Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №21/2007
Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ,
Д.В. ЗАЯЦ

 

Как географические знания
помогают ориентироваться
в поликультурном мире

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Культурно-религиозный фундамент как важнейший признак этноса
18 Лекция 2. Католицизм — культурный мост между Европой и Латинской Америкой
19 Лекция 3. Протестантизм — ядро Западной цивилизации

Kонтрольная работа № 1

20 Лекция 4. Православие — объединительное начало евразийского мира
21 Лекция 5. Арабо-мусульманская цивилизация
22 Лекция 6. Причудливый поликультурный ландшафт Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Межнациональные конфликты — глобальная проблема современности
24 Лекция 8. Роль религии в формировании культурной сокровищницы мировой цивилизации

Итоговая работа

Лекция 5

Арабо-мусульманская цивилизация

История возникновения

Ислам в переводе с арабского — покорность [воле Бога]. Это вторая по числу последователей религия мира после христианства. Мусульман на планете более 1,5 млрд.

Ислам возник на шесть столетий позже христианства. Основатель этой религии — житель западно-аравийского города Мекка Мухаммед (Мухаммад, Мохаммед, Магомет). Когда Мухаммеду было 40 лет (610 г.), он получил божественное откровение и объявил себя посланником на Земле единого Бога — Аллаха. Соплеменникам проповеди Мухаммеда и его призывы отказаться от богатства и больше времени уделять молитве сначала пришлись не по душе. В 622 г. Мухаммед, опасаясь покушения на свою жизнь, бежал из Мекки и укрылся в Ясрибе — торговом городе, издавна конкурировавшем с Меккой в аравийской торговле. С этого события, по-арабски оно называется хиджра, ведется мусульманское летосчисление. После Ясриб получил название Медина-ан-Наби, то есть «город пророка», или просто Медина, что значит «город».

Еще при жизни Мухаммеда ислам распространился среди многих арабских племен, Мухаммед оказался правителем огромной территории. В 632 г. его власть, как светскую, так и духовную, наследовали халифы (халиф переводится с арабского как «наместник»). При первых халифах — Абу Бакре, Омаре, Османе — ислам распространился по всему Ближнему Востоку (кроме Турции), Закавказью, Ливии, Ирану. При династии Омейядов столицей халифата стал Дамаск. Омейяды смогли расширить ареал арабских завоеваний за счет территории современных Туниса, Алжира и Марокко (этот регион получил название Магриб, от арабского слова эль-магриб — «запад»), Пиренейского полуострова, Афганистана, Ферганской долины. Позже между наследниками Мухаммеда начались распри, и единый Арабский халифат распался на отдельные государства (Багдадский халифат, Кордовский эмират на территории современных Испании и Португалии и др.).

Распространению ислама в первые века его существования способствовало несколько факторов. Во-первых, выгодное географическое положение очага его возникновения близ границы Азии и Африки, быстрый выход к Средиземному и Красному морям, позволивший взять под контроль важные торговые пути. Во-вторых, жесткая дисциплина кочевых народов, сложившаяся в течение многих веков как адаптация к неблагоприятным природным условиям. В-третьих, значительный демократизм ислама по сравнению со многими известными в то время религиями: все мусульмане равны перед Аллахом, как братья; в исламе нет касты жрецов или священников; раб или невольник, принявший ислам, вправе рассчитывать на гуманное к себе отношение. Приходя на земли христиан и иудеев, арабы-мусульмане не уничтожали местное население, а лишь облагали его более высокими налогами, не запрещая исповедовать свою религию. В результате всего лишь за столетие ареал арабских владений увеличился в несколько раз.

Основы учения

Вероучение ислама изложено в Коране — священной для всех мусульман книге. В отличие от Библии, допускающей переводы на любой язык мира и не теряющей при этом сакральности, Коран священен только на арабском языке. Коран написан стихами, его главы, которые называются сурами, можно произносить нараспев.

