История исследований и люди науки |
Путешествие в Уссурийском крае 1867—1869 гг. Читая Пржевальского в 2009-м и следуя за ним по Приморскому краю
Н. М. Пржевальский
Читая Пржевальского в 2009-м и следуя за ним по Приморскому краю
Продолжение.См. № 7, 9, 10, 11,12, 13 /2009
Вблизи описываемой деревни находятся замечательные остатки двух старинных земляных укреплений, которые, впрочем, попадаются изредка и в других частях нашего Южноуссурийского края.
Первое из этих укреплений лежит верстах в трех от деревни и представляет правильный четырехугольник, бока которого расположены по сторонам света. Каждый из этих боков имеет около версты длины и состоит из земляного вала сажени две с половиной высоты, со рвом впереди.
Внутреннее пространство укрепления представляет местность совершенно ровную, и только с западной стороны здесь приделана небольшая земляная насыпь. Сверх того, саженях в пятидесяти впереди южного бока устроен небольшой земляной квадрат, вероятно для боковой обороны. Другое укрепление лежит всего в полуверсте от деревни и не представляет правильного четырехугольника, хотя в общем своем очертании все-таки напоминает подобную фигуру.
Вал этого укрепления имеет три сажени высоты [6 м], но рва впереди него нет вовсе. Как бы взамен этого рва в самом валу сделано много выдающихся частей для обстреливания и обороны сбоку.
Внутри второго укрепления находится много небольших возвышений, вроде курганов, на которых иногда лежат остатки кирпичей, а в одном месте стоят две каменные плиты с несколькими проделанными в них отверстиями.
Кроме того, по дороге к дальнему укреплению, в полуверсте от нашего селения, на небольшом бугорке лежит высеченное из красноватого гранита грубое изображение черепахи, имеющее семь футов в длину, шесть в ширину и три в толщину [1 фут — ок. 30 см]. Рядом с нею валяется каменная плита, которая, как видно по углублению в спине черепахи, была вставлена сверху.
Эта плита, сделанная из мрамора, имеет около восьми футов длины; тут же лежит отбитая ее верхушка с изображением дракона.
В самой деревне стоят найденные в лесу два каменных грубых изображения каких-то животных, величиной с большую собаку.
Кому принадлежали все эти обделанные камни и укрепления? Некоторые относят их к XII в., ко временам династии Нюжчень, которая в то время владычествовала в Южной Маньчжурии, но мне кажется, что такое предположение не более как гадательное. Позднейшие археологические изыскания, вероятно, прольют больший свет на этот предмет и разъяснят нам историю этой страны, которая долго была местом кровавых столкновений, сначала корейских (гаолийских), а потом маньчжурских племен с китайцами, и здесь несколько раз сменялось владычество тех и других.
Нюжчень, нюйчжи — китайская транскрипция племенного наименования «чжурчжэнь», джурджень. Чжурчжэни — сложившееся в конце XI — начале XII в. объединение тунгусо-маньчжурских племен, заселявших громадные территории Маньчжурии, вплоть до Великой Китайской стены.
Гаолийский — то же, что корейский. Слово «Корея» происходит от имени династии Корё (по-китайски произносится как Гаоли).
Во всяком случае, с большой достоверностью можно предполагать, что некогда на этих теперь пустынных местностях были не одни военные лагеря, но и пункты постоянной оседлости, быть может даже города.
Подтверждением такому предположению служат иссечения из камня, которые, конечно, не были бы сделаны в местах временной стоянки, тем более, что гранит, из которого высечена черепаха, приходилось везти издалека, так как этот камень, сколько известно, не встречается в ближайших частях Суйфуна.
Но давно, очень давно совершалось все это, так что между нынешним скудным населением не осталось даже никаких преданий о тех временах...
В глубоком раздумье бродил я по валам укреплений, поросших кустарником и густой травой, по которой спокойно паслись крестьянские коровы. Невольно тогда пришла мне на память известная арабская сказка, как некий человек посещал через каждые пятьсот лет одно и то же место, где встречал попеременно то город, то море, то леса и горы и всякий раз на свой вопрос получал один и тот же ответ, что так было от начала веков.
Хабаровск. Каменная черепаха возле Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова. Это погребальный памятник князю Эсыкую (Дигунаю) — полководцу чжурчжэней (Цзиньская империя). Была найдена в 1868 г. возле с. Никольское (современный Уссурийск). Доставлена в Хабаровск в 1895 г. Каменная гробница Эсыкуя, навершие плиты с выбитыми на ней иероглифами, гранитные изваяния воинов и льва хранятся в Приморском государственном объединенном музее (г. Владивосток).
