Проблемные и отраслевые вопросы экономической географии |
Северо-Западный экономический район
Н. Н.
Клюев,
доктор геогр. наук, ведущий научный сотрудник Института географии Российской академии наук
Старая Ладога
В состав района входят Ленинградская, Новгородская и Псковская области, а также город федерального подчинения Санкт-Петербург.
Задолго до того, как Петр I «прорубил окно в Европу», еще в раннем Средневековье, на северо-западной окраине Русской равнины уже существовали крупные города — Псков и Великий Новгород. Величие торгово-ремесленного Великого Новгорода обеспечивалось его экономико-географическим положением — на торговом пути «из варяг в греки», связывающем северную и южную Русь, Скандинавию и Византию. Суда из Балтийского моря шли по Неве, Ладожскому озеру, Волхову и далее на юг озерами и реками до главного водораздела, где их перетаскивали волоком в водотоки Днепровского бассейна. Лишь в Смутное время шведы закрыли выход к Балтийскому морю.
После возвращения невских земель России в результате Северной войны, 27 мая 1703 г. был основан Санкт-Петербург. (Заметим, очень мало городов мира имеют точную дату рождения.) Вскоре став столицей империи, т.е. заняв командные высоты, он в дальнейшем сам улучшал свое и без того неслабое (удачное) экономико-географическое положение. Например, для связи с глубинной Россией вместо неудобных волоков построили каналы. В результате город стал конечным приморским пунктом огромной озерно-речной сети, по которой доставлялись грузы из российской глубинки.
Новый город стал портом, центром судостроения и военной промышленности. Эти функции он сохранил до наших дней. В отличие от Москвы, которая естественно выросла из своего окружения, Санкт-Петербург был построен в хозяйственной «пустыне» («из тьмы лесов, из топи блат», «на берегу пустынных волн»). Поэтому он гораздо сильнее, чем Москва, возвышается над своим окружением. По сути, Северо-Западный экономический район — это Санкт-Петербург и обслуживающая его территория (рис. 1). Северная столица затмила прежние центры — Псков и Великий Новгород, которые стали зависимыми от него городами. Это неудивительно, ведь перед новой столицей померкла и сама Москва. Петербургская промышленность работала в основном на импортном сырье (металле, угле, хлопке, каучуке, тростниковом сахаре-сырце, табаке). Лишь после революции внешние связи города ослабели, а внутрироссийские — усилились.
Промышленность1
Промышленность Санкт-Петербурга — это прежде всего машиностроение, в котором можно выделить три ветви:
• неметаллоемкие отрасли, требующие высококвалифицированного труда (приборостроение, электроника). Такая специализация, как известно, характерна и для российского Центра;
• судостроение — следствие приморского положения города;
• тяжелое металлоемкое машиностроение — энергетическое, сельскохозяйственное.
Однако в районе нет металлургии, нет и крупных потребителей этой продукции. Почему же здесь металлоемкие отрасли? (Ведь не для того же, чтобы запутать школьника?) На этот главный географический вопрос (почему здесь?) не ответить, если не знать историю. Эти отрасли появились здесь в 1930-е годы, в период бурной индустриализации страны, когда из-за скудных ресурсов возможности строительства новых заводов были невелики и приходилось реконструировать старые. А машиностроительные мощности и квалифицированные рабочие были, прежде всего, в северной столице.
Бо´льшая часть электроэнергии нашей страны вырабатывается турбинами и генераторами, производимыми в городе на Неве. Отечественные атомные ледоколы построены ленинградскими судостроителями. С петровских времен город выделяется предприятиями ВПК.
Машиностроение, особенно оборонное, наиболее сильно пострадало в кризисные 1990-егоды. То же можно сказать и о легкой промышленности города, зародившейся для обслуживания царского двора и столичной знати.
А вот пищевая индустрия сохраняет свои ведущие позиции2 . Из появившихся в постсоветский период предприятий отрасли отметим пивоваренный завод «Балтика» в Петербурге — лидер российского пивного рынка, крупные ликеро-водочные заводы «Русский стандарт» в северной столице и «Веда» в Кингисеппе. Соответственно, для алкогольной продукции потребовалась тара. В 1998 г. во Всеволожске начал работать завод по производству алюминиевых банок (мощностью почти 1 млрд. шт. в год), в 2003 г. — завод стеклотары в Киришах.