Название книги происходит от слова кара’а, что в переводе с арабского означает «читать вслух». Изначально Коран был устным литературным произведением, он был записан лишь при третьем арабском халифе Османе (644–656 гг.). Коран состоит из 114 сур, расположенных по формальному принципу от бо'льших к меньшим. Такой порядок возник в те времена, когда Коран передавался изустно. Видимо, запомнить длинные суры было сложнее, поэтому именно с них начинали повествование первые носители Корана. Исключение из этого порядка — первая сура «Фатиха» («Открывающая»), в которой излагается суть ислама. Каждая сура делится на отдельные высказывания — аяты. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного…»

Коран не имеет единого сюжета, единого действующего лица. В сурах содержатся наставления и рекомендации для благочестивой жизни, часто они изложены в виде притч. Читать Коран непосвященному человеку затруднительно, поэтому в Мусульманском мире ценится мастерство толкования Корана. Мусульманские богословы и проповедники все свои положения доказывают кораническими цитатами.

Мусульмане воспринимают откровения Корана как речь самого Аллаха, избравшего Мухаммеда как посредника для доведения до человечества важнейшей информации об устройстве мира и о порядках жизни людей. В Коране пересказываются истории многих персонажей и событий христианства и иудаизма, ведь ислам появился позже этих монотеистических религий и не мог не учитывать их положений. Такие известные библейские фигуры, как Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, упомянуты в Коране как пророки — предтечи Мухаммеда — под именами Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса. Мусульмане признают боговдохновенными, но позже искаженными человеком такие книги, как Таурат Мусы (Тора Моисея), Забур Дауда (Ветхий Завет Давида) и Инджиль Исы (Евангелие Иисуса). В Коране есть упоминания царя Соломона (Салман), Иоанна Крестителя (Яхья), Иакова (Якуб), Иосифа (Юсуф), архангела Гавриила (Джебраил), матери Иисуса Марии (Марьям). Иудеев и христиан мусульмане считают не язычниками, а людьми Писания. С точки зрения мусульман, христианство — недозрелый и искаженный ислам, которому недостает подлинного единобожия (христианскую Троицу мусульмане считают уступкой язычникам, шагом от монотеизма к политеизму). Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души, загробную жизнь, рай и ад, предстоящий Страшный суд.

Ислам требует строгого соблюдения пяти основных заповедей (столпов ислама).

1. Вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда — шахада. Текст шахады изображается на стенах мечетей, на талисманах. Шахада начертана на зеленом знамени Саудовской Аравии. Для того, чтобы надпись была читаема с обеих сторон, саудовский флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ.

2. Ежедневная пятикратная молитва — салят (в тюркских языках — намаз). Время каждой из пяти молитв четко расписано: рассветная — от начала утренних сумерек до восхода солнца; полуденная — от полудня до того момента, когда тень предмета (изначально это было копье) становится в два раза больше предмета; послеполуденная — до начала захода солнца; вечерняя — от начала захода солнца до окончания сумерек; ночная — от наступления полной темноты до рассвета. Мусульмане не молятся на восходе и закате солнца и тогда, когда солнце находится в зените, дабы не уподобиться язычникам. Молиться можно не только в мечети, но и дома. В пятницу всем верующим мусульманам необходимо собираться на коллективную молитву в пятничную мечеть.

3. Обязательный налог в пользу общины (уммы), составляющий не менее 1/40 от размера доходов, — закят.

4. Пост в священный месяц рамадан — саум, или сыям. Именно в день рамадана Мухаммеду было ниспослано Аллахом первое откровение. Во время поста в светлое время суток (до тех пор, пока черную нитку нельзя отличить от белой) запрещено принимать пищу и питье. Во время рамадана даже ночью запрещены песни, танцы, увеселения, в течение месяца должны прекращаться все войны. Весь месяц необходимо вести благочестивый образ жизни, всё свободное время проводить в молитве. От поста освобождаются больные, маленькие дети, воины, участвующие в боевых действиях, путники и беременные женщины, но даже они (кроме детей) впоследствии должны соблюсти все дни поста в любое другое время в году. За нарушение поста (как осознанное, так и случайное) мусульманин обязан совершить покаяние, накормив бедняков.

