Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2007

Педагогический университет "Первое сентября"

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 

О.В. КРЫЛОВА

 

Система практических работ
по географии в 6–10 классах

Учебный план


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Практические работы по   географии
18 Лекция 2. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 6-м классе
19 Лекция 3. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 7-м классе
20 Лекция 4. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 8-м классе

Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе
22 Лекция 6. Проектная деятельность учащихся по географии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 10-м классе
24 Лекция 8. Система практических работ по географии

Итоговая работа

Лекция 8

Система практических работ по географии

Виды практических работ по ведущей образовательной задаче

Каждую практическую работу можно анализировать по иерархии стоящих перед ней образовательных задач. Сравним две программные практические работы, близкие по содержанию, но проводимые в разных классах: «Описание реки» в 6-м классе и «Характеристика реки» в 8-м классе (табл. на с. 28).

Таблица

Сравнение программных практических работ

Описание реки. 6 класс Характеристика реки. 8 класс
Уточненная тема работы
Описание реки по физической карте (мира или России) Характеристика реки по картам атласа и другим источникам
Образовательные задачи
1-го уровня: Формировать умение составлять описание реки по физическим картам.

2-го уровня: В результате работы составить описание конкретной реки, т.е. получить новые знания о реке [Амазонка, Нил, Енисей] по картам атласа.

1-го уровня: а) Получить новые знания о конкретной реке [Волга, Дон, Енисей, Амур];

а) узнать об особенностях этой реки;

б) установить причинно-следственные связи между отдельными компонентами географического положения реки.

2-го уровня: а) Продолжить работу по формированию умения составлять характеристику на основе указанных источников;

б) продолжить работу по обучению умению выявлять причинно-следственные, пространственные и другие взаимосвязи между объектами и явлениями.

Источники знаний
Мелкомасштабные карты атласа:

— физическая,

— политическая.

1. Мелкомасштабные карты атласа:

— физическая,

— политико-административная,

— строения земной коры,

— климатическая,

— природных зон,

— водного режима,

— плотности населения.

2. Другие источники, например текстовые:

а) исторические сведения о возникновении городов;

б) статистические сведения о численности населения городов на берегах данной реки;

в) иные сведения, конкретизирующие будущую характеристику и составляющие основу для возможной аналитической работы учащихся.

Примерный план проведения
Вариант 1

1. Ученики получают задание и полностью самостоятельно или частично самостоятельно индивидуально выполняют работу — составляют описание реки. Описание реки строится на основе раскрытия содержания понятия река как часть речной системы. Шестиклассники определяют исток, устье, направление течения, притоки, местоположение бассейна, водораздела и т.д.

2. Несколько учеников зачитывают вслух составленные описания, остальные ученики анализируют прослушанные варианты.

3. Ученики уточняют и проверяют свои работы в тетрадях, вносят необходимые исправления и сдают работы учителю.

На следующем уроке учитель проверяет работы и выставляет отметки, а затем анализирует работы.

Вариант 2

1. Ученики работают фронтально: составляют описание реки по картам атласа.

2. Каждый самостоятельно составляет письменное описание.

Вариант 1

1. Ученики работают в малых группах по заданиям: составить характеристику реки и проанализировать особенности расселения вдоль ее берегов или установить причинно-следственные связи.

2. Группы представляют результаты анализа предложенной информации и свои выводы.

3. Коллективное обсуждение результатов работы групп.

4. Подведение общих итогов работы.

Вариант 2

1. Ученики работают фронтально: составляют характеристику реки и анализируют или устанавливают причинно-следственные связи.

2. По результатам общего обсуждения каждый учащийся самостоятельно записывает основные выводы по теме работы. Работы сдаются учителю.

На следующем уроке учитель проверяет работы и выставляет отметки, а затем анализирует работы.

Планируемый результат
Вариант 1

Письменный текст — описание реки.

Вариант 2

Устный текст — описание реки, и на его основе письменный текст — описание реки.

Вариант 1

1. Ответы на задания, составленные и согласованные в группах, в форме:

– текста (устного или письменного),

– картосхемы с необходимыми текстовыми пояснениями.

2. Устные выводы по итогам обсуждения.

Вариант 2

1. Устные выводы по результатам коллективного обсуждения.

