Карельские зарисовкиПредыдущие материалы цикла см. в № 27—28, 30, 34 и 35, 38/2003 Столица Европейского СевераПЕТРОЗАВОДСКИ.И. МИТИН
|
Пушка, отлитая
|
В 2003 г. мы широко отмечали 300-летие
Петербурга. И с меньшей помпой, но нельзя сказать,
чтоб совсем незаметно — 300-летие Петрозаводска.
Совпадение неслучайно. В самом деле, история
сближает Петрозаводск и Петербург — не только
временем создания, но и фигурой Петра I,
считающегося основателем обоих городов.
Функции двух городов изначально были разные, но
какая-то идея их создания — едина. Так, если
Петербург — окно в Европу для всей России,
«выход» или «форпост» страны, то Петрозаводск —
«город для страны», обслуживающий центр, влияние
которого направлено «внутрь» (а не «вовне», как у
Северной столицы).
Петрозаводск основан как завод, оружейный завод
вблизи западных рубежей страны. На руку ему
сыграли, во-первых, близость недружелюбной
Швеции — завод создавался в годы Северной войны
1700—1721 гг. Во-вторых, наличие быстрой реки, что
было необходимо для получения энергии.
Петровский завод располагался вблизи впадения
речки Лососинки в Онежское озеро. Это маленькая
речка, но, как и многие карельские, — бурная и
быстрая — значит, гидроэнергопотенциал ее
позволял рассчитывать на выгоды при
строительстве оружейного производства.
При заводе выросла Петровская слобода, однако
существовали они недолго — через 30 лет завод
был свернут и вновь возродился только через
40 лет, в связи с турецкой войной — как
Александровский завод. Специализация осталась
прежней — производство пушек и ядер. По сей день
во дворе Карельского краеведческого музея можно
видеть одни из первых отлитых здесь ядер и
участок железной дороги, который тут считают, как
и в десятках других мест нашей страны, первой
железной дорогой России.
Значит, будущий Петрозаводск свертывался и
возобновлялся в зависимости от внутренних
потребностей страны, связанных с внешней
угрозой. Петрозаводск вырос на грани внутреннего
и внешнего; он стал своего рода «Петербургом
внутреннего пользования», человеческим лицом
европейского Петербурга. Во многом таким он
остался и сегодня.
Город для Карелии
Петрозаводск.
|
После нескольких десятилетий становления в
1777 г. Петровская слобода была преобразована в
уездный город Петрозаводск, отнесенный к
Новгородскому наместничеству. В 1781 г. вместе с
уездом Петрозаводск был переведен в
Петербургскую губернию, а еще через год стал
областным городом Олонецкой области. Через два
года она была повышена в статусе до
наместничества, что было связано с расширением
ее за счет освоения земель вокруг Выгозера и
присоединения части территорий Вологодского
наместничества вдоль Белого моря, относившихся к
Архангельской губернии. При Павле I в ходе
очередной реформы административного устройства
зеґмли Олонии вновь отошли к Новгородской
губернии, но при восстановлении Олонецкой
губернии в 1801 г. ее столицей утвердился
Петрозаводск. Так он стал главным городом на
ближнем Русском Севере.
Этого статуса город держался, и почти никогда
больше его никому не отдавал и не отдал. Он рос, и
в этом ему помогали многие факторы, изначально не
игравшие столь важной роли. Стало развиваться
судоходство по Онежскому озеру, впоследствии
Мариинская система соединила его с Волгой. Еще в
конце XVIII в. открывается судоходство по
непокорной порожистой Свири — пути в Ладожское
озеро, к Новгороду и Петербургу. С берегов Белого
моря к северной оконечности Онежского озера при
Петре I пролегла легендарная «Осударева
дорога», прототип будущего
Беломорско-Балтийского канала*. Петрозаводск
стал транспортным центром — и именно центром
речного судоходства во времена его расцвета.
