Учебный план
Лекция 7Примерное содержание и методика
организации
|
Государство мира | Доля населения, % | ||
0—14 лет | 15—64 лет | старше 65 лет | |
Афганистан | 44,6 | 53,0 | 2,4 |
Аргентина | 25,2 | 64,1 | 10,6 |
Австралия | 19,6 | 67,3 | 17,1 |
Бразилия | 28,5 | 68,1 | 6,1 |
Великобритания | 17,5 | 66,8 | 15,8 |
Германия | 14,1 | 66,4 | 19,4 |
Европейский Союз | 16,0 | 67,1 | 16,8 |
Израиль | 26,3 | 63,9 | 9,8 |
Индия | 30,8 | 64,3 | 4,9 |
Италия | 13,8 | 66,5 | 19,7 |
Канада | 17,6 | 69,0 | 13,3 |
Китай | 20,8 | 71,4 | 7,7 |
Непал | 38,7 | 57,6 | 3,7 |
Нигер | 46,9 | 50,7 | 2,4 |
Норвегия | 19,3 | 65,9 | 14,8 |
Перу | 30,9 | 63,7 | 5,3 |
Россия | 14,6 | 71,1 | 14,4 |
Саудовская Аравия | 38,2 | 59,4 | 2,4 |
США | 20,4 | 67,2 | 12,5 |
Чад | 47,9 | 49,3 | 2,7 |
Франция | 18,3 | 65,3 | 16,4 |
Финляндия | 17,1 | 66,7 | 16,2 |
Мир | 27,4 | 65,2 | 7,4 |
Практическая работа.
Возрастная структура населения стран
с разным уровнем социально-экономического
развития
Примерные задания учащимся:
Вариант 1
1. Проанализируйте данные табл. 1 и выявите характерные особенности возрастной структуры населения на примере одной-двух развитых или развивающихся стран:
— объясните взаимосвязи с показателями естественного движения населения;
— объясните, с какими проблемами в экономике и социальной сфере, на ваш взгляд, сталкиваются страны;
— объясните, какую демографическую политику, на ваш взгляд, целесообразно проводить в данных условиях.
2. Проанализируйте данные табл. 1 и сравните характерные особенности возрастной структуры населения на примере двух-трех стран разных типов и объясните причины выявленных различий.
Ответы на вопросы могут быть представлены в устной и письменной форме. При этом устная форма даже предпочтительнее, ведь здесь есть предмет для обсуждения и могут высказываться разные мнения. Задание предполагает не просто сравнение статистических материалов, но и установление новых причинно-следственных связей, обращение к ранее изученному материалу.
Вариант 2
Таблица 2
Численность населения и возрастная
структура населения стран мира, 2006 г.
Страна мира |
Тип по
уровню социально-экономического |
Численность |
Доля населения, % |
||
0—14 лет | 15—64 лет | старше 65 лет | |||
Австралия | 20 264 | 19,6 | 67,3 | 17,1 | |
Бразилия | 188 078 | 28,5 | 68,1 | 6,1 | |
Германия | 82 422 | 14,1 | 66,4 | 19,4 | |
Канада | 33 098 | 17,6 | 69,0 | 13,3 | |
Нигерия | 131 859 | 42,3 | 54,6 | 3,1 | |
Южная Корея | 48 846 | 18,9 | 71,9 | 9,2 | |
Япония | 127 463 | 14,2 | 65,7 | 20,0 |
По данным табл. 2 постройте на контурной карте круговые диаграммы возрастной структуры населения и разместите их на территории соответствующих стран. Укажите типы стран по уровню социально-экономического развития. Проанализируйте получившиеся диаграммы и назовите особенности возрастной структуры населения на примере государств разных типов по уровню социально-экономического развития.
Можно усложнить задание.
1. По данным табл. 2 постройте на контурной карте масштабные круговые диаграммы численности населения стран мира и разместите их на территории соответствующих стран. Выберите соответствующий радиус окружности:
Радиус окружности, см |
Численность населения, тыс. чел. |
0,5 | до 50 000 |
0,7 | от 50 000 до 100 000 |
1,0 | от 100 000 до 150 000 |
1,3 | от 150 000 до 200 000 |
Не закрашивайте построенный круг.
2. Разделите окружность на сектора — постройте диаграмму возрастной структуры населения стран мира.
3. Проанализируйте получившиеся диаграммы и назовите особенности возрастной структуры населения на примере государств разных типов по уровню социально-экономического развития.
Работа может выполняться в классе.
