Педагогический университет
"Первое сентября" КУРСЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
А.А. ЛОБЖАНИДЗЕ,
Д.В. ЗАЯЦ
|
Как географические
знания
помогают ориентироваться
в поликультурном мире
|
Учебный план
№
газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. Культурно-религиозный
фундамент как важнейший признак этноса |
18 |
Лекция 2. Католицизм —
культурный мост между Европой и Латинской
Америкой |
19 |
Лекция 3. Протестантизм — ядро
Западной цивилизации Kонтрольная работа № 1 |
20 |
Лекция 4. Православие —
объединительное начало евразийского мира |
21 |
Лекция 5. Арабо-мусульманская
цивилизация |
22 |
Лекция 6.
Причудливый поликультурный ландшафт Южной,
Восточной и Юго-Восточной Азии Контрольная
работа № 2 |
23 |
Лекция 7. Межнациональные
конфликты — глобальная проблема
современности |
24 |
Лекция 8. Роль
религии в формировании культурной сокровищницы
мировой цивилизации Итоговая работа |
Лекция 6
Причудливый поликультурный ландшафт
Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии
Индуистский этнокультурный регион
Индию по праву называют страной-континентом. Ее
более чем миллиардное население больше
населения всей Африки или Америки. Территория
полуострова Индостан разнообразна и в природном,
и в этнокультурном отношении. Индия считается
самой многонациональной страной мира, в ней
проживает более 500 этносов. Верующие
придерживаются почти десятка религий, во многих
местах представители разных религий живут в
пределах одного и того же ареала. В Индии
есть последователи как тех религий, которые
зародились в этой стране (индуизм, буддизм,
джайнизм, сикхизм), так и приверженцы
христианства (наиболее распространены
католицизм и протестантизм), ислама,
зороастризма.
По числу последователей лидирует индуизм.
В мире насчитывается более 900 млн индуистов; по
распространенности эта религия занимает третье
место после христианства и ислама. Однако то, что
индуисты концентрируются лишь в одной стране
мира — Индии и ее ближайших соседях (Непал,
Бангладеш, север Шри-Ланки — карта
на с. 24–25), дает основание относить индуизм к
локальным религиозным учениям.
Индуизм возник в XV в. до н.э. на основе верований
древних ариев (север Индии населяют народы
индоарийской группы). Арии привнесли в
общеиндийский пантеон культы богов Индра, Агни,
Варуна, Брахма, верования ариев изложены в Ведах
(священных книгах), наиболее известная из которых
Ригведа. Юг Индии населяют народы дравидийской
языковой семьи, из их верований берут начало в
индуизме культы богов Шива и Вишну.
Для индуизма характерно многобожие, в
пантеоне индуизма не одна тысяча персонажей, но
главными божествами признаются трое — Вишну,
Шива и Брахма. Наиболее почитаемые воплощения
Вишну в земном облике — Рама, Кришна и Будда (у
индуизма и буддизма много общих черт).
Индуизм поддерживает кастовую систему в Индии.
Индийское общество традиционно разделено на
четыре варны (самые крупные кастовые группы):
высшая — брахманы (жрецы и священнослужители),
под ней — кшатрии (монахи, воины), затем —
вайшьи (торговцы и земледельцы) и самая
низкая — шудры (рабочие и ремесленники). Варны
делятся на более мелкие касты (джати),
связанные с профессиональными занятиями людей,
их насчитывается до 3 тыс. В каждой
географической области возникла своя кастовая
структура, непохожая на сложившиеся на соседних
территориях. Исключение составляют касты
брахманов, которые представлены на обширных
пространствах и всюду занимают
привилегированное положение. Принадлежность к
той или иной касте наследственна. Касты
эндогамны, то есть юноши и девушки ищут себе пару
внутри своей же касты, но на практике в
современной Индии все чаще случаются
межкастовые браки.
В самом низу традиционной кастовой иерархии
находятся неприкасаемые, или далиты.
