Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №42/2003

Юбилей города


Карельские зарисовки

Предыдущие материалы цикла см. в № 27—283034 и 35, 38/2003

Столица Европейского Севера

ПЕТРОЗАВОДСК

И.И. МИТИН
студент кафедры экономической и социальной географии России
географического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Город для страны

Пушка, отлитая на Петрозаводском заводе
Пушка, отлитая
на Петрозаводском заводе

В 2003 г. мы широко отмечали 300-летие Петербурга. И с меньшей помпой, но нельзя сказать, чтоб совсем незаметно — 300-летие Петрозаводска. Совпадение неслучайно. В самом деле, история сближает Петрозаводск и Петербург — не только временем создания, но и фигурой Петра I, считающегося основателем обоих городов.
Функции двух городов изначально были разные, но какая-то идея их создания — едина. Так, если Петербург — окно в Европу для всей России, «выход» или «форпост» страны, то Петрозаводск — «город для страны», обслуживающий центр, влияние которого направлено «внутрь» (а не «вовне», как у Северной столицы).
Петрозаводск основан как завод, оружейный завод вблизи западных рубежей страны. На руку ему сыграли, во-первых, близость недружелюбной Швеции — завод создавался в годы Северной войны 1700—1721 гг. Во-вторых, наличие быстрой реки, что было необходимо для получения энергии. Петровский завод располагался вблизи впадения речки Лососинки в Онежское озеро. Это маленькая речка, но, как и многие карельские, — бурная и быстрая — значит, гидроэнергопотенциал ее позволял рассчитывать на выгоды при строительстве оружейного производства.
При заводе выросла Петровская слобода, однако существовали они недолго — через 30 лет завод был свернут и вновь возродился только через 40 лет, в связи с турецкой войной — как Александровский завод. Специализация осталась прежней — производство пушек и ядер. По сей день во дворе Карельского краеведческого музея можно видеть одни из первых отлитых здесь ядер и участок железной дороги, который тут считают, как и в десятках других мест нашей страны, первой железной дорогой России.
Значит, будущий Петрозаводск свертывался и возобновлялся в зависимости от внутренних потребностей страны, связанных с внешней угрозой. Петрозаводск вырос на грани внутреннего и внешнего; он стал своего рода «Петербургом внутреннего пользования», человеческим лицом европейского Петербурга. Во многом таким он остался и сегодня.

Город для Карелии

Петрозаводск. Вид с птичьего полета. Фото Карельского туристского портала
Петрозаводск.
Вид с птичьего полета

Фото Карельского
туристского портала

После нескольких десятилетий становления в 1777 г. Петровская слобода была преобразована в уездный город Петрозаводск, отнесенный к Новгородскому наместничеству. В 1781 г. вместе с уездом Петрозаводск был переведен в Петербургскую губернию, а еще через год стал областным городом Олонецкой области. Через два года она была повышена в статусе до наместничества, что было связано с расширением ее за счет освоения земель вокруг Выгозера и присоединения части территорий Вологодского наместничества вдоль Белого моря, относившихся к Архангельской губернии. При Павле I в ходе очередной реформы административного устройства зеґмли Олонии вновь отошли к Новгородской губернии, но при восстановлении Олонецкой губернии в 1801 г. ее столицей утвердился Петрозаводск. Так он стал главным городом на ближнем Русском Севере.
Этого статуса город держался, и почти никогда больше его никому не отдавал и не отдал. Он рос, и в этом ему помогали многие факторы, изначально не игравшие столь важной роли. Стало развиваться судоходство по Онежскому озеру, впоследствии Мариинская система соединила его с Волгой. Еще в конце XVIII в. открывается судоходство по непокорной порожистой Свири — пути в Ладожское озеро, к Новгороду и Петербургу. С берегов Белого моря к северной оконечности Онежского озера при Петре I пролегла легендарная «Осударева дорога», прототип будущего Беломорско-Балтийского канала*. Петрозаводск стал транспортным центром — и именно центром речного судоходства во времена его расцвета.
С ростом значения железнодорожного транспорта появляется необходимость освоения и Мурманского Севера, особенно в годы Первой мировой войны, когда Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск) стал резервным портом — единственным незамерзающим в Европейской России. В 1916 г. железная дорога из Петербурга приходит в Петрозаводск, а к началу 1917-го — уже и к берегам Баренцева моря. В те же годы главное промышленное предприятие Петрозаводска, унаследованное от петровских времен, переориентируется на производство железнодорожной техники.
В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Красноярск, где произошел откат к первоначальной его специализации — он вновь производил снаряды. Петрозаводск был оккупирован и сильно разрушен; центр возглавляемой им Карело-Финской ССР был ненадолго перенесен в Беломорск. После войны завод в Петрозаводске был передан Министерству лесной промышленности. Вновь Петрозаводск проявил себя как центр вверенной ему территории — здесь и поныне производятся трелевочные тракторы, которые в советское время поставлялись леспромхозам не только Карелии, но и всей Европейской части СССР, а также шли на экспорт в Восточную и Юго-Восточную Азию. У Онежского тракторного завода (ОТЗ) — так стал называться старый Александровский завод — был единственный конкурент в СССР — завод в Алтайском крае.
В городе появились и другие предприятия лесного комплекса — Петрозаводский лесопильно-мебельный комбинат (ПЛМК) имени Октябрьской революции, деревообрабатывающий комбинат. Экономика диверсифицировалась: в Петрозаводске появились станкостроительные предприятия, заводы стройматериалов. Но все более возрастали именно столичные функции города; все бо'льшую роль приобретал третичный сектор и производства, ориентированные на потребителя.