При изучении темы «Население мира» можно предложить еще одну практическую работу на использование статистических материалов.
Практическая работа.
Сравнение показателей естественного
прироста населения стран с разным уровнем
социально-экономического развития
Примерные задания учащимся:
1. На основе статистических данных (табл. 3) определите, на каком этапе демографического перехода находится та или иная страна. Аргументируйте свою точку зрения.
2. Сравните демографические показатели двух-трех стран по выбору и объясните различия.
3. Приведите примеры государств разного уровня социально-экономического развития и сравните их демографические показатели.
4. Сравните демографические показатели России с показателями других стран мира. Какие страны наиболее похожи на Россию по этому параметру? С чем это связано?
5. Некоторые страны (Перу, Папуа – Новая Гвинея, Бразилия) имеют относительно небольшой коэффициент смертности населения (до 7,5‰) и при этом довольно низкую ожидаемую продолжительность жизни (до 65—72 года). С чем это связано?
Таблица 3
Демографические показатели стран мира, 2006 г.
Государство мира | Численность населения, тыс. чел. | Рождаемость, человек на 1000 чел. |
Смертность, человек на 1000 чел. |
Ожидаемая средняя продолжительность жизни, лет |
Австралия | 20 264 | 12,1 | 7,5 | 80,5 |
Афганистан | 31 056 | 46,6 | 20,3 | 43,3 |
Бразилия | 188 078 | 16,5 | 6,1 | 71,9 |
Великобритания | 60 609 | 10,7 | 10,1 | 78,5 |
Германия | 82 422 | 8,2 | 10,2 | 79,8 |
Европейский Союз | 456 953 | 10,0 | 10,1 | 78,3 |
Израиль | 6 352 | 17,9 | 6,1 | 79,4 |
Индия | 1 095 351 | 22,0 | 8,1 | 64,7 |
Испания | 40 397 | 10,6 | 9,7 | 79,6 |
Италия | 58 133 | 8,7 | 10,4 | 79,8 |
Китай | 1 313 973 | 13,2 | 6,9 | 72,5 |
Непал | 28 287 | 30,9 | 9,3 | 60,1 |
Нигер | 12 525 | 50,7 | 20,9 | 43,7 |
Норвегия | 4 610 | 11,4 | 9,4 | 79,5 |
Папуа – Новая Гвинея |
5 670 | 29,3 | 7,2 | 65,2 |
Перу | 28 302 | 20,4 | 6,2 | 69,8 |
Россия | 142 893 | 9,9 | 14,6 | 67,8 |
Саудовская Аравия | 27 019 | 29,3 | 2,5 | 75,6 |
США | 298 444 | 14,1 | 8,2 | 77,8 |
Турция | 70 413 | 16,6 | 5,9 | 72,6 |
Украина | 46 710 | 8,8 | 14,3 | 69,9 |
Франция | 60 876 | 11,9 | 9,1 | 79,7 |
Чад | 9 944 | 45,7 | 16,3 | 47,5 |
Япония | 127 463 | 9,3 | 9,1 | 81,2 |
Мир | 6 525 170 | 20,0 | 8,6 | 64,7 |
Вначале можно поработать устно, затем письменно. Десятиклассники могут написать короткий ответ-анализ, например, по одному из предложенных вопросов, за который и можно поставить отметку. Кроме того, эта работа вновь позволяет анализировать и сопоставлять материалы не только одной темы, но и предшествующих (о типах государств), позволяет работать на опережение — на страноведческую часть курса — региональный обзор.
Текст в форме описания, сравнения, характеристики, а также сообщения по теме или реферата — одна из традиционных форм представления результатов (в программе есть практическая работа «Краткая географическая характеристика территории…»). В качестве нового варианта представления результата работы можно предложить гипертекст, построенный по аналогии с web-cтраницей. Старшеклассники в большинстве своем неплохо соcтавляют компьютерные презентации, используя при этом функцию гиперссылки. Нечто подобное можно создать и при работе с обычным текстом — составить возможные пояснения и дополнения к отдельным терминам, географическим названиям, фактам и т.п., упомянутым в рассматриваемом тексте. Учебник В.П. Максаковского «География» для 10-го класса (М.: Просвещение) располагает большим набором текстов, которые могут быть использованы в качестве основы для создания гипертекстов и как обучающая практическая работа.
Практическая работа
Приведем пример, используя малый по объему текст (см.: В.П. Максаковский «География», 10 класс. М.: Просвещение, 2004, с. 31).
В настоящее время поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям: «вглубь» и «вширь».
