Учебный план
Лекция 4Православие — объединительное
начало
|
Регион | Численность населения, млн чел. |
Численность православных, млн чел. |
Доля православных в населении, % |
Европа и СНГ | 800 | 169 | 21,1 |
Азия | 3850 | 2 | 0,05 |
Африка | 906 | 0,7 | 0,06 |
Северная Америка | 329 | 6 | 1,8 |
Латинская Америка | 559 | 0,5 | 0,09 |
Австралия и Океания | 32 | 0,5 | 1,6 |
Мир в целом | 6476 | 179 | 2,8 |
Таблица 2
Страны мира с наибольшей численностью православных
Страна | Численность православных, млн чел. |
Доля православных в населении страны, % |
Россия | 65 | 45 |
Украина | 38,6 | 83 |
Румыния | 19,9 | 89 |
Греция | 10,2 | 97 |
Сербия | 7,9 | 78 |
Белоруссия | 5,9 | 61 |
Болгария | 5,9 | 77 |
США | 5,3 | 1,8 |
Грузия | 3,9 | 82 |
Молдавия | 3,2 | 96 |
Казахстан | 2,1 | 14 |
Македония | 1,3 | 67 |
Босния и Герцеговина | 1,3 | 33 |
Польша | 0,8 | 3 |
Германия | 0,7 | 0,9 |
Канада | 0,7 | 2 |
Черногория | 0,5 | 84 |
Кипр | 0,5 | 60 |
Австралия | 0,5 | 3 |
Ливан | 0,4 | 10 |
Латвия | 0,4 | 15 |
Узбекистан | 0,4 | 1,5 |
Кения | 0,4 | 1,3 |
Сирия | 0,3 | 1,5 |
Киргизия | 0,3 | 6 |
Таблица 3
Поместные православные церкви
Название церкви |
Примерная числен- ность верую- щих, тыс. чел. (оценка на начало XXI в.) |
Год полу- чения авто- кефалии (самосто- ятельности) |
Страны, входящие в кано- ническую терри- торию |
Этни- ческая принад- лежность верую- щих |
Язык бого- служе- ния |
Сан главы церкви |
Констан- тино- польская |
3 000 | 381 | Турция, частично Греция (Афон, Крит, Додеканес), Финляндия, США и др. | Греки | Греческий, нацио- нальные языки стран |
Патриарх |
Александ- рийская |
700 | 451 | Египет и все страны Африки | Египетские арабы | Греческий, арабский | Патриарх |
Анти- охийская1 |
800 | 451 | Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт | Сирийские, ливанские, иракские и кувейтские арабы | Греческий, арабский | Патриарх |
Иеруса- лимская |
150 | 451 | Израиль, Палес- тинская автономия, Иордания, Египет (Синай) |
Палес- тинские и иорданские арабы |
Греческий, арабский | Патриарх |
Русская | 116 000 | 1448 | Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Эстония, Латвия, Литва, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Япония | Русские, украинцы, белорусы, карелы, мордва, чуваши, коми, марийцы, удмурты, осетины, якуты, хакасы, кряшены, нагайбаки, гагаузы и др. | Церковно- славянский, в Молда- вии допус- кается молдав- ский (румын- ский) |
Патриарх |
Румын- ская |
20 000 | 1865 | Румыния | Румыны | Румын- ский |
Патриарх |
Болгар- ская |
5 900 | 919, 1872 | Болгария | Болгары | Болгар- ский |
Патриарх |
Сербская2 | 11 000 | 1219, 1879 | Сербия (включая Косово), Черногория,
Македония, Босния и Герце- говина |
Сербы, черногорцы, македонцы | Сербский | Патриарх |
Элладская (Греческая) |
10 200 | 1833 | Греция | Греки | Греческий | Архи- епископ |
Кипрская | 500 | 431 | Кипр3 | Греки- киприоты |
Греческий | Архи- епископ |
Грузинская | 3 900 | 487, 19174 | Грузия | Грузины | Грузинский | Католикос- патриарх |
Польская | 800 | 1919 | Польша | Поляки, белорусы, украинцы |
Церковно- славянский |
Митро- полит |
Чешских земель и Словакии | 73 | 1951 | Чехия, Словакия | Украинцы, русские, словаки, чехи |
Церковно- славянский |
Митро- полит |
Албанская5 | 300 | 1922 | Албания | Албанцы | Албанский, греческий и аромунский (влахский) | Архи- епископ |
Амери- канская6 |
300 | 1970 | США | Американцы США | Английский | Митро- полит |
Резиденция патриарха в Дамаске (Сирия). Первая патриаршая кафедра располагалась в городе Печ, на территории современного края Косово, в настоящее время фактически отторгнутого от Сербии. Первым главой независимого кипрского государства был архиепископ Макариос (в 60–70-х годах ХХ в.). С 1811 по 1917 г. входила в состав Русской православной церкви. К Албанской православной церкви относится семья нынешнего президента Албании Альфреда Мойсю. Автокефалия не признана Вселенским патриархатом.