Черепаху по Уссурийску с места на место передвигали несколько раз. Она побывала и в городском парке, и в гарнизонном саду. В 1953 г. было прижилась во дворе Дома пионеров. Через три года ее перевезли к Дому офицеров. Стояла 6-тонная черепаха и у Дома художника. И наконец 900-летняя рептилия обрела пристанище в парке возле Дома Российской Армии. Рассказывает Н. Артемьева, сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН: «Однажды солдаты красили здесь лавочки, так они заодно черепашке макияж сделали: пририсовали голубенькие реснички. Пришлось звонить в отдел культуры, чтобы все это смыть». Почти весь Уссурийск признан памятником археологии. Любые строительные работы требуют разрешения историков.
Владивосток. Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева. Каменное изваяние льва (высота 81 см) из захоронения чжурчжэньского князя Эсыкуя (XII в.), найденное в с. Никольском — на территории нынешнего Уссурийска. Передано в музей в 1889 г. Ф.Ф. Буссе. Это и есть одно из «двух каменных грубых изображений каких-то животных, величиной с большую собаку», о которых пишет Н.М. Пржевальский.
Новый автодорожный мост через реку Раздольную, бывший Суйфун (опоры старого моста видны на заднем плане).
Современные историки согласны с тем, что городище в районе нынешнего Уссурийска принадлежало чжурчжэням (нюжчень у Пржевальского) и относится к временам империи Цзинь — Золотой империи чжурчжэней, подчинившей Северный Китай, а потом павшей под ударом монголов Чингисхана.
Упомянутые каменные изваяния (черепахи и «собаки» — по-видимому, львы) находились на могиле одного из их князей. По берегам р. Раздольная и ее притокам археологами обнаружено несколько городищ с земляными валами, небольших крепостей, дворцовых сооружений и храмов, древних захоронений, дорог, колодцев, производственных сооружений и др.
Попытка всерьез исследовать эти древности была впервые предпринята только двумя годами позже путешествия Пржевальского. В те же годы началось и быстрое разрушение памятников.
В 1887 г. Ф.Ф. Буссе (тот самый, чье имя носит деревня Буссе на Уссури близ устья Сунгачи, — «География», № 10/2009, c. 31) писал: «...быстро разрастающееся село Никольское все более захватывает площадь, примыкающую к двум обширным городищам, на которой как на поверхности, так и под землей много остатков древностей. Если не торопиться с раскопками, то эти исторические остатки будут включены в усадебный надел и тогда для науки пропадут безвозвратно». Вот свидетельство следующего очевидца: «Я совершил поездку вверх по Суйфуну до селения Никольского, расположенного около старинных укреплений, состоявших из высоких земляных валов… К сожалению, оставшиеся памятники в виде человеческих статуй, разного рода орнаментов, каменных глыб с надписями, теперь недоступны для наблюдателя. Большая часть из них ушла на фундаменты воздвигнутого здесь ныне русского поселения, это казармы для стоящих здесь батальонов… Я видел только двух, сделанных из камня черепах огромного размера. Они остались только потому, что их невозможно было стащить с места» (Поляков). А исследователь, работавший здесь в 1915 г., записал: «Сейчас остатки старины в Никольске составляют едва ли больше 5% того, что было до прихода русских».
Одну из двух огромных каменных черепах по инициативе основателя Приамурского отделения Русского географического общества Н.И. Гродекова (впоследствии — приамурский генерал-губернатор)
в 1895 г. по Уссури на пароходе перевезли в Хабаровск и поставили перед зданием музея, где она стоит и поныне.
Вторая черепаха осталась в Никольском (Уссурийск). Рядом с ней при раскопках нашли каменную гробницу. Гробницу и льва перевезли во Владивосток. Оставшуюся черепаху тоже собирались доставить во Владивосток, но не смогли.
Оставив деревню Никольскую, я поплыл вниз по р. Суйфуну, которая впадает в Амурский залив Японского моря и резко отделяет степную полосу от гористой и лесной, характеризующей собою все морское побережье.
Истоки Суйфуна (Раздольная) находятся в маньчжурских пределах, так что эта река принадлежит нам лишь средним и нижним своим течением.