Карта электрификации России. По плану ГОЭЛРО, рассчитанному на 10—15 лет, предусматривалось строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. План был выполнен к 1931 г. Музей города Волхов
Если сравнить изменения промышленных структур Северо-Западного района и России за 1990—2004 гг.3 (табл. 1), то в целом они схожи. Существенных отличий два: во-первых, в рассматриваемом регионе нет бурного роста топливной промышленности (из-за скудости местных ресурсов). Во-вторых, в России не наблюдается увеличения доли пищевой индустрии, а Северо-Западный район за данный период превратился из преимущественно машиностроительного в машиностроительно-пищевой.
Из табл. 2 видно, что в районе в 2004 г. производилось 12,4% продукции пищевой промышленности страны (прирост за 17 лет — 7,2 процентных пунктов). Из других существенных для района изменений выделим рост на 5 процентных пунктов его доли в лесной индустрии. Это отражает тенденцию приближения лесозаготовок к экспортным рынкам (здесь — Финляндии) и удаления лесной промышленности от основных сырьевых баз.
Парадоксальное, на первый взгляд, некоторое увеличение роли Северо-Запада в российском машиностроении на фоне падения его доли в промышленности района легко объясняется тем, что произошло общее усиление значения района в российской индустрии за счет более существенного промышленного спада в других регионах. Рис. 2 показывает, что это усиление произошло в основном на базе промышленного роста в Ленинградской обл., где к 2006 г. советский уровень промышленного производства был превышен почти вдвое. В то же время постсоветская деиндустриализация Петербурга находилась на среднероссийском уровне, а псковская индустрия за 17 лет реформ не достигла и половины от позднесоветского 1990 г.(Впрочем, из рисунка видно, что на Псковщине не состоялся и аграрный ренессанс.)4
В наши дни наметилось возрождение машиностроения на Северо-Западе на основе новой для региона автомобилестроительной отрасли. Во Всеволожске уже действует завод по сборке легковых автомобилей «Форд» (мощностью 75 тыс. машин в год). Автосборочное производство в Петербурге наладили крупнейшие корпорации: «Тоёта» (в 2007 г., мощностью 20 тыс. в год, планируется расширить производство до 200—300 тыс.), «Дженерал Моторс» (в 2008 г., пока работает в тестовом режиме, при выходе на проектную мощность способен выпускать 70 тыс. машин в год). В цехах Ленинградского металлического завода налажена сборка небольших партий грузовиков «Яровит». К сборочным заводам подтягиваются и смежники. Во Всеволожске налажено производство шин (4 млн в год), в Петербурге строится завод автостекла. Канадская «Магна» намеревается открыть завод автокомпонентов. Планы по созданию автозаводов объявили «Ниссан» (50 тыс. в год), «Хёндэ», «Сузуки» (30 тыс., с перспективой расширения до 100 тыс.). Правда, в связи с глобальным экономическим кризисом мировые автогиганты корректируют ныне свои производственные программы в России.
Наша северная столица привлекает автогиганты квалифицированной рабочей силой, развитой инфраструктурой, приморским положением, обеспечивающим удобство транспортировки автокомпонентов, емким потребительским рынком. Докризисная производственная программа всех автомобилестроителей Петербурга и Ленобласти вполне сопоставима с мощностью «АвтоВАЗа» (728 тыс. машин — объем продаж в 2008 г.).
Волховская ГЭС — первенец плана ГОЭЛРО. Первая из гидроэлектростанций, построенных под руководством выдающегося русского инженера-гидроэнергетика Г.О. Графтио. Это единственная ГЭС, имеющая статус памятника науки и техники России. Введена в эксплуатацию в1926 г. Располагается в 120 км от Санкт-Петербурга в г. Волхов Ленинградской обл. В настоящее время станция является одним из наиболее важных узлов энергосистемы региона. Среди крупнейших потребителей — Волховский алюминиевый завод и Сясьский ЦБК.