С ростом значения железнодорожного транспорта
появляется необходимость освоения и Мурманского
Севера, особенно в годы Первой мировой войны,
когда Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск) стал
резервным портом — единственным незамерзающим в
Европейской России. В 1916 г. железная дорога из
Петербурга приходит в Петрозаводск, а к началу
1917-го — уже и к берегам Баренцева моря. В те же
годы главное промышленное предприятие
Петрозаводска, унаследованное от петровских
времен, переориентируется на производство
железнодорожной техники.
В годы Великой Отечественной войны завод был
эвакуирован в Красноярск, где произошел откат к
первоначальной его специализации — он вновь
производил снаряды. Петрозаводск был
оккупирован и сильно разрушен; центр
возглавляемой им Карело-Финской ССР был
ненадолго перенесен в Беломорск. После войны
завод в Петрозаводске был передан Министерству
лесной промышленности. Вновь Петрозаводск
проявил себя как центр вверенной ему территории
— здесь и поныне производятся трелевочные
тракторы, которые в советское время поставлялись
леспромхозам не только Карелии, но и всей
Европейской части СССР, а также шли на экспорт в
Восточную и Юго-Восточную Азию. У Онежского
тракторного завода (ОТЗ) — так стал называться
старый Александровский завод — был единственный
конкурент в СССР — завод в Алтайском крае.
В городе появились и другие предприятия лесного
комплекса — Петрозаводский
лесопильно-мебельный комбинат (ПЛМК) имени
Октябрьской революции, деревообрабатывающий
комбинат. Экономика диверсифицировалась: в
Петрозаводске появились станкостроительные
предприятия, заводы стройматериалов. Но все
более возрастали именно столичные функции
города; все бо'льшую роль приобретал третичный
сектор и производства, ориентированные на
потребителя.
* См.: «География», № 35/2003 , с. 11.
Город для Европы
Набережная Онежского озера
|
Петрозаводск, несмотря на значительные
разрушения, сумел и в послевоенные годы
сохранить свой статус культурной столицы
Карелии, а то и всего Северного экономического
района. Здесь открывались музеи, театры,
Карельский научный центр, университет и
педагогический институт. С 60-х годов начинает
возрастать роль пищевой отрасли, которая
постепенно догоняет машиностроение и
металлообработку, представленную, помимо ОТЗ и
станкостроительных заводов, рядом
судостроительных предприятий и заводом по
производству бумагоделательных машин.
Растет известность Петрозаводска как
туристического центра — изначально благодаря
расположенному рядом музею-заповеднику Кижи. С
конца 80-х годов преображается и облик самого
города. Советская послевоенная застройка с
правильными квадратами кварталов и широкими
проспектами с монументальными зданиями
остается, но, благодаря какому-то неповторимому
местному колориту, преображается. Набережная
Онежского озера становится выставкой
памятников, подаренных городу его побратимами со
всего мира. Главные улицы украшаются
многочисленными кафе, ресторанами и другими
досуговыми учреждениями, которые и закрепляют
облик советского по своей застройке
Петрозаводска — как европейского. Угрюмые
пятиэтажки начинают «играть» разноцветными
вывесками; появляются фонтаны и сквер
Студенческого бульвара напротив
Петрозаводского университета. Без серьезных
изменений город становится современным. Секрет
— в ухоженности, обилии зелени, ширине
проспектов и в обращении к третичной сфере как
спасению в условиях неизвестности судеб
основных отраслей специализации города.
В 90-е годы близость к Финляндии помогла
Петрозаводску, как и всей Карелии, раньше других
приобщиться к туристическому буму Запада. В
Петрозаводск раньше, чем в другие города Севера,
пришли обилие импортных финских товаров и
неувядающий туристический поток, здесь раньше
начался расцвет частной инициативы, причем и в
сфере культуры. Культурные инновации сделали
город неподдельно европейским.
Приезжаешь в Петрозаводск — и так и тянет
пройтись не спеша по проспекту Ленина со сквером,
украшенным модернистской скульптурой,
гостиницей «Северная» в стиле неоклассицизма,
пивной «Нойбранденбург» и плакатами с
изображением городов-побратимов. Петрозаводск —
город для пешехода и лучше — праздно гуляющего.