В православии нет единой организационной структуры, верующие разделены между 15 поместными автокефальными церквами (то есть самоуправляющимися, самостоятельными, от греческих слов аутос — «сам» и кефалос — «голова») (таблица 3). Более половины православных христиан мира — прихожане Русской православной церкви. Автокефалия самопровозглашенных Украинской, Македонской, Черногорской и Белорусской православных церквей не признана ни одной из поместных церквей.
Старейшая православная церковь мира — Константинопольская, именующая себя Вселенской (правительство Турции, на территории которой размещены приходы и резиденция главы этой церкви, не признает такое самоопределение). Патриарх Константинопольский претендует на то, чтобы считаться «первым среди равных» церковных иерархов — лидеров поместных церквей. Однако не все поместные церкви разделяют стремление Константинопольского патриархата быть, пусть и формально, ведущим. Серьезные проблемы существуют, например, во взаимоотношениях Вселенского патриарха с Русской православной церковью. Современная каноническая территория церкви охватывает православные приходы Турции, некоторых греческих островов в Эгейском море (Крит, Додеканес и др.), Финляндии (Финляндская автономная церковь), многих западноевропейских стран. Резиденция патриарха — Стамбул (бывший Константинополь).
Русская православная церковь — крупнейшая среди 15 поместных церквей. Каноническая территория церкви включает практически весь бывший Советский Союз, за исключением Грузии и Армении. На август 2007 г. в Русской православной церкви 136 епархий, 68 из них на территории России, 35 — на Украине, 11 — в Белоруссии, 6 — в Молдавии, 3 — в Казахстане, 8 — в дальнем зарубежье. Автономная японская православная церковь состоит из еще 3 епархий. Последними в октябре 2006 г. были образованы Бельцко-Фэлештская и Унгенско-Ниспоренская епархии в Молдавии. В рамках Русской православной церкви пользуются автономией Украинская, Эстонская и Латвийская православные церкви, православная церковь Молдавии, Белорусский экзархат. В 2007 г. произошло объединение Русской православной церкви с Русской православной церковью за границей, однако ряд священнослужителей последней не поддержали объединения.
Русскую православную церковь возглавляет Патриарх Московский и Всея Руси (с 1990 г. — Алексий II). Резиденция Патриарха и Священного Синода церкви — Данилов монастырь в Москве. Кафедральные соборы — московские храм Христа Спасителя и Богоявленский собор в Елохове. Приходы русской православной церкви объединены в благочиния (охватывают, как правило, несколько административных районов) и епархии (уровень субъектов федерации). Как правило, епархии в России территориально совпадают с субъектами РФ. Калужская и Боровская епархия организована в границах Калужской обл., Казанская и Татарстанская — в границах Татарии (карта на с. 24–25). В редких случаях епархии включают несколько субъектов РФ (Ставропольская и Владикавказская, Читинская и Забайкальская и др.). Епархии возглавляют архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты), в их титулах на первом месте город, в котором размещен центр епархии (обычно это центр субъекта РФ), на втором какой-нибудь значимый религиозный центр или наименование географического пространства, занимаемого епархией. Глава Московской епархии — патриарх Московский.
Важную роль в управлении церковью играют поместные соборы — собрания архиереев и других церковных людей, а также иногда и мирян, поместной церкви или ее определенной области. По уставу Русской православной церкви поместные соборы должны собираться не реже, чем раз в пять лет.
