Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2008

География России и стран ближнего зарубежья


Остров Ольхон

А.В. ПРИГОЖИНА
студентка географического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Кто не знает о Байкале? Самое глубокое, самое большое пресноводное озеро в мире, самая прозрачная вода. Озеро уже многие годы притягивает туристов со всего мира. И лишь суровые природные условия и удаленность от крупных центров пока не позволили ему стать местом массового отдыха. Прозрачные и пока еще чистые воды Байкала омывают берега почти тридцати островов. Самый большой из них — Ольхон, средоточие силы Байкала, местообитание главных бурятских богов, сердце великого озера. Ольхон манит к себе туристов. Что принесет на остров большой поток туристов? Станут ли гости источником достатка для местных жителей или замусорят уникальный ландшафт?

Чем привлекателен Ольхон

Суровая природа, плохие дороги, сложности с переправой — ничто не может остановить туристов, мечтающих увидеть сочетание потрясающих пейзажей и памятников древней истории и религии.

Существуют несколько версий рождения названия острова. Все они происходят из языка исконных жителей этих мест — бурят. Согласно первой, название острова произошло от слова «ойхон» — лесистый; согласно другой, от «ольхан» — сухой, по третьей переводится как «ветреный остров». Все имена соответствуют реальности. Из 730 км2 поверхности около половины занято лесом, а оставшаяся часть — степью. Местные ветры беспрерывно продувают остров то с одной, то с другой стороны, пронося облака мимо. Поэтому Ольхон — самое сухое место на Байкале, лишь несколько ручейков стекают с него в озеро. Зато есть небольшие озера, в их числе соленое озеро Шара-Нур. Постоянные ветры сделали Ольхон солнечным местом. Солнце сияет по 2200–2400 часов в год. Поражает сочетание природных комплексов: на одном острове можно найти и степи, и светлохвойную тайгу (в основном сосняки), и голые скалы, и почти что морское побережье с песчаными пляжами и лазурно-голубой водой, песчаные дюны. Здесь можно встретить краснокнижные растения, орла-беркута, орла-белохвоста и сокола-сапсана. Один-два месяца в конце лета Ольхон может предложить купающимся теплые заливы-соры Малого Моря, в остальное время в них могут купаться лишь поклонники моржевания. До подходящей температуры нагревается и вода в островных озерах, но погружаться в них неприятно из-за обилия живности.

Однако известность Ольхону принесла в основном не природа. Остров знаменит как сакральный центр Байкала. Как будто густым туманом, он оплетен множеством мифов и легенд, как бурятских, так и монгольских. Сакральный центр самого Ольхона — скала Шаманка на мысе Бурхан, с которыми связано множество легенд и преданий. Этот мыс расположен в центральной части западного, Маломорского, побережья острова, недалеко от поселка Хужир. Небольшая двувершинная скала Шаманка, отделенная от основного побережья низким перешейком, считается местом земного обитания самых могущественных и грозных бурятских богов, главным дворцом духа — хозяина острова. По преданию, именно здесь получил свой дар первый шаман; у горы приносили жертвы и давали обеты. Позже Бурхан-мыс (Бурхан в переводе с бурятского означает «бог») превратился в ламаистскую святыню. Скала Шаманка не единственное легендарное место на острове. Мыс Хобой (в переводе с бурятского «клык») — самая северная точка острова. Местные жители называют скалу, образующую этот мыс, Девой. Согласно легенде, скала — это окаменевшая бурятка, из зависти к мужу просившая у богов такой же дворец, как и пожалованный ее супругу. Тогда боги разгневались и со словами: «Покуда на земле будут зло и зависть, останешься камнем», — превратили ее в скалу.

Скала Шаманка
Скала Шаманка

На Ольхоне множество священных мест. Но кроме окутанных мифами скал, которые создала природа, на острове можно найти памятники, сделанные руками человека. По количеству археологических памятников на квадратный километр у этой территории нет равных во всем Прибайкалье. Известно 143 объекта: могильники, древние поселения, останки каменных стен. К числу наиболее знаменитых относится древняя стена протяженностью 185 м, перегородившая перешеек мыса Хоргой.