* См.: «География», № 35/2003 , с. 11.

Город для Европы

Набережная Онежского озера в Петрозаводске. На переднем плане справа — не обугленный ствол, а скульптура «Дерево счастья», дар одного из городов-побратимов. У дерева есть настоящее ухо, в которое можно сообщить заветное желание. Фото с сайта http://karelphoto.narod.ru
Набережная Онежского озера
в Петрозаводске.

На переднем плане справа —
не обугленный ствол,
а скульптура «Дерево счастья»,
дар одного из городов-побратимов.
У дерева есть настоящее ухо, в которое
можно сообщить заветное желание.
Фото с сайта http://karelphoto.narod.ru

Петрозаводск, несмотря на значительные разрушения, сумел и в послевоенные годы сохранить свой статус культурной столицы Карелии, а то и всего Северного экономического района. Здесь открывались музеи, театры, Карельский научный центр, университет и педагогический институт. С 60-х годов начинает возрастать роль пищевой отрасли, которая постепенно догоняет машиностроение и металлообработку, представленную, помимо ОТЗ и станкостроительных заводов, рядом судостроительных предприятий и заводом по производству бумагоделательных машин.
Растет известность Петрозаводска как туристического центра — изначально благодаря расположенному рядом музею-заповеднику Кижи. С конца 80-х годов преображается и облик самого города. Советская послевоенная застройка с правильными квадратами кварталов и широкими проспектами с монументальными зданиями остается, но, благодаря какому-то неповторимому местному колориту, преображается. Набережная Онежского озера становится выставкой памятников, подаренных городу его побратимами со всего мира. Главные улицы украшаются многочисленными кафе, ресторанами и другими досуговыми учреждениями, которые и закрепляют облик советского по своей застройке Петрозаводска — как европейского. Угрюмые пятиэтажки начинают «играть» разноцветными вывесками; появляются фонтаны и сквер Студенческого бульвара напротив Петрозаводского университета. Без серьезных изменений город становится современным. Секрет — в ухоженности, обилии зелени, ширине проспектов и в обращении к третичной сфере как спасению в условиях неизвестности судеб основных отраслей специализации города.
В 90-е годы близость к Финляндии помогла Петрозаводску, как и всей Карелии, раньше других приобщиться к туристическому буму Запада. В Петрозаводск раньше, чем в другие города Севера, пришли обилие импортных финских товаров и неувядающий туристический поток, здесь раньше начался расцвет частной инициативы, причем и в сфере культуры. Культурные инновации сделали город неподдельно европейским.
Приезжаешь в Петрозаводск — и так и тянет пройтись не спеша по проспекту Ленина со сквером, украшенным модернистской скульптурой, гостиницей «Северная» в стиле неоклассицизма, пивной «Нойбранденбург» и плакатами с изображением городов-побратимов. Петрозаводск — город для пешехода и лучше — праздно гуляющего. Каждый, кто делает бизнес в этом городе, ориентируется именно на такого клиента. Такими и становятся сами петрозаводчане, адаптируясь к городу, — открытыми.