Каждый, кто делает бизнес в этом городе,
ориентируется именно на такого клиента. Такими и
становятся сами петрозаводчане, адаптируясь к
городу, — открытыми.
Открытый город
Герб
|
Петрозаводск встречает обширным вокзалом,
увенчанным шпилем со звездой. Большая надпись —
Petroskoi — так по-карельски звучит название города.
Эклектика — вот что отличает сегодняшний
Петрозаводск. Это город, который постоянно
развивается, не стоит на месте. Да, он
неторопливый по духу (очень по-петербургски), но
при этом именно эволюционное его развитие дает
небывалые результаты.
Он остался столицей лесной республики Карелии.
ОТЗ работает и осваивает потихоньку новые модели
тракторов, которые, несмотря на обилие финской
техники, не уходят из карельских леспромхозов.
Вся Карелия становится большим туристическим
центром, и столицей ее непременно остается
Петрозаводск.
Ориентиром развития для Петрозаводска всегда
был Петербург. Туда уезжали учиться и набираться
опыта, искать вдохновения и новых идей... Но
непременно возвращались обратно на берег
Онежского озера, в город, где воплощались в жизнь
все мечты, собранные по разным уголкам мира.
Мексиканский ресторан, этническая рок-группа
Myllarit, парусная регата, один из первых в стране
университетских интернет-центров, ставшие
классикой постмодерна журнал «Иначе» и
интернет-портал «Китеж» — это все о
Петрозаводске. Город — столица идей и их
воплощений.
Все эти инновации не мешают Петрозаводску
оставаться советской столицей республики со
спальными районами, пересеченными широкими
проспектами, по которым «по-сельски» проведены
воздушные линии электропередачи. Обширная тропа
ведет от Ленинградского рынка в центр через
кладбище, и то тут, то там попадаются прямо
посреди дороги могильные камни. Сразу за зданием
городской администрации, на улице, носящей
неуклюжее название «бульвар Карла Либкнехта и
Розы Люксембург», женщина чистит рыбу у колонки.
Захватившие центр полностью инновации только
потихоньку проникают на окраины — в виде
отдельных ресторанов, офисных зданий, жилых
экспериментальных монолитных домов.
Удивительно то, что Петрозаводску удается
сочетать переполняющую его «советскость»,
исконную «европейскость», доставшуюся от
Петра I, — и все новое, что приходит в город
сегодня. Будущее города — во всестороннем
развитии. Петрозаводск не может стать
монофункциональным, его судьба — впитывать как
губка все, что только ни появляется вокруг — и
тянуть на себя. Такой должна быть настоящая
столица.
Город на Онего:
кадры биографической ленты
На картине — и домны, и плотины, и пробная батарея, и Петровский дворец, и плотники. Вверху справа изображен Петр I, рядом — знаток литейного дела выходец из Голландии Виллим де Геннин. Когда после победного завершения Северной войны отпала необходимость в дорогом олонецком чугуне, именно Геннин, забрав с собой всех местных мастеровых, по личному приказу Петра отправился поднимать железоделательную промышленность Урала. Вскоре после отъезда Геннина погасла здесь последняя домна, и поселение словно задремало. Разбудило его строительство нового завода — Александровского. | |
Борис Акбулатов.
|
|
Новый завод, пристань, пароход на озере Онего, рыбацкая лодка под парусом. Вверх уходит улица Соборная, видны золотые купола храмов, шпиль церкви Петра и Павла, богатые купеческие дома. | |
Борис Акбулатов.
|
|
Первое организованное выступление рабочих в Петрозаводске произошло в 1875 г.: стачку объявили литейщики Александровского завода. Первая маевка в Петрозаводске произошла в 1906 г.: группа рабочих вышла на майское гуляние с красным флагом, на котором мелом было написано «Долой самодержавие!». Установление советской власти в Петрозаводске произошло мирным путем в январе 1918 г. | |
Борис Акбулатов.
|
В оформлении
использованы материалы сайта г. Петрозаводска www.ptz.ru
(материалы к 300-летию города)