Термин «неприкасаемые» как оскорбительный и
дискриминационный был заменен Махатмой Ганди на
политкорректный «хариджаны» («божьи дети»).
К хариджанам относятся те, чья профессия
требует физического прикосновения к клиенту
(например, парикмахеры), или те, кто занимается
«нечистыми» работами (например, выделкой кож,
забоем скота, стиркой белья). Неприкасаемым
запрещается посещать дома «чистых» каст, брать
воду из их колодцев. Большинство индуистских
храмов до недавнего времени были закрыты для
неприкасаемых, существовал даже запрет
подходить к людям из более высоких каст ближе
установленного числа шагов. Неприкасаемые
будто бы продолжали осквернять членов
«чистых» каст, даже если они давно забросили свое
«грязное» занятие и становились, например,
земледельцами.
Кастовая структура создает глубокое
неравенство в индийском обществе, приводит к
социальным конфликтам, а потому считается
правительством страны опасным для благополучия
народа атавизмом. Официальная тенденция
преуменьшать значение кастовой системы привела
к тому, что в переписях населения исчезла
соответствующая графа. Однако роль кастового
строя в Индии, особенно в сельских районах, где
сильны традиции и низок уровень образования, все
еще очень велика.
Именно в индуизме первоначально возникли такие
присущие восточным религиям понятия, как карма
и сансара. Карма — сумма добрых и злых
деяний человека в пределах его жизни. Индуисты
верят в то, что после смерти следует реинкарнация,
то есть переселение души в иное тело. В тех
случаях, когда душой за время своего пребывания в
теле человека накоплена положительная карма, в
следующей жизни ее ждет «повышение» в какое-либо
почетное тело, например, брахмана. В противном
случае, в следующей жизни ждет перерождение в
теле представителя низших каст или животного.
Цепь перерождений бесконечна, как повороты
колеса. Это бесконечное повторение называется
сансарой, сансара может завершиться нирваной —
состоянием полного покоя. Душа человека может
помнить что-то из своих предыдущих жизней, на
получение такой информации направлены некоторые
духовные практики индуизма и буддизма.
Священным животным индуисты почитают корову,
коров запрещено убивать, поэтому на дорогах
часто можно встретить одичавший и исхудавший
домашний скот, изгнанный по старости из домашних
хозяйств. Все индуисты вегетарианцы.
Священная река в индуизме — Ганг, ее
обожествление связано с той ролью, которую она
играет для земледелия в пределах Гангской
низменности, одного из очагов формирования
древнейших цивилизаций. На Ганге расположен
наиболее почитаемый в Индии город Варанаси.
Считается, что Варанаси — первый город на
Земле и что построили его боги. Согласно
индуистским источникам, именно с этого места
началось сотворение Вселенной. На набережных
Варанаси к воде Ганга спускаются каменные
лестницы-гаты. Считается, что если человек умрет
здесь, его душа больше не будет перевоплощаться,
он выйдет из цикла сансары. С этих же
лестниц развеивают над водами Ганга прах умерших
(в индуизме тела ушедших из жизни необходимо
кремировать). По старому обычаю, на
погребальный костер вместе с телом мужа должна
отправляться и его вдова. Однако индийское
правительство ведет борьбу с этой дикой
традицией и уже достигло в этом значительных
успехов.
Определить рамки индуизма очень сложно. Эта
религия может впитывать элементы других
религиозных систем, не привнося противоречий в
свои. В современный индуизм попали
заимствования из буддизма, джайнизма,
христианства и ислама. Например, Иисус Христос
почитается индуистами как воплощение Кришны (в
семантической связи этих двух имен уверены
многие исследователи религий). Следствием этого
является та отличительная черта индуизма, что в
нем нет и не может быть еретических форм, поэтому
индуизм хоть и многогранен, но един и не делится
на противоречащие друг другу течения. Поэтому
индуизму, да и индийскому обществу в целом,
присущ плюрализм мнений и высокая степень
демократии, ведь каждая община верующих
фактически независима и не подчиняется другой.