На острове прокладываются маршруты, выделяются наиболее интересные для посещения места. Туристов привлекают полуостров Кобылья Голова (несколько красивых скалистых мысов, бухт и небольшое озеро; остатки стоянок древнего человека V–I тыс. до н.э. и культовые сооружения V–XIX вв.), мысы Хоргой и Бурхан, песчаный пляж Сарайского залива, урочище Песчаное, мыс Саган-Хушун, мыс Хобой, местность Узуры и самая высокая точка острова — гора Жима (1276 м).

Развитие туризма

Путешественники стали приезжать на Ольхон так же давно, как на Байкал. Сначала это место было для избранных, самых выносливых и увлеченных туристов. Они приезжали в сказочное место, туда, где суровые воды Байкала разбивались о древние скалы и где почти не было людей. Туда было сложно добраться, там было трудно найти кров, но дерзнувшие получали вознаграждение: они чувствовали себя причастными к сокровенному миру бурятских преданий и могли насладиться нетронутой природой.

Сейчас появилась асфальтированная дорога от Иркутска до Еланцов (центр Ольхонского района Иркутской области) и начат ремонт участка дороги от Еланцов до переправы через пролив Ольхонские Ворота. Люди, проживающие в населенных пунктах острова, увидели в туристах источник средств к существованию. А эти средства пришлись как нельзя кстати, когда появились проблемы на Хужирском рыбозаводе. Местные жители стали с удовольствием сдавать комнаты, а то и целые домики, кормить туристов со своего стола, показывать им достопримечательности. А когда в начале 2000-х годов заговорили о проведении на остров ЛЭП, то тут, то там стали вырастать небольшие турбазы и хостелы — недорогие отельчики, предоставляющие двух-четырехместные комнаты, еду и минимальный набор услуг. Один отель рассчитан на 30–50 человек. Такие условия — рай для бекпэкеров.*

Священное место
Священное место

Что же будет дальше? Самая острая проблема — электричество — была решена в 2005 г. с проведением ЛЭП. Все остальные проблемы (разве что кроме парома и водопровода) касаются в большей степени местных жителей, чем приезжих. Будущее Ольхона, а может быть, и Байкала в целом зависит от того, как будет решаться вопрос туризма. Во-первых, важную роль играет численность посетителей. Жители нескольких ольхонских деревень отказались от проведения электричества, чтобы к ним не хлынули туристы и не загубили природу, не замусорили и не вытоптали все вокруг. Существует мнение, что поток туристов пока сдерживается ограниченными возможностями парома. Во-вторых, немаловажно, кто именно приезжает на остров. Если бы остров посещали только бекпэкеры, экотуристы и любители природы со всего света, проблема не стояла бы так остро. Но приехать на Ольхон на 2–3 дня, отдохнуть, посидеть у костра, попить пиво часто приезжают жители Иркутска и его пригородов. Их отношение к природе отличается особенным бескультурьем. И вот от того, сколько будет туристов, кто туда поедет и как их встретит остров, зависит ближайшее будущее Ольхона.

Для сравнения можно привести пример Листвянки. Это поселение находится намного ближе к Иркутску, добраться туда можно и на автомобиле, и по водам Ангары. Поэтому туристическое освоение началось здесь гораздо раньше, чем на Ольхоне. Листвянка привлекала своей природой, положением на берегу Байкала и доступностью для посетителей. Туристов приезжало всё больше, и всех их Листвянка пыталась принять. Местные предприниматели, зарабатывая деньги, строили все новые и новые отели, хостелы, кемпинги, пляжи, кафе. И вот сейчас природная притягательность Листвянки уже почти потерялась за всей этой напыщенной инфраструктурой. Экотуристы стараются обойти это место стороной. Становится очевидным, что люди скоро будут ездить в Листвянку не ради Байкала, а чтобы отдохнуть в гостиничном комплексе, как часто едут в Турцию или Египет. А поскольку климат на Байкале отнюдь не египетский и сезон очень короткий, в Листвянку не за чем будет ехать.