5. Паломничество к святым местам в Мекке и Медине — хаджж.

Хаджжем называют паломничество к святым местам в Мекку. Духовное значение хаджжа заключается в том, что это добровольная поездка к местам, связанным со следами Аллаха на Земле. Все тяготы и лишения паломника воспринимаются им как укрепление его духа и веры, при этом совершается внешнее и внутреннее очищение. Основные обряды хаджжа были установлены Мухаммедом. Мекка и Медина — священные для мусульман города, они закрыты для иноверцев.

Во время хаджжа паломники посещают Аль-Харам — главную мечеть Мекки, внутри которой расположена Кааба — кубический храм, в одну из стен которого вмонтирован черный камень1. Паломники семикратно обходят вокруг Каабы и пытаются прикоснуться к камню. Важный обряд — стояние перед Аллахом у горы Арафат. Здесь паломники должны совершить полуденную и сумеречную молитвы. Выполнив обряд, паломники получают избавление от грехов. Затем паломники идут в долину Мина, где исполняют обряд побивания камнями дьявола и совершают жертвоприношение домашнего скота в память о жертвоприношении Авраама (Ибрахима) 2.

Хаджж хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму. Женщина тоже может участвовать в хаджже при условии, что ее сопровождает муж или близкий родственник мужчина. Хаджж должен проводиться только на личные сбережения паломника. Если исповедующий ислам в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, оплатив ему все расходы (но таким посланником может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хаджж).

В хаджже ежегодно участвуют более 2 млн паломников. На хаджж предусмотрены специальные квоты — 1 паломник от 1000 мусульман той или иной страны в год. Организацией занимается специальное министерство хаджжа Саудовской Аравии.

Во время хаджжа от духоты и болезней, а иногда и в давке ежегодно умирают десятки паломников, но быть похороненным на святой земле — честь для мусульманина.

Местом религиозного паломничества мусульман (но не хаджжа) служит Иерусалим, где находятся священные мечети Аль-Акса и Куббат-ас-Сахра («Купол скалы»), отмечающие место вознесения пророка Мухаммеда на небо.

Помимо общемусульманских святынь, паломники-шииты посещают иракские города Эн-Наджаф и Кербела. В первом из них расположена гробница Али, во втором — могила его сына имама Хусейна, мученически погибшего. День смерти Хусейна ежегодно сопровождается постом и молитвами, а также самобичеванием наиболее фанатичных последователей (шахсей-вахсей).

Некоторые богословы вводят и шестую обязательную заповедь — джихад (в переводе с арабского — «усилие») — борьбу за величие ислама. Часто джихад ассоциируется только с вооруженной борьбой мусульман против немусульман, но это понятие значительно шире. Джихад — мобилизация всех сил и возможностей ради торжества ислама. Военный джихад совершается лишь при необходимости и только для отпора захватчикам. Гораздо важнее для мусульманина внутренний джихад против своих грехов и слабостей. Джихад направлен против куфра. Куфр — это не только неверие, не исповедание ислама, но и отсутствие нравственного стержня, духовный вакуум. Именно куфр делает человека кафиром (неверным). Участник джихада — моджахед. Моджахед, погибший во время вооруженного джихада, — шахид (мученик за веру). Мусульманские экстремисты называют своих вооруженных боевиков моджахедами и потенциальными шахидами, но далеко ли они продвинулись в своем внутреннем джихаде?

Мусульманские храмы называются мечетями. Изнутри мечети украшены лишь сурами из Корана, выполненными арабской вязью, и коврами. Изображать людей и животных ислам не дозволяет. Верующие молятся на коленях, повернувшись в сторону Мекки, направление на которую (кибла) показывает михраб — ниша в стене мечети. Имам мечети (духовный руководитель общины) читает проповеди со специальной кафедры, которая называется минбар. Женщины молятся отдельно от мужчин, либо за перегородкой, либо на балконах. Рядом с мечетью высятся минареты (обычно один, два, четыре) — башни с площадкой наверху, с которых специальный человек — муэдзин — сзывает на молитву. В последнее время на многих минаретах установлены громкоговорители и муэдзинам нет нужды подниматься на высоту.