2. Индивидуальные текстовые работы учащихся.

Сравнительный анализ приведенных работ показывает различия в иерархии образовательных задач: если в 6-м классе ведущей учебной задачей работы является формирование картографических умений учащихся на примере описания реки и полученные новые знания о конкретной реке играют при этом в некотором смысле подчиненную роль, то в 8-м классе ситуация меняется. Восьмиклассники уже владеют картографическими умениями, которые являются уже не целью, а средством получения нового знания. Ведущей учебной задачей работы в этом случае становится получение нового, конкретного в своей сути знания о конкретной реке — Волге, Лене, Амуре. Предвижу возможные возражения: если так много про одну реку, то когда же найти время на другие?! Может быть, продуктивнее провести интересное исследование по одной (или двум, если предложить задания по вариантам) реке, чем поверхностно повторять о нескольких, без возможности сформировать о них какое-то яркое представление. И еще. Работа по изучению конкретного объекта (или явления) подразумевает анализ информации, установление новых пространственных, временных, причинно-следственных связей и возможное обобщение, т.е. продуктивную умственную деятельность, следовательно, способствует формированию общих учебных умений учащихся на новом, более высоком уровне.

В 8–9-м и 10-м классах при выполнении практических работ ученики в первую очередь получают новые знания о предмете изучения. Именно при проведении таких работ, точнее, при переходе к таким работам возможен, на наш взгляд, переход к качественно иному — более высокому уровню преподавания географии. Необходимо отходить от работ, задачей проведения которых является доминирование формы: построение схемы, таблицы и т.д. или характеристика реки по, безусловно, географическим, но узким признакам (например, уклон реки или величина падения), которые не несут в себе информации, значимой для учащихся, а также информации, которую можно анализировать и обобщать.

Практические работы в этих классах имеют гораздо большее значение, если являются средством изучения нового содержания — географии России и мира. При этом необходимо признать, что подготовка таких работ значительно более трудоемка и затратна по времени.

Подведем итоги

Одним из условий успешного обучения географии является овладение способами учебных действий (умениями и навыками) — предметными географическими и общими учебными (сравнивать, классифицировать, обобщать и т.д.). Следовательно, ведущей образовательной целью практической работы может быть овладение умениями как способами действий, например: составление описаний и характеристик объектов и явлений по различным картам, чтение карт разного содержания, составление картодиаграмм и картограмм и т.д. Выполняя перечисленные действия и работая при этом с каким-то географическим содержанием, ученики получают новые знания.

Работы, направленные на обучение способам действий, должны присутствовать на всех этапах обучения, в том числе при работе с новыми источниками знаний, но их роль особенно велика в начале изучения курса географии, т.е. в 6—7-х классах. По мере изучения географии овладение способами учебных действий становится результатом обучения и средством получения нового знания.

Другой образовательной задачей практической работы (это будет другая работа) может стать формирование новых знаний. Знания становятся целью, а владение способами их получения — средством достижения цели. Подобные работы также присутствуют на всех этапах обучения, для учащихся разного возраста, но, представляется, что они должны доминировать в старших классах: 8—9, 10-м. Старшеклассники все более совершенствуются в способах действий, в работе с разными источниками информации и собственно с информацией; таким образом реализуются подлинно образовательные задачи развития ученика — предметные и общие учебные.

Примерный план подготовки практической работы

Попытаемся построить план подготовки практической работы. Первое действие — определение темы работы, так как именно общий характер формулировки затрудняет определение содержания предстоящей работы и планируемый результат. Приведем пример. Тема в программе «Установить расположение климатических поясов по карте» на первый взгляд проста и понятна, но лишь на первый взгляд. Если ученики знают, что климатические пояса сменяют друг друга с севера на юг в зависимости от изменения количества солнечного тепла (представления об этой закономерности формируются уже в начальной школе), то работа теряет смысл — устанавливать по карте, собственно, нечего. Если по каким-то причинам семиклассники этого еще не знают, то последовательно записывать в тетрадях, какой пояс за каким следует, вряд ли продуктивно. Попробуем сузить тему: «Определите географическое положение экваториального климатического пояса». В этом случае ученики могут: а) определить широтное положение пояса; б) его разделение на три ареала; в) уточнить географическое положение каждого из них; г) сравнить их по площади и т.д. Можно несколько усложнить тему: «Определите географическое положение экваториального климатического пояса и причины, которые его формируют». В этом случае учащимся придется уже не только описать то, что можно установить по карте, но и использовать знания о климатообразующих факторах и установить взаимосвязи между географическим положением пояса и протяженностью материка, расположением крупных форм рельефа, направлением господствующих ветров и т.д. Тема работы — шире или у'же — иллюстрирует логический закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Другими словами, о единичном понятии — экваториальном климатическом поясе можно рассказать существенно больше и конкретнее, чем об общем — климатическом поясе.

