Педагогический
университет "Первое сентября"
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ |
|
О.В. КРЫЛОВА
|
Система практических
работ
по географии в 6–10 классах
|
Учебный план
№
газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. Практические работы по
географии |
18 |
Лекция 2. Примерное содержание и
методика организации практических работ
в 6-м классе |
19 |
Лекция 3. Примерное содержание и
методика организации практических работ
в 7-м классе |
20 |
Лекция 4. Примерное содержание и
методика организации практических работ
в 8-м классеКонтрольная работа № 1 |
21 |
Лекция 5. Примерное содержание и
методика организации практических работ по
географии России в 9-м классе |
22 |
Лекция 6. Проектная
деятельность учащихся по географии Контрольная
работа № 2 |
23 |
Лекция 7. Примерное содержание и
методика организации практических работ
в 10-м классе |
24 |
Лекция 8. Система практических
работ по географии Итоговая работа |
Лекция 6
Проектная деятельность учащихся
по географии
Метод проектов ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся. У
учебного проектирования масса общепризнанных
достоинств, одно из которых — осязаемый
результат познавательной деятельности учащихся.
При этом нельзя забывать, что достижение
подлинно творческого результата невозможно
без всерьез организованного процесса
обучения. В работе над учебным проектом ребята
создают новое знание, но этого можно достичь
только опираясь на ранее приобретенные знания, а
также на общие учебные и предметные умения. Метод
проектов может найти применение не только в
старших классах. Более того, чтобы получить
качественные проекты старшеклассников, надо
начинать эту работу значительно раньше.
Типы учебных проектов по географии
Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей
деятельности: информационные,
исследовательские, творческие, прикладные или
практико-ориентированные.1
По предметно-содержательной области: монопредметные,
межпредметные и надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных,
когда планирование, реализация и рефлексия
проекта осуществляются непосредственно на уроке
или на спаренном учебном занятии, до
длительных — продолжительностью от месяца и
более. По количеству участников:
индивидуальные, групповые, коллективные. Можно
также рассматривать учебные проекты по степени
самостоятельности учащихся и формам
учительского руководства проектами.
Информационный проект направлен на сбор
информации об объекте или явлении с последующим
анализом информации, возможно, обобщением и
обязательным представлением. Следовательно, при
планировании информационного проекта
необходимо определить: а) объект сбора
информации; б) возможные источники, которыми
смогут воспользоваться учащиеся (нужно также
решить, предоставляются ли эти источники
учащимся или они сами занимаются их поиском); в)
формы представления результата. Здесь также
возможны варианты — от письменного сообщения,
с которым знакомится только учитель, до
публичного сообщения в классе или выступления
перед аудиторией (на школьной конференции, с
лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей
информационного проекта является именно
формирование умений находить, обрабатывать и
представлять информацию, следовательно,
желательно, чтобы все учащиеся приняли участие
пусть в разных по продолжительности и сложности
информационных проектах. В определенных
условиях информационный проект может перерасти
в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает
четкое определение предмета и методов
исследования. В полном объеме это может быть
работа, примерно совпадающая с научным
исследованием; она включает в себя обоснование
темы, определение проблемы и задач исследования,
выдвижение гипотезы, определение источников
информации и способов решения проблемы,
оформление и обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты, как правило,
продолжительные по времени и нередко являются
экзаменационной работой учащихся или конкурсной
внешкольной работой. Специфика предметного
содержания географии позволяет организовать
исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также
предполагает реальный результат работы, но в
отличие от первых двух носит прикладной характер
(например, оформить выставку горных пород для
кабинета географии). Тип учебного проекта
определяется по доминирующей деятельности и
планируемому результату. Например, проект по
изучению местности может носить
исследовательский характер, а может —
практико-ориентированный: подготовить учебную
лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли».
Подготовка такого проекта, кроме собственно
предметного содержания, будет включать вопросы
анализа аудитории, особенностей обращения к ней
и т.д.
К практико-ориентированным проектам по
географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и
возможных следствий хозяйственной деятельности
человека (при этом вовсе не обязательно
рассматривать только негативные примеры);
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например,
городов и поселков, национальных парков и т.д.