В исламе нет таинства священства. Имам мечети не имеет особых преимуществ по сравнению с рядовыми верующими. Имама отличает лучшее знание Корана и шариата — традиционного мусульманского права, поэтому имамами, как правило, становятся всеми уважаемые и авторитетные пожилые люди.

Мусульманский календарь

За начало мусульманского летосчисления принята хиджра — переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в июне 622 г. В связи с тем, что исламский год не солнечный, а лунный, он короче григорианского — всего 354 дня. Год делится на 12 месяцев по 29 или 30 дней (таблица 1). Последний месяц (зуль-хиджа) в високосные годы состоит из 30 дней, в обычные — из 293. Несовпадение лунного календаря с солнечным циклом привело к тому, что месяцы редко соотносятся по сезонам года с теми, какие были при жизни Мухаммеда. Например, рамадан при зарождении ислама был летним месяцем, сейчас же он сместился на осень. Полный цикл смещения длится 32 григорианских года.

Священный для мусульман день — пятница (джума). В большинстве мусульманских стран пятница объявлена выходным днем. Главные мусульманские праздники — Курбан-байрам (праздник жертвоприношения, оканчивающий хаджж, 10-й день месяца зуль-хиджа4), Ураза-байрам (день окончания поста в месяц рамадан5).

Таблица 1

Месяцы мусульманского календаря


месяц
Название месяца Число дней Происхождение названия
1 Мухаррам 30 «Запретный месяц», в который не разрешалось вести военные действия
2 Сафар 29 «Желтый месяц», осенний месяц
3 Раби Первый 30 «Первый Раби». Ранее месяц был осенним
4 Раби Второй 29 «Второй Раби»
5 Джумада Первая 30 Название происходит от глагола «застывать, замерзать». Этот месяц был зимним
6 Джумада Вторая 29  
7 Раджаб 30 Месяц воздержания от походов и военных действий
8 Шаабан 29 В этот месяц племена отправлялись в походы
9 Рамадан 30 От глагола «раскаляться», солнце раскаляло землю и выжигало растительность
10 Шавваль 29 Месяц кочевий
11 Зуль-каада 30 Месяц стоянок
12 Зуль-хиджа 29 (30) Месяц посещения святых мест

География ислама

Взгляните на карту, помещенную на развороте с. 24–25. Хорошо видно, что основная часть мусульман проживает в пределах Передней, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной и Восточной Африки. Северную Африку и Юго-Западную Азию, в пределах которых мусульмане составляют подавляющее большинство, объединяют в Мусульманский мир. Этот термин используют ЮНЕСКО и многие международные организации при районировании мира. В Европе мусульмане издавна проживают в европейской части Турции, в Албании, Боснии и Герцеговине, Сербии (Косово), в российских национальных республиках Поволжья и Приуралья. В последние годы массовая миграция из стран Мусульманского мира в Западную Европу способствовала тому, что ислам стал второй по численности последователей религией во Франции, Германии, Италии, Скандинавских странах. Миллионы мусульман проживают на территории таких крупных стран, как Индия и Китай, и, хотя доля мусульман здесь незначительна, абсолютная численность адептов ислама велика и продолжает расти. Так, в Китае мусульман (в основном уйгуры и дунгане по этнической принадлежности) 37 млн, то есть больше, чем в Саудовской Аравии и других монархиях Персидского залива, вместе взятых. Индия со 130 млн мусульман занимает третье место в мире (таблица 2), мусульманин Абдул Калам до июля 2007 г. был индийским президентом. Мусульманские страны объединены в Организацию Исламская конференция (ОИК), штаб-квартира в Джидде. С 2005 г. в ОИК на правах наблюдателя входит и Россия.

