Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №35/2003

Место


Таймыр — Норильск:
классика Севера

Г.А. АГРАНАТ
профессор, доктор географических наук,
Почетный полярник,
член Научного совета Российской академии наук
по Арктике и Антарктике

Окончание. См. № 33, 34/2003

Норильск: темные стороны

Порт Дудинки — водные ворота Норильского промышленного узла

Порт Дудинки — водные ворота
Норильского промышленного узла

Я нарисовал в общем вполне благопристойную картину развития современного Норильска. Перед нами — индустриальный, высокоразвитый город, снабженный всеми мыслимыми атрибутами городской жизни. Город — об этом никогда не лишне напомнить, — воздвигнутый в сложнейших, суровейших условиях.
Ему нет аналогов. Только Советский Союз, Россия смогли создать подобное. Близкие по численности населения аляскинские города Фэрбенкс и Анкоридж расположены в гораздо лучших природных условиях, они имеют прямую железнодорожную связь с незамерзающим морским портом. Единственный на планетарном Севере технологически сходный с Норильском медно-никелевый комбинат и при нем город — Томпсон в Канаде — намного меньше по всем параметрам, он расположен в куда более теплых краях и тоже, как и города Аляски, соединен с обжитой частью страны рельсовыми путями. На севере скандинавских стран и Финляндии крупнее шведской Кируны (45 тыс. жителей) городов нет.
Норильск — первая моя арктическая любовь. Никак не хочется использовать в рассказе о нем черную краску. И все-таки, правды ради, придется...
Откуда, как появился первый, и поныне главный, владелец Норильского комбината — Владимир Потанин, возглавлявший вначале «Онэксим-банк»,
преобразованный затем в более крупный холдинг — «Интеррос»? Напомним: холдинг — это крупное акционерное общество, являющееся держателем ряда дочерних фирм и предприятий. В. Потанин, теперь с 1,8 млрд долл. в кармане, — 222-й в списке миллиардеров мира. Норильский комбинат — одно из первых звеньев возникшей в 90-х годах цепи чудовищного разбазаривания огромного национального имущества СССР. По самой скромной оценке, стоимость комбината, его, как именуют экономисты, основных фондов (зданий, оборудования, машин, различной инфраструктуры) составляла 4—6 млрд долл. А Потанин заплатил за него всего 170 млн долл. 12 Да и эти деньги, судя по тогдашней практике, были им получены то ли в виде государственного кредита, то ли в виде каких-то залоговых акций, то ли в виде ваучеров. Ельцин, Гайдар стремились любой ценой создать в России класс крупных капиталистов. Считается, что норильская акция была одной из самых грабительских в период созданной разрушителями родины новой эпохи первоначального накопления капитала.
Видимо, не было тогда в России, а может быть нет и сейчас, столь честных и независимых рачителей народного добра, каким был, например, хорошо известный в русской истории ХVIII—XIX вв. государственный деятель, занимавшийся преимущественно финансами, Н.С.Мopдвинoв. О нем, точнее ему, писал Александр Пушкин:

Один на знамена поднявши мощный труд,
Ты зорко бодрствуешь над царскою казною,
Вдовицы бедный лепт и дань сибирских руд
Равно священны пред тобою.
Норильск. Лестница с деревянным настилом в центре города
Норильск.
Лестница с деревянным настилом
в центре города