Ощутив возможность такого исхода, местные власти разработали проект «Байкал-Сити», предусматривающий строительство развлекательных комплексов, обслуживание в зимнее время и другие меры, направленные на привлечение туристов. Как же сделать, чтобы Ольхон не повторил историю Листвянки?

Тут сто?ит вспомнить один всеми забытый факт. Вся территория острова Ольхон принадлежит Прибайкальскому национальному парку. И именно национальный парк должен направлять и регулировать развитие туризма. Вот только местные власти все время стараются обойти стороной сам факт существования парка и любым способом продать или сдать в аренду землю, построить новые сооружения без ведома руководства парка.

Разбитые дороги в поселке Хужир
Разбитые дороги в поселке Хужир

Единственный возможный вариант развития туризма на Ольхоне, который не приведет к уничтожению природы, — жесткая переориентация на экологический туризм. Сейчас часто говорят, что для этого необходимо уменьшить, урегулировать поток туристов, но это кажется невозможным. Да и ненужным, ведь туристы — мощный источник денег, на которые можно благоустроить жизнь на острове, сделать более комфортным быт местных жителей. Проблема в управлении потоками денег и туристов. Сейчас оно происходит стихийно: туристы платят тем, кто берет деньги, а это местные жители, сдающие жилье.

Если бы инфраструктура принадлежала национальному парку, деньги за проживание и прочие услуги, а может быть, даже и за вход на территорию, получал национальный парк. В этом случае он вполне мог бы организовать управляемый и безопасный для природы порядок посещения острова и проживания на нем. Тем более что опыт многих существующих на территории РФ национальных парков показывает, что подобный проект возможно осуществить. Сейчас появилась надежда, что после реализации проекта «Байкал-Сити» Листвянка, расположенная ближе к густонаселенным местам, перетянет на себя поток отдыхающих из близлежащих городов, и на Ольхон туристы будут ездить только ради самого Ольхона. Тогда национальному парку останется только разрешить бытовые проблемы острова, построить несколько хостелов, разметить экологические тропы, разобраться с паромом, организовать вывоз мусора, поставку дров и т.д. (все эти задачи сложные, но вполне разрешимые). Казалось бы, все очень просто, но как это сделать, не совсем понятно: местные власти договариваться с национальным парком не желают, да и отобрать частную собственность у построивших множество отелей не так-то просто. Кстати, после такой централизации и благоустройства цены на отдых на Ольхоне станут менее доступными. Но, возможно, сохранение и восстановление уникальной природы того стоит. К тому же рост цен в любом случае неизбежен при увеличении потока туристов на остров, в чем никто уже не сомневается.

Проблемы Ольхона

Электроснабжение. Проблема была решена совсем недавно, когда в 2005 г. провели ЛЭП. До этого остров вырабатывал электричество своими силами: на хужирском рыбозаводе действовал дизельный генератор (он то работал, то ломался, да и дизельное топливо с материка поступало с перебоями), где-то строили ветряную станцию, где-то устанавливали солнечные батареи. С появлением надежного источника энергии резко увеличилось количество посетителей. Отдых на острове стал менее экстремальным и более комфортным.

Единственный паром на Ольхон
Единственный паром на Ольхон

Паром. Попасть летом на остров туристы могут разными способами, среди них и арендованный катер, и даже вертолет. Но все это дорогие виды транспорта. Основной путь один — пересечь пролив Ольхонские Ворота на пароме «Дорожник». Паром действует на федеральной трассе и поэтому бесплатный. Но паром на остров лишь один. В сезон наплыва посетителей (июль — август) паром не справляется с нагрузкой и не может перевезти всех желающих. Вырастают бесконечные очереди, возникает масса конфликтных ситуаций. Особенно когда приходит рейсовый автобус Иркутск—Хужир, который имеет привилегию проехать без очереди и который занимает собой больше половины парома. Предлагаемые меры — убрать привилегии, поставить пост милиции, ввести плату — не решают задачу. Не проще ли пустить второй паром? Оказывается, нет. Паром федеральный, и распоряжаться переправой может только государство. Получается странная ситуация: федеральные власти потратили уйму денег на строительство ЛЭП, чтобы на Ольхоне развивался туризм. В то же время в региональной прессе часто встречаются фразы вроде: «острову не нужен второй паром, и даже хорошо, что его нет», «паром сдерживает поток туристов, если он не будет их останавливать, массы ринутся на остров и загубят природу». О каком же развитии туризма может идти речь?