Ислам сформировался в условиях крайне засушливого пустынного климата, это отразилось в его положениях. Запрет на упо-требление свинины связан с тем, что в жарком климате тропических пустынь это мясо быстрее портится и может дать тяжелые отравления. Соблюдение поста в жаркий месяц — суровая необходимость экономии съестных припасов до следующего урожая. Совершение ритуального омовения песком при нехватке воды говорит о дефиците влаги. Выбор зеленого цвета как колористического символа религии, видимо, связан с его редкостью на выжженных просторах аравийских пустынь. Любой зеленый предмет мог восприниматься как нечто имеющее божественную природу. По той же причине полумесяц, появлявшийся на небе ночами, когда спадал нестерпимый зной, выглядел предпочтительнее солнца. Многоженство можно объяснить защитной реакцией общин кочевых арабских племен: в суровых природных условиях не все мужчины возвращались домой с откочевок, а баланс полов требовалось как-то поддерживать. Скрывающая фигуру женская одежда (хиджаб, паранджа) изначально защищала не столько от глаз посторонних мужчин, сколько от палящего солнца и пыльных бурь. Но самое главное следствие географических условий, наложившее отпечаток на характер мусульманина, — фатализм. В условиях безводной пустыни человек прошлых веков был беспомощен перед силами природы. Он мог быть рачительным хозяином, хорошим работником, но два засушливых года, следующих подряд, сводили на нет все его богатства, лишали достатка, а нередко и жизни. Отсюда такая покорность воле божества, такая жесткая дисциплина, такая фанатичная вера.

Таблица 2

Страны мира с наибольшей численностью мусульман

Страна Численность
мусульман,
млн чел.
Доля
мусульман
в населении страны,
%
Индонезия 213 88
Пакистан 158 97
Индия 130 12
Бангладеш 127 88
Египет 73 94
Турция 70 99
Иран 67 98
Нигерия 64 50
Китай 37 3
Эфиопия 35 48
Марокко 32 99
Алжир 32 99
Афганистан 30 99
Судан 29 73
Саудовская Аравия 26 100
Ирак 25 97
Узбекистан 24 88
Йемен 21 100
Россия 20 14
Сирия 17 90
Малайзия 14 59
Танзания 13 35
Нигер 11 97
Мали 11 90
Сенегал 10 94
Тунис 10 98

Ветви ислама

Исламская община делится на две крупнейшие ветви — сунниты и шииты. Суннитский ислам считается более чистым. К суннитской ветви себя относят 85% мусульман. Мусульмане-сунниты наряду с Кораном признают как священную и более позднюю книгу — Сунну, где приведены поступки и высказывания пророка Мухаммеда. К суннитам относятся и ваххабиты, последователи Мухаммада ибн абд аль-Ваххаба (жил в XVIII в.), ратующие за чистый ислам первых веков его развития и непримиримо настроенные по отношению к светским государствам, развлечениям, влиянию глобализации.

Шииты признают законными преемниками пророка Мухаммеда только халифа Али6, убитого в 661 г., и его потомков. Сунна признается шиитами лишь частично, только те ее главы, которые свидетельствуют об избранности Али. В истории шииты часто подвергались гонениям со стороны суннитов, поэтому у них развит культ мучеников. Шиитская ветвь ислама стала популярной в основном среди неарабских этносов, в этом проявилась оппозиционность арабскому большинству персов, хазарейцев и некоторых других народов. Шииты живут преимущественно в Иране, Азербайджане, южных районах Ирака, на Бахрейне, в некоторых частях Саудовской Аравии, Йемена, Кувейта, Турции, Афганистана, Пакистана, Индии и Таджикистана. Отношения между шиитами и суннитами в местах их совместного проживания часто очень натянутые, иногда эта натянутость перерастает в вооруженные конфликты (юг Ирака, Курдистан).