Петербургский губернатор объявила, что город станет скоро российским Детройтом 5 . Нельзя, однако, не заметить, что автосборочные производства, функционирующие по схеме «аутсорсинга»6 , хотя и намного прогрессивнее импорта иномарок — основной доход приносят материнским компаниям, закрепляя наше отставание в автомобилестроении. Так, российское отделение «Форда» (сборка и сбыт автомобилей в России) принесло российской экономике в 2006 г. 400 млн руб. в виде зарплат, налогов, сборов и других платежей, а чистая прибыль этого отделения составила вдвое больше — почти 800 млн руб. Из этого ясно, что сравнение Петербурга с Детройтом не вполне корректно.
Алюминиевый слиток. Продукция первенца советской алюминиевой промышленности — Волховского алюминиевого завода
Химическая промышленность района производит минеральные удобрения — их много требуется местным почвам. Правда, ныне, из-за тяжелого экономического положения наших крестьян, большая часть удобрений поступает на экспорт. Приморское положение облегчает их вывоз за рубеж (хотя они далеко не лишние на наших полях). В Санкт-Петербурге фосфатные удобрения получают из хибинских апатитов, а в Кингисеппе — из местных фосфоритов. Азотные удобрения в Великом Новгороде, расположенном на трассе газопровода, производят из естественного газа.
Производимые в Санкт-Петербурге пластмассы находят в городе крупных потребителей — многочисленные машиностроительные предприя-тия, строительство и др.
Почти пятимиллионный Санкт-Петербург и мощная индустрия требуют много энергии и топлива. Помимо тепловых электростанций и ГЭС (Волховская ГЭС — первенец советской гидроэнергетики — дает дешевую электроэнергию), в регионе работает Ленинградская АЭС — одна из крупнейших в стране. Уже есть проект ввода на ней новых мощностей.
В Киришах, которые находятся на пути мощного трубопровода, — нефтеперерабатывающий завод. Прокладка в регион новых нефтепроводов, близость к экспортным терминалам стимулирует расширение нефтепереработки. «Сургутнефтегаз» планирует построить новый НПЗ «Кириши-2» рядом с дей-ствующим, «Роснефть» — в г. Сланцы.
Киришский нефтеперерабатывающий завод снабжает нефтепродуктами Северо-Западный регион РФ, Западную и Восточную Европу
Промышленный комплекс в г. Пикалево в советской географии промышленности служил примером комплексного использования сырья и утилизации производственных отходов, когда, по выражению одного из авторов плана ГОЭЛРО Г.М. Кржижановского, «отходы одного производства выступали питательной пищей другому». Комплексная переработка нефелинов (по сути отходов производства апатитового концентрата при переработке хибинских апатито-нефелиновых руд) позволяет получать здесь глинозем, а также соду, поташ и цемент, т.е. продукцию трех промышленных отраслей –цветной металлургии, химической индустрии и промышленности стройматериалов. Производственное комбинирование обеспечивало народнохозяйственную эффективность (т.е. эффективность в масштабе всего народного хозяйства) и способствовало экономии вещества природы, давало природоохранный эффект.
Расчленение в ходе «рыночных реформ» единой производственной цепочки, ее распределение по разным собственникам, привело к тому, что летом 2008 г. «Пикалевский глинозем» (принадлежит «Базэлцементу») закрылся на реконструкцию и объявил о желании перепрофилироваться с производ-ства глинозема, ставшего убыточным, на производство цемента. Это привело к остановке «Пикалевского цемента»7 (принадлежит «Евроцемент груп»), которому перестало поступать сырье — нефелиновый шлам. Сократилось также производство ЗАО «Метахим», которое получало карбонатный раствор — сырье для производства соды и поташа. «Пикалевский цемент», возможно, будет переориентирован с производственных отходов на природное сырье. Но это, естественно, связано, помимо финансовых затрат, с разработкой новых месторождений известняков и глин, нарушением новых земель, другими нежелательными экологическими последствиями.
Разрушение здесь производственных связей — следствие несовпадения народнохозяйственной (ранее) и узкокорпоративной (теперь) эффективности, локальный пример превращения единого народнохозяйственного комплекса в некий архипелаг мало связанных между собой субъектов экономики.
