезён последний дом.
|
В 1964 г. благодаря исследователю печорской старины В.И. Малышеву на месте брошенного поселения был поставлен каменный обелиск исчезнувшему городу, сложенный из фундамента последней пустозерской церкви.
|
Окрестности городища представляют слабовсхолмленную низменность, изрезанную многочисленными речушками, протоками, соединяющими небольшие озера округлой и овальной формы. Разнотравные луга на более высоких участках территории сменяются березовыми редколесьями с белыми коврами оленьего мха — ягеля.
Невысокие песчаные холмы — своеобразные северные дюны — довольно частое явление в этих местах. Отдельные котловины выдувания слегка поросли лишайником, а на их песчаных склонах — островки ягодников, как будто специально кем-то рассыпанных.
|
Сегодня на месте Пустозерска голый песок, мох да низкий кустарник. Лишь кое-где можно обнаружить остатки старых деревянных осмиконечных крестов. Ходить здесь надо осторожно, чтобы не угодить в какую-нибудь яму. Под ногами ничего не видно, всё заросло травой. От некоторых домов сохранились даже остатки нижних венцов — совсем почти истлевшие, но ещё различимые.
Официально городище Пустозерск является государственным памятником архитектуры под открытым небом. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1974 г. памятник археологии «Пустозерское городище» был внесен в список памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране. Охрана памятника была возложена на Тельвисочный сельский совет (на его территории находится памятник), опытно-производственное хозяйство Нарьянмарской сельхозстанции (землепользователь) и Нарьянмарское авиапредприятие (общественный шеф).
|
В 1990 г. охраняемая территория расширилась: в нее вошли Городецкое (бывшее Пустое) озеро, сопка Сиера, мемориальная (восточная) часть деревни Устье, где расположены памятники истории и культуры XIX — начала XX в. (дом Терентьевых, баня Поповых, амбар Хайминой, амбар Усачевых, обетный крест 1862 г., здание Пустозерской Преображенской церкви 1837 г. (перевезенное сюда из Пустозерска и используемое в хозяйственных целях).
|
В 1989 г. краевед из Нарьян-Мара Михаил Фещук вместе с товарищами собственноручно изготовили и установили памятный знак в честь мучеников за древлее благочестие — бревенчатый сруб, из которого поднимаются к небу два резных шестиметровых столба из лиственницы, символизирующие двуперстие, увенчанные узорным навесом, удивительно напоминающим поморские намогильные кресты-голбцы. Между столбами на цепях подвешен колокол, звонящий в память о мучениках за Старую Веру. В 1991 г. группа староверов-поморцев из Рижской Гребенщиковской общины установила древлеправославный осмиконечный крест из лиственницы на предполагаемом месте сожжения пустозерских отцов.
Пустозерский комплексный историко-природный музей был открыт в 1991 г. — со штатом два сотрудника***. Центр музея находится в Нарьян-Маре на ул. Тыко Вылки.
На местах, где стояли последние пустозерские дома, сделаны «памятники»: небольшие столбики с коновязью и металлическими табличками:
На этом месте |
На этом месте стоял
дом |
Некоторые путешественники стремятся повторить путь протопопа Аввакума и пытаются попасть в Пустозерск через Мезень и деревню Семжу. Большинство же идет уже проторенным туристическим маршрутом через Нарьян-Мар. Священную территорию осваивает местная старообрядческая община. По ее инициативе в этом году на месте городища был разбит паломнический лагерь (с 21 по 27 июля 2007 г.). Жили по канонам старообрядцев. Девушки носили сарафаны, парни — русские рубахи. Строгий запрет на курение и сквернословие. Чтение старославянских книг, церковные службы.
|
По материалам:
Кирил Кожурин. На святой земле Пустозерской//
Проект «Староверы в Рыбацком»;
Его же. Паломничество в Пустозерск//Там же;
А.С.П. Ижма — Печора — Пустозерск//
www. rozhdestvenka. ru/ipp. htm;
Пустозерский комплексный
историко-архитектурный музей;
Алена Людвиг//Няръяна вындер (Красный
тундровик);
Официальный сайт Ненецкого автономного
округа
* Пустым это старичное озеро, соединенное протокой с ближайшим рукавом Печоры — Городецким Шаром, называлось якобы потому, что там не водилось семги.
** В XVII в. вышло распоряжение правительства о запрете ходить в устье Енисея — в Мангазею морским путем. Эта мера была вызвана опасениями за сохранение сибирских земель под московским влиянием. Дело в том, что Северный морской путь привлекал государства Западной Европы (Англия, Голландия) как возможный путь в Индию, а попутно — и путь внедрения в Сибирь «через голову» Москвы. Морской путь на восток был надолго закрыт «в административном порядке».
*** Позднее появились ставки егерей-инспекторов.
**** Харючи (в старых русских документах: Карачейский род) — известный ненецкий род. Фамилию Харючи носит, например, нынешний спикер Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Воинов-харючи боялись даже печорские ненцы; есть сведения, что печорские ненцы вместе с русскими принимали участие в защите Пустозерска от зауральских собратьев.