Мусульманская этика и менталитет

Главное человеческое качество, которое развивает ислам, — покорность. Покорность Аллаху, обстоятельствам, старшим, шариату. Мусульмане часто говорят «иншалла» («на всё воля Аллаха»), показывая, что они принимают действительность такой, какая она есть. Известен случай, когда советского дипломата толпа чуть не побила камнями «в благодарность» за то, что он спас тонущего ребенка: «чадо призвал Аллах, нельзя нарушать его волю».

Традиционное исламское право — шариат. Он официально действует в Иране, Судане, Пакистане, Саудовской Аравии, странах Персидского залива. В шариате изложены предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние мусульмане. То, что разрешено шариатом, имеет название халяль. Строго запрещенные действия именуются харам. Примеры харама: убийство невинного человека, воровство, употребление алкоголя и наркотиков7, употребление свинины, непослушание родителям. Нарушающих запреты ожидает строгое наказание и в этой жизни (специальные службы, наблюдающие за соблюдением шариата), и в жизни загробной (мучения в аду).

Коран запрещает давать деньги в рост, поэтому в мусульманских странах банки и кредитные организации прибегают к хитроумным схемам, чтобы не нарушить этого запрета и притом не разориться. Мусульмане считают нечистой левую руку: ею запрещается брать пищу, прикасаться к святыням и т.д.8 В мусульманских странах не бывает левшей, их переучивают еще в раннем детстве. Ислам запрещает аборты и любое ограничительное планирование семьи. Поэтому в большинстве мусульманских стран рождаемость очень высока, семьи многодетны, в возрастной структуре на детей приходится чуть ли не половина жителей.

Значение арабского языка для мусульманской культуры

Благодаря Корану арабский язык вошел в число мировых. В кораническом арабском прослеживается говор Мекки — родного города Мухаммеда. На базе коранического языка сложился классический литературный арабский язык — язык богатой художественной, научной и религиозной литературы мусульманского Востока. Коран не позволяет сильно изменяться арабскому языку, консервирует в нем архаичные нормы.

Арабские тексты читаются справа налево. В современном арабском алфавите 28 букв. Особенность арабских букв — различие форм написания в начале, середине и конце слов, а также в изолированном положении. Арабский алфавит в основном состоит из согласных, лишь три буквы могут передавать долгие гласные звуки. Краткие гласные в книгах, где необходимо избежать разночтений (например, в Коране), передаются надстрочными и подстрочными знаками. Из-за того, что гласные звуки чаще всего на письме не отображаются, в передаче арабских слов на европейские языки возникают разночтения: Мохаммед—Мухаммед—Мохаммад, Осман—Усман, Омар—Умар и др.

Ареал арабского языка в общих чертах совпадает с пределами Арабского халифата периода его расцвета. Но не все мусульмане говорят по-арабски. Арабский мир — это сердцевина, ядро Мусульманского мира, его периферия — неарабская9. Вдоль границ Мусульманского мира широко распространены языки фарси (в Иране), дари (в Афганистане), пушту (в Афганистане и Пакистане), урду (в Пакистане), бенгали (в Бангладеш), суахили (в Восточной Африке), яванский (в Индонезии), тюркские.

Ислам в России

На территорию современной России ислам попал в VIII в., когда арабы захватили южный Дагестан. Джума-мечеть («Пятничная») в Дербенте (VIII в.) — самая старая мусульманская культовая постройка в России. Позднее ислам распространился по всей горной части Северного Кавказа. Мусульманский очаг на Волге возник в Х в., когда ислам стал государственной религией Волжской Булгарии, затем в том же районе появилось новое мусульманское государство — Казанское ханство. Ислам был государственной религией и Астраханского ханства, расположенного в нижнем течении Волги. В 1787 г. по указу Екатерины II в типографии Академии наук в Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст Корана. В 1802 г. в Казани открылась первая в стране мусульманская типография.