Не было ни одной попытки созвать съезд
авторитетов индуизма с целью кодифицировать
учение. Представители высшей касты брахманов
живут светской жизнью, имеют семью, ведут
повседневное хозяйство. В пределах
традиционного индуистского ареала отсутствует
миссионерство, ведь, как считают индуисты,
индуистом нельзя стать, им можно только родиться.1 Индуистов в общей их массе
сложно назвать активными или инициативными
людьми. Жесткие рамки кастовой системы не
допускают свободы карьерного роста. Жителям
Индии не свойственна соревновательность: имея
миллиардное население, страна не дала миру ни
одного знаменитого спортсмена, за исключением
лишь звезды шахмат Вишванатана Ананда (лидер в
мировом шахматном рейтинге в 2007 г.).
Несмотря на размытость учения и нечеткость
канонов, индуизм послужил ядром консолидации
народов Индии. В многонациональной стране,
населенной представителями более чем 500 этносов,
относящихся к разным языковым группам и семьям,
индуистская религия и кастовый строй стали
универсальной основой межэтнических
взаимодействий. В Индии проживает более 90%
индуистов мира, да и во многих других странах
мира индуистами представлены выходцы из Индии:
хиндустанцы, бихарцы, бенгальцы, маратхи,
гуджаратцы, тамилы, телугу и др. За пределами
Южной Азии наибольшее число индуистов в
Индонезии, где они проживают в основном на
островах Бали (составляя там большинство
населения) и Ява.
Индуизм существенно обогнал по популярности,
но не подавил древнюю индийскую религию — джайнизм.
Джайны — самые гуманные и пацифистски
настроенные люди на Земле. Джайнизм отвергает
жертвоприношения, кастовую систему,
первостепенное значение он придает ахимсе —
отказу от нанесения вреда и насилия (термин
«ахимса» взят Махатмой Ганди для обоснования
своей теории ненасильственного сопротивления).
Джайнизм аскетичен, большое место уделяется
посту, отшельничеству и монашеской жизни.
Джайны — исключительные вегетарианцы, они
процеживают воду, которую пьют, наиболее
ортодоксальные надевают на рот марлевые повязки,
подметают метелками дорогу перед своими ногами
для того, чтобы случайно не убить какое-нибудь
животное, будь то насекомое или червь (ночью
наиболее верующие джайны совсем не выходят из
дому, ведь в темноте расчистить метелкой себе
путь затруднительно). Из-за опасений причинить
гибель живым существам джайнам запрещено
заниматься сельским хозяйством. Джайны верят в
то, что любое живое существо наделено душой, а
душа эта в предыдущей жизни могла находиться в
теле человека, даже, может быть, близкого
родственника. Среди джайнов нет крестьян, мало
рабочих. Джайнизм исповедуют главным образом
зажиточные горожане: торговцы, ростовщики и
ремесленники. В мире около 5 млн джайнов, почти
все они живут в Индии (главным образом, в западных
районах).
В пограничном с мусульманским Пакистаном
индийском штате Пенджаб распространен сикхизм.
Эта религия сравнительно молода: в первой
половине XVI в. ее основал гуру (то есть учитель,
наставник) Нанак, решивший соединить в новом
учении элементы индуизма и ислама. Как и
мусульмане, сикхи верят только в одного бога, но
общение с ним происходит во внутреннем
созерцании, как у индуистов. Сикхизм не признает
кастовой системы и считает всех людей равными.
Сикхи в прошлом имели сильное государство,
которое стойко защищало свою независимость.
После окончательного покорения Пенджаба
англичанами (1849 г.), воинственными и верными долгу
сикхами формировались самые боеспособные части
британской армии. Ныне большинство из 25 млн
сикхов живут в Индии, где создали движение за
расширение прав штата Пенджаб (наиболее
непримиримо настроенные сикхи настаивают на
создании независимого государства Халистан).
В городе Амритсар на острове посреди озера
находится главная святыня сикхов — Золотой
храм (покрыт листами позолоченной меди). Сикхов
можно узнать по внешним атрибутам: длинным
волосам, пышной бороде, тюрбану, стальному
браслету на запястье, поддерживающему волосы
гребню и кинжалу, спрятанному под одеждой.