Открытый город

Герб Петрозаводска
Герб
Петрозаводска

Петрозаводск встречает обширным вокзалом, увенчанным шпилем со звездой. Большая надпись — Petroskoi — так по-карельски звучит название города. Эклектика — вот что отличает сегодняшний Петрозаводск. Это город, который постоянно развивается, не стоит на месте. Да, он неторопливый по духу (очень по-петербургски), но при этом именно эволюционное его развитие дает небывалые результаты.
Он остался столицей лесной республики Карелии. ОТЗ работает и осваивает потихоньку новые модели тракторов, которые, несмотря на обилие финской техники, не уходят из карельских леспромхозов. Вся Карелия становится большим туристическим центром, и столицей ее непременно остается Петрозаводск.
Ориентиром развития для Петрозаводска всегда был Петербург. Туда уезжали учиться и набираться опыта, искать вдохновения и новых идей... Но непременно возвращались обратно на берег Онежского озера, в город, где воплощались в жизнь все мечты, собранные по разным уголкам мира. Мексиканский ресторан, этническая рок-группа Myllarit, парусная регата, один из первых в стране университетских интернет-центров, ставшие классикой постмодерна журнал «Иначе» и интернет-портал «Китеж» — это все о Петрозаводске. Город — столица идей и их воплощений.
Все эти инновации не мешают Петрозаводску оставаться советской столицей республики со спальными районами, пересеченными широкими проспектами, по которым «по-сельски» проведены воздушные линии электропередачи. Обширная тропа ведет от Ленинградского рынка в центр через кладбище, и то тут, то там попадаются прямо посреди дороги могильные камни. Сразу за зданием городской администрации, на улице, носящей неуклюжее название «бульвар Карла Либкнехта и Розы Люксембург», женщина чистит рыбу у колонки. Захватившие центр полностью инновации только потихоньку проникают на окраины — в виде отдельных ресторанов, офисных зданий, жилых экспериментальных монолитных домов.
Удивительно то, что Петрозаводску удается сочетать переполняющую его «советскость», исконную «европейскость», доставшуюся от Петра I, — и все новое, что приходит в город сегодня. Будущее города — во всестороннем развитии. Петрозаводск не может стать монофункциональным, его судьба — впитывать как губка все, что только ни появляется вокруг — и тянуть на себя. Такой должна быть настоящая столица.

Город на Онего:
кадры биографической ленты

Борис Акбулатов. Начало. Петровские заводы На картине — и домны, и плотины, и пробная батарея, и Петровский дворец, и плотники. Вверху справа изображен Петр I, рядом — знаток литейного дела выходец из Голландии Виллим де Геннин. Когда после победного завершения Северной войны отпала необходимость в дорогом олонецком чугуне, именно Геннин, забрав с собой всех местных мастеровых, по личному приказу Петра отправился поднимать железоделательную промышленность Урала. Вскоре после отъезда Геннина погасла здесь последняя домна, и поселение словно задремало. Разбудило его строительство нового завода — Александровского.
Борис Акбулатов.
Начало. Петровские заводы
Борис Акбулатов. Петрозаводск губернский Новый завод, пристань, пароход на озере Онего, рыбацкая лодка под парусом. Вверх уходит улица Соборная, видны золотые купола храмов, шпиль церкви Петра и Павла, богатые купеческие дома.
Борис Акбулатов.
Петрозаводск губернский
Борис Акбулатов. Петрозаводск революционный Первое организованное выступление рабочих в Петрозаводске произошло в 1875 г.: стачку объявили литейщики Александровского завода. Первая маевка в Петрозаводске произошла в 1906 г.: группа рабочих вышла на майское гуляние с красным флагом, на котором мелом было написано «Долой самодержавие!». Установление советской власти в Петрозаводске произошло мирным путем в январе 1918 г.
Борис Акбулатов.
Петрозаводск революционный

В оформлении использованы материалы сайта г. Петрозаводска www.ptz.ru
(материалы к 300-летию города)