Северная столица всегда выполняла инновационную функцию, т.е. осваивала и распространяла технические и технологические новшества. Здесь, впервые у нас, еще до войны, освоен выпуск синтетического каучука, пластмасс. Первый отечественный алюминий получен на опытном заводе в Ленинграде. Наряду с Москвой, Санкт-Петербург — это крупнейшая российская лаборатория (здесь находятся научные институты, конструкторские бюро, опытные производства) и «кузница кадров» (многочисленные вузы).
Свидетельством того, что промышленно-инвестиционный потенциал города еще не совсем иссяк, является проект (контракт находится на стадии подписания) строительства на петербургских судоверфях первой в мире плавучей атомной электростанции.
Ленинградский металлический завод. Крупнейшее в России энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых, гидравлических и газовых турбин различной мощности.
Сельское хозяйство
Природные условия Северо-Запада — подзолистые заболоченные почвы, короткое нежаркое лето («карикатура южных зим») — определяют преимущественно животноводческую специализацию: молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Земледелие в основном обеспечивает животноводство: кормовые культуры занимают ¾ всех посевных площадей.
При примерно одинаковых природных условиях в районе сформировались два очень разных типа сельского хозяйства. Значительная часть Ленинградской обл. — это пригородный тип высокоинтенсивного аграрного производства, где сохранилась ведущая роль крупных животноводческих комплексов, высокий (по современным российским меркам) уровень механизации, химизации, продуктивности. Ленинградская аграрная продукция находит хороший спрос в развивающемся Санкт-Петербурге и городах области.
По надою молока на одну корову Ленинградская область занимает первое место в России
Совсем другой тип сельского хозяйства на юге района — в Псковской и Новгородской областях, где продолжаются кризисные явления, начавшиеся в 1990-е годы. Сокращаются посевные площади (более чем вдвое за постсоветский период), поля зарастают, поголовье сельскохозяйственных животных сокращается, продуктивность падает. Если надой на 1 корову в Ленинградской обл. составляет 6500 кг (1-е место в стране, 2006 г.), то в южных областях района — вдвое ниже. В Ленинградской области за постсоветское время внесение минеральных удобрений сократилось с 200 до 40 кг/га, а у ее южных соседей — со150 до 5—10 кг/га. Еще 20 лет назад псковско-новгородские земли отличались развитым льноводством. Ныне эта отрасль в глубоком упадке — посевные площади льна сократились в 30 (!) раз. Между тем на юге Северо-Запада растет производство картофеля и овощей. Это в условиях упадка бывших колхозов и совхозов наращивают производство личные крестьянские подворья, отличающиеся примитивным техническим уровнем и низкой товарностью. Основной причиной сельскохозяйственной депрессии является обезлюдевшая деревня, возрождение которой на основе кардинального обустройства сельской местности (дороги, сфера обслуживания, жилищное строительство) является неотложной задачей всего российского общества.
Проблемы транспортной инфраструктуры
С распадом СССР изменилось геополитическое положение Северо-Запада — появились государственные границы с новыми соседями. В прибалтийских республиках остались крупные порты, обеспечивающие советскую внешнюю торговлю на Балтике. Появление новых прибалтийских государств как бы отрезало эти порты от российской территории. Не только Россия, любая страна стремится получить свободный выход транспортных потоков к морю, хотя бы потому, что за транзит по чужой территории надо платить. Поэтому в постсоветское время построен нефтепровод Балтийской трубопроводной системы (БТС) Ярославль—Череповец—Кириши—Приморск (введен в2001 г., ныне его мощность 75 млн т нефти), нефтепродуктопровод Кстово—Ярославль—Кириши—Приморск (1-я очередь — 8 млн т в год — завершена в 2008 г., планируется расширение до 25 млн т светлых нефтепродуктов). Проектируется 2-я очередь БТС — от Унечи (Брянская обл.) до Финского залива (Приморска или Усть-Луги).