Фото О. Павлова.
http://fotokmr.by.ru/pict

Всё, или почти всё, что сделано в Норильске, формально, юридически укладывалось в рамки пусть тогда же сотворенных, но все равно законов. Пересмотра приватизации, как объявлено руководством страны, не будет. Так что норильские прегрешения имеют сейчас лишь моральное, если не сказать познавательное значение, ничего больше. И все-таки делами Норильска долго занималась Счетная палата Российской Федерации. Бывший заместитель ее председателя, видный политик, один из основателей партии «Яблоко» (Явлинский—Болдырев—Лукин) Ю.Ю. Болдырев написал по результатам ревизии «Норильского никеля» и некоторых других естественных монополий две довольно большие книги 13. Оставим на суд специалистов выявленный им ряд не очень, по его мнению, законных конкретных финансово-экономических действий компании. Они не были отражены в результативном акте ревизии, что заставило Болдырева выдвинуть свое особое мнение и уйти в отставку. Мне представляются интересными, справедливыми принципиальные суждения Ю.Ю. Болдырева, вот они: «Норильский комбинат создавался в невероятно суровых условиях не из чисто экономических соображений, а потому, что добываемые там руды и металлы нужно было получить, в том числе и в интересах обороноспособности страны, любой ценой.
И это — одно из тех предприятий, в которые сначала вся страна вкладывалась, а затем они всю страну кормили. Теперь у нас выжимают слезу рассказами о том, какие замечательные социальные программы осуществляют новые собственники по отношению к жителям Норильска, какие стипендии и премии ввел лично дядя Потанин для бедных студентов и как он помогает Государственному Эрмитажу». И далее: «Никто не потрудился провести сравнение относительно копеечных затрат новых собственников “Норникеля” на социальную сферу с тем ущербом, который был нанесен сделкой передачи им комбината. Очень удобно ограбить всех на миллион, а затем раздать по пятнадцати копеек». «За три года — реальная прибыль 5 млрд долл. Но львиная доля этой прибыли — следствие не ноу-хау новых собственников, а исключительно природная рента и огромный труд предшествующих поколений».
Пожалуй, в этом самое главное. Со своими ста семьюдесятью миллионами, вложенными в покупку комбината, если даже считать их «своими», Потанин не мог бы получить и десятой доли тех пяти миллиардов. Это не их, новых хозяев, прибыль, не их деньги, они принадлежат государству и многим тысячам, если не миллионам людей, отдавших Норильску ум, силы, труд, а иногда — здоровье, жизнь14.
Такова цена народных потерь от политики строительства капитализма на Севере. Ю.Ю. Болдырев применительно к Норильску разработал чуть ли не шесть или семь вариантов радикального исправления положения в пользу государства, в пользу народа. Вряд ли они реальны, ибо требуют решительной, если не революционной, или, по новому словарю, мобилизационной, воли правительства, государства. В сегодняшней ситуации на это трудно рассчитывать.
Но здравый смысл, мировая практика показывают возможность ограничить дальнейшее нарастание мощи капиталистических гигантов, которые — это не раз показано авторитетными исследованиями, — как теперь говорят, по определению, по своей природе не могут успешно решить проблемы здорового развития территории, обеспечить устойчивую социально-экономическую базу, особенно на Севере.
Примеры Норвегии и Аляски показывают, как государство решает проблему «власть—монополии» в свою пользу. К уже известным по ряду публикаций15 фактам добавим, что, по последним данным, в сырьевой, нефтегазовой Норвегии 80% прибылей, полученных за счет природной ренты, идет государству и лишь 20% — добывающим фирмам. У нас — в точности наоборот. Норвегия в последнее время обращает на себя внимание растущей ролью государства в экономике и широкой политикой социального равноправия. В какой-то мере этим отличается и Швеция. Может быть, не случайно то, что упомянутые регионы и страны — сырьевые и, особо хочу подчеркнуть, северные. Значит, именно сырьевой Север более других требует проведения такой политики. Помимо геополитических и других причин общего характера это связано с тем, что Север, что вроде бы уже общепризнано, не может жить в узких, строго рыночных оковах.
Между тем Норильский комбинат, получив от государства, как сказано, дармовую экономическую базу, быстро укрепляется, пытается ослабить зависимость от своего благодетеля. Он выходит на мировую арену, становясь мощной транснациональной корпорацией, диверсифицирует свой профиль в отраслевом и географическом планах. В 2002 г. комбинат приобрел акции золотодобывающей фирмы «Полюс», в 2003 г. объединился с одной из американских компаний, добывающей палладий. Формально «Норникель» теперь стал холдингом, именуемым «Открытое акционерное общество горно-металлургическая компания “Норильский никель”», в него входят 9 предприятий и других структур (Кольские комбинаты, «Гипроникель», фирма «Полюс» и др.). Сам Норильский комбинат в документах именуется «Заполярный филиал ОАО ГМК “Норильский никель”». Это тоже примета неуемного стремления капиталистической корпорации усилить свое господствующее положение по всем направлениям. Вряд ли нужно доказывать давно ставший очевидным тезис: нельзя допускать безраздельное господство на той или иной территории одной рвущейся к власти монополии 16.

Публикация статьи произведена при поддержке торговой компании «Мир дерева». Вы строите загородный дом, и перед вами стоит проблема, как организовать надежную и комфортабельную лестницу? Или необходима выдвижная лестница на чердак? В ассортименте компании представлены как складные лестницы импортного производства, так и собственная линия серийных лестниц, изготовленных на высокотехнологическом производстве. Серийные лестницы PROFI&HOBBY доступны в большом количестве дизайнерских решений и регулируются по высоте, что дает возможность их вписать в уже готовое помещение. Благодаря компактной упаковке не требуют грузового транспорта при доставке, а полный комплект фурнитуры и подробная инструкция дает возможность осуществить самостоятельную сборку.