Благодаря своему консервативному и жесткому административно-территориальному устройству, основанному на относительной самостоятельности епархиальных архиереев в делах внутреннего управления и безусловного подчинения центру по основным вопросам церковной политики, Русская православная церковь остается одним из существенных связующих элементов пространства бывших союзных республик. Церковные епархии становятся своего рода российскими структурами в странах СНГ и Прибалтики, а приходы — центрами притяжения славянского населения.
Понятие евразийского мира
Уникальность ареала, занимаемого православием, состоит в его компактности и заключенности в пределы величайшего материка планеты — Евразии. Этот ареал обладает внутренней однородностью и своеобразием, в его границах прослеживается общность исторических судеб народов, близость менталитетов, проявляется желание культурной и политической интеграции отдельных территорий в единое целое.
На рубеже XIX и XX вв. культуру внутренних районов Евразии, отличную от культур Западной Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии, стали называть евразийской, а мыслителей, высказывавшихся за обоснованность ее выделения, — евразийцами. Феномен евразийства исследовался в работах известных российских авторов: Н.Данилевского, В.Ключевского, Н.Трубецкого, П. авицкого и др. Например, Н.Данилевский говорит о различных культурно-исторических типах, сформировавшихся у славян и европейцев, выделяя романо-германский (то есть католическо-протестантский) и греко-византийский (православный) типы как противостоящие друг другу.
Важным этапом развития современного евразийства стала концепция этногенеза Л.Гумилева. Согласно ей, любой этнос представляет собой общность людей, объединенных стереотипами поведения. Они формируются в конкретных географических условиях и остаются устойчивыми длительный период времени, сравнимый со временем существования этноса. В пределах некоторого географического пространства путем слияния отдельных этнических общностей формируются суперэтнические целостности на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями различных этносов. Наиболее зримо и активно суперэтносы развиваются в евразийском мире, в истории континента известны несколько суперэтносов, но наибольшей славы и территориальных пределов достигли монгольский и русский.
Характер православных народов определяется такими качествами, как духовность, жертвенность, упорство, готовность терпеть страдания и лишения, истовая верность традициям, доходящая до фанатизма. Для православного человека решающее значение имеет духовное, а не материальное благополучие, общение с единомышленниками, важны семейные ценности. В то же время православные в основной своей массе непредприимчивы, малоинициативны, относительно пассивны, если их сравнивать с католиками, протестантами и монофизитами. Из православных народов, пожалуй, лишь греки охотно занимаются торговлей и предпринимательством, но в этом проявляется особенность географического положения их родины на перекрестке торговых путей.
Святыни православия и места паломничества
Главные центры православия — монастыри и города с древней православной традицией. В России наиболее почитаемы два самых главных монастыря, называемых лаврами. Это Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде близ Москвы и Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. Две лавры Русской православной церкви расположены на территории Украины — Киево-Печерская (в Киеве) и Почаевская (в Почаеве Тернопольской обл.). В лаврах хранятся православные святыни, здесь ведутся богословские исследования. На канонической территории Русской православной церкви находятся три духовные академии — Санкт-Петербургская, Московская и Киевская.
В число наиболее известных православных монастырей России входят Данилов монастырь в Москве, Псково-Печерский монастырь в Псковской обл., Оптина Пустынь близ Козельска Калужской обл., Иверский монастырь на Валдайском озере в Новгородской обл., Валаамский монастырь на Ладожском озере, Соловецкий монастырь в Белом море, Дивеевский монастырь на юге Нижегородской обл. Паломничества в эти монастыри совершаются к мощам святых (например, Серафима Саровского в Дивеевском монастыре, Петра и Февронии в Муромском Новодевичьем монастыре, Иакова и Димитрия Ростовских в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в Ростове Великом), священные для православных места (пещеры в Киево-Печерской лавре и Псково-Печерском монастыре, скиты в Оптиной пустыни и др.), для общения с духовными авторитетами.
Монастыри — это не только центры православной культуры, но и великолепные архитектурные ансамбли, гармонично вписанные в окружающие природные ландшафты (особенно живописны Соловецкий, Валаамский, Кирилло-Белозерский, Новоафонский монастыри, скальные монастыри Греции и Крыма, Рильский монастырь в Болгарии). В монастыри круглогодично направляются потоки паломников, заметно увеличивающиеся в дни православных праздников. В дальнем зарубежье православные совершают паломничество во Святую Землю (к христианским святыням Иерусалима, Вифлеема, Тивериадского озера и др.), на святую гору Афон в Греции.