Численность мусульман в современной России оценивается от 7 до 26 млн, но чаще всего говорят о 20 млн. Ислам в России распространен преимущественно на Северном Кавказе (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, восточные районы Ставрополья), в Среднем Поволжье и на Урале (Татария, Башкирия, отдельные районы Ульяновской, Оренбургской, Самарской, Челябинской, Свердловской областей, Пермского края), много мусульман в Астраханской и Тюменской областях, Республике Алтай, Москве и Санкт-Петербурге. В нашей стране существуют два крупных и влиятельных объединения мусульманских общин — Совет муфтиев России с резиденцией в Москве и Центральное духовное управление мусульман Европейской России, расположенное в Уфе. В Москве действуют Исламский культурный центр и исламский университет.

Иудаизм, зороастризм, бахаизм

В современных границах пространства, ныне называемого арабо-мусульманским этнокультурным регионом, развились три региональные религии: иудаизм, зороастризм и бахаизм.

Иудаизм — старейшая из монотеистических религий мира, она возникла во втором тысячелетии до нашей эры. Это этническая религия евреев, ее основателем считается Авраам. Священная книга иудеев Тора, по легенде, была дарована Богом Моисею на горе Синай. Ветхий Завет, лежащий в основе христианского учения, проистекает из иудаизма. Многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма — Талмуд (слово переводится как «учение»). Культовые постройки иудаизма — синагоги, молельные дома, которые нельзя называть храмами. Храм в иудаизме лишь один, его развалины находятся в Иерусалиме, сохранившаяся часть разрушенного храма — Стена Плача — наиболее почитаемая иудейская святыня. Религиозные общины иудеев возглавляют раввины — авторитетные знатоки религиозных традиций, разрешающие споры между верующими. Символы иудаизма — шестиконечная звезда Давида и семисвечник (менора). Иудаизм — государственная религия Израиля. Ввиду рассеяния еврейского этноса по планете, иудейские общины имеются и во многих других странах мира, наиболее крупные в США, России, Франции, на Украине, в Канаде, Великобритании, Аргентине, Бразилии, Польше, Австралии. Всего в мире около 15 млн приверженцев иудаизма, из них в Израиле проживает 5 млн.

В глубокой древности (не позднее VI в. до н.э.) в Передней Азии зародился зороастризм, получивший свое название от имени пророка Заратуштры (в европейской традиции — Зороастр) — легендарного основателя религии. Учение Заратуштры изложено в Авесте — собрании священных книг древнеиранских племен. Зороастризм был государственной религией Ирана до завоевания страны арабами в VII в. и введения ислама. В культе зороастрийцев особое значение придается огню как очищающей силе. Ему воздвигались алтари и храмы. Зороастризм запрещает погребение и сожжение трупов, так как это оскверняет землю, воду, огонь и растения, и предписывает оставлять тело мертвого человека в уединенном месте в приземистой башне без кровли (башня молчания), где его съедают хищные птицы. Резкое сокращение численности диких животных в современной Азии затрудняет соблюдение зороастрийцами их погребального обряда, поэтому все чаще мертвых сжигают в электропечах или хоронят в бетонированных склепах, чтобы труп не соприкасался с огнем, землей и водой.

В зороастрийских храмах поддерживается неугасимый огонь, служители круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь беспрерывно горит на протяжении многих столетий. Зороастризма придерживается около 200 тыс. человек. Большинство из них проживает на западе Индии10 (более половины), в Иране и Пакистане. Современные индийские зороастрийцы называются парсами, то есть «персами». Самый знаменитый на Западе выходец из парсов — лидер группы «Queen» Фредди Меркьюри. Оставшихся в Иране последователей Заратуштры мусульмане называют гебрами. Храмы зороастрийцев сохранились в Азербайджане (Апшеронский полуостров, действовал до 1920 г.) и Иране. Последователи зороастризма в России называют свою религию Благоверие, а самих себя заратуштрийцами.

