Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №3/2008

Географическое образование


Барьер между
средней школой и вузом

Причины и возможности преодоления*

Э.Л. ФАЙБУСОВИЧ
доктор геогр. наук, профессор Санкт-Петербургского
государственного университета экономики и финансов,
почетный член Русского географического общества
Е.Я. ЧЕРНИХОВА
канд. геогр. наук
Санкт-Петербург

В связи с нарастающим стремлением родителей дать своим детям высшее образование сложилось убеждение, что высшая школа использует диспропорцию спроса и предложения в своих интересах. Считается, что требования на вступительных экзаменах в вузы сознательно ужесточаются, что от абитуриентов требуется больший объем знаний и умений, чем дает средняя школа. Для преодоления разрыва между требованиями вуза и уровнем подготовки выпускников средней школы родители абитуриентов вынуждены вкладывать значительные средства, даже если речь идет только о легальных формах (многочисленные официальные подготовительные курсы), не считая частных репетиторов.

Существует ли в действительности разрыв в требованиях школы и вуза к абитуриентам? Чем отличаются основанные на едином стандарте вариативные программы общеобразовательных учреждений от ныне не унифицированных программ для абитуриентов, поступающих в различные высшие учебные заведения? В какой степени школа обеспечивает качество теоретической и практической подготовки своих выпускников по действующим программам? Наконец, насколько знакомы абитуриентам способы проверки их уровня подготовленности, используемые на вступительных экзаменах?

Как свидетельствует анализ существующих программ и пособий для подготовки к экзаменам по географии в вузы и наш личный опыт составления программ вступительного экзамена и контрольных заданий к нему, а также участие в самих экзаменах, в большинстве случаев вузовские требования к абитуриентам не выходят за пределы школьной программы. Очень часто они значительно у'же того, чему должна научить школа.

Хуже обстоит дело с различиями в способах проверки уровня подготовленности выпускников. Школьные экзамены по географии (форма итогового контроля) в настоящее время проводятся либо традиционно (индивидуальные устные ответы), либо в виде ЕГЭ (тестовые задания, как правило, в безмашинном варианте). Вступительный экзамен по географии в вузах сейчас все чаще сводится к тестовой (письменной) проверке знаний по всему курсу (с 6-го по 10-й класс), то есть за пять лет (да еще при отсутствии географии в 11-м классе).

ЕГЭ, предусматривающий исключительно тестовую проверку, не учитывает особенности географии как школьного предмета, отражающего специфику самой науки. Уровень формализации географических знаний и в науке, и еще в большей степени в школьном предмете, как он задается программой и учебниками, очень низок. При ответе на вопросы, требующие установления причинно-следственных связей (а это самое важное в географии), нужен объем знаний, который в большинстве случаев не только не может быть изложен в формализованной форме, но и, в силу своей сложности, значительно превосходит возможности школьника, требуя широкой и глубокой специальной и общей эрудиции, хорошей ориентации в быстро меняющейся современной информации. В связи с этим для тестирования остается круг заданий с проверкой знаний, требующих механического запоминания фактического материала и выполнения операций с использованием несложных алгоритмов.

Современная школа не обеспечивает должного уровня знаний по географии, как и по другим школьным предметам, в пределах действующих программ. Главная объективная причина недостаточного уровня географических знаний выпускников общеобразовательных учреждений — изменение психологии людей, живущих в информационном обществе. С одной стороны, непонимание роли географической науки и изучаемых ею сложнейших жизненно значимых взаимосвязей в системе природа — человек — общество — научно-технический прогресс — экологическая обстановка — условия жизни людей. С другой — возможность получения информации через Интернет и отторжение любого фактологического материала (а в географии его доля очень велика). Школьник не считает нужным запоминать этот материал. В то же время сугубо прагматический настрой мышления подростка ограничивает и его желание что-либо понимать. Между тем тестовые материалы ЕГЭ построены на логике вызубривания. Полностью отторгаются при ЕГЭ краеведческие знания. Они по определению не могут проверяться при единстве требований для всей страны.

Частная причина — неудовлетворительность образовательного стандарта по географии и созданных на его основе программ и учебников. Следует честно признать, что стандартный минимум требований и по числу общих понятий, и по объему географической номенклатуры чрезмерно завышен. Именно так его воспринимают и школьники, и взрослые. В то же время стремление к превращению учебников в интересные книги для чтения привело к снижению в них доли формализуемого материала. Соответственно при проверке знаний все труднее сформулировать вопросы, предполагающие однозначные ответы. Возбуждение подлинного интереса к предмету обеспечивается не превращением учебника в хрестоматию занимательных фактов и увлекательных описаний, а четким изложением логики науки, изучаемых ею проблем. Только так может быть обеспечено формирование географического мышления. Признаемся, что имеющиеся в нашем распоряжении тесты не являются инструментом проверки степени сформированности такого мышления.

До разработки научно обоснованного образовательного стандарта, создания соответствующих программ и учебников, а также совершенствования способов контроля знаний целесообразно отказаться от ЕГЭ по географии и от тестовой проверки на экзаменах, единственным достоинством которой является относительная объективность оценки. Следует учесть, что очень скоро мы столкнемся с резким снижением конкурсов при поступлении в вузы из-за действия демографической ямы конца прошлого века. Вузы будут вынуждены принимать всех желающих и отсев малоспособных проводить в ходе учебного процесса. Ориентироваться придется на выпускников средней школы, обладающих небольшим объемом прочно усвоенных знаний.

Публикация статьи произведена при поддержке Московского технологического колледжа, предлагающего получение среднего профессионального образования не только в очной, но и в заочной форме, а также в форме экстерната. На сайте колледжа вы найдете большое количество информации как о получении профессионального образования вообще, так и о специфике обучения в самом колледже. Так в статье «Кнут и пряник» можно прочитать о мерах поощрения добросовестных студентов и о взысканиях, применяемых к нерадивым. Кроме этого, вы можете ознакомиться с предлагаемыми программами обучения и условиями поступления в МТК.


* Тезисы выступления на научно-практической конференции «Качество образовательного процесса и развитие рынка образовательных услуг», Якутск, 2006.