На побережье Финского залива активно строятся новые порты и терминалы. Уже действуют и будут расширяться нефтяной порт в Приморске, угольный — в Усть-Луге. От Выборга по дну Балтики будет проложен экспортный газопровод «Северный поток» в Грайфсвальд (Германия), строится его сухопутный участок. Еще год назад «Газпром» планировал строительство в Приморске (или Усть-Луге) завода по сжижению природного газа мощностью 5 млн т и специализированного морского терминала. Ныне от этого проекта отказались, возможно временно.
Еще одно направление инвестиционной деятельности — реконструкция морского фасада Петербурга, предусматривающая строительство современного морского пассажирского порта пропускной способностью 1,2 млн пассажиров в год. Для реализации этого проекта будут намываться дополнительные территории.
«Петровское окно», территориально сузившееся в результате геополитической катастрофы начала 1990-х годов до «форточки», быстро превращается по пропускной способности в «путинские ворота». Через них, в частности, направляется со стороны финской границы большой поток импортируемых в Россию автомобилей.
Развитие транспортной инфраструктуры создает новые нагрузки на природу побережья и морскую акваторию. Между тем Балтийское море — мелкое, сильно удаленное от Мирового океана, его водообмен с океаном через каскад узких проливов слабый. Это обусловливает высокую уязвимость моря к загрязнениям. Кроме того, оно давно и интенсивно осваивается (а значит, и загрязняется) нашими балтийскими соседями. Новое строительство необходимо вести со строгим соблюдением природоохранных требований.
Города — крупнейшие загрязнители природной среды. Их называют «паразитами биосферы». Однако нельзя забывать, что города специально создавались человеком для защиты от неблагоприятных факторов природной среды (сравните пещеру и благоустроенную квартиру). О тесном переплетении экологических (созданных человеком) и чисто природных опасностей можно судить на примере петербургской дамбы — комплекса сооружений для защиты Санкт-Петербурга от наводнений. При сильных нагонных ветрах невская вода течет вспять и затапливает низкие берега города, что чревато материальным ущербом и даже жертвами (которые описал А.С. Пушкин в «Медном всаднике»). Для защиты города еще в 1970-е годы начали строить дамбу, которая в момент наводнения будет перекрывать залив. Но пока построена только северная ее часть — до о. Котлин, где находится г. Кронштадт. Строительство надолго прекращалось сначала из-за протестов «зеленых», считавших, что защитный комплекс усилит загрязнение залива. В кризисные 1990-е годы экологи снизили активность (экологические движения характерны для стран с высоким уровнем жизни населения), но денег на строительство не выделялось из-за финансового коллапса. Проект был заморожен. При строительстве дамбы важно обеспечить тщательную очистку сточных вод перед их сбросом в реки или море.
Экологическая обстановка
Экологическая обстановка в районе весьма напряженная, в особенности в Петербурге и Ленобласти. Эти субъекты федерации характеризуются неблагоприятным эколого-географическим положением. Они находятся в нижних звеньях гидрографической сети обширного водосборного (а значит, и «грязесборного») бассейна, что предопределяет естественную аккумуляцию в устьях загрязняющих веществ. Водопотребление в экономическом районе составляет 12% от РФ, загрязненные сточные воды — 9,5, что намного превосходит его долю в населении (5) и хозяйстве страны (5,5%). Крупнейший водопотребитель — Ленинградская АЭС (Сосновый Бор), но основным поставщиком загрязненных сточных вод выступает Петербург. Загрязненными являются 94% сточных вод города. Это определяет серьезность водно-экологических проблем. Важнейшая из них — эвтрофирование (цветение воды) Финского залива. Огромные массы гниющих водорослей выбрасываются штормами на северное побережье залива, что создает угрозу для санитарного состояния пляжей «Питерской здравницы». Пляжи и сосновые боры Карельского перешейка на побережье залива являются природными курортами.
Еще одна угроза природной среде — это чужеродные виды организмов. Из-за интенсификации внешних связей восточная часть Финского залива стала накопителем и инкубатором организмов-вселенцев (к 2006 г. выявлено 30 видов), откуда они проникают в другие регионы страны. В этом — одно из негативных экологических воздействий все расширяющегося «окна» в глобальный мир, которое требует адекватных контрмер.
Транспортно-трубопро-водный бум последнего десятилетия создает потенциальную опасность нефтяного загрязнения Балтики.