• проекты по созданию научных станций, в том
числе в экстремальных условиях природной среды2.
Возможности использования детских
конструкторов ЛЕГО позволят сделать презентации
подобных проектов особенно яркими и интересными.
Данные проекты вовсе не обязательно должны
быть долгосрочными и объемными. Начинать можно с
малого.
Учебный проект.
Прогноз возможных последствий
хозяйственной деятельности человека
(6 класс)
Примерное содержание проекта:
Один современный фермер, используя маленький
самолет, занимался засевом облаков, вызывая
обильные дожди для повышения урожая овощей.
Спрогнозируйте возможную реакцию его близких и
отдаленных соседей на эти действия. Объясните
свою точку зрения.
В основе проекта — понимание существующих
в природе взаимосвязей и закона сохранения
вещества и энергии. Результатом работы может
стать рисунок с кратким, в том числе устным,
пояснением. Этот минипроект можно предложить
при изучении темы «Атмосфера» и продолжить при
изучении темы «Гидросфера».
Примерное содержание проекта:
Каждый из фермеров, живущих по соседству,
мечтает собрать большой урожай овощей и усердно
поливает свой огород. Представьте возможные
варианты строения и состава горных пород данного
участка местности. Спрогнозируйте возможные
последствия избыточного полива. Объясните свою
точку зрения.
При определении темы творческого проекта в
наибольшей степени требуется учитывать
индивидуальные интересы и способности его
исполнителей.
Творческий проект.
Читая страницу каменной «книги» (6 класс)
Какие тайны умеют хранить камни?
Рис. 1. По сохранившимся рисункам на
колоннах храмов археологи узнали о жизни в
Древнем Египте. Эти рисунки, словно письма,
сохранили и передали нам мысли и чувства людей
далеких веков.
Рис. 2. А есть надписи, сделанные самой
природой. Пофантазируйте и «прочитайте» историю
камня, «написанную» на его поверхности.
Форма представления: сочинение-миниатюра, при
этом вовсе не нуждающееся в художественном
оформлении. Кстати, это важно — не загружать
учащихся лишней работой: громоздкими описаниями,
ненужным, излишним оформлением.
Творческий проект.
Австралия в поэзии аборигенов (7 класс)
1. Прочитайте стихотворения австралийских
поэтов-аборигенов и сделайте подстрочный
перевод. Поделитесь своими впечатлениями.
Red
W.Les Russel
Red is the colour
of my Blood;
of the earth,
of which I am a part;
of the sun as it rises, or sets,
of which I am a part;
of the blood
of the animals,
of which I am a part;
of the flowers, like the waratah* ,
of the twining pea,
of which I am a part;
of the blood of the tree
of which I am a part.
For all things are a part of me,
and I am a part of them.
Spiritual song of the Aborigine
Hyllus Maris
I am a child of the Dreamtime** People
Part of this Land, like the gnarled gumtree***
I am the river, softly singing
Chanting our songs on my way to the sea
My spirit is the dust-devils
Mirages, that dance on the plain
I’m the snow, the wind and the falling rain
I’m part of the rocks and the red desert earth
Red as the blood that flows in me veins
.................I am eagle, crow and snake the glides
Through the rain-forest that clings to
.................the mountainside
I awakened here when the earth was new
There was emu, wombat, kangaroo
No other man of a different hue
I am this land
And this land is me
I am Australia.
* waratah — телопе'я, кустарник в восточной
Австралии, который цветет красными цветами.
** Dreamtime — Время творения, в мифологии
аборигенов — время, когда Земля и жизнь на ней
приобрели существующую форму.
*** gumtree — эвкалипт.
2. Попробуйте сделать художественный перевод
стихотворений. Постарайтесь передать чувства,
волнующие их авторов, их основные образы и мысли.
Творческий проект.
