Географическая
зональность |
Климатические пояса и
природные зоны в жизни народов
Ю.Н. ГОЛУБЧИКОВ
канд. геогр. наук, ведущий научный сотрудник
лаборатории «Московский регион»
географического факультета Московского
государственного университета
им. М.В. Ломоносова
Продолжение. См. №
24,
25-26,
27–28,
29,
30 /2004
Тропические леса и саванны
|
Гавайи. Пальмовый лес
|
В сухое время года саванна мало чем
отличается от пустыни. Вся жизнь, особенно
животная, исчезает и замирает. Люди изнемогают от
жары, всякая работа утомляет, каждое движение
обессиливает. Но приходит дождливое время года, и
саванна превращается в цветущий сад. Много
свежих и зеленых трав, особенно злаков, вышиной в
человеческий рост. По травянистому покрову почти
везде разбросаны кустарники и деревья,
сбрасывающие листву сухой зимой. Вновь
появляется множество животных, насекомых,
червей, змей.
Жители саванн напоминают во многом кочевников
пустынь, но характер их менее сильный и бодрый.
Наиболее яркими представителями кочевых народов
саванн можно считать племена Восточной Африки,
принадлежащие к семье банту.
В постоянно влажных экваториальных лесах
создается самое крупное сгущение живого
вещества на земной суше при гигантском
биоразнообразии видов. Среди этого изобилия
человек без труда находит съедобные растения в
достаточном для него количестве. Срубив одно
саговое дерево, он обеспечивает себя запасом
пищи на несколько месяцев. Природа этих мест мало
изменчива и не подвержена из года в год сильным
климатическим аномалиям.
Влажный и жаркий, устойчивый климат, щедро
снабжающий человека всем необходимым, привел к
появлению народов, не склонных к долгой упорной
работе. Некоторые племена тропических лесов не
умеют строить жилищ, лепить горшков,
обрабатывать почву. Хорошо понимая мир лесных
животных, люди не приручают их, не разводят скот.
Жизнь их приближается по многим представлениям к
первобытной. Именно среди жителей тропических
чащоб можно найти самых древних по типам и
понятиям людей, например карликовые племена
Африки и Индонезии.
Жители щедрых тропических лесов не настроены
столь воинственно, как их соседи по саваннам и
пустыням. Они слишком ценят удовольствия, чтобы
рисковать своей жизнью. Главные войны в их
истории носили преимущественно оборонительный
характер. При этом даже лошади отсутствовали в
военной истории этих народов. Вообще значение
лошади в жизни народа может, по-видимому, служить
мерилом его воинственности. Америка не знала
лошади до европейской колонизации, но уже в
XVIII в. степные индейцы владели многотысячными
табунами. А вот у индейских племен тропической
Америки лошадь хотя прижилась, но не стала
настолько для них насущной, как у индейцев
прерий. И совсем уж не воспринимали лошадей
пастушеские племена африканских саванн, хотя
лошадей к ним все время завозили арабы, а условия
для их разведения были весьма благоприятны. Ни
одно из негритянских племен к югу от Сахары не
превратилось в наездников.
Зато почти всем народам тропических лесов
свойственно военное хвастовство. При отсутствии
противодействия оно быстро переходит во взрывы
ярости, опасные тем, что при любви к
удовольствиям чужая жизнь под этими широтами
ценится слишком мало. В войне старались
действовать устрашением, ярко расписывая свое
тело орнаментами и украшая его медными и
железными атрибутами, а голову перьями.
При большой физической силе выходцы из тропиков
легко обучаются военному делу и становятся
отличными и мужественными воинами, когда
оказываются на службе у европейцев. Они охотно
повинуются командирам, любят свою военную форму,
награды и звания. Это было оценено еще в
колониальных войнах, которые вели в ХIХ в.
Германия в Восточной Африке, Англия в Индии и
Египте, Франция в Алжире. Негры составляли видную
часть армейских подразделений Франции и США в
Первой и Второй мировых войнах. Сейчас это лучшие
солдаты американской армии. Не стесняемые
гуманными соображениями, они стремятся к одной
цели — к безжалостному уничтожению врага. По
телевизионным репортажам, передаваемым с мест
военных действий США в Ираке, видно, сколько
хороших пехотинцев вышло из потомков
освобожденных негров-невольников.
Ни в одном другом природном поясе Земли рабство
не приобретало такого огромного значения, как в
тропическом. Испокон веков здесь повсюду
процветала работорговля. Главнейшим источником
пополнения числа рабов являлись военнопленные.
Даже сегодня, когда формально рабство запрещено,
оно продолжает жить в странах Западной и
Центральной Африки. Нередко слабые племена
становятся для более сильных просто рабами.
Вплоть до наших дней практикуются в странах
тропических лесов человеческие
жертвоприношения и людоедство. Существование
людоедства в ХIХ в. вне экстремальных
обстоятельств, в обычной обстановке, может
считаться доказанным в полосе между
10° с. ш. и 10° ю. ш. в экваториальной Африке,
Океании, включая и Азиатскую часть архипелага, и
в тех же широтах в Южной Америке. В ХХ веке
людоедство было известно среди племен острова
Суматра, Соломоновых островов, у араваков
Венесуэлы и некоторых колумбийских и
бразильских индейцев.
Без заметных изменений на протяжении
тысячелетий люди экваториальных лесов живут
дробными изолированными племенами и даже
семьями со своими языками. Такой язык вместе с
говорящим на нем немногочисленным племенем
может быстро исчезнуть из-за какого-нибудь
крупного наводнения или войны. Элизе Реклю
приводит пример исчезнувшей венесуэльской
народности атуров, которая оставила только
попугая, сохранившего их наречие. Глупая птица
оказалась единственным наследником духовной
жизни целого народа.
Окончание следует |