Основные места службы сикхов-мужчин — армия,
полиция, пожарная охрана, система управления.
Мужчины сикхи присоединяют в своей фамилии слово
«сингх», что значит «лев». За пределами Индии
сикхов чаще всего можно встретить в
Великобритании и США.
Буддистский этнокультурный регион
Этот регион состоит из трех ядер. Первое —
страны Индокитая (Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа,
Вьетнам), второе — Непал, Бутан и
пригималайские части Индии (штаты Сикким и
Аруначал-Прадеш на северо-востоке и район Ладакх
в северном штате Джамму и Кашмир), третье —
Монголия, Внутренняя Монголия (автономный район
в КНР), Бурятия и Тыва. Составными частями региона
являются также остров Шри-Ланка и Калмыкия —
единственный буддистский ареал в Европе.
Любопытно, что очаг зарождения буддистской
религии лежит за пределами современных границ
этнокультурного региона.
Буддизм возник в древней Индии в VI—V вв. до н.э.
Основателем этой религии считается индийский
принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни,
получивший впоследствии имя Будда, что значит
«пробужденный» или «просветленный». Буддизм не
достиг в Индии широкой популярности, потому что
отрицал присущую этой стране кастовую систему,
тем не менее в буддизме много моментов, общих с
индуизмом.
Особенность буддистского учения —
обращенность к проблемам человеческой личности.
Буддизм учит «четырем благородным истинам»,
сформулированным самим Буддой:
1) мир полон страданий: рождение, болезнь,
смерть, соединение с неприятным, разлучение с
приятным, нереализованность ожиданий и т.д. суть
страдания; в отличие от христианства, страдания
не закаляют веру и дух человека, в них нет ничего
полезного;
2) существует причина страданий — это
желания, которые приводят к круговороту рождений
и смертей — сансаре; источник страданий —
привязанность и ненависть (то есть человеческие
чувства); корень привязанности и ненависти — в
неведении, незнании истинной природы существ и
неодушевленных предметов;
3) существует путь избегания и прекращения
страданий и достижения полного покоя —
нирваны;
4) этот путь — буддизм, он называется
срединным восьмеричным путем, так как он
одинаково отдален и от чрезмерного аскетизма, и
от предельного гедонизма и требует соблюдения
восьми основных правил.
Буддисты верят в то, что каждый человек
претерпевает бесконечное количество
перерождений (реинкарнаций) в разных телесных
оболочках людей и животных. Выбор оболочки
зависит от накопленной в предыдущей жизни кармы.
Главная цель буддиста — достичь состояния
полного покоя, нирваны, который не могут
нарушить никакие внешние воздействия. Нирвана
бесконечна, в ней душа может быть бессмертна.
Мир для буддистов вечен и бесконечен, его никто
не создавал, никто и не может разрушить.
В буддизме отсутствует акт творения, поэтому и
нет места богу-творцу. В буддизме нет жесткого
канона поведения. В нравственном плане это
означает признание разнообразия и относительной
свободы действия личности, отсутствие понятий
ответственности и вины как чего-то абсолютного.
Будда не может заниматься спасением душ, подобно
богам в христианстве или исламе, он лишь может
научить человека пути к спасению. Главными
положительными качествами буддизм считает
терпение, созерцательность и стремление познать
себя и окружающий мир. Буддизм как никакая иная
религия направлен на внутреннюю сферу человека;
события, происходящие вне оболочки человеческой
личности, для него второстепенны. Возможно,
именно поэтому большим авторитетом во всем мире
пользуется буддистская тибетская медицина,
лечащая не симптомы болезни, а внутреннюю
дисгармонию организма.
Главными пороками человека буддизм считает
ненависть, невежество и страсть.
Их олицетворяют три нечистых животных —
змея, свинья и петух. Буддизм требует не
испытывать ненависти, избегать суеты, в любых
обстоятельствах сохранять душевную
невозмутимость и спокойствие.