Сибирский [характер] [простор] [мороз] [… ]:
фантазия и реальность (8 класс)
Приходилось ли вам встречать
словосочетания: сибирский простор, сибирский
мороз, сибирский характер? Что означают эти
словосочетания? При всех различиях содержания,
есть ли что-то их объединяющее? Какие другие
словосочетания с эпитетом сибирский вам
известны? Напишите эссе на одну из предложенных
тем или придумайте тему сами.
Разные типы проектов решают разные учебные,
развивающие и воспитательные задачи, поэтому
учащимся полезно принять участие именно в разных
проектах, а учителю учитывать эти особенности
при планировании учебной работы.
Методика осуществления и формы
представления
отдельных учебных проектов
Карта является моделью территории,
следовательно, возможны учебные проекты по
картографическому моделированию. Метод
моделирования помогает в изучении новых
характеристик предметов и явлений.
Учебный проект.
План местности, на которой происходит
действие сказки «Гуси-лебеди»
Перед началом работы необходимо провести этап
подготовки и вспомнить содержание сказки, либо
рассказать ее целиком, либо прочитать, раздав
учащимся текст. Если такая возможность есть, то
можно раздать учащимся и карточки с заданиями:
Составьте план местности… Обозначьте на плане
маршрут движения девочки в поисках братца и
обратно домой, а также маршрут движения
гусей-лебедей. Для этого: а) прочитайте
сказку; б) подчеркните в тексте, какие объекты
необходимо изобразить на плане местности, и
составьте перечень необходимых условных знаков
(традиционных — лес, река, поле — и
придуманных — печка, избушка бабы-яги); в)
подумайте, как расположить отобранные объекты
относительно друг друга.
Необходимо обсудить с шестиклассниками план
предстоящей работы. Далее следует этап
реализации проекта. Учащиеся работают
самостоятельно или в парах. Первые варианты карт
обычно готовы уже через несколько минут и, как
правило, не отличаются сложностью построений.
Вдоль прямой линии на поле последовательно
расставлены волшебные печь, за ней яблонька, и
поперек пути молочная река в кисельных берегах,
за рекой лес. Вопрос: «Разве девочка переходила
(или переплывала) реку?» — заставляет ребят
задуматься над местоположением реки. Нередко в
классе звучат возгласы: «Как же тогда?»
Постепенно, по мере размышления (не все так
просто!), представления об изображаемой
местности меняются, становятся не столь
примитивными и упрощенными, а ученики уже могут
объяснить местоположение объектов. (— Почему
избушка не на полянке? — Она за деревьями, в
лесу, ведь девочка не видела ее издалека, она
увидела ее вдруг.) Еще через несколько минут
появляются другие, более интересные планы
местности, за которые можно поставить отметки.
Лучше поставить их тем, кто захочет. Это этап
рефлексии. Мы рассмотрели 1-й вариант, точнее,
первый уровень возможного выполнения проекта.
Возможны и другие, например, 2-й вариант: учащимся
предстоит еще поработать дома и через неделю
представить доработанный и красиво оформленный
план местности по той же сказке «Гуси-лебеди» или
новые планы, составленные по текстам других
сказок, по выбору учащихся. В этом случае можно
обозначить более четкие требования к оформлению:
формат листа А5, использование цвета. 3-й, еще
более высокий уровень: «Составляем “Атлас
сказочных земель”». После пробной работы в
классе шестиклассники получают задание на дом,
по времени — на осенние каникулы, составить
план местности, на которой происходило действие
разных сказок. Можно предложить лишь русские
народные сказки, а потом сравнить получившиеся
планы — сравнить местности. На всех планах
будет лес, поле и река. Лес, степь, поле и река, по
определению В.О. Ключевского, основные стихии
русской природы по своему историческому
значению, и это обобщение существенно расширит
границы проекта, превратит его в межпредметный.
Можно составить «Атлас сказочных земель» по
сказкам народов России, народов мира.
Семиклассникам по силам и более емкие проекты,
например, групповой проект гипотетического
материка, который материализуется в отдельных
авторских картах и их кратком описании или в
«Атласе гипотетического материка»3.
Отдельная группа исследовательских проектов
может осуществиться на основе исторических карт.
Вопрос в доступности источника4.
