Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2009
История исследований и люди науки

Путешествие в Уссурийском крае 1867—1869 гг. Читая Пржевальского в 2009-м и следуя за ним по Приморскому краю

Н. М. Пржевальский

Читая Пржевальского в 2009-м и следуя за ним по Приморскому краю

Продолжение. См. № 7, 9, 10, 11,12 /2009 

Все пространство между юго-западным берегом озера Ханка и рекой Суйфуном [ныне — Раздольная; впадает в Японское море севернее Владивостока] представляет холмистую степь, которая на востоке ограничивается болотистыми равнинами реки Лэфу [Илистая; впадает в оз. Ханка с юга], а на западе мало-помалу переходит в гористую область верхнего течения рек Мо [Мельгуновка; впадает в Ханка с юго-запада] и Сахэзы1 [Чихеза, ныне Абрамовка, левый приток Илистой].

 

Переименование Илистой, как и многих других рек края, произошло в 1972 г. после конфликта на Даманском в ходе кампании по «топонимической декитаизации» Дальнего Востока. Многие местные жители, однако, продолжают называть Илистую по-старому, причем часто даже не «Лефу», а «Лефа», склоняя китайское название на русский манер. Иногда можно услышать и вовсе русифицированный вариант — «Лехва».

 

На всем этом протяжении, занимающем в длину более ста верст (от Ханка до Суйфуна), а в ширину от 25 до 40 верст, только две болотистые долины нижнего и среднего течения вышеназванных рек несколько нарушают однообразие мест­ности, представляющей или обширные луга, или холмы, покрытые мелким дубняком и лещиной, с рощами дуба и черной березы. В некоторых местах, как, например, на водоразделе Мо и Сахэзы, местность принимает даже гористый характер, но вскоре степь опять берет свое и на десятки верст расстилается широкой волнистой гладью.

Травяной покров всей этой степи являет чрезвычайное разнообразие, совершенно противоположное однообразию той растительно­сти, которая покрывает болотистые равнины по Сунгаче и Уссури.

С ранней весны до поздней осени расстилается здесь пестрый ковер цветов, различных, смотря по времени года.

Одними из первых появляются пионы, ясенец, касатик [ирис], красная лилия, желтовник [по-видимому, купальница].

Несколько позднее, т.е. в конце июня и в июле, здесь цветут ломонос, подмаренник, а по мокрым местам великолепный розовый мытник.

В августе степь то синеет от сплошных масс колокольчика, то желтеет полосами золотушной травы [череда], вместе с которой во множестве цветет кровохлебка.

Все эти, равно как и многие другие, виды трав достигают здесь по большей части лишь среднего роста, не представляют непроходимых зарослей, которые характеризуют собой уссурийские и сунгачинские луга.

В степной полосе появляется и всегдашняя спутница степей — дрофа, которая нигде не встречается на самой Уссури. Кроме того, здесь множество перепелов, тетеревов, фазанов и мелких пташек, как-то: жаворонков, щевриц, чекканов, стренаток и др.

По болотистым долинам Мо и Сахэзы в изобилии держатся гуси и утки различных пород, а также японские и китайские журавли, белые и серые цапли и аисты. Скользя над самой землею, плавно летает лунь и быстро носятся сокол чеглок, коршун и белохвостый орлан.

Вообще ханкайские степи есть самое лучшее во всем Уссурийском крае место для наших будущих поселений. Не говоря уже про плодородную, черноземную и суглинистую почву, не требующую притом особенного труда для первоначальной разработки, про обширные, прекрасные пастбища, — важная выгода заключается в том, что степи не подвержены наводнениям, которые везде на Уссури делают такую огромную помеху земледелию.

Мельгуновка. Завозится новый комбайн. Картина для современного российского села редкая. Но если в селе работают южнокорейские деньги, это меняет картину.

Ханкайский район с центром в пос. Камень-Рыболов в советское время считался крупнейшим в крае по выработке сельскохозяйственной продукции. В современной же справке Википедии о сельском хозяйстве района осведомленным местным автором вставлен глагол в прошедшем времени: «В районе БЫЛО широко развито скотоводство, овощеводство, выращивание риса и сои». В по­следние годы, правда, в аграрный сектор района активно внедряется южнокорейский капитал: на Приханкайской низменности создано ООО «Агро Дэсун Ханка» с отделениями  в селах Мельгуновка, Ильинка и Октябрьское. Для них закупается новая техника. Основной профиль — рисоводство плюс другие зерновые, соя, животноводство.