Разобраться в устройстве мира верующим
буддистам помогают мандалы. Мандала — это
геометрический символ, который интерпретируется
как модель Вселенной. Типичная форма —
внешний круг, вписанный в него квадрат, в который
вписан внутренний круг. Внешний круг —
Вселенная, внутренний круг — мир божеств.
Квадрат между ними ориентирован по сторонам
горизонта. Мандалы часто изображают на полах,
стенах и потолках храмов. Мандалы могут
вышиваться на ткани, рисоваться на песке,
изготовляться из зерен риса, горошин, цветного
песка, мелких камешков. К концу ритуала
вещественную мандалу (то есть выполненную из
предметов, а не нарисованную) разрушают, чтобы не
допустить перетока энергии в параллельные миры.
Визуализация божеств достигается посредством
буддистских икон танка.
Богослужения буддистов проходят в монастырях
(в Бурятии они называются дацанами) и
храмах — сюме, хурулах, дуганах.
В честь Будды сооружаются ступы —
конические сооружения, иногда цельные, иногда
имеющие внутри пустоты и помещения, в которых
содержатся буддистские реликвии (зуб Будды,
прядь волос Будды, отпечаток ноги Будды на камне,
священные книги и т.д.).
Буддизм не считается монотеистической
религией, Будда — не единый бог, он
распадается на огромное количество своих
воплощений. Некоторые исследователи считают
буддизм своеобразной атеистической религией:
бог настолько растворяется в окружающем мире,
что практически исчезает. Буддизм не имеет
четкой централизации, каждая буддийская община (сангха)
живет самостоятельной духовной жизнью.
Многие европейцы считают буддизм пассивной
религией, лишающей стимулов к развитию, не
жалующей предприимчивость и прагматизм. Однако
это не совсем верно: и в буддийских странах есть
торговцы, чиновники. Отрешенность буддизма от
суеты, его индивидуалистичность определяют и
некоторую асоциальность буддистов.
Последователи буддизма нередко отстраняются от
борьбы за социальные и политические
преобразования, ожидая, что все их проблемы
решатся в следующей жизни в циклическом круге
перевоплощений сансары. Буддизм терпим к другим
религиозным учениям, что особенно ярко
проявляется в Китае и Японии, где он тесно
переплетен с местными национальными религиями.
Основной регион проживания буддистов —
Зарубежная Азия, здесь насчитывается около 538 млн
из почти 545 млн последователей этой религии в
мире (карта на с. 24–25). Буддизм делится на две
основные ветви — тхеравада (южный буддизм) и
махаяна (северный буддизм).
Тхеравада (в переводе означает «учение
старейших») ранее имела наименование «хинаяна»
(«малая колесница»), но этот термин был признан
оскорбительным для верующих. Тхеравада —
наиболее консервативное направление буддизма,
оно в наибольшей степени сохранило черты
первоначального учения Будды Шакьямуни. Буддизм
в виде тхеравады распространен в Таиланде,
Мьянме, Лаосе, Камбодже, на Шри-Ланке.
По сравнению с махаяной, для тхеравады
свойственна сравнительная простота ритуала.
Тхеравада учит, что достичь нирваны может только
буддистский монах. В странах Индокитая
считается, что побывать монахом, одевшись в
желтые или красные одежды и обрив голову, должен
хотя бы на некоторое время каждый молодой
мужчина.
Махаяна (в переводе «великая, или большая,
колесница») распространена в Китае, Вьетнаме,
Корее, Японии, Монголии, в некоторых регионах
России. Махаяна считает, что состояния Будды
может достичь любой человек, а не только монах.
В этом ему должны помочь особые существа бодхисаттвы.
Особенного почитания удостоен бодхисаттва
Майтрейя, который в будущем воплотится в одного
из людей и станет Буддой, а его приход будет
связан с золотым веком буддизма. Махаяна в
противовес тхераваде имеет больше признаков
религии, а не философского учения. В ней
выработан четкий канон богослужений, имеется и
своя церковная организация, достигшая наиболее
четкого оформления в тибетском буддизме.