Итак, второе действие — определение примерного содержания практической работы. Для того, чтобы получить от учеников хороший результат, необходимо поставить перед ними учебную задачу, для того, чтобы поставить задачу перед учащимися, учителю необходимо сформулировать эту задачу для себя. Чем точнее задача, тем выше вероятность получения планируемого результата. Определение образовательных задач и примерного содержания практической работы заставляет определить источники знаний, например, из числа имеющихся (учебник, атлас и т.п.), с которыми будут работать учащиеся, или новые, специально сконструированные для данной работы. Учителю надо проанализировать возможные способы работы с этими источниками и представить форму представления результата — текст, который смогут написать ученики; картосхему или картограмму, которые они сумеют составить, или рисунок, схему, компьютерную презентацию и т.п.

При этом необходимо проверить соответствие: тема работы — образовательные задачи — планируемый результат; примерное содержание работы — имеющийся уровень знаний и умений — наличие необходимых источников информации — наличие у учащихся необходимых умений и навыков работы с этими источниками и т.п.

Мониторинг качества знаний по географии

Известный в практике обучения географии парадокс: контрольных работ нет или проводить их как бы нельзя, но контролировать качество обучения и можно, и, главное, нужно: разрешается… игрой слов — проведением «практической работы с целью контроля знаний и умений учащихся». Казалось бы, какая разница, ведь, как давно заметили на Востоке, сколько ни говори «халва» — во рту слаще не станет. Но завуалированность задач не способствует открытости процесса обучения.

Систематический контроль, как известно, более эффективен. Вниманию читателей предлагается система контрольных работ как форма мониторинга качества знаний по географии. Назовем ведущие принципы организации систематического контроля:

— работа проводится по итогам изучения темы;

— сам факт ее проведения и примерные сроки известны заранее и учителю, и учащимся;

— содержание работы охватывает содержание всей темы, а не отдельного вопроса или отдельной части;

— работа выполняется учащимися самостоятельно, без помощи или инструкций учителя;

— работа выполняется письменно1.

Далее следует уточнить цель проведения контрольной работы: уличить ученика в незнании или предоставить ему возможность продемонстрировать знания и умения. Этот резкий вопрос, к сожалению, не праздный. Насколько часто, предопределяя возможный результат предлагаемой ученикам работы, учитель отмечает, что двоек будет пять-шесть, пятерок — немного. Объяснений такому неутешительному прогнозу видится два: либо на уроках есть много чего, но нет собственно обучения, либо требования к контрольной и уровень сложности заданий существенно завышены. Очень часто справедливо второе.

Рассмотрим предлагаемую структуру контрольной работы и требования к содержанию. Контрольная работа состоит из трех частей и проводится по итогам изучения темы.

Задания первой части контрольной работы:

— соответствуют базовому уровню усвоения знаний и умений;

— доступны всем учащимся по уровню сложности;

— отслеживают умения работать с новыми источниками информации;

— должны быть правильно и без ошибок выполнены всеми учащимися класса (так как без этих знаний и умений невозможно дальнейшее успешное изучение географии);

— при безошибочном выполнении всей первой части ученик получает отметку «3» (удовлетворительно).

Пользуясь картами атласа для 7-го класса (физической и политической мира, картой строения земной коры), напишите ответы на вопросы в форме полных предложений.

Первая часть

1. Расскажите, какие материки и океаны (или их части) входят в состав Северо-Американской литосферной плиты. Определите скорость и направление ее перемещения.

2. Приведите примеры островов в северной части Атлантического океана:

а) которые являются частью срединно-океанических хребтов;

б) расположены за пределами срединно-океанических хребтов.