Промышленные выбросы в атмосферу в Петербурге относительно невелики. Среди городов России по этому показателю он находится на 55-м месте (2006 г.). Однако по суммарным (промышленные + транспортные) выбросам (510 тыс. т)Петербург занимает третье место в стране — после Но-рильска (2010 тыс. т) и Москвы (1162 тыс. т), что, конечно, далеко не полезно для городских ландшафтов и горожан.
Непроизводственная сфера
Социально-экономический кризис 1990-х годов тяжело отразился на Санкт-Петербурге из-за его хозяйственного профиля — высокой доли ВПК, развитого научно-культурного комплекса, который дает отдачу лишь в перспективе и не приносит сиюминутных доходов. В настоящее время усиливаются административные и деловые функции города, что придаст ему больше столичности и принесет дополнительные доходы городской казне. Так, в Санкт-Петербург перевели из Москвы Конституционный суд РФ. Планируется перевод в него центрального офиса крупнейшей российской компании «Газпром», для чего проектируется грандиозный общественно-деловой «Охта-центр». Тем самым достигается и некоторая разгрузка нашей столицы, гипертрофия которой создает целый клубок проблем.
Строительство небоскребов («Охта-центр» намечается высотой 400 м) рядом с историческим центром города (объектом Всемирного наследия) испортит его архитектурный облик, а ведь Санкт-Петербург — один из красивейших городов планеты. Его облик отличает геометрически правильная планировка широких проспектов, величие архитектурных шедевров (Зимний дворец, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор и др.), старинные сады и парки, могучая Нева и небольшие речки (Фонтанка, Мойка), каналы, текущие «по-венециански» в улицах, словно по проезжей части. Очевидно, для города столь фантастической красоты неприемлемы шаблонные методы формирования делового центра из частокола монстрообразных небоскребов.
Санкт-Петербург называют культурной столицей России, имея в виду его всемирного значения музеи, театры, библиотеки (Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр и др.). Под стать питерскому великолепию и окружающие его города-музеи, бывшие резиденции императоров и высшей знати: Павловск, Петергоф, Пушкин8 . Налицо серьезнейшие туристские и рекреационные ресурсы. Они есть в Великом Новгороде и Пскове, где много памятников средневековой Руси. Отсюда хорошие перспективы на Северо-Западе для туризма — очень быстро растущей и доходной отрасли современного постиндустриального мира. Рекреационно-туристический бум в северо-западной России, как и в других ее районах, тормозит отечественная инфраструктура, которая полностью удовлетворяет требованиям лишь одной рекреационной отрасли — экстремального туризма.
Тихвинский монастырь находится на востоке Ленинградской области в г. Тихвин, на притоке реки Сясь — Тихвинке
1 Промышленность субъектов федерации Северо-Западного экономического района была представлена в газете «География», № 16/2008 .
2 Только изменилась структура. Значительная доля приходится на пиво и другие алкогольные напитки, а также сигареты. — Прим. ред.
3 В связи с переходом Росстата на новую статистическую классификацию — с ОКОНХ на ОКВЭД — с 2005 г. хорошо знакомые нам промышленные отрасли (электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия и т.д.) исчезли из статистических справочников, а заменившие их «виды экономической деятельности», естественно, отсутствовали в них ранее. В связи с этим сравнительный анализ производственных структур за длительный период стал невозможен.
4 Из-за упомянутого перехода на новую статистическую классификацию промышленные индексы по отношению к 1990 г.можно рассчитать только до 2004 г. Далее Росстат предлагает агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», который и был использован в расчетах за 2005—2006 гг. Совмещение этих двух индексов не совсем корректно, но иначе длинные динамические промышленные ряды представить невозможно.
5 Детройт — город в США, родина и центр американского автомобилестроения. Фразой «автомобиль создал Америку» подчеркивают ту огромную роль, которую сыграла автомобильная промышленность в превращении страны ковбойских прерий в могучую державу.
6 Aутсорсинг (от англ. outsourcing — внешний источник) — передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. — Прим. ред.
7 Об этом сообщала «Живая карта» газеты «География», 2009 г., № 3.
8 В 1998 г. эти города вошли в Санкт-Петербург. — Прим. ред