Дороги. Справившиеся с паромом туристы сталкиваются с ольхонскими дорогами. Дорога от Иркутска до Еланцов была заасфальтирована совсем недавно, хотя и сейчас на ней еще встречаются проблемные участки. Дорога от переправы до Хужира — грунтовая и вполне терпимая, а вот за Хужиром дорога фактически заканчивается. И тут местные жители не брезгуют подзаработать. Они готовы подвезти всех желающих на своем вездеходном транспорте хоть до северной точки острова — мыса Хобой, но за совсем нескромную плату 350 руб. с человека.

Интернет-изба
Интернет-изба

Связь. Как обстоят дела с телефонной связью, не очень ясно. В газетах встречаются заметки о недоступности на острове постоянной стационарной телефонной сети, но связь мобильная действует. Во время посещения острова у нашей группы работали телефоны национального оператора МТС, которого представляет местная компания «БайкалВестКом». На Ольхоне есть и Интернет, но стоит он недешево — 3,5 руб. за минуту, что примерно в 5—10 раз дороже, чем в Москве.

Вода. Трудно поверить, что жители острова, омываемого водами Байкала, испытывают трудности с питьевой водой. Однако это так. Вода забирается в скважинах, и качество ее оставляет желать лучшего. Жителям воду привозят в цистернах на грузовиках, сто?ит она дорого. Где-то в конце 70-х — начале 80-х годов в Хужире начали строить водопровод для забора воды прямо из Байкала. Прорыли каналы, забетонировали резервуар. Но грянула перестройка, строительство забросили. И теперь его жалкие останки «украшают» берега озера.

Экологическая ситуация. Эта проблема, возникающая при столкновении туристов и природы, имеет массу аспектов.

Во-первых, замусоривание территории. Туристы оставляют за собой груды мусора. И не всегда в этом их вина. Система вывоза мусора с острова не отлажена. Мусор долго копится на несанкционированных свалках, на пляжах, в лагерях, а потом вдруг общественность хватается за голову: «Что же это у нас так грязно?!» Отряды местных школьников бросаются на уборку. Выигрываются гранты на расчистку территории. Съезжаются бригады мусорщиков-волонтеров из Европы. Тут уже становится стыдно. Бездействие местных властей поражает. Когда в 1990-х годах приезжали волонтеры из Америки, они собрали мусор со всего острова и оставили его в одном месте, не имея транспортных средств для вывоза. Но местные власти не захотели доделать даже такую малость. Мусор так и остался на острове.

Во-вторых, люди на Ольхоне наступают на лес. Нужны дрова для отопления, и жители идут за ними в лес, который является частью национального парка. К тому же леса на Ольхоне мало, и эта экосистема настолько ранима, что лесники настаивают на полном запрете вырубок.

В-третьих, беднеет флора и фауна острова. Пока туристам можно ходить везде и всюду по острову, они будут вытаптывать краснокнижный астрагал ольхонский, хрупкую и уязвимую растительность песчаных дюн. Между тем структура любого национального парка предусматривает зоны обслуживания туристов и зоны разрешенные для посещения, а также заповедные зоны. Этим национальный парк отличается от туристических организаций. И на Ольхоне такая зона тоже предусмотрена, вот только ее никто не соблюдает, — например, водят экскурсию на гору Жиму и постоянно посещают мыс Хобой.

Возможно, границы заповедной зоны нужно пересмотреть, чтобы сделать доступными все достопримечательности, которыми интересуются туристы. Но заповедная зона на территории острова необходима и должна соблюдаться.