На известной карте мира из «Географии» Клавдия
Птолемея ученые выделяют три группы объектов: а)
которые можно уверенно отождествить с реально
существующими; б) которые можно отождествить с
существующими лишь условно; в) которые
невозможно отождествить с существующими. Это и
есть основа для разработки учебных проектов.
Исследовательский историко-географический
проект может быть коротким по времени или,
наоборот, продолжаться в течение года и
реализовываться по следующим темам: Рассмотрите
карту Птолемея и проанализируйте представления
о каких-либо компонентах географической среды
или о частях света: морях и океанах, внутренних
водах, горах суши, морях и островах, Африке,
Европе, Азии. Работа над исследовательскими
проектами может продолжаться в 7-м классе по
карте Дж. Контарини, составленной после первого
путешествия Христофора Колумба5.
Учебный проект.
Африка — часть Старого Света на карте
Джованни М. Контарини
Анализируя карту, семиклассники могут:
1. Рассказать, каким представлялось
географическое положение Африки европейцам в
конце XV — начале XVI в.
2. Сравнить реальное географическое
положение Африки с представлениями начала XVI в.
3. Выявить конфигурацию Африки.
4. Проанализировать изображение градусной
сети — например, через сколько градусов
проведены параллели. Вычислить протяженность
Африки с севера на юг и сравнить полученные
результаты с современными данными.
5. Рассказать, как изменились представления о
форме и географическом положении Африки со
времен Птолемея (см. атлас 6-го класса).
6. Определить, можно ли выделить группы
объектов на карте Джованни М. Контарини подобные
тем, что выделены на карте Птолемея.
Исследовательский проект.
Изучаем город Плес
Рассмотрим еще один проект, который был
осуществлен группой учащихся 7—10-х классов во
время летней экскурсионной поездки в Ивановскую
область. Сосредоточим внимание на двух
составляющих подготовки: составление и
печатание на каждую группу «Дневников
исследователя» и посещение Левитановского зала
Третьяковской галереи. «Дневник исследователя»
(тетрадь на печатной основе) состоял из двух
частей. Первая — «Древний Плес» —
составлялась учителем, а вторая —
«Современный Плес» — учащимися. В целях
экономии места, мы лишь перечислим основные
задания.
Дневник исследователя. Древний Плес.
Часть 1
I. Географическое положение г. Плес
1. Определите макроположение Плеса.
2. Определите, как изменялось географическое
положение Плеса во времени. Например, каким оно
было в XVII—XVIII вв. и как изменилось в конце XIX в. в
связи с открытием железной дороги
Иваново-Вознесенск—Кинешма.
3. Дайте оценку современного макрогеографического
положения Плеса.
4. Определите микроположение города
Плеса.
II. Главные пространственные элементы
древнерусского города
5. Какие пространственные элементы
средневекового города сохранились (если
сохранились) в Плесе?
6. Определите размеры (длину и ширину) одной
из старинных улиц и одной из площадей Плеса.
7. Средневековые русские города имели
пространственные отличия от средневековых
городов Европы. Какие?
8. Какие новые пространственные элементы
возникли в XVII—XVIII вв. и сохранились до нашего
времени?
III. Ландшафтный принцип планировки
древнерусских городов
9. Определите особенности микрорельефа
города.
10. Определите особенности микрорельефа
городских огородов.
11. Определите особенности гидрографии
города.
12. Определите, в чем проявляется ландшафтный
принцип планировки древнерусских городов?
IV. Православные храмы и их роль в
пространственной организации города
13. Определите название, архитектурный стиль,
местоположение и ориентированность в
пространстве храмов города Плеса.
14. Составьте план расположения основных
храмов г. Плеса.
15. Определите роль храмов в пространственной
организации города.
V. Силуэт города как граница между небом и
землей
16. Опишите силуэт Плеса и проанализируйте
его изменение: а) во времени; б) в пространстве.
17. Нарисуйте силуэт Плеса.
18. В чем на ваш взгляд может проявляться
узнаваемость города?
Дневник исследователя. Современный Плес.