Священнослужители в тибетском буддизме
(распространен, помимо Тибета, в северных районах
Индии, Бутане, Внешней и Внутренней Монголии,
Бурятии, Тыве, Калмыкии) именуются ламами.
Лама в переводе означает «учитель». Проживавший
ранее в Тибете, но изгнанный в 1959 г. властями
Китайской Народной Республики в Индию Далай-лама
XIV считается скорее наиболее авторитетным
учителем, нежели всемирным главой религии.
С XVII в. до 1959 г. далай-ламы были одновременно
духовными и светскими правителями Тибета.
В истории Тибета известны 14 далай-лам, все они,
согласно учению о реинкарнации, являются
воплощением одного и того же далай-ламы,
последовательно существовавшего в каждом из них.
После смерти очередного далай-ламы начинаются
поиски его новой реинкарнации. Ее отыскивают по
характерным признакам среди мальчиков,
родившихся спустя не менее чем 49 дней, но не более
чем через 2 года после смерти предыдущего
далай-ламы. С 1960 г. Далай-лама XIV проживает в
изгнании в североиндийском городе Дхармсала.
В период до достижения очередным далай-ламой
совершеннолетия общину ламаистов возглавляет
панчен-лама («лама-ученый»). Задача
панчен-ламы — быть духовным наставником для
растущего далай-ламы. Панчен-ламы также проходят
цепь реинкарнаций. В виду того, что Далай-лама
XIV находится в состоянии конфронтации с властями
КНР, пекинские власти недавно определили
самозваного панчен-ламу и наделили его правом
самостоятельно определять последующую
реинкарнацию далай-ламы. Это грубое нарушение
традиций вызвало возмущение тибетцев. Недавно
Далай-лама XIV обнародовал заявление, что
будущий далай-лама не будет рожден на территории
КНР, а вполне возможно и вообще не будет
перерожден.
Многие замечают, что учение буддизма, с его
декларируемыми свободами, созвучно
социалистическому учению. Нельзя признать
случайностью тот факт, что в пределах ареала
буддизма расположены почти все социалистические
государства современного мира: Китай, КНДР,
Вьетнам, Лаос. Напомним, что до недавнего времени
социализм был принят и в Монголии.
Места религиозного поклонения в буддизме:
Лумбини (Непал, место рождения Будды), Бодхгая
(индийский штат Бихар, место просветления Будды),
Лхаса (Тибетский автономный район в КНР),
священная гора Кайлас в Тибете.
В Россию буддизм попал через Тибет и Монголию.
Ламаистская форма буддизма была официально
признана в качестве религии части российских
подданных указом императрицы Елизаветы в 1741 г.
В Российской Федерации буддистами являются
около 1 млн человек, главным образом буряты,
тувинцы и калмыки. Главный центр буддизма — в
селе Верхняя Иволга, в 40 км к юго-западу от
столицы Бурятии Улан-Удэ. Иволгинский дацан
(построен в 1946 г.) — резиденция главы
Буддийской традиционной сангхи России
хамбо-ламы. Прежде чем войти в любой из его
храмов, верующим следует обойти территорию
дацана по ходу солнца (по часовой стрелке),
останавливаясь для того, чтобы покрутить хурдэ —
молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана
равнозначен многократному повторению
буддийской молитвы — мантры. Внутри
главного храма центральное положение занимает
статуя Будды. Ниже статуи находится портрет и
трон Далай-ламы XIV. Религиозные церемонии ведутся
на тибетском языке. На территории дацана
находятся и малые храмы-дуганы, а также субурганы —
небольшие ступы, которые возводятся над
буддийскими реликвиями.
Конфуцианский этнокультурный регион
Он охватывает восточную, преимущественно
равнинную, половину Китая, Корейский полуостров,
острова Тайвань и Хайнань. Регион подарил миру
две этнические религии — конфуцианство и
даосизм.