Кайеркан — город-спутник Норильска

Кайеркан — город-спутник
Норильска

Применительно к Таймыру справедливость такого вывода подчеркивается широкими возможностями его дальнейшего освоения. Их пока трудно точно очертить, но они, безусловно, есть. Недавно вышел, можно сказать, этапный для Таймыро-
Норильского региона, капитальный геолого-минералогический труд члена-корреспондента РАН Д.А. Додина, изучающего регион почти 50 лет. Додин заключает: «Проведенные работы свидетельствуют о чрезвычайно высокой значимости для российской экономики XXI в. никеля, платины, меди, алмазов, кобальта, редких металлов и редких земель, золота и других полезных ископаемых рассматриваемой территории севера Центральной Сибири» 17.
Это теоретический прогноз, приведение его к уровню промышленного освоения потребует долгих, дорогостоящих разведок и технологических изысканий. Такие работы может проводить только государство. При этом Норильск нужно особенно беречь, никоим образом не сокращая его. Он сможет оказаться хорошей базой, форпостом продвижения в новые районы Таймыра.
Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН в обстоятельном исследовании 18 прогнозирует возможность до 2010 г. появления на Таймыре и в прилегающих к нему районах новых горнопромышленных производств. В частности, добычи апатитовых руд, из которых получаются минеральные удобрения, в бассейне р. Котуя, граничащем с Хатангским районом. Это становится необходимым, поскольку крупнейшие в стране апатитовые месторождения на Кольском полуострове быстро истощаются. В более отдаленной перспективе надеются на широкое освоение нефтегазовых залежей в приенисейских районах Таймыра.

Въезд в Талнах — рудную столицу России
Въезд в Талнах — рудную столицу России

Фото О. Павлова.
http://fotokmr.by.ru/pict

Приенисейские районы Таймыра, как ожидают, явятся транспортными коридорами для вывоза по Северному морскому пути лесопромышленной продукции, которую в больших масштабах предполагается получать в областях, прилегающих к среднему течению Енисея. Через Диксон и материковую часть Таймыpa уже проложен воздушный коридор, по нему идут через Северный полюс трансполярные авиалинии из США в Японию и страны Юго-Восточной Азии.
Вообще в наше динамичное время, в век неожиданно возникающих новых технологических и социологических возможностей и потребностей и вместе с тем частых и крупных природных, антропогенных и техногенных кризисов и катастроф столь огромные, свободные территории, как Таймыр, приобретают очень большое значение как многофункциональный резерв — может быть, для того чтобы разгрузить освоенные районы от каких-то отраслей хозяйства и предприятий; возможно, для размещения объектов, связанных с освоением космоса; или для научных исследований, требующих больших пространств, например для изысканий альтернативных видов энергии — ветровой, солнечной, водородной; или для военных баз — в современную эпоху ракетно-космического оружия они требуют большого пространственного разброса. А может, для экстренного размещения беженцев...

***

Итак, мы рассмотрели еще один из путей развития северных регионов. Он значительно отличается от изученных нами других дорог, характерных для Якутии, Аляски, Чукотки (об этом писала «География»). В этом, конечно, не следует видеть нечто необычайное. Географическое разнообразие — суть развития континентов, стран, регионов. Север, видимо, подчеркивает, усиливает уникальность рассмотренных путей. Важно лишь, чтобы все они не слишком нарушали интересы природы, людей, территории. К сожалению, так бывает далеко не всегда...


12 Всего насчитывается 17 новорусских миллиардеров, большинство из них связаны с северными ресурсами. Их суммарный личный капитал — 36 млрд долл., что соответствует примерно половине государственного бюджета России. Весь этот капитал «заработан» таким же способом, как и потанинский. Вот каковы в рамках страны в целом масштабы разграбления национального богатства. И это только то, что досталось самым крупным из новоявленных российских капиталистов. А всем остальным — в сумме, вероятно, не меньшей.
13 Ю.Ю. Болдырев. О бочках меда и ложках дегтя. — М., 2003; Он же. Похищение Евразии. — М., 2003.
14 В. Потанин, однако, говорит: «Я хотел бы вслед за Фордом повторить — что хорошо для “Норникеля”, то хорошо для России». «Литературная Газета» (№ 23—24/2003) ставит хозяина на место: «Красиво, но неточно. Хотя бы потому, что Г. Форд создавал свою империю с нуля (выделено мной. — Г.А.), вначале собирая “самобеглые коляски” в небольшой мастерской». (Да и сам Форд не такой уж ангел: он сказал когда-то, что готов отчитаться за любой заработанный им миллион, кроме первого. — Ред.)
15 См. «География», № 37, 39/2002; «ЭКО» (Всероссийский экономический журнал). — Новосибирск, № 6/2003.
16 Очевидно, что именно неприятие такого господства, протест против него проявились в скандалах, которые отмечались в Норильске во время выборов губернатора Красноярского края в 2002 г. и мэра города в 2003 г. В первом туре выборов мэра более 50% избирателей голосовали «против всех» — выразительный протест против властей и компании. Настораживает также такой факт: компания настаивала на том, чтобы закрыть свободный въезд в Норильск. «Неладно что-то в герцогстве Норильском», «Норильце — в пушку», — острили журналисты («Завтра», № 22/2003).
17 Д.А. Додин. Металлогения Таймыро-Норильского региона. — СПб., 2002.
18 Проблемные регионы ресурсного типа. — Новосибирск, 2000.