Часть 2
I. Общая характеристика
1. Природа в городе: рельеф; климат;
растительность; животный мир на улицах города.
2. Промышленность.
3. Транспорт: а) общественный (виды, состояние,
тарифы); б) частный, в том числе водный (виды,
состояние).
II. Население, условия жизни населения
4. Примерная численность.
5. Жилые постройки (высотность, плотность,
состояние, отопление, водоснабжение).
6. Учреждения образования.
7. Больницы, поликлиники.
8. Общественное питание (виды, меню, цены).
9. Экология (мусор, шум).
III. Развлечения (виды, состояние, цены,
обслуживание)
10. Городские праздники и место их проведения.
11. Главное место сбора молодежи.
12. Культурный досуг (музеи).
IV. СМИ
13. Газеты, журналы.
V. Сравнение условий жизни населения и
городского ритма столичного мегаполиса и малого
города
Работа осуществлялась следующим образом:
группы учащихся (семиклассники предпочли
работать самостоятельно и, как позже выяснилось,
узнали ничуть не меньше) отправились
самостоятельно изучать город, точнее, его
центральную историческую часть, в которой
практически невозможно заблудиться. Маленький и
уютный Плес, расположенный на маршруте Золотого
кольца, чрезвычайно удобен для подобной
исследовательской работы, ибо соотнесение
полученного на уроках или почерпнутого из
учебников по истории и географии теоретического
знания, например о структуре средневекового
города (крепости и посада), с конкретной
местностью и объектами на ней или выявление
ландшафтного принципа планировки древних
русских городов — дело, как выяснилось,
непростое. Изучать, то есть смотреть, наблюдать,
расспрашивать местных жителей, измерять шагами
(семиклассники еще и припасенной заранее
рулеткой) ширину старинных плёсских
улиц-каменок, считать, как позже выяснилось, всех
встреченных на улицах кошек и собак.
Самостоятельное знакомство с городом произошло
в день приезда, то есть специально до
запланированной на следующий день экскурсии по
городу. За три часа ребята узнали многое. Им
удалось выяснить не только количество учеников в
местной школе, число и место проводимых в городе
дискотек, но и проблемы трудоустройства жителей
и их низких доходов, востребованность
определенных профессий на летний сезон в
многочисленных домах отдыха и санаториях,
проблемы транспорта («Говорят, есть маршрутное
такси, но никто не видел», — было записано в
одном из дневников.) и т.д. Ребята отметили
исключительную доброжелательность жителей,
которые останавливались и охотно отвечали на
вопросы, рассказывали о жизни своего города. (Это
было всего пять лет назад.) Вечером прошло
обсуждение результатов. Экскурсию слушали
совсем по-другому, сравнивая собственные
открытия с рассказом экскурсовода, не только
слушали, но спрашивали и уточняли.
Метод проектов органично вписывается в систему
личностно ориентированного обучения и
способствует организации разнообразной
самостоятельной деятельности учащихся, но при
этом не исключает и не заменяет других методов
обучения.
1 Типология предложена
Е.С. Полат.
2 Примеры подобных
проектов, например: морского города,
антарктической станции, хозяйственного освоения
территории на примере Амазонии, подробно
разработаны и представлены в учебнике 7-го класса
О.В. Крыловой «География материков и
океанов»
(М.: Просвещение, с. 117–122, с. 205, с.198).
3 Полностью данный
проект представлен в учебнике О.В. Крыловой
«География материков и океанов», 7-й класс (М.:
Просвещение), в атласе «География материков и
океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД
«Новый учебник», М., 2006). В контурных картах
«География материков и океанов», 7-й класс, под
ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник», М., 2006) есть
специальная вкладка — бланковка «Атласа
гипотетического материка».
4 См.: атлас
«География», 6-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД
«Новый учебник»,
М., 2006), с. 14—15, в котором историческая карта
помещена на весь разворот, что позволяет
действительно выделять на ней объекты названных
групп.
5 См.: атлас «География
материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В.
Крыловой
(ИД «Новый учебник», М., 2006), с. 2—3, в котором
историческая карта также помещена на весь
разворот. |