Конфуцианство — учение, проповедовавшееся
китайским мыслителем Кунцзы, получившим в Европе
имя Конфуция. Конфуций жил на рубеже VI и V вв. до
н.э. и написал ряд сочинений о месте человека в
обществе. Высокоморальный человек,
сконструированный философом в качестве эталона
для подражания, должен обладать двумя важнейшими
достоинствами: гуманностью и чувством долга.
Понятие гуманности, по Конфуцию, включает в себя
скромность, справедливость, сдержанность,
достоинство, бескорыстие, любовь к людям.
Но для идеала одной гуманности недостаточно,
нужно обладать еще и чувством долга,
продиктованным внутренней убежденностью в том,
что следует поступать именно так, а не иначе.
Одна из важных основ социального порядка,
согласно Конфуцию, — строгое повиновение
старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник или
государь, — беспрекословный авторитет для
младшего, подчиненного, подданного. Слепое
повиновение воле, слову, желанию старшего —
норма для младших и подчиненных как в рамках
государства, так и в рядах клана, корпорации или
семьи. Не случайно Конфуций считал, что
государство — это большая семья, а семья —
малое государство.
Конфуцианство — очень консервативная
система. Здесь не допускаются никакие отклонения
от нормы, никакая экстравагантность,
оригинальность ума или внешнего облика.
Эгоистические наклонности человека должны
подавляться с детства. Китаец с младых лет
привыкал к тому, что личное и эмоциональное на
шкале ценностей несоизмеримо мало по сравнению с
общим, рационально обусловленным и обязательным
для всех. В ведущей китайской системе
общественного устройства рациональное начало
еще в древности оттеснило эмоции и мистику, в
качестве объекта почитания и религиозного
культа выступал не вероучитель, склонный к
видениям и откровениям, а мудрец-моралист
Конфуций.
Конфуций искренне стремился сформировать
идеального человека. Но, как это нередко
случается, с превращением его учения в
официальную догму на передний план часто
выступала не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся
в демонстративном консерватизме и уважении к
старшим, напускной скромности и добродетели.
Конфуцианство — это, строго говоря, не
религия, а философское учение, определяющее
внутреннюю политику, административную систему,
регулирующее экономическое и социальное
развитие — все без исключения принципы
развития китайского общества. Именно
консерватизм и ортодоксальность конфуцианства
во многом помогли сохранить в практически
неизменном виде китайскую цивилизацию,
китайский язык с его специфичной
иероглифической письменностью.
Одной из важнейших концепций конфуцианства,
вошедшей и в даосизм, и в буддизм, является
дуалистичная философия единства и борьбы
противоположностей инь и ян. Инь
символизирует женское, пассивное, темное,
внутреннее начало; ян — мужское, активное,
светлое, внешнее. В процессе развития
китайской философии инь и ян всё более
символизировали взаимодействие крайних
противоположностей: света и тьмы, дня и ночи,
солнца и луны, неба и земли, жары и холода,
положительного и отрицательного.
Даосизм основан на учении древнекитайского
философа Лаоцзы, жившего в начале VI в. до н.э.
Основным его понятием выступает дао («путь»),
оно настолько всеобъемлюще, что его крайне
трудно определить и объяснить. В упрощенном
виде дао можно понять как первооснову природы и
общества, великий и всеобщий закон природы.
Второе важное понятие — увэй, то есть
«недеяние». Даосы уверены, что все их проблемы
исчезнут сами собой, следуя предрешенному
судьбой ходу событий.
Даосизм, в отличие от конфуцианства, ставит
интересы человека выше интересов общества.
Даосизм гораздо больше похож на религию, нежели
конфуцианство. В даосизме есть боги
(заимствованы из буддизма, индуизма и древних
китайских верований), храмы, священство. Главный
даосский монастырь — Белых облаков (Байюнь
гуань) в Пекине. Даосскую иерархию возглавляет
патриарх, бежавший после гражданской войны 1949 г.
из континентального Китая на Тайвань.