Земельный вопрос. Чем больше туристов приезжает на остров, тем острее ставится земельный вопрос. Хужирская поселковая администрация без согласия национального парка выделила на острове земли двойного подчинения. Администрация стала распоряжаться землей парка без согласия последнего: сдавать в аренду частникам, разрешать строить объекты инфраструктуры (в основном жилые домики). Дела рассматриваются в суде, но пока без результата. С одной стороны, национальный парк справедливо возмущен тем, что местная администрация без разрешения распоряжается их землями. С другой стороны, глава Ольхонского района разражается праведным гневом из-за того, что национальный парк разрешает въезд туристам и строительство в неположенных местах, а ему приходится за все отвечать. В конце концов глава предложил превратить весь остров в заповедник и запретить туда въезд, чтобы стало, как говорится, «ни нашим, ни вашим». Островитян тоже беспокоит земельный вопрос, но с другой стороны. Как жители поселка городского типа, хужирцы платят за землю в шесть раз больше, чем в соседних деревнях. Они хотят отказаться от этого статуса, тем более что рыбозавод, в расчете на который статус и был получен, уже не действует.

Рыбозавод и рыба. Маломорский рыбозавод был когда-то крупным предприятием, вокруг него и вырос Хужир. Почти все жители поселка либо работали на этом предприятии, либо каким-то образом были с ним связаны. Завод обеспечивал поселок рабочими местами, по возможности электричеством и отчасти продовольствием. Завод имел собственный парк судов, рыборазводные фермы и поддерживал численность популяции омуля. Теперь рыбозавод находится в загадочном состоянии. Вроде бы, он на грани банкротства, а может быть, его купили москвичи (как говорят местные жители). При этом завод фактически не функционирует, зарплата рабочим не выплачивается, но и о банкротстве пока не объявляется. Хотя банкротство было бы ловким способом захвата земель рыбозавода в одной из самых удобных бухт Маломорского побережья острова.

Вместе с крахом рыбозавода тяжелые времена наступили и у омуля. Взрослый омуль вырастает до 60 см в длину и нагуливает до 1,5 кг веса. Теперь омулей вылавливают совсем маленькими (на железнодорожном вокзале Слюдянки продают с рук рыб длиной менее 40, а то и 20 см). И получается, что омуль не успевает нереститься, популяция его стремительно сходит на нет. Жителям Ольхона запрещается ловить рыбу, которой они в основном и питаются, под угрозой штрафа.

Короткий туристический сезон накладывает множество ограничений на развитие туризма на острове. Строительство инфраструктуры, да и вообще любое вложение денег, становится рискованным предприятием. Оно должно успеть окупиться за 2—3 летних месяца, это заставляет повышать цены. Чтобы немного облегчить ситуацию, иркутские власти придумывают различные способы привлечения туристов зимой. Например, «Зимниада» (комплекс игр и развлечений в зимнее время), гонки «За уходящим льдом» и др.

Размещение функциональных зон Прибайкальского национального парка на острове Ольхон
Размещение функциональных зон
Прибайкальского национального парка на острове Ольхон

Национальный парк. Самая значимая и самая незаметная проблема. Что будет дальше с Ольхоном? Не заполнят ли его после решения проблемы парома необузданные толпы автомобилистов? Или весь остров, каждый метр побережья, будет заставлен отелями, как в Листвянке? Или жители острова смогут зарабатывать на жизнь только сдачей своего жилья приезжающим бекпэкерам, которые, осматривая окрестности, вытопчут весь остров? Или же удастся сберечь и восстановить уникальную природу острова и сохранить религиозные святыни? Получится ли создать на острове гармоничную систему экотуризма, основанную на правильном отношении посетителей к природе, развитии экологических троп и инфраструктуры национального парка? Можно ли сделать достойной жизнь жителей Ольхона? Ответы на эти вопросы зависят от того, как островная администрация сможет договориться с руководством Прибайкальского национального парка.


* Бекпэкеры (от англ. backpack — «рюкзак») — так называют туристов-дикарей.