 

Сообщение через степную полосу с побережьем Японского моря производится по почтовой дороге, которая идет от поста Камень-Рыболов к реке Суйфуну. Эта дорога довольно хороша для колесной езды благодаря самому характеру местности, через которую она проходит. Только долины Мо и Сахэзы, превращаясь в дождливое время года в сплошные болота, на которых вода стоит от 2 до 3 футов [полметра-метр] глубины, создают тогда серьезное препятствие для сообщений. В особенности неудобна в этом отношении долина Мо, через которую почтовая дорога идет на протяжении 12 верст.

 

Вот как описывал бассейн Илистой, к которому принадлежит и Сахеза-Абрамовка, генералА.П. Белобородов в 1945 г. накануне начала военных действий против японских оккупантов в Маньчжурии:

«Район учений... представлял собой сильно заболоченную низменность близ озера Ханка. С юга на север район пересекала река Илистая, разделенная на два широких и глубоких рукава, каждый из которых в свою очередь разветвлялся на множество проток, обрамленных озерами-старицами. Прошедшие ливневые дожди переполнили Илистую водой, она затопила низкие берега, соединила все протоки и старицы в одно водное зеркало.

— Тяжелые места. Специально выбрали, — сказал генерал Юстерник, когда наша машина, буксуя в залитой водой колее, пробиралась по болотной чащобе к реке Илистая».

 

Правда, есть один недостаток этих степей — именно малое количество воды, но его можно устранить, копая колодцы или запрудив небольшие, часто пересыхающие ручейки в лощинах, и через то образовать там пруды.

 

Ханкайский район и в настоящее время остается единственным в Приморском крае районом, не обеспеченным в достаточной мере питьевой водой удовлетворительного качества.

 

Впрочем, в настоящее время уже сделано изыскание для проложения новой дороги в более узком месте долины Мо (Мельгуновка), где, следовательно, можно удобнее устроить хорошие гати.

Вообще, относительно почтового сообщения как с побережьем Японского моря, так и в особенности с бассейном Уссури поселения, лежащие на берегу оз. Ханка, находятся до сих пор в самых невыгодных условиях.

 

В советское время через Мельгуновку был построен мост на меридиональном шоссе, ведущем от Турьего Рога и Камня-Рыболова почти строго на юг вдоль 132-го меридиана к Михайловке, Уссурийску и далее к Владивостоку. Ныне существующий мост через р. Мельгуновку построен в 1960 г. Сейчас он находится в ветхом состоянии и по нему запрещено движение грузовиков массой более 9 т. Реконструкция намечена на 2009—2010 гг.

 

С последней местностью, т.е. бассейном Уссури, почтовое сообщение возможно только зимою, так как оно производится по сунгачинским болотам, решительно недоступным летом. Затем от истока Сунгачи единственная наша почтовая дорога идет по северному берегу оз. Ханка, следовательно в китайских пределах, где даже стоит наш пост (№ 5) на перешейке, разделяющем воды Большого и Малого озера. Потом эта дорога огибает западную сторону оз. Ханка и через степную полосу направляется к р. Суйфуну.

 

Ныне северная часть Ханка и вся акватория оз. Малое Ханка — полностью под контролем КНР; никакой возможности добраться посуху от истока Сунгачи до западного берега, огибая озера с севера, нет.

Так называется ныне село Никольское

На всем вышеозначенном протяжении, т.е. по Сунгаче, оз. Ханка и на степной полосе, устроены на расстоянии 20—30 верст одна от другой почтовые станции, или, как их здесь называют, станки.

Некоторые из них вместе с тем — и наши пограничные посты. На них живут по нескольку казаков или солдат, которые возят почту и проезжающих.

В самой южной части степной полосы расположены еще две наши деревни — Никольская и Суйфунская. Впрочем, последняя составляет не более как выселок из первой от нее на расстоянии пяти верст на берегу Суйфуна.

Суйфунская поселение весьма небольшое и состоит всего из 5 дворов, между тем как в Никольском считается 47 дворов и в обеих деревнях 313 душ обоего пола. Как Никольская, так и Суйфунская основаны в 1866 г., одновременно с селением Астраханским и выходцами из тех же самых губерний, т.е. Астраханской и Воронеж­ской. Но здешним крестьянам с первого раза не повезло, и в мае 1868 г. обе деревни были сожжены партией китайских разбойников (хунхузов), ворвавшихся в наши пределы.

 

Астраханское — Астраханка, на берегу оз. Ханка, южнее Камня-Рыболова (практически срослась с ним).

 

Однако, несмотря на недавний погром, Никольская и Суйфунская  успели немного оправиться и даже расшириться, так как в том же 1868 г. сюда перекочевали крестьяне, жившие первоначально на верхней Уссури и Дауби-хэ [Арсеньевка].