Старообрядчество
В середине XVII в. часть православных верующих не поддержала реформы Русской православной церкви, проведенные патриархом Никоном, и осталась при своей обрядности, которую считает единственной истинной. Этих людей называют старообрядцами, или староверами (устаревшее название «раскольники» вызывает негативную реакцию старообрядцев и сейчас не используется). Старообрядцы подверглись анафеме на соборе Русской православной церкви в 1667 г., анафема была снята лишь в 1971 г.
Старообрядчество очень близко по догматике и обрядам к Русской православной церкви. Старообрядцы воспротивились переписыванию по новым канонам (названным ими «еретическими») старинных богослужебных книг и были готовы «за единый аз» (то есть лишь за букву «а» из старописных книг) пойти на страдания и смерть. Старообрядцы используют в богослужении имя Исус, а не Иисус; крестятся двумя пальцами, а не тремя; идут крестным ходом посолонь (по часовой стрелке), а не противосолонь (против часовой стрелки), как было установлено Никоном; признают только восьмиконечный крест (все 15 поместных церквей еще и четырех- и шестиконечный кресты); отбивают только земные поклоны, а не земные и поясные.
Из-за многовековых преследований властей старообрядцы вынуждены были укрываться в наиболее труднодоступных и безлюдных местах России и сопредельных стран. Поэтому и сейчас много старообрядцев («древлеправославных христиан») проживает в Сибири, на Дальнем Востоке, в Закавказье, в Прибалтике, в Румынии. На юге Бурятии есть целые сёла старообрядцев, которых там называют «семейскими», потому что они отправлялись на поселение в Забайкалье целыми семьями. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, около 2 млн, еще около 1 млн проживает в других странах. Старообрядцы отличаются сплоченностью, трудолюбием, рачительностью, патриархальностью (большими семьями), верностью традициям.
Старообрядцы делятся на беспоповцев и поповцев. У первых нет духовенства, так как утратилась апостольская преемственность священства из-за отсутствия архиерея, могущего, согласно канону, рукополагать священников. Беспоповцы считают, что в мире уже воцарился Антихрист, верят в скорый конец света. Поповцы тоже первоначально утратили свое духовенство, но позже (XIX—XX вв.) воссоздали свои церковные иерархии. Поповцы делятся на три основные группы: единоверческую церковь (своеобразная уния православных и старообрядцев, созданная в 1800 г.), Русскую православную старообрядческую церковь (Белокриницкая иерархия; имеет свою епархиальную структуру, центр — Рогожский поселок в Москве, возглавляется митрополитом Московским и всея Руси), Русскую древлеправославную церковь (глава — Древлеправославный архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси).
Другие направления восточного христианства
Их представители тоже называют себя православными христианами.
Несторианство возникло в начале V в. н.э. Его основание приписывается монаху Несторию, который в 428—431 гг. был Константинопольским патриархом. Главное отличие несторианства от православия — отрицание богочеловеческой природы Иисуса Христа. Согласно несторианству, Дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до Сына Божиего. В Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (православное вероучение подчеркивает единство человеческой и божественной природы в Христе). Одни поступки Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к его человеческой ипостаси, другие (творение чудес) — к божественной. Несторианство не называет деву Марию Богородицей, а лишь «человекородицей». Учение Нестория было предано анафеме на Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. В результате последовавших гонений основная часть несториан ушла в Персию и Индию. Богослужения несториане проводят на старосирийском языке, в их храмах нет икон и статуй. Глава несториан — патриарх-католикос всего Востока (резиденция в Тегеране), с XIV в. эта должность наследственная (племянник наследует своему дяде). Несториане живут в Иране, Ираке, Сирии, Индии, Армении, Грузии, России. В этническом отношении несториане в основном представлены ассирийцами и малаяли (в Индии).