3. Приведите примеры государств Южной Америки, в которых существует опасность землетрясений. Чем можно это объяснить?

Задания второй части контрольной работы:

— отличаются бо'льшим уровнем сложности, но сохраняют доступность для абсолютного большинства учащихся;

— предполагают перенос знаний и умений или их применение в новой ситуации;

— при правильном и безошибочном выполнении первой и второй частей контрольной работы ученик получает отметку «4» (хорошо).

Вторая часть

4. Приведите примеры гор Европы, которые находятся:

а) в областях современных границ литосферных плит;

б) вне областей современных границ литосферных плит.

Задания третьей части контрольной работы:

— соответствуют более высокому уровню усвоения знаний и умений, но по-прежнему сохраняют доступность для большинства учащихся;

— при правильном и без ошибок выполнении первой, второй и третьей частей контрольной работы ученик получает отметку «5» (отлично).

Третья часть

5. Расскажите об основных направлениях перемещения Южно-Американской и Африканской литосферных плит и приведите пример следствия этого перемещения.

Методический практикум:

1. Проанализируйте, какие знания и умения вынесены на контроль в каждой части контрольной работы, и оцените уровень сложности заданий.

2. Сделайте прогноз результатов выполнения каждой части контрольной работы.

Приведем еще один пример контрольной работы.

Контрольная работа. Население. 9 класс2

На выполнение запланирован один урок.

При выполнении работы необходимо пользоваться географическим атласом для 9-го класса. В задании не уточняется, какой именно картой следует пользоваться, потому что выбор необходимой карты не только условие правильного выполнения задания, но и показатель вашей подготовки по географии.

ВАРИАНТ 1

Первая часть

1. Назовите численность населения субъекта Российской Федерации и населенного пункта, в котором вы проживаете. Прокомментируйте их численность.

2. Приведите примеры регионов России с низкой плотностью населения. Назовите причины этого явления.

3. Назовите города-миллионеры:

а) Сибири;

б) Поволжья.

4. Объясните, что такое основная полоса расселения.

5. Назовите, какие демографические показатели характеризуют демографическую ситуацию. Дайте оценку современной демографической ситуации в России.

Вторая часть

6. Приведите примеры регионов России, в которые, начиная с 1990-х гг. и по настоящее время, наблюдается приток населения. Назовите причины этого явления.

Третья часть

7. Назовите, к каким языковым семьям — индоевропейской, алтайской, уральской, кавказской — относятся следующие народы:

а) белорусы;

б) буряты;

в) ингуши;

г) карелы;

д) ханты.

8. Приведите примеры:

а) тюркских народов (алтайской языковой семьи), проживающих преимущественно в европейской части России;

б) народов финно-угорской группы (уральской языковой семьи).

9. Приведите примеры народов:

а) алтайской языковой семьи, преобладающая религия которых — буддизм;

б) уральской языковой семьи, преобладающая религия которых — православие;

в) кавказской языковой семьи, преобладающая религия которых — ислам.

Использование системы контрольных работ позволяет учителю планировать конкретные результаты обучения, определять образовательные задачи урока, определять содержание учебной деятельности и уровень познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивает наличие систематических и объективных результатов обучения, осуществляет мониторинг качества обучения, обеспечивает возможность своевременной коррекции, позволяет осуществить накопление и систематизацию результатов для аттестации. Использование предлагаемой системы мониторинга качества знаний по географии позволяет решить еще одну важную задачу — сделать контроль открытым и понятным и учителю, и учащимся. Необходимо признать право ученика на решение, например, делать только первую часть, что, впрочем, не исключает возможности учителю обсудить с этим учеником мотивы такого выбора. Открытость критериев оценивания работы позволяет ученику планировать собственную учебную деятельность и оценивать свои достижения: «Я выполнил две (или все три) части работы» или «Я правильно выполнил третью, самую сложную часть и по невнимательности сделал ошибки в первой», а также анализировать, искать и устранять причины возникших трудностей; оценивать свое поведение и эмоциональное состояние.

Основные понятия

Практическая работа — это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов выполненной работы. По ведущей образовательной цели можно выделить несколько видов практических работ.