Самая молодая из религий региона — бахаизм. Она была основана в 40-х годах XIX в. в Иране проповедником Бахауллой, провозгласившим себя девятым мировым пророком (после Кришны, Авраама, Заратуштры, Моисея, Будды, Иисуса Христа, Мухаммеда и основателя движения бабидов Баба). Бахаизм вышел из недр шиитского ислама, его учение — синтез положений ряда религий, прежде всего ислама и христианства. Прослеживаются связи бахаизма с зороастризмом, буддизмом, индуизмом, конфуцианством и даосизмом. По мнению бахаистов, их религия объединяет все остальные религиозные учения мира и является единственным путем истинного познания Бога. Бахаизм строится в основном на откровениях Бахауллы. Бахаисты считают, что религия не должна находиться в противоречии с наукой, и поэтому признают, что человек произошел в результате эволюции, а Земля возникла естественным путем, а не через творение богом. Храмы бахаистов (в мире их 7) выстроены по индивидуальным проектам, их объединяет лишь конструкция: девять фасадов и девять дверей, ведущих в центральный зал. Первый в мире храм бахаи был построен в 1908 г. в Ашхабаде (Российская империя), в 1948 г. он был серьезно поврежден землетрясением, а в 1963 г. взорван. Бахаизм — космополитическая религия, не признающая национальных границ. В мире насчитывается около 6 млн бахаистов. Наиболее крупные их общины имеются в Индии, Иране, Вьетнаме, Боливии, США и некоторых странах Африки. Главная цель бахаистов — создание Мира Бахаи — нового мирового порядка с едиными религией, правительством, законом и языком (на эту роль предлагаются английский или эсперанто). Верховный управляющий орган бахаистов, состоящий из 9 членов, — Всемирный дом справедливости; размещается на горе Кармель в Хайфе (Израиль) 11.


1 Мусульмане считают, что камень почернел от прикосновений грешников, в день Страшного суда он снова станет белым.

2 О хаджже читайте: С. в. Рогачев. Вот я перед Тобой!..// География № 39/1999.

3 В середине ноября 2007 г. у мусульман начало месяца зуль-каада 1428 г. по хиджре.

4 По григорианскому календарю в 2007 г. приходится на 20 декабря.

5 В 2007 г. — 13 октября.

6 В дореволюционной России суннизм называли сектой Омаровой (по имени Омара, одного из первых халифов), а шиизм — сектой Алиевой (по имени халифа Али). Распространенная в Азербайджане фамилия Алиев часто давалась не по именам предков, а по принадлежности к шиитам.

7 Для мусульман крайне важно, чтобы их сознание не было ничем затуманено при их общении с Аллахом. По этой причине многие правоверные отказываются при операции от наркоза.

8 В день Страшного суда праведники получат свиток с перечислением своих земных дел в правую руку, а грешники список грехов — в левую.

9 Давно замечено, что пределами расселения арабов служат границы горных территорий. Там, где над равнинами Аравии, Месопотамии или Северной Африки возвышаются приличной высоты горы, арабов уже нет. Например, Иранское нагорье (персы), Армянское нагорье (прежде армяне, а ныне курды), Атласские горы (берберы), Эфиопское нагорье (амхара и др.), Кавказ и т.д.

10 Главным образом в Мумбаи (Бомбее) и штате Гуджарат.

11 С. в. Рогачев. Исповедание мондиализма. Вера бахаи// География № 16/2000.

Вопросы и задания

1. В каких природных условиях произошло зарождение ислама? Как природа повлияла на основы этой религии?

2. Как различаются границы Мусульманского мира и Арабского мира? Назовите страны, которые включаются в один из них, но не входят в другой.

3. Чем объясняется широкое распространение арабского языка в пределах Мусульманского мира?

4. Зная квоту на хаджж, установленную правительством Саудовской Аравии (1 человек от 1000 мусульман страны), рассчитайте максимально разрешенное количество паломников от десяти первых стран по численности мусульман.

Ссылки в Интернете

www.muslim.ru — сайт Совета муфтиев России;

www.imam.ru — сайт об основах ислама;

www.islamnews.ru — новости Мусульманского мира;

http://ru.quran.nu — текст Корана на русском языке;

www.islam.ru — ислам в России;

www.islamicity.com — англоязычный портал об исламе.