Во всяком случае, нет сомнения, что Никольское селение в скором времени достигнет полного благосостояния, чему лучшим ручательством служат трудолюбивая энергия ее обитателей, с одной стороны, и прекрасная местность — с другой.

Уссурийск. Старая часть города

Никольское — ныне город Уссурийск. Село, после того как через него прошел Транссиб,  получило городской статус (1898 г.) и стало именоваться городом Никольском. В 1926 г. к названию «Никольск» было добавлено определение «Уссурийский» (чтобы отличать город от Никольска в Вологодской обл.), означавшее принадлежность к Уссурийскому краю, но вовсе не положение на р. Уссури. В 1935—1957 гг. Никольск-Уссурийский носил имя Ворошилов, а с 1957 г. именуется Уссурийск (хотя до р. Уссури — более 100 км и Уссурийск не лежит даже в бассейне Уссури).

В советские годы Уссурийск стал важным промышленным узлом Дальнего Востока.

На местном сырье вырос завод по переработке сои «Дальсоя» («Приморская соя»), производящий растительное масло, маргарин, майонез, мыло, корма.

Для обеспечения местного потребительского рынка в 1935 г. был построен единственный на востоке России сахарный завод «Приморский сахар», использующий в качестве сырья только импортный тростниковый сахар-сырец (в отличие от большинства сахарных заводов СССР, изначально ориентированных на местную свёклу и лишь позднее начавших подрабатывать импортное сырье).

Для обеспечения предприятий рыбоперерабатывающей промышленности тарой из гофрированного картона в 1983 г. был создан Уссурийский картонный комбинат. Сырье — привозная древесная масса и макулатура. В последние годы, из-за удорожания ввозимого сырья, появились планы создания собственного производства древесной массы. Выпускается также линолеум, обои, туалетная бумага.

Положение в качестве железнодорожного узла на Транссибе обусловило появление в городе локомотиворемонтного завода и вагонно-рефрижераторного депо.

Машиностроительный завод «Родина», производивший холодильники «Океан», был куплен частной фирмой «B-Лазер», которая наладила здесь сборку бытовой техники из южнокорейских компонентов (ныне — завод «Океан»).

Наиболее успешно, однако, функционирует предприятие «Уссурийский Бальзам» — производитель алкогольных напитков.

Максимум людности, более 160 тыс., Уссурийском был достигнут в начале 90-х годов. Затем, как и в большинстве населенных пунктов РФ, наблюдается уменьшение численности населения (ныне ок. 150 тыс. чел.), обусловленное деградацией экономической базы, а также сокращением ряда воинских частей, базировавшихся в Уссурийске.

Уссурийск. Авторынок: японские машины

Уссурийск. Административный корпус «Приморского сахара». Протекционистские меры по подъему отечественного свеклосахарного производства могут больно ударить по этому уссурийскому заводу, неизбежно зависящему от импорта сырья (сахарная свёкла в Приморье не растет).

Герб Уссурийска, принятый в начале ХХ в., недвусмысленно указывал на высокий аграрный потенциал окружающей степи Ханкайско-Раздольненской равнины: хорошо развитые притоки Раздольной с просторными долинами и наносными глубоко гумусированными почвами на лессовых отложениях.

 

Действительно, обширная, немного всхолмленная степь с весьма плодородной черноземной и суглинистой почвой представляет здесь на каждом шагу отличные луга и пашни, две небольшие речки — Чагоу и Тундагоу [Раковка] и в пяти верстах р. Суйфун, кроме того, обилие леса возле последней реки — все это такие выгодные условия, что нет сомнения в быстром развитии Никольской даже в недалеком будущем, в особенности, если состоится предполагаемое передвижение сюда из поста Камень-Рыболов штаба 3-го линейного батальона.

Начавшийся 150 лет назад процесс воинского усиления России на Дальнем Востоке ныне пошел вспять. «На днях был в славном городе Уссурийск. И посмотрел, где стоит бригада специального назначения Краснознамённого Дальневосточного военного округа. Спасибо местным жителям, помогли. Я сначала было подумал, что это вовсе не часть, что надо мной пошутили. Развалины, просто развалины! Относительно недалеко есть развалины завода или фабрики. И часть своими развалинами туда прекрасно вписывается». (Из впечатлений на интернет-форумах)

Мемориальный знак «Первым поселенцам Уссурийска»

Н.М. Пржевальский за любимым занятием — на охоте

 

Уссурийск. Памятник Борцам за власть Советов. На заднем плане — здание администрации

1 Река Сахэза, или Лэ-фунцы, составляет левый и самый большой приток Лэфу.

Продолжение следует

TopList