Обучающая практическая работа направлена на овладение учащимися способами учебной деятельности и практическими умениями — собственно по содержанию предмета (например, картографическими), а также общими учебными (например, умениями сравнивать, классифицировать). Она может представлять собой систему специально сконструированных и подобранных учебных задач, обеспечивающих овладение определенным способом действий. Количество обучающих практических работ целесообразно определять учителю, исходя из конкретных условий: уровня подготовки учащихся и сложности формируемых умений. Именно по этой причине невозможно высчитать одинаковое для всех количество обучающих практических работ. Оценки, в том числе отметки в журнал, за обучающие практические работы ставятся по усмотрению учителя. Отметка не является единственной формой оценки.

Тренировочная практическая работа может рассматриваться как частная форма обучающей практической работы, направленной на формирование умений, для овладения которыми требуются многократные упражнения (например, умения определять географические координаты на разных картах, вычислять протяженность объектов по градусной сети карты или определять стороны горизонта с помощью компаса). Количество учебных тренировочных практических работ определяется учителем, исходя из конкретных условий обучения.

Практическая работа по формированию новых знаний направлена на получение учащимися новых теоретических знаний и может иметь разные учебные задачи: а) определение содержания нового для учащихся научного понятия; б) формулирование определения ранее неизвестного понятия; в) установление ранее неизвестных учащимся закономерностей или факторов, влияющих на рассматриваемые объекты или явления и т.п. Цели практической работы достигаются в процессе познавательной деятельности учащихся на основе разных источников знаний. Частным видом практической работы по формированию новых знаний является обобщающая практическая работа. Ее учебной задачей является обобщение имеющихся знаний и умений, т.е. перевод знаний на новый, более высокий уровень.

Практические работы по формированию новых знаний могут быть разными по уровню, степени познавательной самостоятельности и форме проведения: индивидуальной, групповой и коллективной.

Итоговая (контрольная) работа — это индивидуальная самостоятельная работа, которая проводится на этапе итогового контроля результатов изучения учебной темы — знаний и умений, определенных программой по предмету. Работа завершается отметкой, выставляемой каждому учащемуся. Количество итоговых контрольных работ может регламентироваться, но не должно превышать количество тем, выделяемых в программе по предмету.

Итоговая работа проводится в форме практической работы

Тема итоговой работы. Вы можете выбрать любую практическую работу одного из школьных курсов географии.

Вам необходимо разработать учебную практическую работу, т.е. определить:

• тему работы;

• образовательные задачи;

• содержание работы;

• источники знаний, на основе которых выполняется работа;

• способы познавательной деятельности учащихся;

• задания учащимся;

• форму представления учащимися результата работы.

Обратите внимание на соответствие:

• тема работы – образовательные задачи – содержание практической работы;

• образовательные задачи – планируемый результат обучения;

• содержание практической работы – источники знаний, на основе которых выполняется работа, – способы познавательной деятельности учащихся.

По итогам проведения практической работы в Педагогический университет «Первое сентября» необходимо выслать следующие документы и материалы:

1. Справку, подписанную руководителем образовательного учреждения, о проведении урока, на котором была выполнена указанная практическая работа.

2. Краткое описание практической работы (не более 2 страниц).

3. Анализ практической работы (не более 2 страниц). Обратите внимание на соответствие: образовательные задачи – планируемый результат обучения – достигнутый результат.

4. Рефлексия учащихся: 1–2 отзыва учащихся о проведенной работе

5. Ваше мнение о курсе «Система практических работ по географии в 6—10 классах»: поставьте оценку предложенному курсу по следующим критериям:

• актуальность;

• практическая направленность;

• научная обоснованность;

•  методическая разработанность.


1 Система мониторинга качества знаний в форме письменных работ по географии на основе тетрадей на печатной основе О.В. Крыловой была предложена уже несколько лет назад и получила высокую оценку учителей.

2 Полный текст контрольных работ можно найти в тетрадях О.В. Крыловой «География России. Население и хозяйство. 9 класс. Тетрадь итоговых работ по географии. Мониторинг качества знаний» (М.: Новый учебник, 2007), «Физическая география. 6 класс. Тетрадь итоговых работ по географии. Мониторинг качества знаний» (М.: Новый учебник, 2007), «География. 7 класс. Тетрадь итоговых работ по географии. Мониторинг качества знаний» (М.: Новый учебник, 2006).