Многие верующие китайцы одновременно
исповедуют буддизм, даосизм и конфуцианство,
причем вся эта триада (сань цзяо — «три
религии» или «три учения») органично уживается в
их сознании. В ее пределах происходит
своеобразное «разделение полномочий».
Конфуцианство отвечает за отношения человека с
государством и внутри семьи. Даосизм «курирует»
связи с внешним миром — природой, средой
обитания. Буддизм ответствен за внутреннюю сферу
человека, его сознание, переживания. Ввиду того,
что в современном китайском обществе порой
сложно обособить последователей трех отдельных
религий, в последнее время принято называть эту
систему верований китайской национальной
религией. В Китае из 1,3 млрд населения
китайской национальной религии придерживаются
от 230 до 250 млн (в стране очень много атеистов).
Миллионы этнических китайцев проживают за
пределами страны, большинство из них также
исповедуют конфуцианство, даосизм и буддизм.
Законы КНР гарантируют свободу
вероисповедания, имущество религиозных
организаций находится под охраной государства.
Образование отделено от религии, но
правительство запрещает вести атеистическую
пропаганду в местах, священных для верующих.
Свобода вероисповедания была нарушена в период
«культурной революции» 60–70-х годов, в тот период
уничтожались культовые постройки, запрещались
религиозные организации. После 1976 г. происходит
восстановление храмов, монастырей, мечетей и
церквей.
Синтоистский этнокультурный регион
занимает территорию Японских островов.
На территории этого региона находится всего
лишь одно государство — Япония.
Синтоизм (от слова синто, буквально
«путь богов») — этническая религия японцев.
Она возникла в VII—VIII вв. на основе японской
мифологии. Синтоисты поклоняются духам природы
(неба, светил, рек, камней, животных, деревьев,
гор), которых называют ками. Наиболее
почитаема в синтоизме сотворившая весь
архипелаг богиня солнца Аматэрасу, ранее
японский император считался ее потомком (после
поражения Японии во Второй мировой войне он
официально отказался от божественного
происхождения). Аматэрасу почитают как
изобретательницу ткацкого станка, культуры
возделывания риса, технологии получения шелка.
Синтоисты считают Фудзияму священной горой.
Подобно религиозной ситуации в Китае, синтоизм
в Японии тесно переплетен с буддизмом. Верующие
буддисты и синтоисты в этой стране — часто
одни и те же люди, исповедующие синкретический
культ «рёбусинто» («путь буддизма и синто»).
В разные периоды своей жизни они обращаются то
к одной, то к другой религии. Например, обряды,
связанные с рождением детей или бракосочетанием,
чаще всего проводится по синтоистским канонам
(в синтоизме они проходят очень пышно и
радостно), а похорон — по буддистским (буддизм
трактует смерть лишь как переход души к
следующей жизни).
Вопросы и задания
1. Какими факторами вызвана
конфессионально-культурная мозаичность
регионов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии?
2. Почему индуизм называют локальной
религией?
3. На какие направления подразделяется
буддизм? Какие из них распространены в России?
4. Чем можно объяснить феномен двое- и
троеверия в Японии и Китае?
5. Пользуясь дополнительной литературой,
составьте географическое описание одного из
четырех рассмотренных этнокультурных регионов
по плану: географическое положение, особенности
природы, демографическая характеристика
населения, этнический состав, преобладающие
языки, крупнейшие города, оценка уровня
экономического развития, основные товары,
поставляемые на мировой рынок.
Ссылки в Интернете
http://hinduwebsite.com — англоязычный сайт об
индуизме;
http://hinduism.about.com — просветительский
Интернет-портал, рассказывающий об индуизме;
www.sikhism.com — англоязычный сайт о сикхизме;
http://buddhist.ru — сайт ассоциации «Буддизм в
Интернете»;
www.dalailama.com — официальный сайт Далай-ламы XIV;
http://taoism.ru — Интернет-портал о даосизме.
1 Этого нельзя сказать
о псевдоиндуистских течениях, действующих в
Европе и Северной Америке и активно вербующих
своих сторонников. Пример — «Общество сознания
Кришны». |