245-километровая река Суйфун берет начало в Китае от слияния рек Сяосуйфэньхэ (169 км) и Дасуйфэньхэ (148 км) и входит на территорию РФ с запада (парадокс: из Китая — с запада!). Около г. Уссурийска река круто поворачивает на юг и до своего устья сохраняет это направление. Раздольная как бы принимает эстафету Уссури в качестве путеводной нити для Транссиба.
Однако плавание по ней может производиться удобно только до поста Раздольного, т.е. верст на пятьдесят от устья. Далее же вверх Суйфун делается сильно извилистым и наполнен мелями, по которым в малую воду бывает менее двух футов [60 см] глубины.
Пост Раздольное — ныне село того же имени Надеждинского р-на Приморского края, расположено в 20 км выше впадения реки Раздольной в Амурский зал. Японского моря, на федеральной трассе «Уссури» и Транссибирской магистрали. Село (7,5 тыс. жителей) вытянуто вдоль реки на 14 км! До недавнего времени в Раздольном базировалось несколько воинских частей, ныне многие военные объекты брошены.
Уссурийск. Здание ДОСА (Дом офицеров Советской Армии), открыто в 1950-е годы. Рассказывают, что в его строительстве принимали участие японские военнопленные. Некоторое время возле него квартировала чжурчжэньская черепаха.
Узкая долина, сопровождающая среднее течение этой реки, верстах в пятнадцати ниже деревни Никольской вдруг сжимается отвесными утесами, которые тянутся на протяжении около версты и известны под именем Медвежьих Щек. Такое название присвоено им, как говорят, потому, что в расселинах этих скал медведи часто устраивают себе зимние логовища. Сам я могу только засвидетельствовать, что это место очень живописно и замечательно многократным повторением эха, так что ружейный выстрел долго гремит различными перекатами.
Раздольное. Казанская церковь построена в начале XX в. Потом здесь располагалась школа, артиллерийский склад, солдатский клуб. Ныне вокруг церкви сложился женский монастырь.
Полагают, что теснина Медвежьи Щеки — место, где Раздольная прорывается через разрушенное горное звено, соединявшее прибрежные хребты Северо-Восточного Китая с Сихотэ-Алинем. Во времена Пржевальского вообще считалось, что Сихотэ-Алинь «входит» в Уссурийский край с запада из Китая (и образует водораздел между бассейном оз. Ханка и Суйфуном-Раздольной), а затем уже «заворачивает» вдоль берега Японского моря на север.
В пещере Медвежьи Щеки в долине реки Раздольной обнаружены древние горельефы — археологический памятник.
Тотчас за Медвежьими Щеками долина Суйфуна расширяется от 4 до 7 верст и сначала представляет возвышенные луга, а потом, ближе к устью реки, переходит в болотистые низменности, покрытые тростеполевицей, осокой и тростником.
Бока этой долины до самого моря обставлены горами, которые покрыты дремучими лесами, состоящими исключительно из лиственных деревьев: дуба, ильма, грецкого ореха, пробки, клена, ясеня, липы и других с чрезвычайно густым подлеском.
Как обыкновенно, эта растительность всего роскошнее развивается в падях, где текут горные ручьи и где переплетенные виноградом заросли почти совершенно непроходимы.
В то же время открытые лужайки среди лесов покрыты огромной травой, среди которой попадаются экземпляры дягиля в десять футов [3 м] высоты и толщиной у корня более двух дюймов [5 см].
Земли в пойме Раздольной в настоящее время сильно распаханы. В Надеждинском районе есть даже бахчи (на них работают китайцы).
Спустившись на лодке до устья Суйфуна, я отправился отсюда на винтовой шкуне «Алеут» в Новгородскую гавань, лежащую в заливе Посьета, на самой южной оконечности наших владений.
Осень, видимо, приближалась: ночи становились заметно холоднее, желтые листья уже показались на многих деревьях, стрижи и ласточки большими стаями тянули к югу, а другие птицы собирались в стаи и готовились к отлету.
Раздольное. Здесь много армейских построек, заброшенных воинских частей (стояли ракетчики, зенитчики, химвойска, морская пехота Краснознаменного Тихоокеанского флота, базировались авиационные и медицинские склады). Раздольнинцы говорят, что главная достопримечательность — кольцо, к которому якобы С.М. Буденный (он служил здесь еще до Первой мировой войны) привязывал своего коня.
Шхуна «Алеут» у о. Аскольда. С картины В. Шиляева. На этом парусно-паровом судне Н.М. Пржевальский вышел в море: от устья Суйфуна в Амурский залив и далее на юго-запад.