Проблемные и
отраслевые вопросы экономической географии |
Новая классификация
отраслей промышленности
введена Федеральной службой
государственной статистики
К картодиаграмме промышленности
Дальнего Востока на с. 24—25.
Скоро географам придется немного изменить свои
привычные представления об отраслях народного
хозяйства. На смену старому Общесоюзному
классификатору отраслей народного хозяйства
(ОКОНХ) пришел Общероссийский классификатор
видов экономической деятельности (ОКВЭД) и
соответствующий ему Общероссийский
классификатор продукции по видам экономической
деятельности (ОКПД).
Прежняя классификация, принятая в справочниках
Росстата до 2005 г., основывалась на подчиненности
предприятий тем или иным отраслевым
министерствам. Эту классификацию каждый учитель
географии (да и каждый ученик, если он не лентяй)
знает: ее, иногда с небольшими изменениями,
приводят учебники для 9-го класса в
статистических приложениях. Напомним основные
позиции: электроэнергетика — топливная — черная
металлургия — цветная металлургия —
химическая и нефтехимическая —
машиностроение и металлообработка — лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная —
промышленность стройматериалов — стекольная
и фарфорофаянсовая — легкая — пищевая —
мукомольно-крупяная и комбикормовая (две
последние отрасли в учебном процессе в целях
упрощения, как правило, сливали воедино).
Позиции нового классификатора приведены в
легенде на с. 24—25.
Что было плохо в старом классификаторе для
использования на уроках географии?
Он не разделял промышленность добывающую и
промышленность обрабатывающую. Хотя мы, казалось
бы, знаем сами и учим детей, что это две весьма
сильно различающиеся сферы материального
производства — и по размещению, и по роли в
общественном развитии, и по формам труда, и по
отношению к природе. На экономических картах в
атласах школьники видят даже по форме
различающиеся значки добывающей и
обрабатывающей промышленности. А обращаясь к
статистике, с удивлением обнаруживают (по
крайней мере, самые дотошные), что никакой
добывающей промышленности как бы и нет. Нет как
позиции, выделяемой государственной статистикой
и обеспечиваемой данными.
Опытные учителя давно уже поняли, в чем дело.
Добывающие отрасли, обеспечивающие сырьем
обрабатывающие производства, стоящие «выше» их в
технологических цепочках, включались в эти
отрасли. Например, добыча железной руды по
статистике была «черной металлургией», хотя,
разумеется, работа экскаватора в карьере
металлургическим процессом не является. Учитель
понимал, а школьники (да и студенты) оказывались в
недоумении: что за черная металлургия в Карелии
или на Мурмане? Ведь ни одного значка черной
металлургии там не найдешь. Им объясняли, что это
Костомукша и Ковдор (и т.п.), но они опять
удивлялись: «Это ведь горнодобывающая
промышленность...»
Старый классификатор учитывал
электроэнергетику в общей структуре
промышленного производства. Это также шло в
разрез с экономико-географической традицией: на
картах электростанции всегда показываются
особыми значками (не в структуре кружков
промышленных пунктов).
Новый классификатор разделил производство
электроэнергии, добычу полезных ископаемых и
обрабатывающую промышленность. Из
обрабатывающей промышленности изъята
лесозаготовка. Её перевели в сельское и лесное
хозяйство; этим объясняется почти полное теперь
отсутствие на карте промышленности Дальнего
Востока лесного сектора.
Устранены некоторые прежние странности.
Например, раньше добыча алмазов проходила по
позиции «цветная металлургия». Теперь же на
диаграмме, например, Якутии мы гораздо четче
видим реальную значимость ее алмазодобывающей
отрасли.
У нового классификатора, правда, появились свои
странности и неудобства. (Их рассмотрением
«География» займётся в следующих выпусках, мы
покажем, как можно подобные странности обходить
и использовать во благо учебного процесса.) Но
классификатор есть, и от него теперь никуда не
денешься. Это свыше, это государственная
статистика. К нему придётся понемногу привыкать.
На основе новой классификации отраслей
хозяйства составлена картодиаграмма
промышленности и энергетики Дальнего Востока (с.
24—25). Площади фигур соизмеримы: они
пропорциональны стоимости продукции,
выпускаемой той или иной отраслью.
Картодиаграмма дает богатую пищу для анализа на
уроке и в рамках домашнего задания.
Как соотносятся обрабатывающие и добывающие
производства на северо-востоке и на юго-западе
региона? Какие отрасли промышленности по
стоимости производимой продукции явно
доминируют в районе и в отдельных субъектах
федерации? Что конкретно стоит за каждым
сектором: какой вид выпускаемой продукции, какие
заводы, месторождения или прииски. Ответить на
эти вопросы посильно ученикам отчасти на уроке
(по атласу и учебнику), а отчасти — в ходе
самостоятельного домашнего исследования.
На с. 26 покажем на примере Якутии,
как организовать познавательную деятельность на
основе картодиаграммы.
На картодиаграмме большинство секторов
оставлены незакрашенными (сектора
обрабатывающей промышленности лишь помечены
литерами). Выберите условные цвета и
самостоятельно закрасьте соответствующие
кружки и сектора в легенде и на картодиаграмме.
Цвета лучше по возможности сообразовывать с
привычными для похожих «старых» отраслей
обозначениями. |