Еще одно древнее направление восточного христианства — монофизитство. Его название происходит от греческих слов монос — «один, единственный» и физикос — «природа, естество». Монофизиты признают у Христа лишь единую природу. Это положение не разделяется ни православными, ни католиками, ни протестантами, верующими в двойственность богочеловеческой природы Христа. Монофизиты отвергают возможность смешения двух природ, они трактуют соединение как поглощение человеческого начала в Христе божественным; за человечество, по учению монофизитов, пострадал не богочеловек (как утверждают остальные христиане), а Бог. Монофизитство сформировалось в 433 г. в Византии и обособилось от остальной части христианства в 451 г. после Халкидонского Вселенского собора, который окончательно принял учение о двух природах Иисуса Христа и осудил монофизитство как ересь.
В мире существуют пять монофизитских церквей. Лишь Армянская апостольская церковь имеет в пределах своей страны статус государственной. Она образована в 301 г. и считается древнейшей национальной христианской церковью. Язык богослужения — древнеармянский (грабар), проповеди произносятся на современном армянском языке, используется григорианский календарь. Предстоятель церкви — патриарх-католикос всех армян, его резиденция находится в городе Вагаршапат (бывш. Эчмиадзин). Приверженцы церкви составляют большинство населения в Армении и Нагорном Карабахе, конфессия широко распространена в армянских общинах в России, Грузии, Франции, США, Ливане, Иране, Сирии и других странах.
Сирийская православная (яковитская) церковь создана в 543 г. Резиденция яковитского патриарха — Дамаск, верующие — сирийские, ливанские и иракские арабы.
Коптская православная церковь основана в VI в. в Египте. Богослужения ведутся на арабском и мертвом коптском языках. Коптский алфавит восходит к греческому. Копты — особая субэтническая группа египетских арабов, составляющая около 10% населения страны (8 млн человек), копты воспринимают себя как прямых потомков древних египтян. Из коптов вышли многие известные предприниматели и политические деятели Египта. Копт Бутрос Бутрос-Гали в 1992—1996 гг. был Генеральным Секретарем ООН («Бутрос» — по-коптски Петр). В настоящее время Коптская церковь, возглавляемая патриархом, сотрудничает с Александрийской православной церковью.
Частями Коптской церкви некогда были ныне самостоятельные Эфиопская (автокефалия с 1959 г.) и Эритрейская (с 1993 г.) православные церкви, обе они возглавляются патриархами. Эфиопия — первая страна Тропической Африки, принявшая христианство (в IV в.). В Эфиопии около 30 млн монофизитов, в Эритрее около 2 млн. Богослужения идут на древнеэфиопском языке геэз. Все три африканские монофизитские церкви сохраняют тесные связи между собой. В них сохранились некоторые иудейские обряды, такие как обрезание, празднование субботы (наряду с воскресеньем).
Вопросы и задания
1. В каких странах мира численность православных превышает 1 млн? Какие из них не входят в славянско-православный этнокультурный регион?
2. Первое слово в названии епархии называет город, в котором расположен ее центр, второе — чаще всего связано с одним из городов, входящих в ее состав. На карте «Епархии и приходы Русской православной церкви» (с. 24—25) найдите российскую епархию, центр которой не совпадает с центром субъекта федерации. Почему такое стало возможным? По каким основаниям выбраны города, стоящие на вторых местах в названиях епархий? Всегда ли они вторые города своих епархий по численности населения и экономическому потенциалу?
3. Плотность населения в восточных районах Украины (Донецкая и Луганская области) выше, чем в Западной Украине (Закарпатская, Волынская, Ровенская, Хмельницкая области), почему же число православных приходов в епархиях Западной Украины больше, чем в Донбассе? С чем связана малочисленность приходов Русской православной церкви в пределах Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей?
Ссылки в Интернете
www.patriarchia.ru — сайт Московской патриархии;
www.xxc.ru — сайт храма Христа Спасителя в Москве;
http://days.pravoslavie.ru — православный календарь;
www.ec-patr.org — Вселенский Константинопольский патриархат;
http://orthodox.org.ua — сайт Украинской православной церкви;
www.armenianchurch.org — сайт Армянской апостольской церкви.
* Иногда этот порядок не соблюдается. Например, в Софийском соборе Вологды алтарь ориентирован на северо-восток, что объясняют специальным распоряжением Ивана Грозного, при котором собор строился. Подобную ориентацию по сторонам горизонта вослед за Софийским собором имеют почти все вологодские храмы. Ориентация алтаря на восток не была обязательной в первые века христианства.