Направление «вглубь» характерно для зарубежной Европы, для Европейской части России, для Украины, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны. В них происходит ухудшение горно-геологических условий добычи, возрастает глубина разработок.
Направление «вширь» преобладает в Азиатской части России, Канаде, Австралии, Бразилии, где освоение минеральных ресурсов началось относительно недавно. Горно-геологические условия добычи здесь, как правило, более благоприятны, глубина разработок сравнительно невелика.
Возможное задание:
1. Предложите вариант названия текста.
2. Предложите гиперссылки с разъяснением терминов, упомянутых в тексте (месторождение, бассейн, горно-геологические условия и т.д.).
3. Предложите 2—3 гиперссылки, дополняющие текст (примеры месторождений полезных ископаемых, добываемых в конкретных странах, примеры районов добычи и т.д.) в соответствии с предложенным вами названием.
Предлагая гиперссылки, ученики используют имеющиеся знания (в 10-м классе необходимо им предоставить для этого соответствующие возможности) и самостоятельно добывают новые, обращаясь к разным источникам, в том числе ресурсам Интернет.
Практическая работа.
Еще один пример (см.: В.П. Максаковский
«География», 10 класс. М.: Просвещение, 2004,
с. 225).
Федеративная Республика Германия была образована в сентябре 1949 г. путем объединения американской, английской и французской зон оккупации Германии после ее поражения во Второй мировой войне. На территории восточной, советской зоны оккупации была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР). В современных границах ФРГ существует с конца 1990 г., когда произошло объединение двух германских государств. Был объединен и Берлин, до этого разделявшийся на две части Берлинской стеной, выполнявшей функции государственной границы. В 1991 г. Берлин официально был объявлен столицей страны, но фактический перевод в него столицы из Бонна состоялся в конце 90-х гг.
Возможное задание:
1. Предложите вариант названия текста.
2. Предложите гиперссылки с разъяснением терминов, упомянутых в тексте (федерация, республика, столица, государственная граница, зона оккупации и т.д.).
3. Предложите 2—3 гиперссылки, дополняющие текст в соответствии с предложенным вами названием.
В результате может появиться интересный материал об образовании ФРГ. Он может быть представлен в письменном виде, но не исключается и компьютерный вариант работы, но не в PowerPoint, а в нескольких текстовых файлах Word, представляющих основный текст и гиперссылки.
Работа по составлению гипертекста на основе рекомендованного текста (возможно, и на основе написанного самими учащимися) может быть индивидуальной, а может быть коллективной. Группе учащихся предлагается тема практической работы «Изменения на политической карте Европы: конец ХХ — начало XXI вв.». Ученики подбирают в учебнике тексты, которые берут за основу, и составляют перечень возможных гиперссылок — поясняющих и дополняющих.
Практическая работа
В 10-м классе нередки практические работы по составлению характеристик отдельных государств мира. Довольно часто они проводятся на основе готового текста учебника и географических карт. Есть варианты разнообразить шаблонные подходы. Вы можете использовать интерес учащихся к геральдике и с помощью геральдических фигур показать специфику некоторых государств мира.
Возможное задание:
1. Найдите на карте следующие государства: Бразилию, Бельгию, Гану, Вануату. Что вам уже известно о них?
2. Рассмотрите гербы государств (с. 31) и попытайтесь объяснить смысл каждой фигуры, изображенной на гербах.
3. Постарайтесь указать особенности государства, используя дополнительную литературу по геральдике (Бразилия — «География», № 24/2006; Бельгия — «География», № 16/2006; Гана — «География», № 14/2007, Вануату — «География», №1/2007).
4. Какими способами показано, что государство имеет монархическую форму правления? По каким чертам герба можно узнать, что государство — федерация?
5. Используя символизм геральдических фигур, попробуйте самостоятельно составить и зарисовать герб одной из известных вам стран мира. Не беда, что этот герб не будет соответствовать реальному. Ваша задача — раскрыть его содержание и объяснить значение каждого его элемента.
Практическая работа может выполняться в классе и дома.
Постарайтесь сделать модель герба выбранной вами страны таким, чтобы на нем были отражены следующие элементы характеристики страны:
а) особенность географического положения;
б) главный для экономики природный ресурс (могут быть два вида ресурсов — сельскохозяйственный и промышленный, а может быть и рекреационный);
в) отрасль, определяющая место страны в мировой экономике;
г) важнейшее событие в истории этой страны (или событие, прославившее страну в мировой истории);
д) особенности государственного строя;
е) главный вклад страны в мировую культуру.
Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — с. 140.